На речке, по черкасскому говору, Водолаге, а по старинному русскому Адалаге. Последнее название память о татарском кочевье по р. Адалаге, богатой некогда сенными угодьями. Новая Водолага, не смотря на то, что называется новой, населилась позже Старой Водолаги какими нибудь двумя, тремя годами, не более, т. е. около 1675 г. По переписи 1724 г., в ней показано уже до 707 дворов. Основателем ее был полковник Григорий Ерофеевичь Донец, которому принадлежали все земли Водолажские. В ней, как и в Старой Водолаге, была крепость. Это был четвероугольник в 200 саженей внутри. Валы состояли из железистого песка, и снабжены были несколькими железными небольшими пушками. Внутри крепости находились одна церковь и несколько общественных строений. Дома обывателей были за валом крепости по сторонам ее. Крепость стояла в углу, образуемом р. Водолагой и подходящей к ней слева балкой.
Ныне в Новой Водолаге, казенной слободе, три храма: Воскресенский, Николаевский и Преображенский.
Воскресенский храм показан первым в переписи 1724 г. Такое место он занимает и в ведомостях годов последующих. Это означает, что Воскресенский храм издавна был главным храмом Новой Водолаги. В переписи 1724 г. в приходе Воскресенском показаны 382 двора и два священника Дионисий и Иоанн, а метрики Воскресенской церкви за 1728 г. поданы были уже тремя священниками Иоанном Ивановым, Дионисием Емельяновым и Григорием Степановичем Миргородом. Такое число прихожан и членов причта указывает на то, что первый Воскресенский храм в Водолаге построен никак не позже 1675 г. В 1744 г. Новая Водолага потерпела разорение, Воскресенский храм был сожжен и новый построен уже в 1743 г. Об этом последнем обстоятельстве говорит просьба 1728 г.: «тому лет с 15 и больше,- говорит эта просьба,- в Новой Водолаге построена была церковь Божия Воскресения Господня». По той причине, что храм 1713 г. был «весьма мал», т. е. как построенный наскоро, для удовлетворения крайней нужды, в 1728 г. получено было разрешение построить приличный храм на ином месте. Преосвященным Иоасафом в 1753 г. выдан был протоиерею Симеону Сулиме антиминс для придельного «храма Вознесения Господня, что в Воскресенском храме Новой Водолаги». По грамате, выданной 1792 г. на построение каменного Воскресенскаго храма, видно, что в деревянном храме было три престола.
Каменная Воскресенская церковь здание величественное, как по обширности, так и по типу архитектуры. Благочестие прихожан не было скупо при её постройке, щедро украшало её и по построении. Храм с главой и крестом вызлащенными и с одним куполом, внутри на шести каменных колоннах устроены тройные хоры, пол - чугунный. Престолов - пять. Главный иконостас резной старинной работы куплен в упраздненном Змиевском монастыре.
Храм строился старанием прапорщика Степана Ивановича Черняка и на пожертвования прихожан. Серебренная риза на иконе Св. Николая - дар Черняка, на трех других местных иконах ризы также серебрянные. Главный престол освящен в 1808 г. В 1818 г. крестьянин Федор Сипченко устроил придельный иконостас во имя Вознесения Господня, в 1500 руб. серебром. Другой придельный иконостас во имя трех Святителей устроен в 1820 г. родными братьями Григорием, Иваном и Алексеем Руденковыми, что стоило им 1500 руб. серебром. Матрона Чернецкая, по обету, данному в болезни, устроила в 1836 г. третий иконостас, в 1600 руб. серебром. Сын помянутого Федора Сипченка Михаил в 1847 г. построил каменную колокольню, и бывши строителем, употребил собственных денег на постройку её 2546 руб. Крестьянин Самуил Зубатый устроил в колокольне храм со всею утварью в 4800 руб. серебром. Св. евангелие в 285 руб. серебром, имеющее весу 4 пуд. 26 ф., пожертвовано крестьянином Василием Ильяшенко. Прочая утварь: 9 серебряных крестов, 6 серебряных гробниц и 6 серебряных потиров с приборами - дары благоговейного усердия жителей. Ризница - также богатая.
В храме одна редкая книга: «Ключ разумения священником законным и светским належачий от недостойного иером. Иоанникия Голятовского», Киев 1659. 1660. Здесь: а) «предмова до священников, законных и светских»; б) «казаня» - поучения на разные праздничные дни; в) «казаня приданыи» - 8 поучений; г) «наука короткая, либо способ сложения казаня» - наставление о сочинении проповедей; д) «чуда Пречистой Богородицы некоторыи - з разных авторов собраныи».
Метрики Воскресенской и Николаевской церквей начинаются с 1722 г.
«Историко-статистическое описание Харьковской епархии». 1857 год.