ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца.


Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1602.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Беломорский район, оз.Муезеро, остров Троица

Координаты: 64.626617, 33.368959
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд:8 км севернее пос.Пушной по Мурманскому шоссе поворот на запад, далее таежными дорогами до деревни Ушково на оз.Муезеро, дальше водным путем до острова.





Сортировка:

Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с юго-запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, 		      <br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия

Борис Ефимов
20 августа 2007
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с юго-запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 августа 2016
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-запада<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вид с северо-запада
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, подклет <br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
подклет
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Интерьер центральной части церкви, восточная сторона<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Интерьер центральной части церкви, восточная сторона
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Трапезная, вид на запад<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Трапезная, вид на запад
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, Трапезная, вид на восток<br>, Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Трапезная, вид на восток
JohnIngham
23 июня 2014
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Misser
31 июля 2006
Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца, , Троица, остров, Беломорский район, Республика Карелия
Вадим Павлов
1 июля 1970



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  26 декабря 2016

Церковь Николая Чудотворца была построена в 1602 году на острове Троица на одном из многочисленных живописных озер Северной Карелии. Озеро Муер, на котором и располагается церковь, находится всего в 70 километрах западнее города Беломорска. Основателем церкви Николая Чудотворца принято считать преподобного Кассиана, мощи которого, по преданию, до сих пор находятся в небольшой деревянной часовне на западной стороне церкви. Сама часовня представляет собой небольшой деревянный сруб высотой 3 метра. К церкви примыкают маленький алтарь и трапезная, построенные без единого гвоздя, но, несмотря на это, полностью сохранившиеся.

Монастырь пережил многие природные невзгоды, обрушившиеся на эти земли, но не пережил человеческого произвола. По указу Екатерины II в 1764 г. сам монастырь закрыли, а заброшенные монастырские здания с каждым годом ветшали и разрушались. Совершенно случайно уцелели только часовня и сама церковь Николая Чудотворца.

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/monastery/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 июня 2017

Нельзя сказать, чтобы о Никольской церкви длительное время ничего не было известно: о храме писали ещё до революции. Но по-настоящему открыли её научному сообществу и всем неравнодушным к истории древнерусского здчества людям архитекторы-реставраторы А.В. Ополовников и И.Н. Шургин. Из огромного множества деревянных построек Московской Руси очень малая часть дошла до наших дней. Среди уцелевших лишь единицы сооружены ранее середины ХVII века. К числу наиболее древних сохранившихся до нашего времени деревянных построек принадлежит и Никольская церковь на Муезере. Это последняя крупная постройка, оставшаяся от Троицкого Муезерского монастыря. По своему назначению она относится к трапезным храмам, которые начиная с ХVI столетия строились в общежительных монастырях на Руси. Каменные постройки такого рода известны в сравнительно большом количестве. Вокруг восьмерика, в его верхней части, на повале, некогда были укреплены восемь досок с резной надписью вязью. Сейчас эти доски вместе со всеобщей обшивкой храма утеряны. В 1960-1970-е годы надпись читалась так: "Поставлен бысть храм сей во имя святого чудотворца лета 7100 при благоверном государе, царе и великом князе Борисе Федоровичи всея Руси самодержце, в четвертое лето государства его, и при патриархе Московском и всея Руси, и освятися церковь 7111 (1602 года) декабря..." Палеографические особенности вязи указывают, по мнению одних исследователей, на то, что эта надпись - поздняя, вероятно, повторяющая более раннюю. Другие исследователи уточняют, что совершенно неизвестно, когда надпись появилась. Есть основания считать, что доски с надписью были прибиты при ремонте храма в 1897-1901 годах. В конце ХVII века никто в монастыре уже не помнил, когда здесь срубили храм в честь святителя Николая. Таким образом, "железных" оснований для датировки Никольской церкви именно 1602 годом нет. При этом очевидно, что храм возник в Муезерской пустыни не позднее 1643 года, когда он впервые был упомянут в документах.

В глухом карельском лесу, посреди озера Муезера, на необитаемом острове Троица, очертаниями напоминающем летящую птицу, стоит деревянная церковь в честь святителя Николая. Она единственная сохранилась из храмов удалённой пустыни, которая некогда находилась здесь в 70 километрах по прямой от современного города Беломорска. Первое упоминание о Троицком Муезерском монастыре встречается в "Описной книге Кемской волости", составленной в 1591 году сотником Семёном Юреневым при передаче части порубежных земель Поморья в собственность Соловецкому монастырю. К знаменитой беломорской обители был отписан и Троицкий монастырь: "Да на Маслозерской же земле на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят". Возможно монастырь возник в начале 70-х годов ХVI века. Основанием для такого предположения служит текст надписи, высеченной на четырёхконечном каменном кресте, который находился в алтаре Никольской церкви и в начале 1960-х годов был вывезен в Ленинград экспедицией Русского музея. Надпись сообщает, что "поставил сий крест первоначальной старец инок Геннадий лета 7081 (1573) августа в 11 день". Свидетельство каменного креста входит в очевидное противоречие с той памятью, которую сохраняли о своей первоначальной истории местные монахи. Основателем пустыни монастырское предание называет преподобного Кассиана Муезерского. Согласно легенде, Кассиан приплыл из Соловецкого монастыря на Муезеро на гранитной плите. В середине 1970-х годов храм Николая Чудотворца реставрировали: заменили несколько балок, потолок, венцы в трапезной. Жили реставраторы в часовне Спаса Нерукотворного, говорят, сильно пили. На плите они выпрямляли гвозди, что-то рубили, а потом разожгли на ней костёр, от которого плита раскололась на несколько частей. В эту же ночь несколько реставраторов сошли с ума. По воспоминаниям местных жителей, ночью они приплыли в деревню Ушаково "с выпученными глазами, махали руками и с жутким страхом куда-то ушли". Один кусок плиты, на котором, по преданию, был отпечаток стопы преподобного Кассиана, исчез. Некоторые местные жители считают, что это был след ангела. Оставшиеся осколки плиты до сих пор можно видеть неподалёку от Никольской церкви, под раскидистыми лапами вековой ели.

В 1764 году Муезерская пустынь попала под каток секуляризации - её, как и сотни других малочисленных монастырей России, упразднили. Почти всё имущество вывезли в неизвестном направлении. Вот как описывал состояние бывшей обители священник Г. Корельский в 1912 году: " В настоящее время единственным свидетелем и памятником о бывшей здесь пустыни является Никольский храм с чтимой иконою Святой и Живоначальной Троицы (вынесенной во время пожара из Троицкой церкви). Иконостас в нём в два ряда, с иконами древнего письма. Пред ними некоторые лампады медные луженые, и по надписям видно, что они пожертвованы Муезерской пустыни настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Геннадием в 1751 году". Никольский храм стал приходским. Богослужения здесь совершались несколько раз в год - на престольные праздники, в день Святой Троицы и на Ильин день. За состоянием храма приглядывал сторож, избиравшийся из местных крестьян. В ХIХ и ХХ веках продолжались захоронения на кладбище возле храма. Поскольку большинство местных жителей являлись старообрядцами, местной традицией, соблюдавшейся вплоть до самых последних погребений, стала установка над могилами старообрядческих надгробий - голубцов. Ныне Никольский храм не действует. Не функционирует он и как музей. Стоит, открытый всякому желающему в любое время года, во всякий день и час. Находившиеся в нём некогда святыни покинули Троицкий остров: что-то осело в музеях, что-то утрачено навсегда. Но одна из святынь чудесным образом уцелела. Речь идёт об огромном поклонном кресте, установленном в часовне рядом с храмом, видимо, ещё в ХVII веке.

Профессиональное описание храма сделано архитектором-реставратором А.В. Ополовниковым. Церковь состоит из двух поставленных по одной оси высоких клетей, связанных общей стеной. Каждая клеть покрыта двускатной тёсовой кровлей. Большая клеть служила трапезной; меньшая совмещала в себе помещение собственно церкви и алтарь, отделённые друг от друга древней тёсовой перегородкой. Над церковью установлен приземистый восьмериковый сруб, завершающийся повалом. На восьмерике - традиционный крытый тёсом шатёр с луковичной главкой на круглом барабане. Своеобразие архитектурно-планировочной структуры церкви заключается прежде всего в композиционно свободной постановке шатра, смещённого к западу относительно поперечной оси симметрии. При этом положение шатрового столпа не соответствует структуре плана: восьмерик поставлен не только над самой церковью, но и над частью алтаря. Из четырёх окон трапезной три обращены на юг. Их расположение типично для большинства древнейших памятников: два одинаковых маленьких окна симметрично прорублены по сторонам третьего, которое немного больше их и расположено выше. Ещё одно маленькое окно есть в северной стене. Любопытна конструкция окон. Единственная рама со слюдой крепилась не на петлях, а с помощью маленьких клинышков, свободно вставлявшихся в пазы по сторонам окон. Ассиметрия поперечных осей шатра и четверика зрительно разъединяет их объёмы, нарушая традиционную последовательность нарастания высоты здания. Большие подклеты подчёркивают массивность нижней части церкви. Сруб Никольского храма имеет повал, представляющий собой расширение верхней части путём постепенного выпуска наружу венцов, образующих подобие бревенчатого карниза. Повал служит основанием шатровых и скатных крыш. Создавая большой свес крыши над стенами, он защищает их от дождевой воды. Главка церкви имеет традиционную луковичную форму. Крыта лемехом - кровельным материалом в виде небольших деревянных пластин. Концы лемеховых пластин заострены в виде ступенчатого клина, часто называемого также городчатым. Под вершиной треугольного фронтона можно видеть вертикальную деревянную доску - так называемое полотенце. Когда-то Никольская церковь представляла собой комплекс, который включал в себя, помимо важнейших и обязательных частей всякого храма - наоса и алтаря, трапезную, келарскую, паперть и крыльцо. В настоящее время келарская, паперть и крыльцо утрачены.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №160, 2015 г.


Марина Зуйкова  16 сентября 2019

Предполагается, что Троицкая Муезерская пустынь возникла в 1573 году и первым храмом, построенным здесь, на Троицком острове, был не Никольский, а в честь Святой и Живоначальной Троицы.

Муезерский монастырь по переписи 1677 года состоял из 33 крестьян, а по более ранним грамотам от 12 июня 1600 года и 5 марта 1620 года, крестьяне были освобождены от уплаты всяких сборов и повинностей. Впоследствии был перестроен алтарь в церкви Живоначальной Троицы (1751), построили теплую с черной печью Никольскую церковь с папертью, трапезной и келарской, колокольню, часовню близ Никольского храма.

Рассказывая о древнейших церквях Троицкого острова, И. Н. Шургин пишет, что «маленькая пустынька строилась весьма медленно, но все же к концу 70-х годов XVII века в ней были все постройки, необходимые для религиозных и хозяйственных нужд монахов». Он приводит описание из «тогдашних» описей: «В Муезерской пустыни церковь Пресвятые и Живоначальные Троицы древляная клинчатым делом с папертью... Другой храм... Николая Чудотворца древяной шатровой теплой. С трапезою и с папертью. И с келарскою... Колокольня старая о пяти столпах, а на ней шатер... в монастыре брацких 4 келий прежних ветхих с сенми теплыми; да келья брацкая не в давне новая построена с сенми теплыми ж, ... келья на берегу близ озера сетная с сенми холодными ... ветхая. Да келья большая с сенми холодными и с чуланами а в ней служебники монастырские и работники живут. Да с тою ж келеею вместе зделана хлебня... Поварня ветхая... Двое конюшень ветхой и с хлевами. Анбарец пустой ветхой... Да строения внове строителя старца Алексия. Келья поставлена новая с перерубом с сенми теплыми и холодными. И с чуланами...

К хлебне вновь приделаны сени и 2 чулана теплых... Анбар на струбах новой. Квасоварня новая... Анбар казенной одножирной... Третей анбар на пристани двоежирной... Мелница а до нее из монастыря две версты... Противо мелницы келейка малая с сенми теплыми... Кузнеца в монастыре...».

В последующие годы кроме часовен в монастыре почти ничего не строилось. Он постепенно приходил в запустение: в 1708 году здесь осталось только пять монахов. В 1764-м монастырь упразднили. По преданию, имущество вывезли, Троицкий храм сгорел, кельи от времени разрушились.

https://karjalanmu.ru/muezerskaya-cerkov-vo-imya-svyatitelya-i-chudotvorca-nikolaya/


Марина Зуйкова  25 сентября 2019

О церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая на острове Троицы имеются следующие сведения: построена она была в 1602 году, ее освящение произошло 6 декабря. Предполагается, что Троицкая Муезерская пустынь возникла в 1573 году и первым храмом, построенным здесь, на Троицком острове, был не Никольский, а в честь Святой и Живоначальной Троицы.

Муезерский монастырь по переписи 1677 года состоял из 33 крестьян, а по более ранним грамотам от 12 июня 1600 года и 5 марта 1620 года, крестьяне были освобождены от уплаты всяких сборов и повинностей. Впоследствии был перестроен алтарь в церкви Живоначальной Троицы (1751), построили теплую с черной печью Никольскую церковь с папертью, трапезной и келарской, колокольню, часовню близ Никольского храма.

Рассказывая о древнейших церквях Троицкого острова, И. Н. Шургин пишет, что «маленькая пустынька строилась весьма медленно, но все же к концу 70-х годов XVII века в ней были все постройки, необходимые для религиозных и хозяйственных нужд монахов». Он приводит описание из «тогдашних» описей: «В Муезерской пустыни церковь Пресвятые и Живоначальные Троицы древляная клинчатым делом с папертью... Другой храм... Николая Чудотворца древяной шатровой теплой. С трапезою и с папертью. И с келарскою... Колокольня старая о пяти столпах, а на ней шатер... в монастыре брацких 4 келий прежних ветхих с сенми теплыми; да келья брацкая не в давне новая построена с сенми теплыми ж, ... келья на берегу близ озера сетная с сенми холодными ... ветхая. Да келья большая с сенми холодными и с чуланами а в ней служебники монастырские и работники живут. Да с тою ж келеею вместе зделана хлебня... Поварня ветхая... Двое конюшень ветхой и с хлевами. Анбарец пустой ветхой... Да строения внове строителя старца Алексия. Келья поставлена новая с перерубом с сенми теплыми и холодными. И с чуланами...

К хлебне вновь приделаны сени и 2 чулана теплых... Анбар на струбах новой. Квасоварня новая... Анбар казенной одножирной... Третей анбар на пристани двоежирной... Мелница а до нее из монастыря две версты... Противо мелницы келейка малая с сенми теплыми... Кузнеца в монастыре...».

В последующие годы кроме часовен в монастыре почти ничего не строилось. Он постепенно приходил в запустение: в 1708 году здесь осталось только пять монахов. В 1764-м монастырь упразднили. По преданию, имущество вывезли, Троицкий храм сгорел, кельи от времени разрушились.

Описание Никольской церкви находим в «Клировых ведомостях», хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия. Из «Ведомости о Муезерской Николаевской церкви Кемского уезда» за 1848 год:

«1. Означенная Муезерская Церковь во Имя Святителя и Чудотворца Николая, когда именно построена и чьим иждивением не известно.

2. Зданием деревянная, ветхая, при ней колокольни нет, а имеются 4 колокола.
3. Никакой утвари кроме Св. Икон в показанной Церкви нет.
4. Причта при Новооткрываемом Масломуезерском Приходе положено: один Священник и два Причетника, но на лицо состоят Священник и Пономарь.
5. Земли ни усадебной, ни пахотной при помянутой Церкви не имеется.
6. Домов для Священноцерковнослужителей не имеется, а проживают на наемной квартире на своем собственном <…>*, в Маслозерском селе по совершенному неудобству и почти по невозможности иметь пребывание не только при Церкви самой на необитаемом острове, но даже и в ближайших от Церкви деревень.
7. На содержание Священника от 1847 года Октября 13-го дня получается штатного жалованья 250 рублей серебром в год, а Причетнику от 1848 года Мая 1-го дня ассигновано по 80-ти рублей серебром каждогодно…».

И далее:

«…10. Ближайшая к сей Церкви Шуезерская Ильинская Церковь в 30-ти верстах.

11. Приписной к сей Церкви никакой в Масломуезерском Приходе нет.

12. Домовой в сем Приходе Церкви нет.

13. Книги для записи прихода и расхода денег по новоустрояемому Масломуезерскому Приходу за шнуром и печатию Кемского Духовного Правления выданы в сем 1848 году…».

Из «Описи церковной и ризничной Кемского уезда Маслозерской Николаевской церквей, часовен, принадлежащих Маслозерскому Николаевскому приходу», составленной в 1856 году: «Муезерская Николаевская церковь построена в пах продолговатого квадрата, деревянная, кровля на паперти и алтарь на два ската, а над Церковию устроен осмиугольником со <…>, на коем возвышается одна глава с осьмиконечным крестом. Вся Церковь обита тесом вдоль. При входе в Церковь крыльцо, крытое на два ската. В паперти створные двери, в оной на правой стороне окно без окончины закрытое <…>; из паперти в трапезу также створные двери с железным <…> и висучим замком, в оной на левой стороне <…> печь, а на правой – три маленьких окна с окончинами <…> решетками… Церковь сия стоит на пустом острове, отстоящем от деревень Ушковской в 3-х<…> 4 верстах и Богослужение в оной уже не отправляется более ста лет, по упразднению сей пустыни Соловецким монастырем, к которому прежде она принадлежала…».

Предалтарный иконостас храма описан так:

«1. Царские врата гладкие с изображением на них Благовещения Пресвятой Богородицы Святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста утверждены на двух столбцах так же гладких как их лики разных святых. В <…> над Вратами Тайная вечере.

2. <…> Иконостас столярный и частично окрашенный масляными красками. В оном по правую сторону Царские врата.

3. Образ единоначальной Троицы с тремя маленькими и <…> серебряными 32-й пробы оклады вокруг и под <…> величиною образ в длину 1 аршин, ширину ¼ верш.

4. Образ Воскресения Христова длиной 1 арш. 1 вершок шириной 12 вершков…» и т.д.

И далее: «…пред образом живоначальной Троицы Лампада медная <…> с надписью Дал сию Лампаду в Муезерскую пустыню Архимандрит Геннадий Соловецкий 1751 г. февраля дня весу 4 фунта, перед образом Божьей Матери Лампадка медная <…> с надписью Муезерския Пустыни весу 4 фунта, пред Образом Воскресения Христова маленькая лампадка медная…».

Кроме этого описаны «стол крашенный с двумя ящиками», «фонари крашенный, стекольчатый», а вблизи церкви две деревянные часовни. В ризнице храма: «напрестольный крест медный, весу ¼ фунта, Евангелие напрестольное, старопечатное, неизвестно, когда и кем напечатано, обложено полууставом, а в средине Распятие медное, Евангелие напрестольное в парче старой вытертой в листе, издания 1694 г., печати Московской с 4мя наугольниками, в средине резной крест…». Из богослужебных книг церкви перечислены: «1. Часослов в 8ю долю печатан в Москве 1841 года в кожаном переплете (куплена на церковную сумму в 1849 году). 2. Псалтирь <…> без часослова, <…> напечатана в Москве 1778 года в кожаном переплете… 5. Требник в 4ю долю <…> (подарен неизвестными в 1852 г.)… 7. Общая Минея в лист печатана в Москве 1848 года, в переплете кожаном (куплена на церковную сумму 1852 г.)» и др.

В 1912 году единственным памятником Троицкой Муезерской пустыни был Никольский храм с чтимой иконой Святой и Живоначальной Троицы, которую вынесли во время пожара Троицкой церкви, а в храме – в два яруса иконостас с иконами древнего письма, медные лампады с надписями, сообщавшими об их пожертвовании архимандритом Соловецкой обители Геннадием в 1751 году. Другие свидетели минувших дней – крест из булыжного камня длиной десять вершков, шириной шесть вершков и вырезанными словами: «Царь Славы» и надписью: «Поставил сей крест первоначальный старец Геннадий 7081 (1573) году Августа 11 дня», два деревянных креста в шести саженях от часовни, один из которых с выпуклым изображением распятого Иисуса Христа и резными изображениями предстоящих Божьей Матери, Иоанна Богослова, жен Мироносиц и сотника Лонгина; «над распятым Сыном Божьим Скорбящий Бог Отец в лопе с Духом Святым, окруженный тремя серафимами. В подножии креста надпись: «Лета 7180 (1672) апреля 9 дня поставил сей крест старец Алексей Муезерской пустыни на поклонение православными крестьянами по своему обещанию». Второй крест содержал с резными буквами надпись: «Лета 7190 (1682) июля в 5 день поставил сей крест старец Алексей на поклонение православными крестьянами» и молитвословия: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его, Кресту Твоему поклоняемся Владыко Крест всея вселенныя». Над входом в часовню резное изображение храма с шатровой главой и входной дверью с двумя окнами по бокам, что, предположительно, означало сгоревший Троицкий храм. Во второй часовне, находившейся в восьми саженях от церкви, под спудом покоились мощи преподобного Кассиана, основателя пустыни, а напротив часовни покоился последний старец Иларий, над могилой которого – плита со стершейся от времени надписью.

Из опубликованной в 1911 году статьи о Николаевской деревянной церкви Маслозерского прихода: «Церковь находится на ост. Муезерском (приписная к приходу с 1866 г.), на месте Муезерского монастыря, основанного преп. Кассианом, мощи которого почивают под спудом в часовне близ храма. Длина 7 ½ саж., ширина 2 1/3 саж. Прежде была галерея. Кругом церкви с трех сторон лавки, как и в алтаре. В паперти под потолками с южной стороны одно окно стекольчатое, а два слюдяные. В алтаре из трех окон два слюдяные, запирающиеся изнутри замками. Иконостас в два яруса. В алтаре каменная плита в 10 вершк. вышины… Пред иконою св. Троицы медная лампада 1718 г., дар архимандрита Геннадия. В паперти полуразвалившееся седалище настоятеля. На перилах крыльца 4 колокола, из которых один с иностранной надписью 1631 г. (Метрика 1887 г. № 137 – Краткое опис. в III, стр. 152. – Зверинский, т. III, № 2136)».

https://karjalanmu.ru/muezerskaya-cerkov-vo-imya-svyatitelya-i-chudotvorca-nikolaya/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2024

«…За прошедшие два с лишним века окружение Никольского храма стало иным. В древности возвышенность, где он стоит, была открытой, и шатровый восьмерик свободно царил не только над островом, но и над окрестными берегами озера, отчетливо выделяясь на фоне дальнего леса. Теперь поблизости густо разрослись ели, и древняя постройка едва видна за их остроконечными вершинами.

Значительно изменилась и сама церковь. Исчезли крыльцо, паперть и келарская, упоминавшиеся в описи; первоначально открытый сруб оказался под дощатой обшивкой. Однако несмотря на эти утраты и переделки, уцелевшая часть памятника еще сохраняет архитектурные особенности, присущие ей с XVII в.

Ныне здание Никольской церкви состоит из двух неодинаковых клетей, конструктивно связанных между собой общей одинарной стеной, что убедительно доказывает одновременность их строительства. Одна клеть, вытянутая в плане с востока на запад, вмещает алтарь и собственно церковь, они разделены до потолка тесовой преградой. Другая, большая квадратная клеть служила монахам трапезной. Все здание срублено на высоком подклете, занятом хозяйственными помещениями.

Завершаются клети неодинаково. Над собственно церковью и западной частью алтаря возведен с широким повалом приземистый восьмерик, над ним — шатер с полицами, венчаемый луковичной главой с восьмиконечным крестом. Восточная часть алтаря, не занятая шатровым восьмериком, покрыта двускатной слеговой кровлей. Такой же высоты слеговая кровля была устроена и над клетью трапезной.

Таким образом, объемное построение Никольской церкви асимметрично, и здание в зависимости от точки зрения выглядит поразному: с востока оно предстает монументальным столпообразным сооружением, а с юга и севера похоже на клетскую постройку, на крышу которой поставлен шатровый восьмерик. Последнее впечатление связано с тем, что в собственно культовой части здания архитектурные признаки клетских храмов играют значительную роль: вытянутая по продольной оси клеть — основание восьмерика - значительно превосходит его и по площади, и по объему; двускатная кровля восточной части алтаря не обрывается у стен восьмерика, а опоясывает его, соединяясь с кровлей трапезной. Вот почему внешне восьмерик как бы отделяется по высоте от своего клетского основания, а оно, напротив, воспринимается единым, благодаря двускатной кровле, одинаковой по высоте и уклону на всем здании, включая трапезную.

Если снять позднюю дощатую обшивку, в первозданном виде откроется сруб церкви. На нем нет никаких архитектурных украшений, полностью сохранена богатая естественная пластика бревенчатой стены. Высоко расположенные маленькие окна без косяков не нарушают ритма горизонтально уложенных массивных бревен. Тем заметнее красота косящатых “красных” окон, прорубленных для лучшего освещения церкви соответственно южной, северной и восточной граням восьмерика. “Красные” окна выделяются на фоне стены благодаря своим мощным, гладким, чуть выступающим колодам, боковые косяки которых - единственные вертикали в срубе.

В целом облику Никольской церкви присуща суровая монументальность - характерное качество архитектуры почти всех сохранившихся деревянных сооружений Древней Руси.

Интересно отметить, что при сравнении нашего памятника с постройками, приведенными в книге Адама Олеария, обнаруживается их значительная близость. Например, на листе с видом Нижнего Новгорода изображен шатровый храм с такой же, как у Муезерской церкви, трапезной. Рядом же видны избы и хоромы, ровно ничем не отличающиеся от нее: на высоком подклете, под двускатной тесовой кровлей, с тремя маленькими продолговатыми окнами на одном из фасадов. Это бесспорное свидетельство родства деревянного культового здания с жилыми постройками Древней Руси дает право еще раз отметить существование общих черт у памятника на Муезере и чисто клетских построек. Причем внутри Никольского храма подобная общность проявляется не меньше, чем во внешнем облике. Так, собственно церковь представляет собой небольшое замкнутое помещение, освещаемое одним “красным” окном с севера, а другим “красным” и маленьким оконцем без косяков — с юга. Тесаные “в лас” стены, низкий потолок-перекрытие из продольно уложенных пластин, такой же конструкции пол, широкие откидные скамьи у стен, на деревянной “пяте” дверь из широких тесин — создают обычную скромную обстановку древнего мирского жилища. Только двухъярусный иконостас — с местным рядом и деисусом “на семнадцати деках” — оживлял прежде своей красочностью будничность интерьера.

Трапезная Никольской церкви сравнительно большая, почти в четыре раза превосходит по площади помещение для служб. Ее сходство с простым жилищем еще больше: внутри она выглядит просторной курной избой. В значительной мере это сходство объясняется черной печью, остатки которой сохранились в левом от входа углу трапезной. При правильной топке дым и копоть не опускались ниже определенного уровня, поэтому вверху под потолком стены стали бархатисто-черного цвета, в середине — светло-коричневого, а внизу темно-коричневого.

Соответственно цветовому разделению стены трапезной стесаны не по всей высоте помещения, а только в средней части, ограниченной у пола широкими пристенными лавками, а под потолком - линией верхнего уровня дверей и окон, ниже которого редко опускалась сажа. Внутри столь же замкнутая, как и другая часть храма, трапезная сообщается с собственно церковью через единственный дверной проем. Его закрывает глухая тесовая дверь, в коробку которой входят два отдельных полотна - одно в трапезной, другое в собственно церкви, благодаря чему эти два помещения еще больше отделяются друг от друга. Дверной проем обрамляют широкие косяки. Плавные подтесы “заушин” верхнего из них и мягкая, со скруглениями в углах линия внутреннего контура - почти единственные кривые на стесанной поверхности стены. В четкости их рисунка видна уверенная рука древнего мастера, сумевшего придать двери значение главной по красоте архитектурной детали в интерьере трапезной.

В одной из книг описей сказано, что в “Николиной церкви в олтаре и в трапезы и в келарской девять окончин”, т. е. ровно столько, сколько окон во всей сохранившейся части памятника. Там же упомянуто, что в келарской были “печ и заслон”. По свидетельству Г. Корельского, в трапезной находилась “кубическая из булыжного камня черная печь... и ... стоящий близ нее келарский стол, приделанный к столбу”. Так выясняется, что в древности внутреннее пространство трапезной Муезерской церкви было сложнее, ибо в одной клети со столовой пустынной братии размещалась и келарская — кладовая для разных монастырских припасов. Так как “печ и заслон” упомянуты среди оборудования и имущества келарской, вполне допустимо предположить, что она занимала северную часть помещения трапезной. При одном из строителей пустыни были “в келарской и с паперти двери вновь же зделаны”. Раз в келарскую был отдельный вход, значит, она отгораживалась от собственно трапезной возможно тесовой стенкой такой же конструкции, как и алтарная преграда.

На севере почти во всех известных нам больших трапезных не монастырских церквей опорную балку потолка-перекрытия поддерживают два столба. В Муезерской трапезной никаких следов столбов не сохранилось: и пол, и потолок переделаны. Во всех же древних текстах упоминается только один столб. Например, в перечне икон сказано: “В трапезе ж у столба деисус писан на трех деках на красках...”

В начале нашего века Г. Корельский тоже назвал лишь один столб. Можно было бы предположить, что у писавших о Муезерской церкви просто не нашлось повода упомянуть второй столб в трапезной, если бы не существовало обмера плана Троицкой церкви 1714 г. в Елгомской пустыни - единственной, кроме Муезерской, деревянной монастырской трапезной церкви, известной нам лишь по схематическому чертежу. На чертеже ясно видно, что в трапезной Елгомской пустыни единственный столб стоял посередине помещения. Существование только одного столба в трапезных Никольской и Троицкой церквей конструктивно оправдано: в обеих постройках пролеты между стенами невелики. Таким образом, есть основание утверждать, что одностолпные помещения присущи именно монастырским трапезным.

В описи имущества Муезерского монастыря вскользь упоминается об использовании монахами подклета собственно культовой части Никольской церкви. Там был “подвало кладовой”, где хранилась монастырская казна. О том же, что было в подклете трапезной, ни в одном из источников не сказано. Тем не менее, в его внутреннем устройстве видны интересные особенности. Подклет трапезной лучше освещался, чем кладовая под церковью: рядом с дверью в северной стене сохранилось сравнительно большое окно и волоковое оконце под ним (тогда как под церковью — лишь одно волоковое оконце). Выше них с другой стороны двери прорублено необычной формы окно — круглое. Что это отверстие не случайное, не след какой-то утраченной конструкции, доказывает тщательность его обработки.

Стены подклета с внутренней стороны покрыты густой копотью, так же как и все оконные отверстия, из которых в наибольшей степени — круглое, почерневшее и с внешней стороны. Так как бревна не обуглены, о пожаре не может быть речи. Остается одно предположение: в подклете трапезной стояла черная печь. Главное назначение ее выясняется уже в верхнем помещении. В стене, общей с собственно церковью, сохранилось наклонное сквозное отверстие, а под ним — до пола чисто сработанный вытес — след от примыкания к стене какой-то детали или конструкции. Учитывая, что подобные вытесы делались в курных избах для крепления деревянного короба-дымника, можно предположить, что и здесь существовала аналогичная конструкция: теплый воздух по деревянному коробу поднимался вверх, в трапезную и через отверстие в стене попадал в церковь, т.е. печь в подполье трапезной предназначалась для отопления культовой части памятника.

Вполне возможно, что в Муезерском храме было одновременно две печи:одна в самой трапезной, другая в ее подклете. Если нижняя служила в первую очередь для отопления собственно церкви, то верхняя обогревала и трапезную, и частично церковь. Нагретый верхней печью воздух проходил в помещение для служб через небольшой открытый проем в стене над внутренней дверью — в трапезной края этого проема заметно закопчены.

Система так называемого воздушного отопления — чрезвычайно интересная часть внутреннего устройства трапезной церкви Муезерского монастыря. До сих пор ничего подобного не было обнаружено ни в одном из сохранившихся памятников древнерусской деревянной архитектуры. На наш взгляд, применение системы воздушного отопления — еще одна характерная особенность деревянных монастырских трапезных церквей.

Чтобы хоть косвенно проверить наши выводы, закономерно для сравнения обратиться к каменным монастырским трапезным общежитийных монастырей, ибо аналогичных деревянных построек мы не знаем. Исследователи выделяют ряд общих черт в устройстве каменных трапезных XVI в. В плане эти постройки обычно представляют собой сочетание одностолпной почти квадратной палаты с компактно примыкающими к ней келарской и хлебодарней. По высоте эти трапезные, как правило, делятся не менее чем на два яруса: наверху расположен большой парадный зал, низ же отведен под хозяйственные помещения, где ставилась большая печь, обогревавшая все здание.

Нам кажется, что этих данных уже достаточно для доказательства значительного сходства внутреннего устройства Никольской церкви на Муезере и каменных трапезных церквей XVI в. К тому же и назначение трапезных - быть в первую очередь обеденным помещением — не менялось в зависимости от строительного материала. Уместно лишь отметить, что если главный зал каменных трапезных больших монастырей был рассчитан на парадные обеды братии и “кормления” в праздники большого числа пришлого народа, то в пустыни на Муезере трапезная была лишь повседневной монашеской столовой, почему и мало чем отличалась от простого жилища.

По-видимому, не только одинаковое назначение и сходство внутреннего устройства связывали каменные и деревянные монастырские трапезные церкви. Общее могло проявляться и в их внешнем облике. Как известно, первые каменные трапезные были прямоугольными постройками и стояли отдельно от храма. В течение XVI в. из первоначально цельного здания трапезной выделяется церковь, в большинстве случаев представляющая собой высокий четверик, завершаемый шатровым восьмериком. Размеры ее сравнительно невелики и она нередко остается без алтарных апсид. К концу XVI столетия эта особенность каменных трапезных храмов постепенно исчезает.

Шатровый восьмерик над прямоугольной клетью и алтарь, не полностью выделенный из центрального объема постройки, присущи архитектуре деревянной трапезной церкви Муезерской пустыни. Значит, действительно в ее внешней композиции есть сходство с каменными церквами-трапезными больших монастырей. Но если Никольская церковь соответствует промежуточному этапу развития архитектурной формы, то, думается, логично предположить, что существовали деревянные монастырские постройки, весьма близкие к развитому типу каменных церквей - трапезных конца XVI в. Пока мы не можем конкретно назвать ни одного подобного здания, но тем не менее в дереве сохранились достаточно известные аналоги этой развитой архитектурной композиции: шатровые храмы XVII в., у которых центральная часть представляет собой восьмерик на четверике.

Итак, церковь на Муезере — достаточно яркий пример тесной взаимосвязи между деревянными и каменными постройками Древней Руси. Особенности ее архитектуры показывают, что аналогичные конструктивные и композиционные задачи решались древними мастерами для камня и дерева параллельно в зависимости от возможностей строительного материала. И если Муезерский памятник 1602 г. — пример еще не до конца сложившегося типа деревянной монастырской трапезной церкви, то храмы “восьмерик на четверике”, широко распространившиеся на севере во второй половине XVII в., возможно, представляют этот тип композиционно законченным. Но вопрос происхождения и развития в дереве архитектурной формы “восьмерик на четверике” не может быть решен в рамках настоящей статьи…»

Источник: Шургин И.Н. Никольская трапезная церковь на Муезере // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. II. М., 1982. http://www.rusarch.ru/shurgin1.htm


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 января 2025

«…Церковь свт. Николая Чудотворца располагается в 87 м к западу от восточной оконечности острова. В период существования монастыря этот участок берега, скорее всего, был полностью обезлесен. Два храма выступали символьными доминантами озерного ландшафта, организующими окружающее природное и рукотворное пространство.

По сложившейся концепции зимнюю церковь срубили и освятили не ранее 1602 года, но существует и мнение о более ранней дате постройки в 1573 году. Храм изначально имел трапезную и притвор, в который вело двувсходное крыльцо (паперть) под двускатной крышей. В левом углу трапезной, как в простых курных избах, располагалась печь-каменка из булыжного камня. Под церковью, установленной на высоком подклете, находился «подвало кладовой», где стояла вторая черная печь для отопления. В начале ХХ века в четырех маленьких окнах в паперти и алтаре сохранялись рамы со слюдой. Последний в досоветское время ремонт древнего храма проводился в 1892-1901 годах. Тогда в паперти заменили сгнившие бревна, постелили новую крышу на всю церковь; три стены (кроме западной) были обшиты.

К настоящему времени облик Никольской церкви существенно изменился. Крыльцо, паперть и келарская исчезли. Храмовое здание состоит из двух неодинаковых клетей, конструктивно связанных общей стеной. Первая клеть, вытянутая с востока на запад, вмещает алтарь и помещение для молитвы, а вторая, квадратная трапезную. Восточная часть алтаря и трапезная покрыты двускатными слеговыми кровлями. Над западной частью церкви возведен приземистый восьмерик, над ним - шатер с луковичной главкой.

Перепад поверхности склона холма по длинной оси здания (запад восток) составляет около 1,2 м. Для нивелирования общего уровня храма создан сплошной ленточный фундамент в траншее. Его конструкция проста и традиционна для деревянных храмов Карелии. Использовался местный материал валуны без обработки, облицовка фасада отсутствовала. В западной части Никольской церкви кладка невелика: под бревна подложены небольшие уплощенные камни толщиной до 0,1 м; в противоположной, восточной использовались уже массивные валуны. Например, под юго-восточным углом здания находится камень размерами 1,1 х 0,5 х 0,4 м. Нельзя полностью исключить ситуацию, что фундамент более поздний, чем здание церкви. Такая практика последующей несложной конструкционной доработки церквей также известна: под сруб при замене нижних венцов подводились «стулья».

Градусные направления здания церкви и рядом находящейся часовни Образа Спаса Нерукотворного совпадают. Предположительно они «увязаны» друг с другом и выстроены позднее часовни-гробницы прп. Кассиана, которая ориентирована точно по линии запад восток, без обычной погрешности в широтном склонении. В раннем русском храмовом строительстве алтари ориентировались не на восток как таковой, а на восход солнца. Географический восток и место восхода солнца не совпадают, поэтому большинство древнерусских церквей ориентированы апсидами к астрономическому востоку с существенными отклонениями от канонического направления.

С западной стороны церкви после удаления растительности наблюдался невысокий земляной валик (высотой 0,15 м), вероятно, оставшийся от стен сруба, длиной 6,5 м (запад восток). Он примыкает к сохранившемуся зданию. Компактную груду камней (2,5 х 4,5 м и высотой до 0,3 м) к северу от современной входной лестницы можно предварительно интерпретировать как развал большой печи-каменки.

По севернорусской храмостроительной традиции около церкви, с западной стороны, по одной оси или немного в стороне, возводилась колокольня. Утраченная к середине XIX века, предположительно она стояла на месте, где сейчас находятся современные могилы. Существует гипотеза, что монастырская колокольня имела не срубное основание и каркасный верх, а была установлена на четырех столбах. Такого рода «облегченные» звонницы известны на Русском Севере…»

По материалам статьи М.М. Шахновича «Троицкий Маузерский монастырь в западном Беломорье: Археологический аспект»

1590476186.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 февраля 2025

«…В ХVІІ в. получил широкое распространение новый тип шатрового храма - «восьмерик на четверике», ознаменовавший собой усиление декоративных начал в культовой архитектуре. Наиболее древним из дошедших до нас памятников такого типа является Никольская церковь Муезерского Троицкого монастыря, построенная в 1602 г. Строго говоря, в этом раннем сооружении тип популярного в ХVII столетии храма еще не сформировался: восьмерик поставлен не над квадратным в плане срубом-четвериком, а над вытянутым в продольном направлении единым объемом собственно церкви и алтаря, разделенных в интерьере лишь алтарной преградой иконостаса.

Подобная композиция сооружения могла возникнуть в результате надстройки восьмерика над примитивной клетской церковкой, причем положение шатрового столпа не соответствует плановому решению -восьмерик поставлен не только над собственно церковью, но и над частью алтаря.

С запада к помещению церкви примыкает обширная трапезная. В настоящее время трапезная перекрыта двускатной стропильной крышей, более крутой, чем крыша над восточной клетью. Покрытие ее новое и, по всей вероятности, выполнено в начале ХХ в. во время капитального ремонта храма. До этого, судя по следам, трапезная перекрывалась по слегам. С запада к трапезной подводит парадное крыльцо, сильно переделанное при ремонте и сохранившее, возможно, только самую общую композицию и рубленные из окантованных бревен ступени лестницы.

Шатер церкви стропильной конструкции. А.А. Молчанов предполагает, что это также результат более поздней переделки. В самом деле, наиболее древние шатры рубились из бревен: например, в известных храмах ХVІІ в. шатры рубились «в реж», когда бревна соединялись в углах «в четверть дерева». Верхняя часть шатра при этом делалась стропильной. И вместе с тем целиком стропильные шатры встречались уже в древнейших колокольнях (например, в селе Кулига, ХVІ в.).

Учитывая, что по своей композиции Никольская церковь является как бы переходным звеном от клетских церквей к шатровым типа «восьмерик на четверике», возможно, в ней с самого начала была принята конструкция шатра, характерная для колоколен и облегчающая надстройку.

Обращает на себя внимание любопытная особенность планировки Никольской церкви: крыльцо, вход в здание и дверь, ведущая из трапезной в церковь, сдвинуты к югу. Точно так же царские ворота композиционный центр двухъярусного иконостаса находятся с южной стороны, а северная пономарская дверь ближе к центру помещения. Таким образом, по отношению к геометрической оси церкви ее функциональная ось оказалась смещенной к югу, в зону лучшей освещенности. Не случайно, что из шести окон трапезной и церкви четыре обращены на юг.

Вообще в Никольской церкви естественный свет является одним из главных средств, выявляющих композиционную идею интерьера, - интенсивность освещения различных частей сооружения соответствует значимости этих частей. Так, трапезная скудно освещена четырьмя маленькими бескосящатыми оконцами, вырубленными каждое в паре бревен наподобие волоковых, но, судя по следам, имевшими прежде переплеты со слюдой. По сравнению с сумрачной трапезной церковь, освещенная двумя относительно большими «красными» окнами, кажется светлой. Расположение окон перед самым иконостасом преследовало цель максимально его осветить…»

Деревянное зодчество Карелии - Орфинский В.П.



Комментарии и обсуждение


Троица, остров. Муезерский Троицкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь в честь Свт. Николая на острове, на озере Муя (24 версты от приходского храма 1866 года постройки в д. Маслозерской) построена в 1573 (по другим данным 1602) году на средства Соловецкого монастыря, принадлежала Муезерскому Троицкому монастырю.

Источник: Православные приходы и монастыри Севера

22 августа 2014, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.