Иркутская Богородице-Владимирская церковь ведет свое основание от одноименной деревянной церкви на берегу Ангары, построенной в 1718 г. Однако относительно даты ее возведения наши иркутские летописцы расходятся, называя еще и 1713 и 1720 гг. Однако все иркутские летописи единодушно называют имя первого ее «строителя», т.е. собирателя средств на ее возведение – это иркутский блаженный Данилушка. Долгое время после ее строительства называли храм в народе – во имя Богоматери Владимирской Данилушковою.
Кроме основного престола во имя Владимирской Богоматери, в декабре 1724 г. была получена грамота Преосвященного Антония, Митрополита Тобольского на освящение еще одного придела в церкви – во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Называется и другая дата освящения придела во имя Иоанна Предтечи – 10 июля 1733 г.
Простояла деревянная церковь в хорошем состоянии около десять лет. 15 мая 1729 г. священник Владимирской церкви Иван Андреев, староста Степан Дружинин и прихожане: братья Митрофан и Иван Гранины, Андрей Гранин, Михайло Третьяков, Семен Пахолков, Василий Зимин, Алексей Лапин, Михайло Щербаков и др. обращаются к иркутскому епископу Иннокентию с доношением о том, что «святые олтари, как настоящий, так и придельный оба развалилися, потому и служить весьма опасно, а починить оные олтари никак невозможно. Того ради просим благословения Святителя оба олтаря разобрать до земли и к той церкви прирубить новые.» Епископ Иннокентий дает согласие на исправление церкви указом от 18 мая 1729 г. 7 октября того же года священник Иван Андреев с прежними церковным старостою и прихожанами донесли, что «олтари переделаны, и совершены со всякою крепостию, обретаются в готовности» и просили об освящении церкви. Преосвященный 8 октября дал грамоту на освящение церкви игумену Посольскому, своему наместнику Паисию с соборным протопопом Петром Григорьевым при иеродиаконе Серафиме. Однако летописные данные говорят о том, что освящал Владимирскую церковь сам Епископ Иннокентий, что, по словам известного иркутского летописца церковной жизни епархии П. Громова, не противоречит древним обычаям, когда епископ давал грамоту на освящение кому-либо из старшего духовенства, а сам, тем не менее, возглавлял этот торжественный обряд. По этому случаю в Иркутской летописи Петра Пежемского записано:
«1729 г. Мая 8 дня главный престол при Владимирской деревянной церкви, Владимирской Богоматери образу, освящен преосвященным Иннокентием святым. Сбором денег для построения этого храма занимался неизвестный человек Данилушка, которого жители Иркутска называли блаженным, а потому и самую церковь прозвали Владимирскою-Данилушковою». Но в этой записи присутствует ошибка – освящение произошло не 8 мая, а 8 октября, что видно из предыдущих ссылок на документы и что подтверждает в своей работе священник П. Громов.
После освящения Владимирского придела процесс восстановления придела во имя Иоанна предтечи продолжался еще без малого четыре года. Его освящение состоялось 10 июля 1733 г. Подробности неизвестны.
Каменная Владимирская церковь была заложена вместо старой деревянной в 1775 г. и строилась в основном на средства иркутского купца Якова Протасова. Участвовали в сборе средств и ее строительстве прихожане этого храма, о чем кратко упоминается в ведомостях храма, что она «построена тщанием прихожан». Датой окончания постройки храма можно считать 1777 г., исходя из материалов, изложенных в «Иркутских Епархиальных ведомостях», где сказано об этом буквально следующее:
«Спустя 60 лет, после своего построения, храм сей (первый деревянный – Авт.) обветшал и вместо него воздвигнут настоящий каменный двухэтажный храм в 1777-м году». После этого долгое время шла отделка храма, сбор необходимой церковной утвари, устройство иконостасов. По данным летописных изданий, первое освящение (вероятно, Владимирского придела в верхнем этаже, документы это не уточняют, – Авт.) состоялось 5 сентября 1780 г. Через три года, 25 октября 1783 г., был освящен в нижнем этаже престол во имя Димитрия Мироточивого. 8 февраля 1786 г. на отстроенную колокольню был поднят колокол в 200 пудов весом. 12-18 июня 1790 г. по левой стороне верхнего храма Владимирской церкви игуменом Вознесенского монастыря Ильей Литвинцевым был освящен придел во имя Зачатия Иоанна Крестителя (или – придел Иоанна Предтечи). О времени освящения последнего, четвертого придела, – Рождества Христова, никаких данных не выявлено. В «Описании Иркутского наместничества 1792 года» о Владимирской церкви сказано следующее: «2-я церковь Владмирска, каменна, нова, о двух департаментах, стояща на Идинской стороне и недавно построена коштом доброхотных дателей на место деревянной, коя была состроена в 718 году. В ней четыре престола: 1-й – Владимирской богоматери, 2-й Иоанну Крестителю – холодные; третия – Рождеству Христову, четвертая – великомученику Димитрия – теплы». Следовательно, освящение теплого Рождественского придела произошло в период 1790-1792 гг. Сразу же в первый период строительства церковь была покрыта листовым железом.
Интересно отметить, что в приход Владимирской церкви входили служители Архиерейского дома, несмотря на то, что в территорию Архиерейского дома был включен Богоявленский собор и рядом находилась Спасская церковь. При церкви существовала каменная богадельня на двенадцать человек и каменная же лавка для продажи церковных свеч, построенная на средства старосты церкви В.П. Солдатова в 1827 г.
Церковь была приведена «в самое лучшее состояние», но 22 июня 1879 г., накануне храмового праздника Владимирской Божией Матери, в 6 часов вечера, до окончания Всенощного бдения, церковь загорелась во время самого сильного иркутского пожара. Поскольку вал огня шел верховой, то в первую очередь сгорел его верхний этаж храма с двумя иконостасами и церковным имуществом. Первый этаж был спасен бывшими у всенощной прихожанами и церковное имущество было сложено на берегу Ангары у Московского перевоза. На следующий день после пожара все имущество было перевезено в нижний придел Прокопьевской (Чудотворской) церкви. Возобновившийся 24 июня пожар дошел и до Чудотворской церкви, которая сгорела вся. «Оставшаяся ничтожная часть имущества была сложена при Кафедральном соборе, где по настоящее время и хранится» – грустно констатировала церковная ведомость за 1879 г.
После пожара церковь долго ремонтировалась. В помещении храма, примерно с 1912 г., работала церковно-приходская смешанная школа. На ее содержание Епархиальный училищный совет отпускал 540 руб. в год. В ней обучалось 18 мальчиков и 12 девочек.
Первые годы становления Советской власти значительных ущемлений церковной жизни не наблюдалось, все проходило в рамках определенной законности. В 1920 г. была составлена подробная опись самого храма, принадлежащих ему построек, окружающей территории… Все это отвечало канонам церковной документации, но сюда же было добавлено перечисление находящегося в храме ценного движимого имущества (иконы с ризами и в киотах, подсвечники, лампады, кресты, хоругви и т.п.). С апреля 1922 г. стали изымать церковное имущество, итоги этой акции были опубликованы в газете «Власть труда» 25 мая 1922 г. У Богородице-Владимирской церкви было изъято 52 предмета, общий вес серебра которых составил 2 пуда, 37 фунтов, 24 золотника и 16 фунтов, 11 золотников золота. В 1923 г. был составлен, так называемый, «Учетный лист прихода». Из него мы узнаем некоторые новые подробности о жизни храма. Богослужения в церкви на тот период еще совершались ежедневно. Церковь была застрахована, территория, ее окружающая, составляла 1,76 (га). Зданиями, ранее принадлежащими храму (т.е. домами для причта, построенными в 1914 г. и пр.), теперь служители церкви пользоваться не имели права. Церковь не примыкали ни к какому религиозному объединению, была «просто православная церковь». Штат церкви определен в одного священника, диакона и псаломщика. Однако налицо при церкви был только один псаломщик. Прихожан насчитывалось в приходе 3 тысячи. Район обслуживания составлял: ул. Ланинская – от Ангары до Кутайсовской, Семинарская – от Ланинской до Мяснорядской, Мяснорядская – от Ангары до Большой, Большая – от Ланинской до Ушаковки, кроме того Любарский, Перфильевский и Федякинский переулки, Дворянская до № 11, Харинская до № 20, Трапезниковская до Грамматинской и Сенная площадь. Пристальное внимание госорганов к церкви из года в год усиливалось. Составлялись все новые и новые описи имущества, шли их постоянные сверки, пристальное внимание было уделено составу выборных и ответственных лиц общины церкви, на каждого служителя церкви составлялись специальные анкеты. Внимательно отслеживались общие списки членов прихода, списки выбывших из общины и т.п. К 1930-м гг. прессинг на церковь значительно увеличился, превратившись в настоящую войну против религии. Быть членом церковной общины становилось небезопасно. Если в 1923 г. в приходе насчитывалось около 3 тысяч верующих, то в 1933 г. число членов религиозной общины Владимирской церкви составляло всего 106 человек. На каждое мероприятие – проведение собрания общины, в особенности на принятые в храме крестные ходы на Ангару в церковные праздники приходилось испрашивать разрешение в городском административном отделе. В 1933 г. во многих иркутских храмах, выполняя план по металлосбору, стали снимать колокола, не обошли вниманием и Богородице-Владимирскую церковь. Как говорилось выше, колокола в храме были большие, их общий вес составлял около 520 пудов. При снятии колоколов 27 июля 1933 г. было повреждено здание церкви. В этот период участились случаи бесчинства молодежи в отношении церкви: в здании часто выбивали стекла в окнах, осуществляли ночные кражи. Богослужения совершались от случая к случаю, к примеру, в 1934 г., первая служба прошла только 16 мая. Но, тем не менее, община существовала, церковь работала, в то время как многие храмы в Иркутске уже были закрыты. Богородице-Владимирской церкви было передано церковное имущество из Сибиряковской богадельни и из Благовещенской церкви. В основном оно было представлено ветхими церковными облачениями, все ценное было ранее изъято.
Наряду с традиционным православным, «тихоновским» течением, с 1922 г. в стране появилось еще и, так называемое, «обновленческое» направление церкви, которому советская власть всячески содействовала. В нашем, отделенном от центра крае, это движение получило свое распространение только к 1930-м годам. И своим местоположением обновленческая церковь выбрала большую и действующую тогда Владимирскую церковь. В августе 1934 г. обновленческой общине был передан нижний этаж храма, в котором был произведен ремонт, для размещения служителей были отремонтированы и подготовлены в храме жилые помещения. Православной общины в 1935 году оставалось по спискам примерно 60 человек, все это были люди неработающие – домохозяйки, инвалиды и т.п. Но и они были уже вытеснены из храма – 22 ноября 1934 г. второй этаж вместе с церковным имуществом был также передан обновленцам, и церковь была объявлена соборной обновленческой. Обновленческое движение продержалось в Иркутске недолго – 25 марта 1938 г. в исполнительные органы поступает заявление от общины о ее распаде и закрытии собора. 15 августа 1938 г. был составлен акт о сдаче собора на основании постановления Иркутского облисполкома от 4 мая 1938 г. за № 391.
Первоначально в здании был устроен клуб мединститута, затем начала работать швейная фабрика. В 1946 г. здание было передано Восточно-Сибирскому аэрогеодезическому предприятию, которое за многие годы его эксплуатации произвело в нем значительные переделки. Сегодня здесь разместилась Православная женская гимназия.
В ограде церкви находится значительное количество захоронений, самые известные из которых:
1.Солдатов Петр Васильевич, почетный гражданин, (1809-1866) – основатель больницы для бедных недалеко от церкви, именуемой в народе «Солдатовской»,
2.Солдатова Е.И. (1821–1888) – почетная гражданка,
3.Моисеева А.И. (1860–1906),
4.Крачевцев И.А. (? – 1906),
5.Беляев А.М. (ск. 1900), священник,
6.Орлов А.М. (1838–1889), протоиерей, преподаватель монгольско-бурятского языка в мужском духовном училище (был похоронен против алтаря храма).
Источник: irkipedia.ru