ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белая Криница. Церковь Космы и Дамиана.

Летняя Козьмодемьяновская церковь


Белая Криница. Церковь Космы и Дамиана
Церковь. Действует.  
Престолы:Космы и Дамиана Римских
Год постройки:Между 1780 и 1785.
Адрес:
Украина, Черновицкая область, Глыбоцкий район, Старововчинецкий сельсовет, село Белая Криница

Координаты: 47.975841, 25.884527
Проезд:От райцентра Глубокая на автобусе до села Белая Криница



Церковь Космы и Дамиана, , Белая Криница, Глыбоцкий район, Украина, Черновицкая область
Yardkeeper
5 января 2012
Церковь Космы и Дамиана, Вид с территории Успенского собора<br>, Белая Криница, Глыбоцкий район, Украина, Черновицкая область
Вид с территории Успенского собора
Yardkeeper
5 января 2012
Церковь Космы и Дамиана, Фото из журнала "Церковь".<br>, Белая Криница, Глыбоцкий район, Украина, Черновицкая область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 февраля 2015

Старейшим храмом села Белая Криница является храм святых чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, он построен в конце 18 века и принадлежит сельской общине. Церковь подвергалась перестройкам на протяжении ХІХ века, во время которых она приобрела теперешний вид.

Основной объем церкви (низ) построен из кирпича, верх деревянный. С запада над притвором возвышается трехъярусная, квадратная в плане деревянная колокольня, верхний ярус которой – восьмигранный, с куполом. Над средней частью храма — восьмигранный барабан на четверике, с куполом, над алтарем и трапезной частью — малые восьмигранные барабаны с куполами. Все купола увенчаны маленькими главками с крестами. Каменную часть церкви украшает фриз с небольшими прямоугольными нишами, все проемы арочные.

Значительный интерес представляет интерьер церкви. Здесь сохранился иконостас с девятью рядами старообрядческих икон, портрет первого белокриницкого митрополита Амвросия, его сподвижников Кирилла и Алимпия - последователей митрополита.

Храм используется как летняя церковь.

Источники информации : http://varandej.livejournal.com/327828.htmlhttp://samstar.ucoz.ru/publ/50-1-0-396


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 февраля 2019

Памятник имеет кирпичный оштукатуренный основной объем и деревянное завершение. Ее планово-пространственная структура в соответствии с местными украинско-молдавскими традициями повторяет древний тип трехчастного трехглавого храма. В плане состоит из квадратных нефа и притвора и полукруглой апсиды. С запада над притвором поставлена трехъярусная колокольня. Входы с юга, севера, запада оформлены открытыми арочными портиками. Фасады прорезаны высокими арочными окнами с перспективными наличниками, углы подчеркнуты лопатками. Стены опоясывает фриз с небольшими прямоугольными нишами и раскрепованный карниз. Здание завершается тремя деревянными главами. Над притвором и апсидой невысокие восьмерки, над нефом - высокий четверик, переходящий в восьмерик барабана. Главы с куполами и изящными декоративными луковками. Такое же завершение имеет квадратная в плане колокольня с восьмигранным верхним ярусом.

Памятник является интересным образцом украинской архитектуры рубежа XVIII-XIX в.в.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_627.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 июля 2019

До прихода советов в Белой Кринице насчитывалось около двух десятков храмов, келий и других культовых строений, которые собственно и придавали этому селу облик настоящего религиозного центра. От тех святынь до наших дней уцелело всего несколько зданий. Между тем,  архитектурный ансамбль культовых зданий Белой Кринице в своём досоветском виде представлял действительно уникальный памятник религии и культуры, аналогов которого трудно отыскать во всей центрально-восточной Европе. Представление о том подлинно-божественном величии теперь можно составить преимущественно по старым фотографиям и тем немногим храмам, которые чудом уцелели.

В начале главной улицы села, по правую сторону, стоит приходская деревянная церковь Космы и Дамиана - чрезвычайно популярных в старообрядческой среде святых. По преданию, приблизительно на этом месте возник храм ещё в ХVII веке. Первое упоминание о сохранившейся церкви датируется 1745 годом. Ей присущи черты типично буковинской храмовой архитектуры: квадратный притвор, неф с боковыми пристройками и полукруглая алтарная часть. Основной объём церкви построен из кирпича, верхние части здания, в том числе и трёхъярусная колокольня - деревянные. После перестроек и ремонтов в ХIХ столетии церковь Космы и Дамиана приобрела нынешний вид.

В советский период Козьмодемьяновская летняя церковь в течение десятилетий оставалась единственным действующим старообрядческим храмом на территории Черновицкой области. Украшением церкви является уникальный иконостас из 9-ти рядов, украшенный иконами, которые по отдельным, едва заметным деталям знатоки называют "старообрядческими". Хотя выполнены они, конечно же, в традиционной для православной иконописи манере, наследуя классические образцы древнерусских школ.

Для историков церковь интересна сохранёнными портретами первых белокриницких митрополитов, в частности святителя Амвросия и его преемника Кирилла, а также иноков-подвижников Павла и Алимпия. Можно достоверно установить авторство художника картины с изображением владыки Кирилла, имя его указано в нижнем правом углу: "F.W.Koutnik Kuklenski pinxit". В этот сельский храм 12 октября 1846 года вступит владыка Амвросий, впервые прибывший в Белую Криницу после получения в Вене от австрийской власти разрешение на осуществление в этом храме своих святительских обязанностей.

Храмовый праздник на Козьму и Демьяна 14 ноября в Белой Кринице отмечали торжественно, и эта традиция сохранилась до наших дней. На храмовый праздник в село съезжались единоверцы из других общин Черновицкой области и Сучавского уезда Румынии, в том числе из соседних Климовцев (Климаути). Иногда даже прибывает сам митрополит Белокриницкий из Браилы. После богослужения возле церкви устраивают приёмы для прихожан, а потом продолжают храмовничать дома. 

Из книги-путеводителя "Прогулка по Черновцам и Буковине". - Киев: Балтия-Друк, 2007.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.