ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мерефа. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Мерефа. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:1761.
Год утраты:1936 (разобрана)
Архитектор:Яким Погребняк (руководство строительством)
Адрес:
Украина, Харьковская область, Харьковский район, г. Мерефа, пос. Артёмовка, пл. Шевченко

Координаты: 49.839867, 36.05225
Проезд:до пл. Шевченко - северная окраина Мерефы, посёлок Артёмовка



Сортировка:

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Слобода Артемовка (Мерефа) Харьковского уезда, Введенская церковь и колокольня храма. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Слобода Артемовка (Мерефа) Харьковского уезда, Введенская церковь и колокольня храма. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Я. Погребняк, Введенская церковь в Артемовке, 1761 г. Опубликовано: Titus D. Hewryk «Masterpieces in wood: houses of worship in Ukraine». – New York, 1987, № 107 (Титус Д. Хеврик «Шедевры из дерева: молитвенные дома в Украине». – Нью-Йорк, 1987, № 107), кадрирование фото С.А. Таранушенко, 1927 г.<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Я. Погребняк, Введенская церковь в Артемовке, 1761 г. Опубликовано: Titus D. Hewryk «Masterpieces in wood: houses of worship in Ukraine». – New York, 1987, № 107 (Титус Д. Хеврик «Шедевры из дерева: молитвенные дома в Украине». – Нью-Йорк, 1987, № 107), кадрирование фото С.А. Таранушенко, 1927 г.
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Слобода Артемовка (Мерефа) Харьковского уезда, Введенская церковь и колокольня храма. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Слобода Артемовка (Мерефа) Харьковского уезда, Введенская церковь и колокольня храма. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Введенская церковь, общий вид с северо-востока, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. 
Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Введенская церковь, общий вид с северо-востока, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Завершения объёмов Введенского храма, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. 
Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Завершения объёмов Введенского храма, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Внутренний вид церкви, интерьер и убранство, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Внутренний вид церкви, интерьер и убранство, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Внутренний вид церкви, интерьер и убранство, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. 
Источник: http://otkudarodom.ua/ru<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Внутренний вид церкви, интерьер и убранство, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Источник: http://otkudarodom.ua/ru
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Свод храма, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Свод храма, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Внутренний вид церкви, элементы декоративного оформления, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Внутренний вид церкви, элементы декоративного оформления, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Окно центрального восьмерика, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Окно центрального восьмерика, фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 января 1927
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г. Фото автора, 1926 г.<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины», 1976 г. Фото автора, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Колокольня Введенской церкви в с. Артёмовка, имение Борткевич, фото Г.К. Лукомского, 1914 г.<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Колокольня Введенской церкви в с. Артёмовка, имение Борткевич, фото Г.К. Лукомского, 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Слобода Артёмовка (Мерефа), церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, старинное фото<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Слобода Артёмовка (Мерефа), церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, старинное фото
Елена Григорьева
??
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Введенская церковь и колокольня в слободе Артёмовка на Харьковщине, рисунок К. Сидорова с фото С.А. Таранушенко, 1926 г.<br>, Мерефа, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Введенская церковь и колокольня в слободе Артёмовка на Харьковщине, рисунок К. Сидорова с фото С.А. Таранушенко, 1926 г.
Елена Григорьева
1 июня 1926



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  2 апреля 2020

В центре пос. Артёмовка (северная окраинная часть г. Мерефа) есть небольшой сквер по ул. Соборная, в котором установлен памятный деревянный неокрашенный крест. Он установлен в память о церкви в честь Введения во храм Богородицы, которая находилась здесь - на месте сквера.

Мерефа была сотенным городом Харьковского полка и полагают, что здесь родился кошевой атаман Запорожской Сечи И.Д. Сирко. Церковь Введения во храм Богородицы была построена под руководством Якима Погребняка в 1761 г. без железных гвоздей. Разобрана на нужды колхоза в 1936 (37) г., а колокольня сгорела во время Великой Отечественной войны от удара молнии. Была при церкви трёхклассная церковно–приходская школа. Тщательнейшим образом этот памятник деревянного зодчества изучал Стефан Таранушенко. В ноябре 1926 г. он сделал его обмеры и фотографии, благодаря чему мы имеем представление о его виде, плане, конструктивных особенностях. В ведомости о состоянии церквей Харьковского уезда за 1827 г. отмечено, что Введенская церковь «возобновлена в 1824 г. подделкою (то есть подведением под церковь) каменного фундамента и покрытием железа с окрашением. Церковь деревянная весьма крепка. Построена в 1761 г.; в ней престол один - Введения Богородицы в Храм Господень. К продолжению служения опасности нет».

Церковь Введения была крещатой, пятисрубной, пятиверхой. Ее план, срубы стен и верхи построены по традициям слобожанской школы церковного зодчества. Срубы храма были в плане квадратовыми, со срезанными углами; сторона квадрата центрального сруба заметно превосходила стороны боковых срубов. Боковые срубы прилегали своими гранями к этим обсеченным в плане квадратам центрального сруба. Разная ширина основы центрального и боковых восьмериков создавала логическую конструктивную базу для возвышения центрального верха, что придавало линиям здания вертикальную динамику. Центральный верх конструктивно разворачивался вверх тремя заломами, а боковые верхи - двумя заломами. Расстояние между осями верхов и соотношения их масс, отмечал С. Таранушенко, продуманы так тонко, что зритель может почувствовать, как потоки света окутывают каждый верх в частности, но они при этом воспринимаются как гармоничное единство. Вот описание главных особенностей внутреннего пространства храма (интерьера), как их видел упомянутый исследователь: «Из бабинца зритель охватывает одним взглядом высоту центрального участка от пола до верха восьмерика, в центре которого ярким пятном вырисовывается квадратное окно с замысловато вытесанными по внутреннему контуру косяками. Объемы северного и южного рукавов в нижней половине непосредственно связаны с объемом центрального участка, создавая тем самым единый объем на всю ширину строения».

В интерьере Введенской церкви Я. Погребняк организует пространство по модели его высотного развертывания, характерного для украинского народного церковного строительства. Два ряда больших окон пропускали потоки яркого света в пространство храма, усиливая впечатление гармонии и красоты. На освещенных стенах среднего верха выразительно обозначались двухъярусные вырезы, объединяющие в одно целое внутреннее пространство. Центральный сруб в основе заломов имел резные деревянные стяжки, которые усиливали внутреннюю ритмику отвесных, наклонных и горизонтальных плоскостей и линий.

Совершенство строительной техники и точность конструктивного мышления Якима Погребняка проявляется и в учете им особенностей восприятия строения зрителем. Дополнительную стройность внешним архитектурным формам строения добавляли грани срубов церкви и легкий наклон стен каждого верха к центральной оси. Наклон граней восьмерика внутрь составлял около пяти градусов, но он был совсем незаметным. Этот наклон обеспечивал восприятие храма как целостного и, кроме того, создавал впечатление порыва вверх. Архитектурная правильность форм Введенской церкви, стройность, высокая художественная техника замысла и выполнения вызывают радостный восторг даже в воссоздании на фотографиях и рисунках. Огромные световые прорезы и значительное число окон придавали сооружению особую изысканность. Сложная игра поверхностей, горизонтальных и вертикальных линий, контрастное сочетание белых верхов и цветных дверных косяков дают все основания соотнести это сооружение со стилевой системой рококо. С западной стороны от церкви одновременно с ней была построена трехъярусная деревянная колокольня, подобная ей по архитектурным формам.

На месте разобранного храма 2 сентября 1995 года установлен и освящён деревянный неокрашенный памятный крест с мемориальной доской. Доска из пластика, углы её обломаны, воспроизвести надпись на доске полностью не представляется возможным.

http://www.shukach.com/uk/node/56365


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 июля 2022

Яким Погребняк построил еще один храм (к сожалению, не уцелевший) в селе Артемовке. Здесь в 1761 г. он построил Введенскую церковь – классический памятник украинского деревянного строительства. Её формы, пропорции и размах свидетельствуют, что уже на раннем этапе своего творчества Погребняк был глубоко своеобразным и високоодарённым художником. То, что у него намечалось еще в Артемовке, потом развилось и усовершенствовалось в Новомосковске. На стройке в Артемовке ему удалось проверить много эффектов, рассчитанных на оптическое впечатление. Ни у кого из украинских мастеров не была так остро обнаружена пирамидальность сооружений, как у него. Центральную, очень просторную в плане баню, он сделал почти вдвое выше боковых. Она имела три залома, тогда как боковые – всего по два. Поставлены они были не тесно и являли своеобразную пространственную композицию, где «запевалой» выступала центральная баня, а «подголосками» – боковые.

В интерьере центральный сруб в горизонтальных гранях заломов имел резные скобы-стяжки, что ритмическим расположением создавали добрый росторовой масштаб. Два ряда больших окон давали яркий свет на стены бани и хорошо обрисовывали легкой тенью резьбу на скобах. На освещенных стенах средней бани отчетливо вырисовывались двухярусные вырезы: нижний – в форме обычного косяка с наискось срезанными рогами, а верхний – в виде большого круга. На боковые бани приходилось меньше света, поэтому из них вырезы казались сияющими пятнами, а верхний вырез – словно золотым диском Солнца.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 

Введенская церковь в Артемовке пятисрубная, пятиглавая, с восьмигранной центральной частью и четырьмя шестигранными рукавами. Построена в 1761 г.

Внутри следы ремонтов заметно в фонарях алтаря, южного и северного рукавов. Без сомнения, достроен с запада притвор; при этом, западная и обе смежные стены сруба бабинца вырезаны были на 2/3 их высоты. Тогда же, где-то в начале XIX в., пристроен с захода портик на четырех колонках и крыльца к южным и северным дверям. Старое кожухование стен заменено горизонтальной обшивкой.

Восточная грань сруба стен бабинца в нижней части имеет заплечики. Срубы стен алтаря, южного и северного рукавов заплечиков не имеют и соединяются с центральным срубом в замок без остатку. Таким же замком соединяется с центром верхняя половина сруба стен и бабинца. Южная и северная стены Бабинца соединены между собой лишь одним брусом на середине высоты, там, где кончаются заплечики. Южный и северный рукава открыты к центру в нижней половине; верхняя же половина южной грани северного рукава и северная грань южного рукава – глухая стена прорезана только в центре просветом – голосником в виде круга. Алтарь совмещается с центром так, как и южный и северный рукава, с тем отличием, что просвет в глухой, верхней половине западной стены имеет форму не круга, а креста.

Просветы в срубах стен рукавов – в гранях, смежных с центральным участком, - показывают, как трактует мастер увязку объемов участков между собой. Тесно увязаны объемы бабинца и центра. С бабинца зритель охватывает взглядом высоту центрального участка от пола к верху восьмерика, в центре которого ярко вырисовывается квадратное окно с прихотливо вытесанными по внутреннему контуру коробками (в других церквях такой формы оконных дверных коробок автор не встречал). Объемы южного и северного рукавов непосредственно увязаны с объемом центрального участка, создавая тем самым единый объем на всю ширину строения, но лишь в нижней половине срубов стен. Алтарь мастер трактует как изолированный объем. Так же изолированы объемы верхов южного и северного рукавов и центра. В церкви нет таких точек, из которых соседние верхи воспринимались бы как единая композиция связанных между собой объемов, как то видим мы в Пакуле, Березне, Смелом. Лишь, когда стать на границе двух участков, можно увидеть в церкви в Артемовке сразу два верха. Мастер как бы заставляет переходить из одного участка в другой и, наблюдая их поочередно, по частям, составлять в воображении художественный образ интерьера строения.

В Артемовской церкви хорошо прослеживались цинали круглые, диаметром 4 см, вблизи углов сруба. Внутри строения в южном рукаве на западной половине южной стены цинали размещались на такой высоте от пола (см): 1-й – 130, 2-й – 205, 3-й – 295, 4-й – 315, 5-й – 395, 6-й – 440. Расстояние между 1 и 2 циналями 75 см, между 2 и 3 – 90, между 3 и 4 – 20, между 4 и 5 – 80, между 5 и 6 – 45 см.

В центральном участке (внутри) цинали заметны в срубе стен и в первом восьмерике.

Окна верхних восьмериков всех участков строения луток не имеют, просветы для них вырублены прямо в брусьях сруба. Окна первых восьмериков и в срубах стен имеют лутки, связанные в углах на косу. Косяки связаны иначе: виршень на боковую коробку ложится двумя прямоугольными зазубринами наверху большими, широкими и высокими, внизу – маленькими.

Церковь в Артемовке определяется высокой совершенной строительной техникой, приближающейся уже к сухой. На границе перехода залома в восьмерик мастер не оставляет верхнюю линию венцов соседних граней на равной высоте, а подтесывает брусья так, чтобы линия перехода от залома к восьмерику была ровно отбита по шнуру. Резные ригели, замкнутым кольцом венчают верх стен и верх первого восьмерика центральной участка и верхом коротких граней рукавов, эффектные, но мотив резной вереницы на них суховат, тогда как нижний бордюр ригелей, наоборот, высечено сочно.

Построение плана строения, срубов стен всех участков и верха центрального участка развивается четко и логично. К построению фонаря центрального участка и верхов всех рукавов приходится отнестись с некоторой оговоркой. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что внутренняя высота северного рукава более чем на 0,5 м превышает высоту остальных трех рукавов. Возможно, это следствие ремонтов, потому что северные рукава деревянных церквей всегда больше всего страдали от влаги. Подверглись, вероятно, ремонтам также верхние заломы всех верхов. Во вторых и третьих заломах всех четырех рукавов смотрятся головки больших, кузнечной работы, гвоздей – бесспорные следы реставраций.

Обращает на себя внимание то, что первые заломы всех четырех рукавов преломлены под одним углом (60°), но высота их разная. В южном рукаве залом ниже, чем в алтаре, в южном – ниже, чем в северном, и самый низкий – в притворе. Восьмерик, наоборот, в этих трех рукавах выше, чем в алтаре, следовательно, высота срубов стен, вместе с их заломами и восьмериками, у всех рукавов одинакова. Высота срубов стен, вместе с двумя заломами и восьмериками, в алтаре и притворе одинакова, а в южном рукаве она больше на 20 см на 75 см больше в северном рукаве. Неизвестно, это сознательное избегание однообразного во всех рукавах решения композиции верхов, или последствия ремонтов, или невнимательность мастеров. При осмотре строения в натуре при переходе с одного участка ко второму нельзя заметить эти различия в размерах. Их обнаруживают обмерные чертежи.

При осмотре строения в натуре интерьер ее производит сильное впечатление гармоничностью развития объемов компонентов в пространстве. Центральный участок подчеркнуто выделен и размерами, и отделкой, резными деталями, и, особенно, щедрым освещением.

Следует обратить внимание на то, что углы, под которыми наклонены грани заломов каждого участка, постепенно возрастают. Так, в центральном участке угол первого залома составляет 60°, второго – 65°, третьего – 70° и четвертого – 75°. В алтаре угол первого залома 60°, второго – 65° и третьего – 75°.

Полной симметрии (к пристройке притвора) плана строения соответствовала полная симметрия внешнего вида памятника. Посередине, между четырех одинаковых башен рукавов, возвышается, постепенно вырастая в доминанту, верх центрального участка. Центр строения в Артемовской церкви выделен не только верхом, но и всем объемом участка, начиная с подмурка (фундамента). Центр выделен отдельным срубом стен. Высота срубов стен всех пяти участков одинакова; следовательно, в этой части объем целого строения трактуется как единая не резко дифференцированная масса. Высота первого залома центрального участка незначительно превосходит высоту заломов рукавов. Начиная с первого восьмерика, центральный участок резко отделяется от рукавов, значительно увеличивает размеры (по сравнению с рукавами) своих восьмериков и заломов; верх центрального участка вырастает в стержень архитектурной композиции. Указанную разницу в высоте некоторых частей верхов рукавов снаружи мастер вполне нивелирует, придав однотипное оформление всем четырем верхам.

В Артемовской церкви структура срубов, их пропорциональные взаимосвязи и, как следствие, художественный язык и художественный образ памятника раскрываются во внешнем виде и в интерьере неодинаково. Тонкую изысканность, собранность и стройность, нежную гармоничность, музыкальность художественно-архитектурного образа строения особенно выразительно и эффектно проявил мастер во внешнем виде Артемовской церкви. Присмотревшись к объему сгруппированных срубов стен пяти участков, можно заметить обильное и ритмичное сопоставление различных по величине и стройностью граней: больших (у которых высота лишь на 1/3 больше ширины), меньших (у них высота уже вдвое превосходит ширину) и совсем узеньких (основа у них составляет лишь 1/5 высоты). Грани срубов четко, но не резко намечают плановое расчленение строения. Разница в освещении и различие ракурсов, в которых зритель воспринимает архитектурные формы строения, убеждают в том, что мастер снаружи, в формах срубов, ценил и подчеркивал их живописный элемент. Энергично расчлененные массы стройных верхов усиливают элементы живописной трактовки форм. Таким образом, элементы живописного подхода характерны для выявления мастером архитектурно-художественного образа строения в его внешнем виде.

Высота первых заломов рукавов незначительно меньше высоты первого залома центрального участка. Но заломы рукавов резко уменьшают массы срубов каждого участка, тогда как центральный участок в первом заломе незначительно уменьшает объем. Восьмерики рукавов, их длина и ширина вдвое меньше длины плана участков. Восьмерик центрального верха уменьшает объем лишь на треть. Размеры и весомость формы восьмерика центрального участка выделяют его как композиционное ядро целого строения. Во внешнем виде заломы (кроме первых заломов всех участков и второго залома центрального верха) короткие, низкие; их роль очень скромная - сопрягать объемы восьмериков. Что же касается масс восьмериков, то их характерными чертами во внешнем виде будут такие: их высота составляет не более 2/3 длины; уменьшаются их массы медленно, постепенно, коэффициент отношения высоты к длине уменьшается в спокойном темпе. Верх центрального участка (при значительной его относительной высоте) составляет 3/2 высоты сруба стен, что не нарушает оптической стабильности строения. Все верхи выглядят стройными. Они легко и уверенно разворачивают движение масс.

Гранность срубов придала стройности архитектурным формам во внешнем виде строения. Еще более значительна роль гранности в оформлении пространства в интерьере. По обмерам высота сруба стен центрального участка, например, равна длине ее плана. Зритель же в интерьере, благодаря стройности граней сруба стен, воспринимает этот объем участка как призму, у которой высота явно превосходит длину.

Уже упоминалось о том, что пропорции тех же срубов в интерьере и внешнем виде воспринимаются по-разному. Проиллюстрируем это рассмотрением верха центрального участка. Первый залом в интерьере по обмерам составляет менее 1/3 высоты сруба стен; на вид же залом равен почти половине высоты сруба стен. Высота восьмерика в действительности на 1/5 больше высоты первого залома, а на глаз кажется, что высота обоих этих срубов одинакова. Ширина восьмерика примерно на 1/3 меньше ширины стен сруба, для зрителя же ширина восьмерика равна лишь половине ширины плана участка. Наклон граней восьмерика внутрь достигает 5 см на 1 м, а кажется он значительно большим, тогда как снаружи этот наклон совсем незаметен. Углы наклона граней срубов заломов постепенно растут (60, 65, 75°); для зрителя же угол наклона второго залома воспринимается как одинаковый с углом первого. Зато высота грани второго залома в интерьере кажется почти вдвое меньшей, чем у первого, тогда как в действительности разница высоты граней значительно меньше. Ширина второго восьмерика снаружи составляет примерно половину ширины первого, в интерьере же она на глаз равна лишь 1/3. Высота второго восьмерика снаружи составляет 2/3 первого, в интерьере на вид она равна лишь 1/3; в действительности она равна половине. Форма вытянутого стройного вверх четвертого залома внутри реет в полумраке; его высоту глаз не в состоянии четко определить; средствами иллюзорного повышение мастер отдаляет объем этого залома на неопределенную (при отсутствии промежуточных ориентиров), но значительную высоту. Снаружи сруб четвертого залома (его можно рассматривать и как фонарь) замаскирован глухим фонарем, у которого ширина ощутимо превосходит высоту.

Характерные черты стиля мастера-строителя всегда ярко отражаются в пропорциональном строе строения. Исходный размер в построении плана – длина центрального участка. В плане центральный участок - квадрат с отсеченными углами.

Алтарь в плане тоже квадрат с отсеченными внешними углами. Сторона этого квадрата равна половине диагонали прямоугольника, что составляет половину квадрата, в который вписывается план центрального участка.

Планы бабинца (до перестройки), южного и северного рукавов повторяют с незначительными отклонениями абрис и размеры плана алтаря.

Высота срубов стен всех пяти участков одинакова, она равна длине плана центрального участка. Размеры срубов заломов и восьмериков всех верхов определяются размерами плана.

Первый залом составлялся, исходя из намерения уменьшить внутренний объем участка, так, чтобы первый восьмерик, его длина и ширина в основе равнялись длине плану алтаря.

Высота второго залома определялась тем, что вместе с высотой первого залома и восьмерика равнялась длине сруба стен центра (вверху).

Второй залом заложен таким образом, чтобы второй восьмерик, его длина и ширина составляли половину тех же размеров первого восьмерика (внизу); высота второго восьмерика также вдвое меньше высоты первого восьмерика.

Высота четвертого залома определяется тем, что высота верха центрального участка равна удвоенной восточной грани плана центра или полуторной длине центрального участка. Внутренняя высота центральной части больше длины плана строения на половину длины плана алтаря и равна удвоенному расстоянию между южным углом западной и северным углом восточной граней плана участка.

Внутренняя высота алтаря, бабинца и южного рукава почти одинакова (с незначительными различиями), она равна сумме полной длины плана центрального участка и алтаря и толщины одного бруса; внутренняя высота северного рукава на 0,5 м больше.

Высота первого залома алтаря равнялась высоте первого залома центра.

Первый залом алтаря состоял с расчетом, чтобы полная длина восьмерика была равна половине полной длины стен сруба участка (вверху); высота восьмерика и первого залома вместе равна длине южной грани стен сруба участка (вверху).

Высота второго залома и восьмерика вместе равны длине восьмерика.

Третий залом алтаря можно рассматривать и как глухой фонарь. Основа его -длина второго залома (вверху), верхняя грань (плафон) равна половине высоты восьмерика, высота равна длине верхней грани.

Высота верха алтаря равна диагонали южной половины плана алтаря. Внутренняя высота алтаря равна сумме полной длины плана центра и алтаря.

У первого залома бабинца размеры другие, чем у алтаря; он на 1/3 ниже алтарный.

Высота первого залома вместе со срубом стен равнялась удвоенной длине сруба стен бабинца (вверху).

Восьмерик бабинца почти настолько выше восьмерика алтаря, насколько залом бабинца ниже залома алтаря.

Высота верха бабинца на венец ниже верха алтаря. Внутренняя высота бабинца равна сумме полной длины плана алтаря и центра.

Высота первого залома и сруба стен южного рукава вместе равна двойной ширине плана участка.

Высота второго залома, восьмерика и первого залома равна ширине сруба стен участка (вверху).

Высота верха южного рукава равна высоте верха бабинца. Внутренняя высота южного рукава равна сумме полной длины плана алтаря и центра.

У северного рукава основа первого залома – ширина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равна половине основания, высота – 1/3 полной ширины сруба стен (вверху).

Восьмерик верха северного рукава имеет длину и высоту такие же, как и восьмерик южного рукава.

Высота второго залома и восьмерика, вместе взятых, такая же, как и высота второго залома и восьмерика южного верха.

Высота третьего и второго заломов вместе равна высоте восьмерика.

Высота верха северного рукава на один венец ниже суммы высот первого восьмерика и первого залома центрального участка.

С.А. Таранушенко «Ммонументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.