Спасаясь от преследований за свою веру со стороны московской власти, часть староверов во второй половине ХVII века направилась в далёкую Сибирь, а часть вместе с украинскими казаками армии гетмана Ивана Мазепы, разбитой войсками Петра I, поселилась вдоль берегов Дуная, провозгласив казацко-старообрядческую Дунайскую республику. Однако их преследование не прекратилось, и староверы, продолжая поиски своей "земли обетованной", поселяются на Буковине, в урочище Варница, возле родника с белой известковой водой (по румынски Фынтына Албэ (Белый источник). Эта местность, начиная с 1774 года, попадает под власть Австрийской империи. Габсбурги и император Иосиф II, известные своей толерантностью по отношению ко всем конфессиям, в 1783 году предоставляют разрешение на поселение старообрядцев на Буковине и освобождают их от налогов на 20 лет. Белая Криница становится одним из первых поселений староверов-липован на буковинской земле. Сюда переселяются 22 семьи во главе с зажиточным казаком-старовером Никифором Ларионовым, которые и основывают мужской монастырь.
На базе монастыря по решению старообрядческого Собора, который состоялся в 1832 году на Рогожском кладбище в Москве, учреждается первая в мире старообрядческая кафедра. На том Соборе было предложено поискать среди православных церквей Востока "благочестивого епископа", который бы смог возродить на канонической основе клир Русской старообрядческой церкви. Воплотить эту непростую и даже рискованную, учитывающую преследования староверов со стороны российской власти и Православной церкви, идею в жизнь выпало трём инокам-монахам Павлу, Геронтию и Алимпию. Именно благодаря их подвижническим трудам появилась Белокриницкая митрополия и было положено начало каноническому высвячиванию старообрядческих владык и священников. Поиски привели неутомимых монахов в Стамбул, бывший Константинополь, откуда ещё в княжеские времена Киевская церковь получала первых митрополитов. Благодаря приобретённому знакомству иноки нашли подходящую кандидатуру. Это был митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий, грек по национальности, который был в своём роду уже 23-м священнослужителем. На время встречи с белокриницкими послами митрополит Амвросий был без кафедры. Однако он некоторое время колебался, и только увидев вещий сон, как свидетельствует предание, дал своё согласие. 12 октября 1846 года жители Белой Криницы и соседних липованских сёл торжественно встречали своего нового владыку. Ему навстречу вышли все селяне от мала до велика за две мили от обители. Сельский староста собрал около сорока молодых людей верхом, распорядился их нарядить по-праздничному и выехать встречать долгожданного гостя. Как только появился дилижанс, запряжённый четвёркой лошадей, почётный эскорт конных хлопцев окружил высокого гостя и в сопровождении малинового перезвона процессия тронулась к сельскому храму - церкви Козьмы и Дамиана. А 28 октября 1846 года в Покровском соборе Белокриницкого мужского монастыря состоялось торжественное приобщение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви.
Однако торжество буковинских староверов было недолгими. Когда к российскому царю Николаю I дошла весть о восстановлении старообрядческой иерархии, он в ультимативной форме потребовал от австрийских властей ликвидировать "раскольническую кафедру", немедленно закрыть Белокриницкий монастырь, а епископа выслать. В мае 1847 года во время поездки в Россию был арестован настоятель монастыря из Белой Криницы архимандрит Геронтий и заключён в печально знаменитую Шлиссельбургскую крепость. Уже в декабре 1847 года Амвросия вызывают в Вену, поскольку Австрия в то время не могла себе позволить проигнорировать ультиматум могущественного соседа. Там ему предложили выбрать одно из двух: или, как требовала российская власть, отправиться в ссылку, или же возвратиться по приглашению Константинопольского патриарха назад, в Стамбул, где ему обещалась епархия. Святитель избрал первый путь, страдальческий. Его отправили в пожизненную ссылку в австрийский город Цилли без права отлучаться оттуда. Там он провёл 15 лет до самой смерти, так и не отрёкшись от своей паствы. Белокриницкий святитель был похоронен в Триесте, на местном греческом кладбище. Теперь нетленные мощи первого старообрядческого митрополита покоятся в городе Браила в Румынии, где расположена резиденция нынешнего Белокриницкого митрополита. Однако через несколько лет деятельность Буковинской старообрядческой епархии удалось возродить, и Белая Криница ещё почти на столетие становится духовным центром всего движения старообрядцев.
На начало ХХ века Белая Криница насчитывала около 20 культовых сооружений: церквей, келий и других зданий. Самыми величественными храмами "старообрядческого Иерусалима" были многокупольный Покровский собор с огромной пятиярусной колокольней высотой 45 метров и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. Именно в Покровском соборе состоялось посвящение митрополита Амвросия в старообрядчество. А в конце ХIХ века неподалёку от мужского монастыря основывается ещё и женская обитель, центром которой стал выстроенный в начале ХХ столетия грандиозный Успенский собор. Судьба белокриницких святынь печальна. Решением Верховного Совета СССР от 7 июля 1940 года Северная Буковина и Хотинщина были объединены в Черновицкую область УССР. Седьмой Белокриницкий митрополит Силуян (Кравцов) переносит свою кафедру в Браилу, но продолжает именоваться митрополитом Белокриницким. Монастыри были закрыты, в зданиях митрополии, в мужском монастыре была размещена погранзастава.
В ходе боёв в июне 1941 года эти здания были почти полностью разрушены. После освобождения Белой Криницы руины монастырских строений использовали как источник стройматериалов. Говорят, что колокольню Покровского собора разобрали на кирпич для бани в райцентре Глубокая, а кирпич с Покровского собора пошёл на мощение улиц. Неизвестна и судьба большинства старопечатных книг из мужского монастыря, единичные из которых позже стали всплывать разве что в связи с уголовными делами, начатыми против контрабандистов и торговцев памятниками старины. Уже в наши дни на месте Покровского собора установили памятный восьмиконечный старообрядческий каменный крест.
Во времена горбачёвской перестройки на небосклоне Белой Кринице затеплилась надежда на возрождение. Под эгидой Советского фонда культуры был разработан грандиозный проект сооружения в стенах Успенской бывшей обители Центра древнерусской культуры. Проектом предполагалось восстановлени большинства разрушенных святынь, сооружения музея старообрядчества, конференц-зала и будто бы даже открытие аэропорта. Но проекты закончились банально и цинично, как и вся перестройка. Приехала комиссия экспертов из Москвы, которые дав заключительный вердикт, решили вывезти из иконостаса Успенского собора несколько десятков икон превосходного письма под предлогом реставрации (и это образа начала ХХ столетия!). Всё-таки, в 1988 году Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открыл свой филиал на территории бывшего монастыря, но после распада СССР финансирование прекратилось, и в 1996 году этот музей был закрыт. В тоже время, в 1993 году, был освящён восстановленный Успенский собор. Женский монастырь вновь был открыт. Сейчас здесь постоянно проживает 6 монахинь. При посещение Белой Криницы необходим паспорт, так как село находится в пограничной зоне.
Из книги-путеводителя "Прогулка по Черновцам и Буковине". - Киев: Балтия-Друк, 2007.