Подъезжая к селу Белая Криница, средь полей разбросанных по обе стороны просёлочной дороги, будто по мановению палочки волшебника из сказки, вдруг появляется среди дорожной пыли зрелище, напоминающее мираж, роскошный каменный храм мирового масштаба с разноцветными куполами. Это - собор Успения Богородицы, который своей изысканностью является, безусловно, одним из красивейших памятников культового зодчества всей Буковины, да и не только. Этот храм стоит на главной улице, немного дальше за деревянными церквями, окружённый садом и огороженный высокой стеной. Успенский собор сооружался как храм Белокриницкого женского монастыря, возникшего в середине ХIХ столетия. Основателем храма была зажиточная купеческая семья из среды московских старообрядцев - Глеб и Ольга Овсянниковы. Они решили соорудить храм в память о своём трагически погибшем сыне Александре и пожертвовали для этого полмилиона рублей золотом - астрономическая по тем временам сумма. Портреты этих благодетелей можно и сейчас увидеть на стене внутри храма. Овсянниковы решили возвести церковь именно в Белой Кринице - святом для всех староверов месте. Ктитор - Ольга Алексеевна - лично приехала на Буковину и выбирала место под будущий храм. Первый камень был заложен в 1900 году. А освятили новый храм в середине июля 1908 года митрополит Белокриницкий Макарий и архиепископ Московский Иоанн.
Сооружение собора осуществлялось по проекту австрийского архитектора Клика. Непосредственный надзор за ходом строительных работ осуществляли прибывшие из Москвы инженер Кузнецов, один из лучших мастеров позднего русского модерна и подрядчик Тряпкин. Практически все строительные заготовки и материалы изготовлялись в России, а потом транспортом - поездом и на лошадях - доставлялись к месту строительства, в Белую Криницу. Говорят, сюда завезли даже две подводы русской земли. Успенский храм построили из камня. В основе сооружения - тесаный белый камень, опоясано здание разным камнем, из которого изготовлены также барабаны и кокошники. Особую красоту собору придают элементы декорации; храм украшен разноцветной глазурью: голубой, розовой, оранжевой... Такую традицию обрамления старообрядцы унаследовали ещё от культового зодчества эпохи Киевской Руси, подчёркивая так древнерусские истоки своей духовной культуры. Пять куполов собора в форме луковиц изначально были покрыты медными листами, которые увенчаны позолоченными крестами. Храм является крестово-купольным в плане. Здесь задействованы такие элементы старинного русского храмового зодчества, как кокошники, бусинки, поребрик и т. д.
Собор действительно поражает свои величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или собором Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве. Не менее величественная картина открывается взору посетителя и внутри святыни. Иконостасы (большой и два малых) вырезаны из дуба во Владимире. Иконы написаны отчасти московскими мастерами второй половины ХIХ столетия, часть же создана в мастерских Палеха в начале ХХ столетия. Иконы были украшены серебряными и золотыми окладами. Расписать диво-собор изнутри должен был знаменитый художник Виктор Васнецов, уже даже изготовивший эскизы росписей. Но осуществить этот замысел не успел - началась Первая мировая, и храм так и остался нерасписанным.
Над главным входом собора взмывает ввысь грандиозная высоченная четырёхъярусная колокольня. Её островерхий шпиль покрыт разноцветной черепицей. С вершины колокольни открывается великолепная панорама окрестностей, включая соседнее, старообрядческое село Климовцы. Когда-то единоверцы охотно ходили друг к другу в гости, на службу в храмы, но с 1940-го их разделила полоса государственной границы, которая пролегла и через сёла, и через судьбы старообрядческой общины Буковины. Правда, в наши дни для жителей Белой Криницы установлен упрощённый переход границы, так что традиционные связи восстановлены. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал - в помещение попал снаряд, и лишь чудо спасло его от пожара.
При советской власти храм конечно же закрыли, превратив его в колхозный склад минеральных удобрений. Церковные святыни перед закрытием были экспроприированы, имущество основательно разграблено, в том числе замечательные иконы, осевшие в коллекциях государственных музеев и частных собраниях. К сожалению, воры-святотатцы не перевелись и в наши дни. Красноречиво свидетельствуют о духовном варварстве многочисленные пустые ниши в боковых иконостасах, из которых были похищены храмовые образа.
Постановлением правительства УССР от 6 сентября 1978 года Успенский собор был признан памятником архитектуры и взят под охрану государства. Возрождать Успенский собор начали в 1988 году по инициативе жены советского генсека Раисы Максимовны Горбачёвой. Специалисты института "Укрпроектреставрация" на средства государства провели значительные ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых перекрыли медные купола, вызолотили кресты, отреставрировали иконостас, паникадила и интерьер храма. Но из-за отсутствия средств, восстановление святыни было приостановлено. Собор всё-таки на некоторое время стал филиалом московского древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Вторую попытку предпринял белокриничанин Сергей Деев. Его благотворительный фонд "Белая Криница" собрал средства, которых хватило на продолжение реставрации, а также постройку зданий женского монастыря и музея старообрядчества.
Храм возвратили старообрядческой общине в самом конце 1980-х гг. В 1992 году собор был повторно освящён митрополитом Московским и Всея Руси Алимпием. В помещении храма проходили заседания двух всемирных соборов Русской Православной старообрядческой церкви Белокриницкого древнеправославного согласия: в 1996 - Первого, а в середине сентября 2006 года - Второго.
Из книги-путеводителя "Прогулка по Черновцам и Буковине". - Киев: Балтия-Друк, 2007