«…Напомним, что, по преданию, Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Икона писалась еще при земной жизни Богоматери и с первых лет своего существования почиталась как величайшая святыня христианства. В 450 г. она была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале ХІІ века из Константинополя привезена в Киев.
В Святой Руси Владимирская икона очень скоро ознаменовала себя великими чудесами, число которых множится и по сей день. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский, повинуясь одному из явных знамений иконы, поставил ее во Владимире. Отсюда и настоящее имя иконы - Владимирская. Во время нашествия татар под предводительством Батыя икона лишилась драгоценного оклада, но сама осталась невредима «по благодати Богоматери, неотъемлемой от Ее иконы в уверение благочестия и на соблюдение земли Русской». Князь Дмитрий Донской помощью иконы Богоматери Владимирской одержал победу над Мамаем 8 сентября 1380 г.
В нашествие Тамерлана икона из Владимира была принесена в Москву. Крестный ход с иконой длился 10 дней. Бесчисленные толпы людей вдоль дороги преклоняли колена, взывая: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» В день и час, когда вся Москва встречала святыню, Тамерлана посетило видение Девы неописанного величия, окруженной сонмом ангелов с пламенными мечами, и великий завоеватель прервал свой поход на Русь и, к удивлению всех, повернул назад...
Потом был хан Ахмат, войско которого внезапно отступило со своих позиций, освободив тем самым Русь окончательно от татаро-монгольского ига. Предстательством Богородицы через Ее чудотворную икону Владимирскую мы побеждали в сражениях против Наполеона, в Великую Отечественную войну. Нестроения в государстве, пожары, мор и эпидемии - во всех тяготах люди молитвенно обращались к иконе Владимирской, получая скорую помощь и заступничество.
При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери служит поручительницею и благословением. Имена избираемых полагали в панагии на пелену в киоте иконы. После молебствий царь или старейший из святителей снимал печать и объявлял собору имя избранного.
В монастырском храме Владимирской иконы Божией Матери, восстановленном несколько лет назад на месте одноименного больничного храма, ныне покоятся в гробницах мощи преподобных старцев Оптинских - Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Второго Анатолия, Варсонофия. Здесь ежедневно проходят акафистные службы, обращенные к собору Оптинских святых…»
Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 712