ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь.

Монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы


Козифа (Козипа). Козифский Введенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 500 - 700.
Адрес:
Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, Козифа

Координаты: 41.846699, 43.697294
Проезд:Из г. Карели на юго-запад вдоль реки Дзама





Козифский Введенский мужской монастырь, вид с севера<br>, Козифа (Козипа), Шида-Картли, Грузия
вид с севера
zavar-vera
22 августа 2022
Козифский Введенский мужской монастырь, вид с северо-запада<br>, Козифа (Козипа), Шида-Картли, Грузия
вид с северо-запада
zavar-vera
22 августа 2022
Козифский Введенский мужской монастырь, Вид с юго-востока. Справа - Введенская церковь, слева - Воскрешения Лазаря.<br>, Козифа (Козипа), Шида-Картли, Грузия
Вид с юго-востока. Справа - Введенская церковь, слева - Воскрешения Лазаря.
zavar-vera
22 августа 2022
Козифский Введенский мужской монастырь, западный фасад<br>, Козифа (Козипа), Шида-Картли, Грузия
западный фасад
zavar-vera
22 августа 2022
Козифский Введенский мужской монастырь, , Козифа (Козипа), Шида-Картли, Грузия
zavar-vera
22 августа 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 сентября 2017

Монастырь был построен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Точное время его возведения неизвестно, но, предположительно, это временной отрезок с VI до IX века. В комплекс входят пять строений. Основное и самое старое здание Введенской церкви выложено из обработанных плит базальта, на которых едва различимо сохранились очертания росписи с орнаментом из канклийского камня. Еще одно строение – церковь прп. Шио-Мгвимского - дошло до наших дней почти в первозданном виде. Церковь Всех святых сильно разрушена из-за постоянных набегов завоевателей. По этой же причине остальные два строения – в честь св. Георгия Победоносца и в честь Воскрешения Лазаря разрушены почти до основания.

Согласно исследованиям Мегвинетхуцеси, Цицишвили и еще нескольких историков, создавших труды в прошлом и позапрошлом веках, комплекс занимал довольно большую территорию с кельями и хозяйственными постройками. Здесь даже был водопровод. Основной расцвет монастыря приходится на XIII век. Позже он еще долгое время имел существенное значение в духовной жизни региона. В семнадцатом веке монастырь постепенно пришел в упадок и даже на время опустел. В 1997 году монастырь возобновил свою работу по распоряжению митрополита Руисско-Урбнисского Иова (Акиашвили). В наше время в обители проживают около дюжины монахов и послушников. Вокруг комплекса частично сохранилась окружающая его стена, строительство которой предположительно датируют XIII веком. На территории комплекса есть подземный склеп, в котором хранятся останки монахов, погибших во времена вражеских набегов.

На территории комплекса постоянно ведутся восстановительные работы, и монахи надеются вернуть монастырю былое величие. Стены храмов заново расписывают, меняют крыши и расширяют посевные земли.

Территорию комплекса окружает старый и красивый лес, с которым связана одна легенда. Согласно легенде, в этих местах охотились несколько человек, и всем им одновременно явилось видение Святого Духа. Поэтому в этом месте позже была построена небольшая часовня цилиндрической формы прямо из стволов старых деревьев. В один из стволов даже врезана икона девы Марии, при этом дерево остается живым и продолжает расти.

Источник: "Viva Georgia"


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  21 сентября 2022

С древности Дзамское ущелье благодаря выгодному географическому положению считалось одним из важнейших узловых пунктов Картли. Неподалеку от древнего г. Мдзорети (совр. дер. Ортубани) была выстроена крепость Дзама – форпост региона.

Первой основанной в ущелье обителью стал мужской монастырь Козифа основанный в VII-IX вв. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монастырский комплекс составляют 5 церквей, наиболее ранняя – Введения во храм Пресвятой Богородицы – датируется VI-VII вв. Церковь сложена из обтесанных плит базальта со следами росписи, орнаментированный иконостас из канклийского камня. Церковь во имя преподобного Шио Мгвимского сохранилась практически в первозданном виде, церковь Всех святых сильно разрушена, церкви во имя Святого Георгия и в честь Воскрешения Лазаря в настоящее время превратились в руины.

Монастырский комплекс занимал обширную территорию, где были размещены кельи и хозяйственные постройки был проведен водопровод. В XIII веке монастырь достиг своего расцвета и потом ещё долгое время играл существенную роль в духовной жизни региона, несмотря на многочисленные набеги захватчиков. В XVII в. монастырь пришел в упадок и возобновил деятельность 17 июня 1997 г. При митрополите Руисско-Урбнисском Иове (Акиашвили). Вокруг комплекса частично сохранилась окружающая его стена, строительство которой предположительно датируют XIII веком. Есть ещё одно интересное место на территории комплекса: подземный склеп, в котором хранятся мощи монахов, принявших мученическую смерть от рук иноземных захватчиков.

По материалам сайта "Abeona travel"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 января 2025

Монастырский комплекс Козифа был основан в VII-IX веках, название взято из монастыря имени Святого Георгия Козифского, расположенного вблизи Иерусалима.

В комплекс входят 5 церквей, а монастырская жизнь начинается с VI-VII веков. Церкви построены в разное время, но тесно прижимаются друг к другу и образуют единый комплекс. Среди храмов самым большим является церковь имени введение во храм Пресвятой Богородицы. Кроме этого храма, здесь также есть церкви Св. Щио Мгвимели, праведного Лазаря, всех святых Грузии и церковь Св. Георгия. Под храмом воскрешения Св. Лазаря, глубоко в земле находится склеп, где покоится множество священных останков.

Исходя из стилистических особенностей, строительство началось в VIII-IX веках. Особенно интенсивное строительство комплекса Гугоми происходило в XIII веке. Это подтверждается стилистическим анализом основных построек (церковь Богородицы, ограда) и надписью на арке «внешних ворот» ограды, говорящей о строительстве и убранстве главного храма комплекса (надпись в настоящее время хранится в Государственном музее Грузии, им. С. Джанашиа).

По описанию Димитриа Мегвинетухуцесишвили (XIX век), Ясона Цицишвили (XIX век) и Серги Макалатиа (XX век), монастырский комплекс был окружен большой оградой, внутри которой находились комнаты монахов и маленькие кельи. Также по их словам, внутри забора наблюдались водоотводящие трубы. Здесь же были зарыты большие квеври (в Закавказье керамическое изделие, напоминающее амфору, но без ручек. Имеет форму конуса и используется при изготовлении вина). Все это говорит о том, что монашеская жизнь здесь процветала веками.

Строительство было завершено примерно в XV-XVI веках. Известно, что жизнь монахов здесь длилась до XVII века. Но к сожалению, из-за вражеских нашествий, монастырь в этот период прекратил свое существование. Вахушти Багратиони, известный грузинский историк XVIII века, упоминает в географическом описании ущелья Дзами: «Ниже Гуджарети находится монастырь Козифа, безкупольный, хорошо построенный, внутри горы, который на данный момент недействующий».

Ограду для комплекса сделали в последние десятилетия XIII века. Построен забор из щебня. Широкий вход с восточной стороны, или «внешние ворота», имели арку с надписью использовавшуюся в древнегрузинском — «асомтаврули» (эта надпись хранится в Государственном музее Грузии). Отсутствует начало и конец надписи, трудночитаема, но по сохранившимся фрагментам можно определить – в нем рассказывается о строительстве и убранстве главного храма комплекса.

В 1997 году, митрополит Руис-Урбниси Иоб восстановил монастырь.

По материалам сайта "Georgian travel guide"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 января 2025

Монастырь Козифа находится в дальнем конце Дзамского ущелья и считается исторически первым монастырём в этом ущелье. Выглядит как группа из 4-х зальных храмов, пристроенных вплотную один к другому, плюс хозяйственный корпус, плюс всякое интересное вокруг в лесах. В последние годы (2017 — 2018) усиленно пиарится турфирмами как самый непосещаемый и самый нетуристический монастырь в Грузии.

С историей монастыря все очень запутанно. Мы знаем её из двух источников: из академической литературы и по рассказам монахов. И во всех версиях мало чего с чем сходится. Как известно, идею монашества в Грузию принесли в VI веке ассирийские отцы. Козифские монахи говорят, что основание монастыря как-то с ними связано. И это вполне возможно; один из ассирийцев, Пирос Бретский, основал монастырь недалеко от Дзамского ущелья, и имел все возможности повлиять на основание ещё одного. И это значит, что монастырь основан где-то в самом конце VI века. Монахи полагают, что как минимум один храм из пяти был построен в VI веке. Но официально утверждается, что первый храм был построен примерно в VIII веке, и это тот, что сейчас стоит восточнее храма Св. Гиоргия. Чуть позже, но в том же веке был построен храм Св. Лазаря — сейчас это угловой юго-восточный. И только лет через 400 появился самый крупный храм — Введенский. Он имеет размеры 17,85 на 7,85 метров. (Православная энциклопедия датирует его VI-VII веком). Потом, в самом конце XIV века, пришёл Тимур и почти всё здесь разрушил.
Ещё лет через 200, где-то в конце XV или начале XVI века с запада были пристроены ещё два храма: Св. Шио-Мгвимского и Св. Гиоргия. Хотя стоит иметь в виду, что это хронология несколько условна.

В лучшие годы вокруг монастыря могла быть крепостная стена, какие-нибудь башни и различные хозяйственные постройки. Потом, в XVII веке монастырь пришёл в полный упадок. Может быть, из-за нашествий шаха Аббаса. 17 июня 1997 года митрополит Руисско-Урбнисский Иов восстановил монастырь. Считается, что Козифа стал первым действующим монастырём в Дзамском ущелье, и последующие 60 были построены по его примеру.

По состоянию на 2019 год в монастыре два оснвоных строения: хозяйственный корпус, большой и красиво построенный, и сами храмы, стоящие тесной группой. Из всех храмов только храм Святого Шио дошёл до нас нетронутым, остальные восстановены в разное время. Храм Святого Георгия восстановлен с фундамента. В этомхраме есть фрески. Современные, но весьма прилично сделанные.

Из знаменитого в монастыре есть высокий трёхсотлетний кедр. Обычно производит на посетителей сильное позитивное впечатление.

На скале над монастырем построена сомпатичная колокольня, крытая голубой черепицей. Где-то за ней находится дом настоятеля, туда ходить посторонним не положено, хотя именно оттуда получился бы неплохой кадр. В стороне среди деревьев построены домики-кельи остальных монахов.

Есть ещё что-то в лесу вокруг монастыря, например, небольшая часовня между стволами елей. Туда иногда водят посетителей. Не исключено, что после 2019 года здесь ещё что-то достроят или появятся ещё какие-то необычные штуки.
Кроме всего этого, монастырь стал известен своей криптой, которая расположена под храмом Лазаря. Явно в очень давние эпохи монахи вырубили в скале пещеру и соорудили там каменные ящики. В наше время туда сложили кости, которые найдены на территории монастыря. Женщин в крипту не пускают.

Сейчас в крипте собрано штук сорок человеческих черепов. Как известно, череп человека в верхней части состоит из трёх костей: одной лобной и двух теменных. Но здесь в крипте у некоторых черепов лобная кость разделена на двое четвёртым швом, так что швы на черепе имеют вид креста. Монахи решили, что это должно что-то означать. На самом деле, ничего. Так называемый лобный шов есть у всех людей в младенчестве, но зарастает на второй год жизни. Иногда не зарастает. Это довольно редкое явление, известное как Метопизм. У европейцев лобный шов встречается у 8% людей (у остальных народов заметно реже). Автор этого текста не додумался подвести статистику, но по визуальным ощущениям, процент черепов со швами примерно такой и есть. Что доказывает, что эти люди были не монголы и не тюрки.

По материалам сайта "Грузия для всех"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.