Последней по времени двухбашенной церковью в архитектурных заказах фельдмаршала стала Казанская церковь в усадьбе Чеберчино. Расположенное на восточной окраине нынешней республики Мордовия в конце XVIII века село принадлежало к Алатырскому уезду Симбирской губернии (до этого – Казанской). Чеберчино для Румянцевых имело особое значение. Сюда при Анне Иоанновне был сослан отец фельдмаршала петровский сподвижник А.И. Румянцев. Опала продолжалась три года, с 1731 по 1734. Впоследствии Чеберчино (или Чаборчино, как оно фигурирует в документах) превратилось в доходное имение. Там действовал винокуренный завод. В 1762 г. супруга Петра Александровича Е.М. Румянцева, собираясь отправиться на лечение к водам и находясь в стесненных финансовых обстоятельствах, горестно писала мужу: «Ехать к водам с пустыми руками не можно, надо деревни заложить и продавать, так таких очень мало есть, буде Чаборчино продать, так не с чем и жить».
В 1798 г. в Чеберчине освятили новую каменную церковь во имя Казанской иконы Богородицы. Как свидетельствует метрика, «по церковным документам храмоздателем значится граф П.А. Румянцев-Задунайский». Так что строительство началось, видимо, еще до кончины фельдмаршала в декабре 1796 г. На закате дней он словно в память об отце и собственном детстве задумал сооружение храма в отдаленной усадьбе, никогда не принадлежавшей к числу наиболее опекаемых его резиденций. Достраивалась церковь сыном графа Николаем. Два боковых придела получили символическое посвящение, указывая на связь поколений владельцев родовой вотчины. Правый был освящен во имя поклонения веригам апостола Петра, а левый – во имя Николая Чудотворца.
Церковь в Чеберчине имеет выразительный архитектурный облик. Ее монолитный, почти кубический объем с низким куполом в плане очерчивает греческий крест. Центричность здания нарушена обязательными для Румянцева парными звонницами над западной частью. Несмотря на стилистическую эволюцию (памятник принадлежит к строгой палладианской линии классицизма), типологические предпочтения заказчика и в середине 1790-х гг. остались неизменными. В остальном архитектура этого памятника отличается от облика других двухбашенных храмов, ранее возведенных Румянцевым. Суровая монументальность образа не вяжется с вычурной нарядностью церквей в Троицком, Вишенках и Великой Топали. Это обусловлено изменившейся архитектурной модой, оставившей в прошлом украшательство раннего профранцузского классицизма. Облик Казанской церкви формировался на основе совсем иных образцов.
Композицией, рисунком фасадов и формой парных звонниц последний румянцевский храм примыкает к серии проектов, выполненных Д.Кваренги в начале 1780-х гг. по заказу Екатерины II. Они варьировали тип камерной итальянской капеллы. Все проекты объединяла зальная структура и отсутствие купола, из-за чего единственным опознавательным признаком храма становились парные колокольни над входом, имевшие вид невысоких звонниц. Проекты различались оформлением фасадов, как всегда у Кваренги, весьма лаконичным, и формой башен, круглой или граненой. Две такие церкви были выстроены в Пулкове (Смоленская, 1782-1784) и Московской Славянке (Преображенская, 1783-1787), селах, окружавших императорскую резиденцию в Царском Селе.
Их появление в окрестностях столицы наделяло сельский ландшафт знаковыми культурно-историческими ассоциациями с «родиной искусств» Италией, страной роскошных вилл и просвещенных меценатов. Античный дух, исходящий от строгих классических форм палладианского стиля, был созвучен архитектурным образам «греческого проекта» Екатерины II. Храмы Кваренги следует рассматривать в русле ее политики по преобразованию пространства империи. Несмотря на масштабное соответствие типу обычного сельского храма, большого распространения вариант Кваренги не получил. Слишком мало в нем было следования исконным принципам русского храмостроения с наличием купола как неотъемлемой принадлежности церковной постройки. Кваренгиевские проекты оказали влияние лишь на единичные храмы в усадьбах царедворцев, однако во всех случаях они были дополнены введением купольной формы. Помимо Казанской церкви в Чеберчине, к этой линии примыкает Казанская церковь в усадьбе Красное (1790-е–1810 г.г.), построенная фаворитом императрицы А.П. Ермоловым.
Храм в Чеберчине наиболее близок к одному из кваренгиевских проектов церкви в Пулкове. Есть точные повторы многих элементов, в том числе формы парных колоколен. Почерк Кваренги узнается и в характере внутреннего пространства с изысканным оформлением. Так что есть все основания причислить памятник к кругу произведений выдающегося зодчего.
Казанская церковь замыкает круг двухбашенных храмов, возведенных по заказам екатерининского фельдмаршала.
А.В. Чекмарев «Двухколоколенные храмы в усадьбах графа П.А. Румянцева-Задунайского». Статья опубликована в сборнике «Русская усадьба» № 12. - М., 2006 г.