«…Из огромного множества деревянных построек Московской Руси очень малая часть уцелела до наших дней. Среди уцелевших лишь единицы (как правило, культовые) сооружены ранее середины XVII в. Эти считанные памятники обладают незаменимой документальной ценностью, ибо почти каждый из них остался самым ранним представителем своего архитектурного типа; нередко только с их помощью удается проследить отдельные пути развития русской деревянной архитектуры.
В числе наиболее древних — Никольская церковь на Муезере, последняя крупная постройка, сохранившаяся от Троицкого Муезерского монастыря. По своему назначению она относится к церквам-трапезным, которые начиная с XVI столетия строились в общежительных монастырях на Руси. Каменные постройки такого рода известны в сравнительно большом количестве. Неоднократно уделяя им внимание, исследователи древнерусской архитектуры установили типологическое родство между собой каменных церквей-трапезных и определили их некоторые характерные признаки.
В отличие от каменных, деревянные церкви-трапезные почти не сохранились, и Муезерская среди них - исключение. Несмотря на это, до сих пор она не изучалась как пример монастырской деревянной постройки2. Результатам изучения памятника именно в таком качестве посвящена настоящая статья. Она основана на подробном натурном исследовании, проводившемся для реставрации Никольской церкви, а также на вновь найденных архивных источниках о монастыре на Муезере.
Первое упоминание о Троицком Муезерском монастыре встречается в “Описной книге Кемской волости”, составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части порубежных земель Поморья в собственность Соловецкому монастырю: “Да на Маслозерской же земли на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою, и на озере рыбу ловят”. Другой источник, составленный несколько позже, уточняет время основания монастыря. Это “Указ царя Бориса Федоровича...” 1600 г., где, в частности, сказано: “... Били нам (царю Борису — И. Ш.) челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал: стоит де тот их монастырь Соловецкаго монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому де их монастырю пашни немного; а пашут де сами, и питаюца своими трудами ... Тот монастырь стал ново и нашие (т. е. царские - И. Ш.) денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом де в 95 (1587) году по его (игумена Фирса — И. Ш.) челобитью, дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота...”.
Следовательно, монастырь на Муезере существовал уже до 1587 г. Возможно, он возник в начале 70-х годов XVI в. Основанием для такого предположения служит текст надписи, высеченной на четырехконечном каменном кресте, который находился в алтаре Никольской церкви и в начале 1960-х годов был вывезен в Ленинград экспедицией Русского музея. Надпись сообщает, что “поставил сий крест первоначальной старец инок Генадей лета 7081 (1573) августа в 11 день”.
Но окончательно утверждать, что Муезерский монастырь был основан около 1573 г., нельзя: подлинность надписи палеографически не доказана, а место происхождения креста точно не известно, поэтому нам кажется более справедливым считать, что Троицкий монастырь на Муезере был основан в 1570-1580-е годы. Его основателями, вероятно, были иноки — выходцы из какого-либо крупного северного монастыря. Первым поселенцам не удалось скоро заручиться существенной материальной поддержкой центральной государственной власти, и новой пустынькой полностью завладел Соловецкий монастырь.
В то время земли северо-западного Поморья часто подвергались вооруженным набегам “свейских и каянских немцев”, на судах приплывавших по р. Ковде в Белое море и разорявших береговые русские поселения. Троицкий монастырь счастливо избежал этого бедствия, возможно, потому, что был расположен в стороне от моря и больших рек — основных путей сообщения на севере в древности. Благоприятные для монастыря внешние обстоятельства дали возможность монахам продолжить строительство: на острове недалеко от Троицкой церкви ставят вторую — во имя Николы Чудотворца. Если принять во внимание записи 1601 г. в приходной книге монастыря о значительных пожертвованиях “на церковное строение”, то скорее всего Никольская церковь была построена в следующем, 1602 г. Эта же дата названа в тексте своеобразной храмозданной надписи, существующей ныне на здании церкви.
Маленькая пустынька строилась весьма медленно, но все же к концу 70-х годов XVII в. в ней были все постройки, необходимые для религиозных и хозяйственных нужд монахов. Вот что сообщает об этом одна из тогдашних описей: “В Муезерской пустыни церковь Пресвятые и Живоначальные Троицы древляная клинчатым делом с папертью... Другой храм... Николая Чудотворца древяной шатровой теплой. С трапезою и с папертью. И с келарскою... Колокольня старая о пяти столпах, а на ней шатер... в монастыре брацких 4 келий прежних ветхих с сенми теплыми; да келья брацкая не в давне новая построена с сенми теплыми ж, ... келья на берегу близ озера сетная с сенми холодными ... ветхая. Да келья большая с сенми холодными и с чуланами а в ней служебники монастырские и работники живут. Да с тою ж келеею вместе зделана хлебня... Поварня ветхая... Двое конюшень ветхой и с хлевами. Анбарец пустой ветхой... Да строения внове строителя старца Алексия. Келья поставлена новая с перерубом с сенми теплыми и холодными. И с чуланами...
К хлебне вновь приделаны сени и 2 чулана теплых... Анбар на струбах новой. Квасоварня новая... Анбар казенной одножирной... Третей анбар на пристани двоежирной... Мелница а до нее из монастыря две версты... Противо мелницы келейка малая с сенми теплыми... Кузнеца в монастыре...”.
За деловым перечнем монастырских церквей, келий и служб выступает древний облик пустыни, целиком деревянной, как и множество других, повсеместно возникавших на Севере с XV по XVII в. и лишь иногда превращавшихся в крупные монастыри.
В последующие годы кроме трех часовен — две “подле Николаевской церкви” и одна на берегу — в монастыре почти ничего не строилось. Он постепенно приходил в запустение: если в 1677 г. в монастыре на Муезере было 12 братьев и “крестьян состояло 33 души мужеска пола”, то в 1708 г. осталось только 5 монахов, а вместо собственных крестьян нанимались “работники”. В конце концов при секуляризации церковных земель в 1764 г. по указу Екатерины IIоб учреждении Духовных штатов Троицкий монастырь на Муезере был “отписан на колежское содержание”, т. е. упразднен. Заброшенные монастырские строения год от году ветшали и рушились. Церковь Троицы сгорела. Случайно сохранился только храм Николы Чудотворца…»
Источник: Шургин И.Н. Никольская трапезная церковь на Муезере // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. II. - М., 1982. http://www.rusarch.ru/shurgin1.htm