В 1802 году напротив отремонтированного собора началось возведение новой трехъярусной каменной колокольни на месте прежней «небольшой и тонкой». Для сбора средств монастырь получил специальную «шнурозапечатанную книгу», куда вписывались все пожертвования на постройку: «1800 года июля 29 дня дана сия книга Козельской Макариевой пустыни Строителю иеромонаху Авраамию для сбору и записывание в оную подаваемых на возобновление того монастыря каменной колокольни от доброхотных дателей подаяний … Феофилакт Епископ Калужский и Боровский». Договор на строительство (документ сохранился в деле о монастырских постройках за 1846–1870 годы) заключал некий Зюзин, в нем было записано: «... я, нижеподписавшийся... Иван Алексеев сын Зюзин... подрядился... выстроить вновь каменную колокольню с двумя флигелями... по показанному плану и фасаду... должен я... производить работу самым прочным, чистым искусным мастерством и со всяким украшением, с базами, с колоннами, с карнизами, с фронтонами, с сандриками и пилястрами... Должен я, Зюзин, к означенной работе представить лучших и знающих совершенно сию работу мастеровых людей числом двадцать...»
Колокольня, действительно, получилась замечательной, «великолепного здания», как именовали ее позже в монастырских бумагах. К ней с обеих сторон пристроено по каменному флигелю для братских келий. Под колокольней сделан главный вход к Святым вратам. Над ними с наружной стороны образ Господа Саваофа, с внутренней — Знамения Пресвятой Богородицы. Ворота деревянные, столярной работы, филенчатые.
История строительства подробно отражена в строительных счетах, сохранившихся в архиве пустыни. По ним видны количество и стоимость материалов, пошедших на постройку, а также этапы строительства. От мая месяца 1801 есть запись: «Заплачено за сломку старой колокольни и за очистку кирпича из оной … 45 рублей 80 копеек», от 1804 года: «каменщикам заплачено за окончание строением колокольни с верхних последних окошек до главы», а от следующего 1805 года: «за сделание колокольной главы и за установление на оной креста». Это была трехъярусная колокольня, очень стройная, выдержанная в классических традициях. Над кубическим объемом первого яруса возвышались два круглых яруса, завершавшиеся небольшой декоративной частью. Массивность нижнего объема подчеркивали выдвинутые фронтоны на сдвоенных колоннах, верхняя же часть казалась легкой, устремленной вверх. Этому впечатлению стремительности способствовали уменьшающиеся объемы ярусов, и умело использованный прием раскреповки карнизов, сочетавшийся с применением мелкого декора в виде филенок и сухариков. В 1826 году в верхнюю часть были вмонтированы часы с боем, к которым позднее в 1845 году добавили устройство, отбивающее каждые четверть часа.
Колокола висели только в третьем ярусе, их было девять: праздничный, полиелейный, повседневный, трапезный и пять зазвонных. На всех колоколах имелись надписи и святые образа. Надписи на колоколах указывали время и место изготовления каждого колокола, жертвователя, мастера, вес и т. п. Например, самый большой — праздничный колокол имел такое надписание: «Колокол сей устроен в Козельскую Введенскую Оптину пустынь 1815 года февраля 23 дня. Лит в Туле, на заводе Черниковых; весу в нем 213 пуд. 34 ф. при игумене Авраамии. Мастер Аким Воробьев». На нем был образ Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца.
Высота колокольни была 30 сажень (63,9 м), она стала важной организующей вертикалью для развивающегося архитектурного комплекса Оптиной пустыни. С нее открывался прекрасный вид на Козельск и далекие лесные окрестности.
В устройстве колокольни деятельное участие принял упоминавшийся первый епископ новой калужской епархии — преосвященный Феофилакт. По представлению о. Авраамия он смотрел план колокольни и на фасаде сделал надпись: «По сему фасаду каменную колокольню в Оптиной Пустыни строить благословляю. 2 января 1802 года. Феофилакт епископ Калужский».
http://www.optina.ru/istorija_stroitelstva_monastyrja_optina_pustyn_v_pervoj_polovine_hih_veka/