Монастырь Козифа находится в дальнем конце Дзамского ущелья и считается исторически первым монастырём в этом ущелье. Выглядит как группа из 4-х зальных храмов, пристроенных вплотную один к другому, плюс хозяйственный корпус, плюс всякое интересное вокруг в лесах. В последние годы (2017 — 2018) усиленно пиарится турфирмами как самый непосещаемый и самый нетуристический монастырь в Грузии.
С историей монастыря все очень запутанно. Мы знаем её из двух источников: из академической литературы и по рассказам монахов. И во всех версиях мало чего с чем сходится. Как известно, идею монашества в Грузию принесли в VI веке ассирийские отцы. Козифские монахи говорят, что основание монастыря как-то с ними связано. И это вполне возможно; один из ассирийцев, Пирос Бретский, основал монастырь недалеко от Дзамского ущелья, и имел все возможности повлиять на основание ещё одного. И это значит, что монастырь основан где-то в самом конце VI века. Монахи полагают, что как минимум один храм из пяти был построен в VI веке. Но официально утверждается, что первый храм был построен примерно в VIII веке, и это тот, что сейчас стоит восточнее храма Св. Гиоргия. Чуть позже, но в том же веке был построен храм Св. Лазаря — сейчас это угловой юго-восточный. И только лет через 400 появился самый крупный храм — Введенский. Он имеет размеры 17,85 на 7,85 метров. (Православная энциклопедия датирует его VI-VII веком). Потом, в самом конце XIV века, пришёл Тимур и почти всё здесь разрушил.
Ещё лет через 200, где-то в конце XV или начале XVI века с запада были пристроены ещё два храма: Св. Шио-Мгвимского и Св. Гиоргия. Хотя стоит иметь в виду, что это хронология несколько условна.
В лучшие годы вокруг монастыря могла быть крепостная стена, какие-нибудь башни и различные хозяйственные постройки. Потом, в XVII веке монастырь пришёл в полный упадок. Может быть, из-за нашествий шаха Аббаса. 17 июня 1997 года митрополит Руисско-Урбнисский Иов восстановил монастырь. Считается, что Козифа стал первым действующим монастырём в Дзамском ущелье, и последующие 60 были построены по его примеру.
По состоянию на 2019 год в монастыре два оснвоных строения: хозяйственный корпус, большой и красиво построенный, и сами храмы, стоящие тесной группой. Из всех храмов только храм Святого Шио дошёл до нас нетронутым, остальные восстановены в разное время. Храм Святого Георгия восстановлен с фундамента. В этомхраме есть фрески. Современные, но весьма прилично сделанные.
Из знаменитого в монастыре есть высокий трёхсотлетний кедр. Обычно производит на посетителей сильное позитивное впечатление.
На скале над монастырем построена сомпатичная колокольня, крытая голубой черепицей. Где-то за ней находится дом настоятеля, туда ходить посторонним не положено, хотя именно оттуда получился бы неплохой кадр. В стороне среди деревьев построены домики-кельи остальных монахов.
Есть ещё что-то в лесу вокруг монастыря, например, небольшая часовня между стволами елей. Туда иногда водят посетителей. Не исключено, что после 2019 года здесь ещё что-то достроят или появятся ещё какие-то необычные штуки.
Кроме всего этого, монастырь стал известен своей криптой, которая расположена под храмом Лазаря. Явно в очень давние эпохи монахи вырубили в скале пещеру и соорудили там каменные ящики. В наше время туда сложили кости, которые найдены на территории монастыря. Женщин в крипту не пускают.
Сейчас в крипте собрано штук сорок человеческих черепов. Как известно, череп человека в верхней части состоит из трёх костей: одной лобной и двух теменных. Но здесь в крипте у некоторых черепов лобная кость разделена на двое четвёртым швом, так что швы на черепе имеют вид креста. Монахи решили, что это должно что-то означать. На самом деле, ничего. Так называемый лобный шов есть у всех людей в младенчестве, но зарастает на второй год жизни. Иногда не зарастает. Это довольно редкое явление, известное как Метопизм. У европейцев лобный шов встречается у 8% людей (у остальных народов заметно реже). Автор этого текста не додумался подвести статистику, но по визуальным ощущениям, процент черепов со швами примерно такой и есть. Что доказывает, что эти люди были не монголы и не тюрки.
По материалам сайта "Грузия для всех"