Известно, что Собор построен очень быстро потому, что в качестве строительного материала монахи использовали туф. Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: «Нектарий и Феофан - иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания – 1542».
Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй - завершение отделки - 1566 г. В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища.
Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части - фигуры святых.
В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе - пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном - Престол уготованный, в южном - Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища - Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы.
В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже - Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части - явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части - раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже - Распятие. В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа.
В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе - Вознесение Святого Креста. На северной стене - Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе - Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.
На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых говорит о противодействии православия исламу, а также на тесную связь метеорского монастыря и Янины.
Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».
Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы» к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё - одежды, позы - подчеркивают пластичность фигур.
На восточной стене собора изображено Второе пришествие, которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита. На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого. Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее: Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.
На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин - повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп. Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и доступна.
Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама - наиболее яркими образцами школы.
http://azbyka.ru