ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь.


Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь
Деревянный монастырь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →) (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не позже 1591.
Адрес:
Респ. Карелия, Беломорский р-н, о. Троица

Координаты: 64.626567, 33.369403
Проезд:8 км севернее пос. Пушной по Мурманскому шоссе поворот на запад, далее таежными дорогами до деревни Ушково на оз. Муезеро, дальше водным путем до острова.





Муезерский Троицкий монастырь, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 августа 2016
Муезерский Троицкий монастырь, Вид на часовни с юго-востока<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид на часовни с юго-востока
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь, Крест на кладбище<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Крест на кладбище
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 августа 2016
Муезерский Троицкий монастырь, Крест на кладбище<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Крест на кладбище
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 августа 2016
Муезерский Троицкий монастырь,  Деревянные кресты на могилах<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Деревянные кресты на могилах
JohnIngham
23 июня 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  22 августа 2014

Приход состоял из 7 деревень и 1 выселка, расположенных на юго-западе от г. Кемь. Приходской храм располагался в д. Маслозерской. Селения первоначально входили в Шуезерский приход и находились в ведении Соловецкого монастыря. В 1847 г. был образован самостоятельный приход. Храм в честь свт. Николая был построен в 1866 г. на казенные средства.

Приписная церковь: в честь свт. Николая на острове, на озере Муя (24 верст от прих. храма); построена в 1573 (1602?) г. на средства Соловецкого монастыря, принадлежала Муезерскому Троицкому монастырю. Основателем этого монастыря был преп. Кассиан, мощи которого лежали под спудом в часовне близ храма. В 1591 г. монастырь был уже приписан к Соловецкой обители. В описной книге Кемской волости, составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым, об этом монастыре было сказано: "на Маслозерской земле на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаютца от своих трудов лешею пашенкою, а на озере рыбу ловят. Лукового згодья два лука, бобыльских 5 дворов" (Цит. по: Краткое..., с. 154).

По переписи 1677 г. за Муезерским монастырем состояло крестьян 33 души мужского пола. Грамотами (копии их хранились в библиотеке Соловецкого монастыря) царей Бориса Феодоровича от 12 июня 1600 г. и Михаила Феодоровича от 5 марта 1620 г. он, вместе с другими владениями Соловецкой обители, был освобожден от уплаты всяких сборов и повинностей.

Кроме настоятельской и братских келий, в монастыре были следующие строения:
1) церковь Живоначальной Троицы (алтарь в ней был перестроен и освящен по грамоте архиепископа Варсонофоия в 1751 г.);
2) церковь во имя свт. Николая, теплая, с папертью, трапезой и келарской;
3) колокольня на 4-х столбах с 4-мя небольшими колоколами;
4) часовня близ Никольской церкви, где погребен преп. Кассиан, основатель монастыря.

Монастырь был упразднен в 1764 г.

Настоятели его носили звание игуменов и строителей. Игумены: Никандр (в царствование Феодора Иоанновича); Фирс 1600-1606 г.г.; Геннадий 1606 г.; Макарий 1611 г.; Фирс (вторично) 1613 г.; Макарий 1620 г.; строитель Савва 1638-1641 г.г. (иеромонах Соловецкого монастыря); игумен Вениамин 1644-1651 г.г. Строители: иеромонахи Симеон 1653-1654 г.г.; Нафанаил по 1680 г.; Пахомий из Анзерских строителей 1704-1706 г.г.; Епифаний 1714 г.; монах Варлаам 1719 г.; монах Филарет 1721-1722 г.г.

В 1885 г. приход был включен в состав Тунгудско-Шуезерского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Источник: Православные приходы и монастыри Севера


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2024

«…Из огромного множества деревянных построек Московской Руси очень малая часть уцелела до наших дней. Среди уцелевших лишь единицы (как правило, культовые) сооружены ранее середины XVII в. Эти считанные памятники обладают незаменимой документальной ценностью, ибо почти каждый из них остался самым ранним представителем своего архитектурного типа; нередко только с их помощью удается проследить отдельные пути развития русской деревянной архитектуры.

В числе наиболее древних — Никольская церковь на Муезере, последняя крупная постройка, сохранившаяся от Троицкого Муезерского монастыря. По своему назначению она относится к церквам-трапезным, которые начиная с XVI столетия строились в общежительных монастырях на Руси. Каменные постройки такого рода известны в сравнительно большом количестве. Неоднократно уделяя им внимание, исследователи древнерусской архитектуры установили типологическое родство между собой каменных церквей-трапезных и определили их некоторые характерные признаки.

В отличие от каменных, деревянные церкви-трапезные почти не сохранились, и Муезерская среди них - исключение. Несмотря на это, до сих пор она не изучалась как пример монастырской деревянной постройки2. Результатам изучения памятника именно в таком качестве посвящена настоящая статья. Она основана на подробном натурном исследовании, проводившемся для реставрации Никольской церкви, а также на вновь найденных архивных источниках о монастыре на Муезере.

Первое упоминание о Троицком Муезерском монастыре встречается в “Описной книге Кемской волости”, составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части порубежных земель Поморья в собственность Соловецкому монастырю: “Да на Маслозерской же земли на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою, и на озере рыбу ловят”. Другой источник, составленный несколько позже, уточняет время основания монастыря. Это “Указ царя Бориса Федоровича...” 1600 г., где, в частности, сказано: “... Били нам (царю Борису — И. Ш.) челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал: стоит де тот их монастырь Соловецкаго монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому де их монастырю пашни немного; а пашут де сами, и питаюца своими трудами ... Тот монастырь стал ново и нашие (т. е. царские - И. Ш.) денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом де в 95 (1587) году по его (игумена Фирса — И. Ш.) челобитью, дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота...”.

Следовательно, монастырь на Муезере существовал уже до 1587 г. Возможно, он возник в начале 70-х годов XVI в. Основанием для такого предположения служит текст надписи, высеченной на четырехконечном каменном кресте, который находился в алтаре Никольской церкви и в начале 1960-х годов был вывезен в Ленинград экспедицией Русского музея. Надпись сообщает, что “поставил сий крест первоначальной старец инок Генадей лета 7081 (1573) августа в 11 день”.

Но окончательно утверждать, что Муезерский монастырь был основан около 1573 г., нельзя: подлинность надписи палеографически не доказана, а место происхождения креста точно не известно, поэтому нам кажется более справедливым считать, что Троицкий монастырь на Муезере был основан в 1570-1580-е годы. Его основателями, вероятно, были иноки — выходцы из какого-либо крупного северного монастыря. Первым поселенцам не удалось скоро заручиться существенной материальной поддержкой центральной государственной власти, и новой пустынькой полностью завладел Соловецкий монастырь.

В то время земли северо-западного Поморья часто подвергались вооруженным набегам “свейских и каянских немцев”, на судах приплывавших по р. Ковде в Белое море и разорявших береговые русские поселения. Троицкий монастырь счастливо избежал этого бедствия, возможно, потому, что был расположен в стороне от моря и больших рек — основных путей сообщения на севере в древности. Благоприятные для монастыря внешние обстоятельства дали возможность монахам продолжить строительство: на острове недалеко от Троицкой церкви ставят вторую — во имя Николы Чудотворца. Если принять во внимание записи 1601 г. в приходной книге монастыря о значительных пожертвованиях “на церковное строение”, то скорее всего Никольская церковь была построена в следующем, 1602 г. Эта же дата названа в тексте своеобразной храмозданной надписи, существующей ныне на здании церкви.

Маленькая пустынька строилась весьма медленно, но все же к концу 70-х годов XVII в. в ней были все постройки, необходимые для религиозных и хозяйственных нужд монахов. Вот что сообщает об этом одна из тогдашних описей: “В Муезерской пустыни церковь Пресвятые и Живоначальные Троицы древляная клинчатым делом с папертью... Другой храм... Николая Чудотворца древяной шатровой теплой. С трапезою и с папертью. И с келарскою... Колокольня старая о пяти столпах, а на ней шатер... в монастыре брацких 4 келий прежних ветхих с сенми теплыми; да келья брацкая не в давне новая построена с сенми теплыми ж, ... келья на берегу близ озера сетная с сенми холодными ... ветхая. Да келья большая с сенми холодными и с чуланами а в ней служебники монастырские и работники живут. Да с тою ж келеею вместе зделана хлебня... Поварня ветхая... Двое конюшень ветхой и с хлевами. Анбарец пустой ветхой... Да строения внове строителя старца Алексия. Келья поставлена новая с перерубом с сенми теплыми и холодными. И с чуланами...

К хлебне вновь приделаны сени и 2 чулана теплых... Анбар на струбах новой. Квасоварня новая... Анбар казенной одножирной... Третей анбар на пристани двоежирной... Мелница а до нее из монастыря две версты... Противо мелницы келейка малая с сенми теплыми... Кузнеца в монастыре...”.

За деловым перечнем монастырских церквей, келий и служб выступает древний облик пустыни, целиком деревянной, как и множество других, повсеместно возникавших на Севере с XV по XVII в. и лишь иногда превращавшихся в крупные монастыри.

В последующие годы кроме трех часовен — две “подле Николаевской церкви” и одна на берегу — в монастыре почти ничего не строилось. Он постепенно приходил в запустение: если в 1677 г. в монастыре на Муезере было 12 братьев и “крестьян состояло 33 души мужеска пола”, то в 1708 г. осталось только 5 монахов, а вместо собственных крестьян нанимались “работники”. В конце концов при секуляризации церковных земель в 1764 г. по указу Екатерины IIоб учреждении Духовных штатов Троицкий монастырь на Муезере был “отписан на колежское содержание”, т. е. упразднен. Заброшенные монастырские строения год от году ветшали и рушились. Церковь Троицы сгорела. Случайно сохранился только храм Николы Чудотворца…»

Источник: Шургин И.Н. Никольская трапезная церковь на Муезере // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. II. - М., 1982. http://www.rusarch.ru/shurgin1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 сентября 2024

В 1961 г. в Русский музей из упраздненного Муезерского монастыря поступили 14 фрагментов, снятых с четырехметрового многосоставного деревянного резного креста. Среди деталей этого прекрасно сохранившегося памятника находилась доска с вкладной надписью, вырезанной полууставом, в технике оброна, в один столбец: «Лета 7189 (1681) года апреля во день поставил сий крест старец Алексей муезерской пустыни на поклонение православным крестианом и по своему обещанию». Указанное в надписи имя заказчика ранее нигде не упоминалось; следовало попытаться найти его по архивным источникам. Поиски привели в Российский государственный архив древних актов (далее – РАГДА), где хранится основной корпус документов Соловецкого монастыря, в том числе и несколько дел приписной Муезерской обители.

На интересующий нас период – последняя четверть XVII в. – сохранились приходные и расходные книги, а также четыре описи 1677–1694 гг., написанные кемскими священниками «по указу и благословению» архимандритов Соловецкого монастыря. Благодаря этим документам удалось не только выяснить, что заказчик креста старец Алексей действительно был связан с Муезерской обителью, но и установить, что он около двух лет руководил ею, осуществляя активную преобразовательную деятельность.

Почерпнутые из монастырского архива данные, к сожалению, скупы на подробности биографии старца Алексея. То немногое, что удалось выявить при изучении и сопоставлении описных и приходно-расходных книг пустыни, это фамилия старца – Ермаков. Кроме того, приписка к его имени в одном из документов указывает на то, что он был жителем Кеми («кемлянин»). Пока не удается установить, кем был и чем занимался Алексей Ермаков до появления в Муезерской пустыни, неизвестным остается время и причины его прихода в монастырь.

Первое упоминание имени старца Алексея относится к 1677 г., когда в переписной книге под 29 мая он был назван среди монастырской братии (РГАДА, ф.1201, д.991, л.109 об.). Уточнению времени, когда он появился на Муезерском острове, препятствует лакуна в монастырских записях этого периода: предыдущая опись относится к 1643 г. Во вкладной записи 1663 г., где были перечислены старцы обители, имя Алексея Ермакова не указано (РГАДА, ф.1201, оп.1, д.991, л.41 об.). Таким образом, правомерны предположения и о том, что к 1677 г. старец Алексей долгое время находился в монастыре, и о том, что он появился в обители незадолго до этой даты. Если предположить последнее, тем интереснее становится его стремительное продвижение по службе: в 1677 г. его называют иноком, в1678 г. – казначеем, в 1678– 1679 гг. – строителем, то есть настоятелем пустыни. А уже летом 1679 г. Алексей Ермаков покидает Муезерский остров, передав дела следующему настоятелю старцу Давиду (РГАДА, ф.1201, оп.1, д.991, л.146–158 об.).

На время, когда старец Алексей Ермаков был настоятелем пустыни, приходятся значительные работы, связанные со строительством и ремонтом церковных и хозяйственных построек. Это становится понятным, прежде всего, из передаточной описи 1679 г., подробно отмечающей все изменения. Перечень «строений вновь строителя старца Алексея» впечатляет. Перемены коснулись всего облика пустыни и, прежде всего, внешнего и внутреннего переустройства двух монастырских храмов.

Церковь Троицы была покрыта новым двойным тесом, «маковица с шеей обиты чешуею новое и крест на церкви новый», в храме появились четыре новых окна. Кроме того, к церкви была пристроена новая паперть с крытым крыльцом с двойными дверями «на железных крюках». Судя по описанию, на церковную паперть были перемещены пришедшие в ветхое состояние иконы из иконостаса церкви. Соответственно, в алтаре и иконостасе храма появились новые тябла, иконы и церковная утварь. В описи зафиксированы: большой запрестольный крест, десять икон деисусного чина «на золоте» (кроме центральной иконы Спаса, которая была оставлена от прежнего иконостаса) длиной в «аршин с четвертью» (ок. 90 см), пятнадцать праздников «на золоте» на двух досках, пятнадцать пророков «на золоте» на двух досках. Как «новое строение старца Алексея» помечены также: хоругвь с изображением Спаса и Троицы на обороте, «икона в киоте Воскресение Господа… на золоте в длину аршин с четвертью» в местном ряду на правой стороне, Сень от Царских врат «на золоте», икона Богоматери Одигитрии «меж вратами на золоте». В северном углу церкви «новыми» значатся иконы: Николая Чудотворца «на золоте», свщм. Дорофея и Андрея Стратилата «на золоте», около северных дверей – иконы Власия, Флора и Лавра, Дмитрия Солунского. У местных образов были поставлены «вновь» две свечи, медное малое паникадило. Многие иконы местного ряда получили новые пелены.

Никольский храм также был обновлен: новым тесом были обшиты одна стена церкви, алтарь, трапезная. Кроме того, заменены двери в паперти и трапезной, в келарской добавлены новые двери. Крыльцо паперти было обшито новым тесом, заменена дверь. Нетронутыми, по всей видимости, остались «маковица с шеей». Во внутреннем убранстве церкви также произошли изменения, в основном коснувшиеся установления новых икон в иконостасе. Так, например, был дополнен шестью новыми иконами деисусный чин, в местный ряд добавлены икона Троицы «на золоте», киотная икона «Воскресение» «на краске» с золотыми венцами, «Рождества Христова» «на краске» с золотым венцом. Под иконами появились подвесные пелены, рядом – деревянные расписные свечи с деревянными шанданами и медными трубками. В паперти была поставлена новая большая икона «Страшный суд» «на краске», а в трапезной – новое малое медное паникадило.

Существенные изменения внешнего облика церквей Муезерской обители и их внутреннего убранства, несомненно, связанные с большими финансовыми вложениями, – заслуга старца Алексея, поскольку ни до, ни после него в Муезерской пустыни не было столь значительных работ. Однако еще одним, возможно, самым важным его деянием стало восстановление забытого имени основателя монастыря преподобного Кассиана. При сопоставлении архивных данных обнаружилось, что с начала XVII в. и до 1679 г., то есть того времени, когда пустынью руководил старец Алексей, имя Кассиана в документах не упоминалось и место его захоронения не было выделено в монастыре. Исходя из этого, кажется вероятным, что установление места погребения преп. Кассиана и возобновление его почитания как основателя Муезерского монастыря напрямую связано с деятельностью старца Алексея. В описи 1679 г. читаем: «Да евож (старца Алексея. – И.А.) строение вновь над строителя Муезерския пустыни над Касьяна гробнице сделан киот с дверьми и покрыт новым тесом» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д.991, л. 152).

Вероятно, понимая необходимость восстановления забытого имени основателя, старец Алексей строит часовню рядом с церковью Троицы, закрывает гробницу с мощами преподобного, организуя таким образом важное для монастыря сакральное пространство. Впоследствии в часовне у гробницы появляются три чиновые иконы и несколько икон «на золоте» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д.991, л. 183 об.). Все последующие описания пустыни конца XVII – первой четверти XVIII в. называют часовню преп. Кассиана в числе построек, именуя преподобного «первоначальный строитель и старец» или «строитель преподобный Касьян» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д.991 а, л. 101 об.).

В завершении передаточной описи, находим сведения, что старец Алексей передал новому строителю старцу Давыду казенных денег 256 рублей. Столь масштабные преобразования должны были, как кажется, получить отражение в расходных книгах Муезерской пустыни. Между тем, большинство записей 1677–1679 гг. имеют общую формулировку «дано найму за работу». Перечисляются работы, связанные с кузницей, сельским хозяйством (покос и жатва) и покупкой продовольствия.

Таким образом, на основании расходных книг практически невозможно составить представление о монастырском переустройстве. Остается неизвестным, кто и как проводил ремонтные работы. Редкое исключение – запись в приходной книге за 1677 г. о том, что старец Алексей, будучи еще казначеем Муезерской пустыни, получил от архимандрита Соловецкого монастыря Макария 300 рублей и «после отводу почал … тех денег на монастырской расход держать» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д.991, л. 112 об.). Очень заманчиво предположить, что на эти деньги и были осуществлены вышеперечисленные преобразования.

Кроме того, вполне вероятно, что старец Алексей, начиная столь затратные работы в небогатой пустыни, в своей устроительной деятельности привлек средства извне, то есть нашел вкладчиков. В приходной книге 1678 г. сохранилась запись о том, что посадские люди Кемской волости Дорофей и Андрей Андреевичи Ермаковы вложили в монастырь деньги, иконы, свечи с шандалами и два новых тябла для иконостаса. Дорофей вложил в церковь Троицы 10-фигурный деисусный чин и четыре иконы «на золоте», в церковь Николая – иконы «Воскресение», «Святого Николая», «Отечество» и 5-фигурный чин. Андрей также вложил в Троицкую церковь иконы «Троица» и «Святой Николай», а в Никольскую церковь – четыре иконы «на красках», выносную хоругвь и икону «Святые Власий, Флор и Лавр». В Троицкий собор были вложены соименные вкладчикам иконы: «Святой Дорофей» и «Святой Андрей Стратиллат». Вклад обоих составил около двадцати рублей. Более того, вкладчиком в Муезерскую обитель был и сам Алексей. Известно, что 1678 г. он «дал вкладу денег 10 рублей да ржи на десять рублей да иной мелкой рухляди на пяти рублей и того всего вкладу 25 рублей» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, д.991, л. 47).

Совокупность данных – фамилия вкладчиков (Ермаковы), их происхождение (посадские люди Кеми), и то, что они сделали вклад в Муезерский монастырь в то время, когда Алексей Ермаков проводил в пустыни ремонтные работы, – наводит на мысль о родственных отношениях между ними. К сожалению, за отсутствием дополнительных сведений, выявить какие-либо подробности их взаимоотношений пока не представляется возможным.

Согласно архивным данным, в 1679 г., завершив, вероятно, строительные работы, старец Алексей Ермаков покидает остров, в связи с чем была составлена передаточная опись «от старого строителя старца Алексея новому строителю старцу Давыду». По каким причинам он ушел из пустыни, пока не удается выяснить. Поскольку в описях и в приходо-расходных книгах в 1680-х гг. имя старца Алексея не встречается, ранее нами был сделан вывод, что после ухода в 1679 г. старец Алексей в Муезерский монастырь больше не возвращался. Однако случайная находка опровергла эту гипотезу. В архиве обнаружен документ, датированный 1684 г., в котором Алексей Ермаков называется иноком Муезерской пустыни (РГАДА, ф. 1201, оп. 4, д.56 – «Сказки монахов Муезерской пустыни об имуществе, принятом у вкладчика Ивана строителем и казначеем пустыни»). Из новых данных следует, что, покинув пустынь в 1679 г., Алексей позже в нее вернулся. Поскольку точное время его возвращения неизвестно, возможно предположить, что он появляется в монастыре до 1684 г. Более того, не исключено, что его повторное появление могло быть связано, в том числе, и с поставлением обетных крестов.

Напомним, что в 1681 г. недалеко от Троицкой церкви в специально построенной часовне было установлено большое резное Распятие, а в следующем году – еще один деревянный поклонный крест, также четырехметровый, восьмиконечный, но уже без рельефных изображений, украшенный только монограммами в круглых медальонах и с резной надписью на центральной перекладине. Ниже ее находились икона «Зосима и Савватий Соловецкие» и доска с вкладной надписью: «Лета 7190 го году июль 6 день поставил сий крест старец Алексей на поклонение православным» (обе утрачены). Второй крест также был помещен под деревянный навес-часовню на берегу озера.

Что послужило причиной поставления старцем Алексеем двух больших поклонных крестов, также пока остается загадкой. Возможно, уходя, он пообещал братии оставить после себя памятный (обетный) крест: слова «по обещанию» сохранились в надписи на первом кресте. Не исключаем мы также и того, что за два года со старцем в Муезерском монастыре могло произойти какое-то событие, подвигнувшее его поставить кресты «на поклонение». В любом случае, до обнаружения дополнительных данных, все наши предположения будут носить гипотетический характер.

К сожалению, имя старца Алексея Ермакова было незаслуженно забыто в самой Муезерской пустыни. В монастырских документах последующего времени мы не нашли упоминания о нем, все строения и поклонные кресты, напрямую связанные со старцем Алексеем, перечислены без его имени. В исторической и краеведческой литературе о пустыни XIX – начала XX столетий также отсутствует его имя. Тем важнее кажется напомнить о ярком периоде в истории Муезерского монастыря – времени начальствования в нем старца Алексея.

Источник: Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019.

По материалам работы: Антропова И.А. (г.Санкт-Петербург) «Строительство в Муезерской пустыни в последней четверти XVII в. (к вопросу о деятельности старца Алексея)» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/1938.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2025

«…В 16 м к западу от часовни прп. Кассиана зафиксирована впадина прямоугольной формы (11 х 8,5 м), ориентированная по длинной оси – юго-запад - северо-восток. Впадина задернована, плотно заросла крупными елями и березняком, имеет ровное дно глубиной до 0,4 м. По ее периметру хорошо виден характерный валик от стен высотой 0,35 м и шириной 0,6 м. С восточной стороны к ней примыкают две округлой формы ямы неясного назначения диаметром 2,4 м и 3 м и глубиной до 0,35 м. Скорее всего, это остатки первой монастырской церкви.

В письменных документах Троицкая церковь впервые упоминается в отводной книге, составленной сотником Семеном Юреневым в 1591 году при передаче Соловецкому монастырю земель в Кемской и Подужемской волостях: «Да на Маслозерской ж земли на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов, а питаютца от своих трудев лешею пашанкою и на озере рыбу ловят. Да на Муезере ж бобыльских 6 дворников».

В описи Муезерской пустыни 1705 года она описывается более подробно: «...церковь живоначальная троицы древяная с трапезою холодная клинчатая. Глава обита чешуею древяною, крест на главе осмоконечной, та церковь и олтарь и трапеза и за нею паперть покрыты тесом з зубцами...»

Незадолго до закрытия монастыря обветшавший Троицкий храм в 1751 году был отремонтирован и заново освящен. Год, в котором церковь погибла в пожаре, неизвестен (конец XVIII - начало ХІХ века?)…»

По материалам статьи М.М. Шахновича «Троицкий Маузерский монастырь в западном Беломорье: Археологический аспект»

1590476186.pdf



Комментарии и обсуждение


Кладбище здесь тоже не совсем обычное. Старообрядческое. На могилах вместо православных крестов стояли так называемые кресты-голубцы: резные столбики с двускатной кровелькой, под которой старообрядцы обычно устанавливали медную иконку с изображением того святого, который был покровителем умершего человека. Самое раннее захоронение, которое мы смогли найти – 1859 год. Самое позднее было этого года – умерла бабушка из деревни Ушково. К сожалению, под кровельку вместо иконы теперь, не понимая сути, прикрепили фотографию.

Поклонные кресты поразили своими размерами. Поверхности, не покрытые резьбой, были окрашены яркими красками – синей, малиновой, золотистой. «Да Воскреснет Бог и разыдятся врази его» - прочитали мы надпись на кресте. Может быть так писали старообрядцы, ведь сейчас мы говорим «расточатся».

Информация с сайта belomor-lam.ucoz.ru 

22 августа 2014, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.