«…Церковь св. Марии Магдалины в Поляковке сооружена помещиком Константином Егоровичем Бенардаки в 1858 году. В то время она была приходской для села Марьевка Таганрогского округа.
Само сельцо Марьевка было основано капитаном фрегата "Феникс", участником русско-турецкой войны в 1768-1774 гг. Георгием Бенардаки, греком по национальности. Приняв русское подданство, он в 1771 году получил землю на Миусском полуострове, которой Екатерина II одаривала всех, кто возводил ее на престол или был ее сподвижником. Общая площадь земельных угодий Марьевки и Русской слободки, основанных Георгием Бенардаки, составляла 4533 десятины. Лишь после 1874 года земля перешла в собственность Якова Соломоновича Полякова, а Марьевка была переименована в Поляковку.
Церковь, построенная сыном известного капитана, была освящена в честь св. Марии Магдалины, особо почитаемой в сельце Марьевка. Она имеет форму креста в плане, находится под одной крышей с колокольней, сложена из обожженного кирпича обыкновенной величины.
Главный объем здания - глухой четверик, на котором покоится восьмигранный световой барабан, перекрытый приплюснутым шатром-луковицей. К основному объему здания примыкает трапезная с трехъярусной шатровой колокольней. Живописен декор здания, соединяющий элементы раннего Ренессанса и русского классицизма. Это вполне соответствовало эклетичным устремлениям архитекторов второй половины XIX века. Над главным входом есть даже древнерусская деталь - кокошник. В главном восьмигранном барабане - 16 вытянутых окон, завершающихся полукружьями. Колокольня восьмигранная, звонные проемы открыты через каждую грань. Кровля - стальная, окрас раньше был зеленый, сейчас голубой. На главном куполе-луковичке и колокольне - небольшие шары, которые в добрые времена были позолоченными. Железные кресты тоже раньше были золочеными. Были раньше и дубовые оконные переплеты: два - в алтаре, 6 - в трапезной, два - в притворах. Внутренние двери были деревянными, наружные - кованые железные. Паперть - каменная.
Внутри церкви потолок сводчатый, как и стены, оштукатуренный. Пол был деревянным, хоров не было, клирос и солея были деревянными. Иконостас был двухъярусный, на горнем месте алтаря была икона "Воскресение Христово". Алтарь - полукруглый, с престолом посредине. В церкви имеются две плиты с надписью о том, что под ними покоятся: храмоиздатель, его мать Мария Дмитриевна Бенардаки и сын Сергей.
Читатель, вероятно, заметил, что в описании церкви св. Марии Магдалины неоднократно фигурировали слова "раньше", "было". Дело в том, что в советское время церковь была закрыта и разграблена, превращена в склад. В послевоенный период ее приспособили под бильярдную Дома отдыха, разместившегося в бывшей даче Якова Полякова, а в 60-е годы властям взбрела мысль перестроить ее под плавательный бассейн. Ни средств, ни мастерства на такую перестройку не хватило, и в полуразрушенном виде храм дожил до конца 80-х годов. Его внешний облик был характерен для многих церквей нашей области, о которых таганрогский поэт Федор Альенинов в стихотворении "Церковь в Лакедемоновке" писал: "Двери закрыты, крепки и надежны засовы. / Очи закрыты, мучительна смертная дрожь. / На колокольне укрылись вороны и совы, / Клекот их птичий на песнь роковую похож. / Краски икон ниспадают на грязные плиты. / Пред аналоем согбенная тень старика. / В нишах промозглых священные мощи сокрыты. / В окнах разбитых ночуют России века. / Нет никому до святыни поверженной дела. / В клубе напротив дурманом святыня звалась. / Жизнь распрекрасная, только душа опустела, / Саморазрушилась, самособой проклялась. / Над куполами кружит голубиная стая, / Настежь, как двери, для всех небеса растворя. / Словно знаменье, у края земли вырастая, / Мерно и гулко встает на востоке заря".
В 1989 году жители села Поляковка решили возродить былую красоту церкви св. Марии Магдалины. К сожалению, планок и фасадов церкви в архивных чертежах найдено не было, научного поиска искусствоведами сделано не было; народ торопился воспользоваться разрешением властей на восстановительные работы: кто знал, не передумает ли большевистская власть? В качестве подрядчиков подвизались "шибай", хотя и профессионалы. По состоянию на 1 января 1993 года стены полностью восстановлены, крыша покрыта и окрашена в голубой цвет, все сводчатые потолки оштукатурены и выбелены известью, пол устроен из коричневой метлахской плитки, установлен каркас деревянного иконостаса и расписаны 3 (а не 2, как раньше!) ряда икон. Расчищен громадный подпол, восстановлена часть уникальной кирпичной ограды и надвратная часть из дерева в виде древнерусского терема. Расширяется приход церкви, начались регулярные богослужения…»
Источник: Кукушин В.С. «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья». - Ростов-на-Дону: ГинГо, 1996
По материалам сайта «Архитектура»: http://architecture.artyx.ru/
История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья (Кукушин В.С.)
Комментарии и обсуждение