«…Первоначальная церковь Иоасафа, до нас не дошедшая, строилась одновременно с царскими хоромами, строительство которых было начато, в 1676-1678 годах и повидимому, окончено осенью 1679 года. Тогда же состоялось и освящение новой церкви. В писцовых книгах этого времени отмечено: «на (государевом дворе) церковь каменная двои своды: вверху церковь преподобного Иоасафа царевича.... под тою церковью в исподи другая церковь, во имя Всех Святых» и далее «...из хором переходы к церкви Иоасафа царевича Индийского брусяные». Освящение нижней, подклетной церкви Всех Святых происходит только в следующем, 1680 году.
В "Дворцовых разрядах за этот год имеется запись: «188 (1680) года, июня в 5 день.... царь Федор Алексеевич... изволил с Москвы иттить в село Измайлово для освящения церкви... А к Москве великий государь изволил приттить июня в 7 день, к 8 часу ночи». Писцовые книги 7189 (1681) года записывают церковь как действующую: «церковь во имя преподобного Иоасафа Индийского царевича, да под тою церковью в исподи церковь Всех Святых, у тех церквей попы живут за прудом, у Житного двора».
После смерти царя Федора Алексеевича (1682) и развернувшейся вслед за тем острой борьбы за власть Измайлово становится загородной резиденцией «правительницы государства» царевны Софии, а церковь Иоасафа в некотором роде ее придворной церковью. Но скромный вид последней, повидимому, мало импонировал честолюбивой Софье, и она начинает новое строительство в Измайлове: летом 1685 года перестраиваются переходы к церкви из хором, а в следующем году уже решается вопрос о капитальной перестройке всей церкви и начинается заготовка строительных материалов.
Ранней весной 1687 года начинается «разбирка церкви Иоасафа царя Индийского». Тогда же покупаются замки «вислые, немецкие, большой руки» - к трем «полаткам запасным, в которых лежит из церкви царя Иоасафа Индийского всякая церковная утварь из глав белое немецкое железо». О том, каков был первоначальный вид церкви Иоасафа, до ее перестройки, мы можем судить по описи, составленной накануне «разбирки». Из этой описи видно, что нижняя церковь Всех Святых дошла до нас в том же виде, в каком и была первоначально построена, а перестраивались только верхняя часть и паперть галерея. Это видно также и из приведенной выше записи о том, что во время стройки церковная утварь была убрана только из верхней церкви Иоасафа царевича.
Судя по этой описи, старая церковь Иоасафа по плану соответствовала нижней церкви и имела ходовую паперть «на столбах» только с трех сторон, то есть с восточной стороны ее не было. Трое дверей верхней церкви соответствовали таким же дверями в нижней и были «обиты с исподи полстьми, поверх сукном красным, по краям сафьяном красным». Из 16 окон только 11 были со вставнями», следовательно, на обычном уровне от пола, остальные четыре окна были вверху центрального четверика, по два с северной и южной сторон, над дверями. Центральный четверик был увенчан пятью главами, из когорых четыре были декоративными, а средняя имела световые проемы внутрь церкви. Все окна были слюдяные и имели «решотки железные, кубчатые, крашеные», а в 11 окнах «вставни деревянные с одну сторону обиты полстьми белыми, по краям кожею борановою, красною», т. е. сафьяном. Все двери и окна имели «затворы на жиковинах луженых, под жиковинами сукно красное». Церковь имела хоры, «обиты тесом и полотном, вылевкашены левкасом, на хорах же четырнадцать апостолов, писаны на золоте и на празелени по полотну». Церковь была теплая, в ней имелись «четыре печи ценинных круглых», а пол «в алтаре, в церкви трапезе настлан сырцами дубовыми».
Таким образом, общий облик церкви Иоасафа до ее перестройки мало чем отличался от обычного типа «алексеевских» церквей, как, например, церкви в другом царском подмосковном селе Алексеевском или церкви Рождества в Измайловской слободе, также постройки 1678 года. Наружный архитектурный декор первоначальной церкви Иоасафа был такой же, как и в сохранившейся нижней церкви Всех Святых. Но этот обычный, старомосковский облик не был, очевидно, по душе новой хозяйке Измайлова, правительнице Софье, покровительнице киевских ученых монахов, «латинян», как их ругали противники, гордой и честолюбивой, которая по характеристике, данной ей современником, была «больше мужеска ума исполненная дева». Воспитанница Симеона Полоцкого - западного ученого монаха и писателя, владевшая польским языком, начитанная к умная, царевна Софья открыто покровительствовала новым веяниям в литературе, искусстве и религии.
Современник Софьи и один из ближайших соратников Петра I князь Б.И. Куракин так писал об этом времени: «Правление Софии Алексеевны началось со всякою прилежностию и правосудием всем... так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было и все государство пришло во время ее правления, через семь лет, в цвет великого богатства; так же умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки начали быть восстановлятся латинского и греческого языку...» В ее непосредственном окружении большую роль играли украинские ученые монахи во главе с Полоцким, о котором патриарх Иоаким впоследствии говорил, что «хотя он был человек ученый и добронравный, однако приуготовленный незуитами и прельщенный ими, поэтому читал только их латинские книги». Иезуитам в это время впервые разрешается свободный доступ в Москву.
Вполне естественно предположить, что через украинских ученых и польских иезуитов Софья могла заинтересоваться и новой украинской архитектурой. Но, безусловно, самое большое влияние на Софью имел ее друг и «галант», известный западник кн. В. В. Голицын «царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель», являвшийся наиболее влиятельным человеком в Москве в период правления Софьи. «Голицын был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился от многих заветных преданий русской старины» (Ключевский). По свидетельству француза Невилля, бывшего в Москве в 1689 году, незадолго до падения Софьи, «дом Голицына был один из великолепнейших в Европе... я думал, что нахожусь при дворе какого-нибудь итальянского государя». Тот же Невилль сообщает о том, что Голицын любил строить и что за сравнительно короткий период фактического правления «оберегателя» в Москве было построено более трех тысяч каменных сооружений. Это, конечно, преувеличение, но какая-то доля истины в этом есть. Из крупных зданий в Москве, кроме его собственного дома в Охотном ряду, Голицыну приписывают постройку здания Посольского приказа в Кремле и каменные палаты Присутственных мест на Красной площади, которые были расположены на месте, ныне занимаемом Историческим музеем.
Архитектура всех этих зданий имеет черты барочного характера. Нам неизвестно, работали ли у Голицына иностранные мастера, - это мало вероятно; но если это были русские мастера, что наиболее вероятно, то они работали, конечно, «против образцов», которые давались им Голицыным из Посольского приказа, как это было, например, при изготовлении новых икон для церкви Иоасафа царевича, когда Голицын, видимо, не очень доверяя художественным вкусам Оружейной палаты, брал оттуда мастеров к себе, в Посольский приказ, где они и работали по полученному от него «образцу». Как мы увидим дальше, то же самое повторилось и при изготовлении резного иконостаса для церкви Иоасафа. Голицын непосредственно сам, помимо Оружейной палаты, наблюдал за этой работой: иконостас также делался Посольском приказе.
Вполне вероятно, что инициатива постройки новой придворной церкви в Измайлове принадлежала В.В. Голицыну, которому нетрудно было убедить Софью в том, что существующая церковь Иоасафа, хотя и недавно построена, слишком старомодна и недостаточно внушительна для придворной церкви правительницы государства. Во всяком случае он сам, непосредственно, руководил новым строительством и финансировал его из Посольского и Новгородского приказов, которыми управлял. И в этом случае он опять нарушил установленный порядок, как и в случаях с Оружейной палатой, так как строительство придворных церквей входило в ведение Приказа Большого дворца. Весьма вероятно, что в данном случае это было сделано с целью осуществления его требований и вкусов в отношении архитектуры сооружения.
Без сомнения и выбор мастера нижегородца для строительства новой церкви - каменных дел подмастерья Терентия Макарова принадлежит также Голицыну. Было бы очень интересно проверить, не работал ли и раньше Макаров на других голицынских стройках, где, возможно, учились «новым» архитектурным приемам другие русские мастера «нарышкинского барокко»?
Что касается церкви Иоасафа царевича, то, как мы уже отметили раньше, постройка ее была задумана в 1685-1686 годах. Тогда же, вероятно, был составлен и проект новой церкви, не без участия Посольского приказа и его просвещенного начальника. В.В. Голицын имел повседневную связь с иностранными послами, купцами, специалистами и был в курсе не только политических событий, но и культурной жизни западных стран. Он свободно владел польским латинским языками и имел обширную библиотеку, в которой имелись книги на польском, немецком и латинском языках. Архитектура барокко в Италии к этому времени уже прошла свой зенит и обогатилась лучшими произведениями Бернини, Борромини, а Рим все еще был своеобразной Меккой для европейских архитекторов. Огромная и хорошо организованная армия иезуитов, управляемая из того же центра, пропагандировала и разносила идеи нового стиля в самые отдаленные уголки Европы. В.В. Голицын считался покровителем иезуитов, которые благодаря ему получили свободный доступ в Москву.
Семена нового стиля в архитектуре, занесенные в далекую Москву, упали на благодатную почву, но, как и все иноземное, занесенное в Россию, дали совершенно своеобразные плоды. Мы не найдем в Западной Европе ничего похожего на сооружения «московского барокко», хотя в последнем можно обнаружить много элементов западноевропейской барочной архитектуры, начиная с ордера колони, кронштейнов, сочно раскрепованных антаблементов, до завершения сооружения поставленными друг на друга восьмериками. То же самое можно было бы сказать и о влиянии украинского барокко, которое заметно в церкви Иоасафа царевича. «Троечастный» симметричный план церкви, обходная паперть со всех четырех сторон, «трехглавие» с постановкой глав по направлению запад восток - все эти типичные признаки украинской архитектуры глубоко переработаны в московском духе; здесь они получили легкость, стремительность, воздушность, совершенно не свойственные тяжеловатому стилю украинского барокко.
К строительству новой церкви Иоасафа было приступлено ранней весной 1687 года. Старая церковь разбиралась настолько основательно, что только за воску от церкви щебеню и сору» было выплачено 15 рублей, сумма по тому времени не малая, если учесть, что жалованье каменных дел подмастерья, то есть инженера-архитектора, не превышало 5 рублей в месяц. Строительство велось быстрыми темпами; уже в августе через Голицына было дано распоряжение «дать каменных дел подмастерью Терешке Макарову с товарыщи от дела каменные церкви Иоасафа царя Индийского... подрядных четыреста рублев». Деньги выдавались уже за сделанную работу.
Вероятно в порядке поощрения еще в начале строительства, в апреле, указом было «велено дать великих государей жалованье каменных дел подрятчику Терешке Макарову, который подрядился Московского уезда в дворцовом селе Измайлове каменную церков Иоасафа царя Индийского (делать, с хлебенного дворца две четверти круп грешневых, да из Измайлова десять четвертей муки ржаной, да два воза сена». Не были забыты и товарищи Макарова: «тогда же, на время их работы в Измайлове, велено было с царских погребов отпускать квасу по три крушки в день человеку, для того, что они в селе Измайлове у церковного дела царя Иоасафа Индийского».
Осенью того же 1687 года закупаются лесные материалы «на главы, на дело кругов, да на обшивку, тако ж на крышку церкви, олтарей и трапезы» , из чего видно, что здание было выведено под крышу. Тогда же идет заготовка материалов к постройке ходовой паперти: «велено купить в село Измайлово к строению церкви Иоасафа царя Индийского папертей, для кованья связей, скоб и стоков двадцать возов уголья березового», а также к «строению папертей, на кружала, три тысячи гвоздья двоетесу, большой руки».
Одновременно сo строительством церкви В. В. Голицын берет к себе в Посольский приказ группу иконописцев из Оружейной палаты в составе пяти мастеров и трех учеников, и эта группа во главе с Михаилом Милютиным, пишет иконы для новой церкви. Новый резной иконостас делается также под наблюдением Голицына, который поручает эту работу «государственного посольского приказу золотописцу Карпу Золотареву... а зделать иконостас... весь резной, против обрасца, каков ему, Карпу, дан из государственного посольского приказу, самым добрым мастерством». За иконостас выплачивается 400 рублей почти столько же, сколько и за строительство самой церкви, «да за три креста, которые делает он, Карп, на ту же церковь», выплачивается еще 110 рублей.
К весне 1688 года отпущенные на строительство деньги были все израсходованы, и правительница издала указ об отпуске дополнительных сумм, которые Голицын выдал только после про верки хода работ на месте. Об этом свидетельствует его записка к казначею Новгородского приказа, посланная из Измайлова 12 июня 1688 года: «Андрей Городецкой, писал я к тебе па- мять, и ты по той памяти дай денег в Приказ Большого Дворца, из измайловских, сто рублев и отдай дьяку Никите Пояркову. А больше того ста рублев не давай». Тем не менее, он и в дальнейшем продолжает щедро финансировать новое строительство, доставая средства из разных подведомственных ему приказов.
Весной этого года уже были готовы белокаменные детали наружного декора, которые делали резного каменного дела мастер Михаил Мымрин «с товарыщи», да каменщик Василий Кружечников, также «с товарыщи». Последний делал «в большой осмерик восьмь караштынов» (кронштейнов), да восьмь столбов (колонн), да восьмь же коптелей (капителей каменных», а резного каменного дела мастер Михаил Мымрин вместе с каменных дел подмастерьем Кондратием Мымриным делали, повидимому, резные белокаменные «перапеты», «на осмерике и на четверике каменные франтоны» и «резные орнаменты», впоследствии частично упавшие или разрушившиеся вследствие того, что около них не были сделаны желоба для стока воды с крыш, и окончательно снятые и убранные уже в Х?ІІІ веке.
В августе 1688 года строительство церкви заканчивается, и дьяк Никита Поярков производит последний расчет с мастерами: «Доведется дати... к строению церкви царя Иоасафа Индийского: плотникам, за крышку церкви тесом - 25 рублей, паяльщикам за роспайку з глав старого белого железа 1 рубль, каменных дел подмастерью Кондрашке Мымрину и каменщиком и подвящиком, которые были у левкашенья церкви, кормовых денег 10 рублев 28 алтын. Да велено зделать круг алтаря паперть вновь, а по размете по сметной росписи, надобно к тому делу запасов: 5100 кирпичей зженых, 100 бочек извести, 100 свай, сажень бутового камени, 100 лещадей аршинных, 200 каменей аршинных, 50 пуд смолы. Да к тому в прибавку взято 1000 кирпичей, да на обшивку дверей - 5 юфтей сафьянов красных и 200 аршин холста».
В сентябре заканчивается строительство вокруг церкви ходовой паперти и 5 сентября следует указ: «дати каменных дел подмастерью Терешке Макарову с товарыщи от дела каменно- го обходу с своды, который делали они... в церкви царя Иоасафа Индийского около алтаря, сорок рублев»; на обороте указа имеется и расписка: «По сему великих государей указу под мастерье Терентий Макаров с товарыщи деньги сорок рублев взяли, а вместо их, по их велению, росписался приказа холопья суда подъячей Семен Кемешинов».
Эти документы отчасти объясняют спорный вопрос о времени постройки измайловской галереи (ходовой паперти), а также о ее первоначальном виде. В свое время А. И. Некрасов утверждал, что верхняя часть церкви Иоасафа и особенно галерея представляют собой «вполне развитую систему нарышкинского барокко, но имеют в выражении своих масс и стен черты, более европейские, чем означенная система»; при этом он делал заключение, что галерея и переход к колокольне были пристроены значительно позднее в XVIII веке. Тогда же проф. Н.И. Брунов, основываясь на сделанном им обследовании памятника, пришел к иному выводу, а именно: «...галерея, окружающая здание с трех сторон, одновременна с главной частью нижнего яруса церкви и ее апсидами», то есть 1678 года; он высказал также предположение, что «сперва была встроена галерея и только уже через некоторое время после этого переход от нее на колокольню», а последняя «пристроена позднее и относится к более позднему строительному периоду».
Приведенные документы свидетельствуют, что галерея первоначальной церкви Иоасафа до нас не дошла; она, повидимому, была сломана при перестройке церкви. О старой галерее нам только известно, что она обходила церковь с трех сторон «на столбах» и, вероятно, с арками тако го же типа, как переход на колокольню, который пристроен вскоре же после постройки старой паперти-галереи. У нее были белокаменные перида «с ростесками» такого же характера, как и на переходе. Архитектурная обработка перехода, по-видимому, довольно точно соответствовала старой галерее, к которой он был пристроен. Уже цитированный нами ранее документ о постройке колокольни церкви Иоасафа от 1681 года прямо указывает: «сделать... от колокольни на паперть перемычку и по ней переходы в паперть, а по них перила, против церковных перил.., а ростески тесать из каменя». Из переписной книги села Измайлова этого времени также известно, что галерея паперти церкви Иоасафа имела «перила каменные с ростесками», a не ширинки из кирпича, как это имеет место в новой (1688) измайловской галерее.
Теперь нам необходимо кратко остановиться на тех изменениях, которые претерпела церковь Иоасафа за 250 лет своего существования вместе со своими соседями по Измайловскому острову, и попытаться восстановить ее первоначальный вид. Старые измайловские постройки начали приходить в ветхость уже в первой половине XVIII века. Церковь Иоасафа царевича не избежала этой участи: обходная паперть вокруг алтаря, устроенная прямо на сводах апсид нижней церкви, своей тяжестью содействовала разрушению этих сводов. Описи ветхостей, составляемые периодически, начиная C 1742 года, отмечают «у церкви Иоасафа царевича, у алтаря, под каменными переходами, в своде имеется сквозная расседина, ис которой кирпичи валятся», или «в нижней церкви, в олтаре своды розселись» Но Измайлово в это время было уже забыто, и по этим описям никаких мер к ремонту не принималось.
В 60-х годах XVIII века церковь Иоасафа, так же как и другие измайловские постройки, уцелевшие от разрушения, стояла забытая и на- столько обветшалая, что служба в ней давно уже не производилась. В рапорте управителя Измайлова в Дворцовую канцелярию от 12 июня 1761 года говорится: «На церкви царевича Иоасафа два креста ветром сломало. Сквозь ветхую крышку имеется теча и от той течи во многих местах расселось. В окнах оконницы слюдяные ветром выбило, в которые налетают птицы и в слухах гнезда вьют и всякий сор натаскивают и гадят, чего ради в той церкви службы не бывает. Около церкви каменные на столбах переходы от ветхости валятся, через которые в ту церковь и ходить опасно».
Вследствие этого и многих других подобных «репортов» Дворцовой конторой высылается, наконец, для осмотра ветхостей и составления сметы на ремонт «архитектуры порутчик» Б. Кафтырев, из доклада которого мы можем почерпнуть интересные сведения об архитектурном декоре церкви Иоасафа, до нас не дошедшем и до сих пор нам неизвестном: «оная церковь, олтарь и трапеза и обламы покрыты все по тесу белой жестью. Оная жесть проржавела, а тес прогнил, которой жести во многих местах не имеется изорвало ветром и разнесло, отчего в церкве в олтарь и трапезу происходит немалая теча. Надлежит оную крышу снять и покрыть.... вновь с отливными скрось фронтоны, для стоку воды, желобьями. А деревянною крышкою крыть за франтонами и резными арнаментами неможно, того ради и прежде была крыта железом».
Но дело и на этот раз не сдвинулось с места, и в 1765 году составляется новая «опись ветхостей», свидетельствующая о дальнейшем процессе разрушения декоративного убранства церкви: «Вокруг осмерика церкви, олтаря и трапезы, снаружи карнизы, франтоны и под франтонами пилястры, вытесанные из белого камени, местами обвалились, а некоторые повредились. Надлежит вместо обветшавших вновь зделать, а повредившиеся починить. Вокруг означенной церкви, олтаря и трапезы паперть с перапетом, которая с низу на столбах обветшала и с одного угла с тех столбов и повалилась, отчего в нижней церькви в олтаре свод и стену повредило».
И только в 1767 году, когда Екатерина ІІ, случайно проезжая мимо Измайлова, заинтересовалась им и обратила внимание на его запущенное состояние, она «указом соизволила повелеть... при церкви царя Иоасафа и на башне растущие деревья очистить и ветхости при той церкви починить». На сей раз Дворцовая контора не медлит и быстро принимает меры; вслед за указом следует распоряжение: «на церкве, олтаре и трапезе каменные франтоны и перапеты, которые стоят нижней церкви на олтаре, - за ветхостью и за неимением в оных надобности и что б с того своду тягости не было, - разобрать», а также «как на осмерике, так и на четверике каменные франтоны - снять»
Так церковь Иоасафа царевича навсегда лишилась своих белокаменных резных «франтонов» и гребешков и потеряла обходную паперть вокруг алтаря. Сохранилось единственное изображение церкви Иоасафа в ее первоначальном виде на гравюре Зубова «Село Измайлово», относящейся к первой трети XVIII века. На ней мы ясно видим галерею-паперть вокруг церкви, проходящую над апсидами алтаря нижней церкви, а также каменные полуциркульные «франтоны», причем интересно отметить, что на восьмерике они были поставлены не на каждой грани, а че рез одну - прием, который впоследствии уже не повторялся ни в одной церкви этого стиля.
В проекте реконструкции церкви Иоасафа царевича в Измайлове мы попытались, на основе графических и документальных материалов, сохранившихся в Музее Академии архитектуры СССР, Историческом музее и Центральном архиве древних актов, восстановить первоначальный вид церкви, какой она имела после постройки в 1687-1688 годах. При реставрации исчезнувших деталей архитектурного убранства церкви мы использовали (согласуясь с зубовской гравюрой и документальными материалами) архитектурный декор близких по стилю к церкви Иоасафа царевича сооружений этого времени, как, например, Покровской церкви Новодевичьего монастыря (1688), Владимирской церкви у Никольских ворот (1691), церкви Петра и Павла в Петровско-Разумовском (1692) и церкви в селе Уборах (1693)…»
По материалам статьи А. Чинякова «Архитектурные памятники Измайлова» в сборнике Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 207-215
Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра