ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Головинский женский монастырь.


Москва. Головинский женский монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1898 и 1908.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Москва, Кронштадтский б-р, 33.

Координаты: 55.84465, 37.498344



План Головинского монастыря в Москве
XXXXX

Храмы монастыря:

1. Собор Троицы Живоначальной (утрачен)
2. Церковь Акилины мученицы с больничным корпусом (утрачена)
3. Церковь Казанской иконы Божией Матери (утрачена)
4. Колокольня
5. Церковь Спаса Всемилостивого в монастырском корпусе (утрачена)

Другие постройки и сооружения:

6. Жилые, служебные и хозяйственные постройки (утрачены)
7. Ограда (утрачена)
8. Северные ворота (утрачены)
9. Южные ворота (утрачены)
10. Застройка советского периода



Головинский женский монастырь, , Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 апреля 2016
Головинский женский монастырь, макет монастыря у церкви Иоанна Кронштадтского в Головино<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
макет монастыря у церкви Иоанна Кронштадтского в Головино
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
6 мая 2021
Головинский женский монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1912
Головинский женский монастырь, На переднем плане Троицкий собор (1885-87), справа вдали Казанская церковь(1882, деревянная). Троицкий собор стоит на месте дома 5 по Смольной улице и и пространства между д.д. 3 и 5 Слева виден крест Спасской домовой церкви (1872).Автор:А. Мазурин<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
На переднем плане Троицкий собор (1885-87), справа вдали Казанская церковь(1882, деревянная). Троицкий собор стоит на месте дома 5 по Смольной улице и и пространства между д.д. 3 и 5 Слева виден крест Спасской домовой церкви (1872).Автор:А. Мазурин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1900
Головинский женский монастырь, Крестный ход вокруг монастыря.<br>, Москва, Северный административный округ (САО), г. Москва
Крестный ход вокруг монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Олег Матвеев



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Красильников  18 января 2006

Название селения Головино, которое находилось на месте нынешних Кронштадского бульвара и Смольной улицы, происходит, видимо, от прозвища боярина И.В.Ховрина-Головы. Головино часто меняло владельцев. В разное время им владели дворяне Хлоповы, камергер Хитрово, бригадир Голохвастов, Хлебниковы, полковник Обольянинов.

Во второй половине XIX века владелицей Головина становится В.И.Головина. Очень религиозная, склонная к мистицизму, она способствовала возникновению в Головине Казанской женской общины. В 1882 г. возводится церковь Казанской иконы Божией Матери. В 1885 г. император Александр III именным указом закрепляет за общиной подаренные земли, а 7 марта 1886 г. Синод постановляет переименовать общину в Казанский Головинский общежительный монастырь со штатом из 15 монашествующих и стольких же послушниц.

В 1887 г. вологодский купец М.Н.Киселев на свои деньги строит в Головине каменную церковь Живоначальной Троицы. В монастыре строится больница и богадельня, настоятельский корпус и братский корпус с трапезной и пекарней. Перед первой мировой войной в монастырских стенах жили 150 монахинь и послушниц.

В 1911 г. в связи с 25-летием монастыря было решено заложить новую каменную колокольню, так как старую деревянную приходилось часто ремонтировать, и вид у нее был невзрачный. Закладка новой колокольни происходила 8 июля, в день престольного праздника в честь Казанской иконы Божией Матери. В основании заложили медную доску с памятной надписью. Колокольню наметили построить высотой в 25 сажен (свыше 32 м) - по числу лет существования монастыря ко дню закладки. Проект колокольни выполнил Александр Афанасьевич Латков (1863-1949) - известный архитектор, который возвел немало строений в Москве и Подмосковье, в частности, в Троице-Сергиевой Лавре.

В первые послереволюционные годы отношения монастыря с новой властью были вполне терпимыми. Но по окончании гражданской войны для монастыря настали тяжелые времена. Во время кампании по изъятию церковного имущества в монастыре было реквизировано почти 150 килограммов ценностей. В 1923 году была распущена монастырская земледельческая артель. Здания монастыря стали использоваться как общежитие для рабочих, военных и студентов. Окончательно монастырь был закрыт в 1929 г. Монастырские здания были перестроены и использовались в иных целях, а в 70-х гг. XX века все они, за исключением колокольни, были снесены, чтобы освободить место для нового жилого района.

Колокольня была отреставрирована в конце XX века. В настоящее время она приписана к находящейся неподалеку церкви иконы Божией Матери "Знамение" в Аксиньино, в ней открыта часовня.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 декабря 2014

Основан при селе Головино в 1876 году московским купцом Никитой Игнатьевичем Сидоровым. Первоначально именовался общиной, а в 1886году получил статус монастыря. В начале XX века здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. Было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа. В 1925 году монастырь был упразднён и обращён в приход.

На месте монастыря был устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Они остались жить в селе Головино, молиться ходили в бывший монастырский храм и работали в санатории посудомойками и т.д. Таким образом они прожили здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву.

В 1928 году у монастыря отобрали деревянную церковь и землю, но служба продолжалась в Казанском соборе. Также конфисковали дома церковнослужителей. В 1929 году священника Казанского собора Василия Лихарева репрессировали, после чего храм был закрыт. В монастырском соборе разместился клуб; в склепе, где были похоронены основатели монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали. К XXI веку сохранилась лишь монастырская колокольня.

В настоящее время в здании сохранившейся колокольни бывшего монастыря действует часовня, приписанная к Знаменскому храму в Аксиньине.

http://drevo-info.ru/articles/3463.html


Обитель трудов и милосердия. Село Головино и Казанский монастырь.

Внимание многих проходящих и проезжающих по Кронштадтскому бульвару, привлекает одиноко возвышающаяся колокольня вблизи от места пересечения со Смольной улицей. Когда-то это величественное сооружение господствовало над местностью и было хорошо видно за несколько километров. Это всё, что осталось от процветавшей здесь в конце XIX - начале XX века женской Казанской Головинской обители, широко известной и очень популярной в народе.

Село Головино, известное с XVI века, в XVII столетии значится в документах то деревней, то сельцом, и часто меняет хозяев. В начале XIX века село имело 11 дворов. В 1850 году селом владел полковник М.М. Обольянинов, а позднее оно было продано Головиным. Главный дом усадьбы представлял собой деревянное строение, типичное для помещиков "средней руки". Новая хозяйка имения, В.И. Головина, была очень набожной и совершала поломничества в Оптину пустынь и Троице-Сергиеву Лавру. В нижнем этаже своего московского дома она разместила приют для странников и богомольцев. В 1869 году хозяйка пригласила поселиться в её усадьбе старца Иродиона, родом из Рязанской губернии. Для него в парке была выстроена келья. Позднее в имении появились три землячки Иродиона, привезшие икону Казанской Божией Матери.

В 1872 году было выстроено двухэтажное здание, в котором нижний этаж был занят кельями новых послушниц, а верхний - домовой церковью Всемилостивого Спаса. Старец, к этому времени принявший схиму под именем Николая, вскоре скончался. Однако дело создания общины попало в надёжные руки: в 1876 году купец Н.И. Сидоров, с целью устройства богадельни, купил у Головиной восемь десятин земли и тут же начал стройку. Пять лет спустя от приобрёл у наследницы имения всю оставшуюся землю; и это вместе с ранее купленным участком составило около квадратного километра парка, лугов и других угодий. После этого последовала просьба к митрополиту Московскому учредить в сельце Головине Казанскую женскую общину. Причём Н.И. Сидоров взял на себя все расходы по созданию и поддержанию общины. Уже через год была построена деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Казанской Божией Матери, а девятнадцатого октября 1882 года она была освящена. В марте 1886 года решением Святейшего Синода община была преобразована в Казанский общежитейный монастырь со штатом из пятнадцати монашествующих и столько же послушниц. Монастырь оказался единственной женской обителью в Московском уезде. Сюда потянулись склонные к благотворительности люди. В 1887 году вологодский купец М.Н. Киселёв выстроил здесь на свои средства каменный соборный храм Живоначальной Троицы с двумя приделами - Марии Магдалины и иконы Черниговской Божией Матери. Тогда же построили двухэтажное кирпичное здание для больницы и богадельни.

С годами обитель значительно выросла. В 1901 году здесь открылась школа, в начале XX века поставлена каменная ограда. Всего монастырю принадлежало 63 десятины земли в Головине и 75 десятин леса в Московском уезде. В 1894 году появилась каменная ограда. На территории обители возделывался сад, был здесь и пруд. В 1911 году губернскими архитектором и инженером был утверждён проект новой каменной надвратной колокольни. Закладка её состоялась в июле того же года, и строительство совпала с двадцатипятилетием обители. Разработал проект в новорусском стиле архитектор А. Латков. Таким образом, за какие-то четыре десятилетия возник у дороги, шедшей из Никольского в Ховрино, прекрасный архитектурный ансамбль и духовный центр, известный далеко за пределами Московской губернии.

В 1922 году в монастыре прошла реквизиция ценностей. Однако община продолжала держаться; для того, чтобы ослабить придирки властей, зарегистрировали трудовую артель. Трудолюбивые монахини ещё в конце XIX века славились своим рукоделием: на Всемирной выставке в Париже в 1900 году их золотошвейная работа получила "Гран-При". Славились успехи насельниц в области агротехники и в молочно-товарном хозяйстве. Во всяком случае, окончательно закрыли монастырь только в 1929 году, когда репрессии против церкви приняли уже лютые формы. Ещё в середине 20-х годов часть зданий в монастыре стали захватывать местные власти и использовать под жильё. В 1970 году окончательно снесли все оставшиеся постройки, доведённые до аварийного состояния. Сровняли с землёй и кладбище. Теперь колокольня взята под охрану как памятник архитектуры.

Из книги "Москва 850 лет". Северный административный округ. 1997 г., стр. 28-29


С 60-х гг. XIX в. сельцо Головино с 11 дворами принадлежало супруге штаб-ротмистра Варваре Ильиничне Головиной-Батюшковой († 5 дек. 1880), отличавшейся благочестием и радушным странноприимством. Ее дочь - известная духовная писательница Софья Николаевна Слепцова (урожд. Батюшкова). Головина подавала прошение митр. Московскому св. Филарету (Дроздову) об устроении в имении домовой церкви, но святитель не благословил ее намерение; в усадьбе стояла лишь часовня прп. Сергия Радонежского. В 1869 г. Головино посетил гос. крестьянин с. Нов. Келец Скопинского у. Рязанской губ. Иродион Иванович Гулин (по некоторым сведениям, мон. Михаил или схим. Николай?), почитавшийся юродивым старцем-странником. По его просьбе в нач. дек. 1869 г. Головина приютила в своем имении девиц М. М. Стрельникову (из Тульской губ.), Е. Я. Муравьёву (Муравлёву) (из Тамбовской губ.) и чуть позже Е. К. Репкину (из Харьковской губ.). Затем в обитель поступила и бывш. супруга Гулина, в 1887 г. принявшая постриг в рясофор. Сестры поселились в имении на 1-м этаже деревянного флигеля. С 9 дек. того же года в уединенной хижине усадебного парка проживал и сам Гулин. Начальницей девиц считалась Стрельникова.

Вскоре после личной встречи Головиной с новым Московским митрополитом - св. Иннокентием (Вениаминовым) на 2-м этаже флигеля была устроена и 17 февр. 1872 г. свящ. Никанором Румянцевым освящена домовая ц. во имя Всемилостивого Спаса (в честь чтимой иконы дома Головиных). Верхняя доска престола Спасского храма была изготовлена из кипарисового ящика, в к-ром Гулин и первые сестры принесли в Головино Казанскую икону, написанную ок. 1860-1862 гг. худож. А. В. Васильевым. Сам образ поставили в Спасском храме за левым клиросом. Первоначально богослужения совершали священники с. Аксиньина, к приходу к-рого была приписана домовая церковь, а иногда и иеромонахи московских обителей. После отъезда на родину и кончины Гулина († 25 июня 1872) проживавшие в Головине сестры (7 чел.) стали молиться об офиц. устроении общежительного мон-ря.

В 70-х гг. XIX в. с. Головино и общину при нем часто посещали клирик Данилова московского монастыря иеродиак. Серафим († 28 дек. 1883) и московский купец Н. И. Сидоров. По совету иеродиак. Серафима 21 дек. 1876 г. Сидоров выкупил у Головиной 7 дес. 1400 кв. саж. земли с различными угодьями, построив на ней корпус богадельни (на 20 чел.), а после кончины помещицы 6 февр. 1881 г. приобрел и оставшуюся часть села с пустошью Быково, лесом, господским домом и хозяйственными постройками. В мае 1881 г. Сидоров обратился с ходатайством к митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) об офиц. учреждении жен. общины. Купец обязался пожертвовать сестрам все имение с 57 дес. земли, постройками и хозяйством. Высочайшим повелением (9 мая 1881) и определением Синода от 4 сент. 1882 г. в с. Головине учреждалась Казанская женская община «с тем, чтобы она никогда не производила книжных сборов для усиления своих средств и не испрашивала каких-либо пособий из казны». Указом Синода от 7 марта 1886 г. община была переименована в Казанский Головинский общежительный мон-рь, 27 июля того же года состоялось торжественное открытие обители.

К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» (Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь.

1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева, клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ.

В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Вместо обветшавшей деревянной колокольни (1882) в ознаменование 25-летия обители по проекту архит. А. А. Латкова в К. м. была возведена новая, 3-ярусная колокольня (1911-1913) высотой 25 саж.- по количеству лет, прошедших с момента основания обители. К 10-м гг. XX в. в К. м. были также построены деревянные 2-этажный флигель со Спасской ц. и с 6 кельями; 2-этажный корпус (длина 7 саж. и 1 аршин, ширина 7 саж.) с покоями настоятельницы на нижнем этаже и 5 сестринскими кельями - на верхнем; одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 7 кельями; др. одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 6 кельями; трапезная, «хлебенная», житница, службы. За оградой К. м. находились 2 дома - для священника и диакона, просфорнические кельи, 3 гостиницы, скотный двор и дом для рабочих. В обители и за оградой были разбиты фруктовый сад, парк с липовыми и березовыми аллеями, цветники, выкопаны пруд и неск. колодцев, в 1885 г. устроено монастырское кладбище.

В иконостасе Казанского храма, слева от царских врат, находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери (ок. 1860-1862; высота 11/4 аршина, ширина 141/2 вершка), принесенная в обитель Гулиным и первыми насельницами. В 1882 г. на средства купца Сидорова образ был украшен позолоченной серебряной ризой (84-й пробы) и венцом с драгоценными камнями. 8 июля (в день празд. Казанской иконе Божией Матери) и 27 июля (в день открытия обители) в К. м. совершались крестные ходы с этой иконой.

Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине)В Троицком храме хранились несколько икон, подаренных Сидоровым. Справа от царских врат находился Нерукотворный образ Спасителя, украшенный сребропозлащенной ризой с эмалью работы фабриканта А. А. Овчинникова. В алтаре хранился др. Нерукотворный образ Спасителя на кипарисовой доске (высота 3 вершка, ширина 21/2 вершка) в сребропозлащенной ризе с эмалью. Другой храмовый образ, Св. Троицы (высота 93/4 вершка), основатель К. м. подарил сестрам в 1887 г., к освящению монастырского собора. Эту икону обрамляла чеканная сребропозлащенная риза со стихами на лицевой стороне: «Авраам мужей триех странных приемлет,/ Поклонся к земле, ноги их объемлет / И пречестне их в дому своем учреждает./ Бог его Сый в сих благословляет,/ Сарре сказуя сына родити,/ Смеющейся же ей рече сему быти».

В правом приделе Троицкого собора находилась чтимая Черниговская икона Божией Матери - маленький «снимок» с чудотворного образа из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По преданию, эту икону подарил супруге благотворителя обители купчихе М. П. Киселёвой (1844-1885) иером. прп. Варнава (Меркулов) На иконе имелась серебряная пластина с памятной надписью о чудесном событии в жизни купчихи: в ночь на 30 июня 1882 г. по молитвам перед этим образом Киселёва выжила во время крушения поезда Москва-Крым. В том же году Киселёва украсила икону сребропозлащенной ризой с эмалью в венце.

В Троицком соборе «в особом столике, устроенном в форме аналогия» под стеклом хранилось 3 серебряных позолоченных креста с частицами мощей. В 1872 г. В. Головина пожертвовала общине крест, на оборотной стороне которого имелась надпись с перечислением вложенных святынь - частиц Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы и пояса Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Матфея, Луки, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Никифора К-польского, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, сщмч. Василия Амасийского, мучеников Андрея Стратилата и Агафоника, преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Макария Калязинского. В др. кресте имелись частицы мощей святителей Варсонофия и Гурия Казанских, преподобных Анастасия Диакона и Никодима Просфорника. В 1888 г. старец московского Златоустовского монастыря иеросхим. Иоанн пожертвовал в К. м. серебряный позолоченный крест на стальной цепочке с частицами мощей ап. Андрея, митр. Московского свт. Филиппа (Колычева), кн. Михаила Черниговского, прп. Ефрема Новоторжского и др. В том же столике под стеклом хранился и серебряный складень (1732) с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с частицами Ее ризы, мощей преподобных Моисея Угрина, Марка Гробокопателя, Илии Муромца и Иоанна Многострадального.

У трапезной Троицкого собора находилась могила почитаемого сестрами духовника старца иеросхим. Иоанна. Рядом с Магдалининским приделом собора в особой усыпальнице была погребена купчиха Киселёва.

После 1917 г. сестры обители зарегистрировались как сельскохозяйственная земледельческая артель. Согласно отчету от 17 февр. 1922 г., отправленному благочинным прот. А. Терновским архиеп. Крутицкому Никандру (Феноменову), богослужения в Троицком храме К. м. совершали прот. Виктор Румянцев, сщмч. Василий Алексеевич Лихарёв и диак. Николай Куров, относящиеся «ревностно к возложенным на них обязанностям» (Соловьев М., свящ. 2010. С. 187). К 1925 г. сельскохозяйственная земледельческая артель была упразднена, в монастырских корпусах устроен санаторий. Сестры, проживавшие в с. Головине, трудились в санатории посудомойками, уборщицами и т. д. В 20-х гг. по приглашению настоятельницы в К. м. проживал архим. московского Чудова мон-ря прмч. Амвросий (Астахов), совершавший богослужения в Казанской ц. вместе с монастырским свящ. Василием Лихарёвым. В 1928 г. у общины были конфискованы дом церковнослужителей, земля; богослужения дозволялось совершать только в Казанском храме. После окончательной ликвидации общины в 30-х гг. архим. Амвросий служил в храмах сел Ховрина и Аксиньина, принял мученическую кончину на Бутовском полигоне.

Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г.4 мая 1929 г. собрание рабочих местных фабрик и жителей с. Головина постановило ходатайствовать перед центральными властями о закрытии Казанского храма. 21 июня того же года свящ. Василий был вызван в ОГПУ в Москву и арестован. Постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ от 16 авг. 1929 г. священнику в течение 3 лет было запрещено проживать в Москве и Московской обл., и он поселился в Туле. В июле 1932 г. свящ. Василий вернулся в Головино, поселился в домике с несколькими престарелыми монахинями, служил в соседней Знаменской ц. с. Аксиньина, 15 нояб. 1937 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и вскоре расстрелян.

С кон. 20-х гг. изгнанные из общины сестры селились в ближайших селах или в Москве, многие подвергались гонениям. Среди пострадавших насельниц К. м.- послушница Марфа Иванова (см.: прмц. Михаила (Иванова)), к-рая в 20-х гг. проживала в с. Головине и работала посудомойкой в санатории, затем жила в Москве и Подмосковье, приняла постриг, окормлялась у архим. Амвросия (Астахова), 26-27 авг. 1937 г. была арестована и 11 окт. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Послушница прмц. Татиана (Грибкова) к 1930 г. поселилась в родном с. Щукине близ Москвы, зарабатывала на жизнь стеганием одеял. 9 авг. 1937 г. она была арестована, заключена в Новинскую тюрьму в Москве, 10 сент. тройкой при УНКВД по Московской обл. обвинена в «антисоветской агитации, клевете на вождей партии и правительства», 14 сент. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Мон. Анастасия (Зубкова Анастасия Ильинична; 1882-17.02.1938) также была расстреляна на Бутовском полигоне. Послушница Александра Ивановна Тюрина с 1925 г. проживала в Москве, работала швеей, 28 дек. 1930 г. была арестована, обвинена в «антисоветской агитации», приговорена к 3 годам ссылки в Северный край. Послушница З. Л. Лыса переехала в Киев, в 1932-1933 гг. была репрессирована.

Чтимую Казанскую икону Божией Матери монахини сохранили и перенесли в Знаменскую ц. с. Аксиньина. При этом храме, к-рый не закрывался в советское время, проживали насельницы и священнослужители мон-ря.

После 1930 г. здания К. м. были переданы рабочим ткацкой фабрики им. Петра Алексеева, Спасская ц. переоборудована под общежитие, Троицкий собор перестроен в 4-этажный жилой дом. В 70-х гг. XX в. все храмы и корпуса были снесены, монастырскую территорию застроили многоквартирными домами. К 1970 г. были уничтожены и остатки монастырского кладбища, где находились могилы акад. живописи К. В. Лемоха, его жены и внука, а также клириков и жертвователей мон-ря. На месте кладбища выстроены 5- и 7-этажные жилые дома и психиатрический диспансер Головинского р-на. Рядом было основано новое Головинское кладбище.

Колокольня К. м., в 1992 г. приписанная к приходу Знаменского храма в Аксиньине, охраняется государством как памятник архитектуры. В колокольне обустроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, освященная в авг. 1997 г. викарием Московской епархии архиеп. Истринским Арсением (Епифановым) в сослужении благочинного Всехсвятского церковного окр. прот. С. Пристая и настоятеля Знаменского храма в Аксиньине прот. И. Мазова. По субботам священники Аксиньинского храма совершают в часовне водосвятные молебны с акафистом и панихиды.

https://www.pravenc.ru/text/1319830.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 ноября 2018

На севере Москвы во дворе обычной многоэтажки стоит одинокая колокольня. Это всё, что осталось от некогда крупного монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери.

В ХIХ веке село Головино находилось далеко за пределами Москвы. Местные помещики - супруги Головины - были люди набожные, никому не отказывали в милостыне, принимая паломников и юродивых. Как-то попросил у Головиных крова странствующий схимонах Николай (Иродион Иванович Гулин). Его поселили в небольшом домике в господском парке - там, где обычно останавливались странствующие богомольцы. Довольно скоро старец Николай благодаря мудрым наставлениям и своей благочестивой жизни стал известен во всей округе. В 1862 году старца навестили две паломницы из Рязанской губернии и передали ему драгоценный дар - Казанскую икону Божией Матери, написанную академиком живописи Михаилом Николаевичем Васильевым. А вскоре праведному Николаю было видение, открывшее ему, что на этом богоизбранном месте появится со временем святая обитель. Так и случилось. Спустя 13 лет состоятельный купец Николай Игнатьевич Сидоров основал здесь богадельню при домовой усадебной церкви в честь Спаса Всемилостивого. А в 1881 году он подал прошение на учреждение женской монашеской общины. Получив положительный ответ, Николай Иванович возвёл деревянный Казанский храм, где поместил икону, некогда принадлежавшую старцу Николаю. Число насельниц постепенно росло. Через три года здесь уже было 55 сестёр и 80 послушниц.

В 1886 году община превратилась в монастырь, а в 1887 году на средства другого купца, Николая Киселёва, возведён каменный Троицкий храм с двумя приделами в честь Черниговской иконы Божией Матери и святой равноапостольной Марии Магдалины. По Божьему Промыслу первой настоятельницей обители стала инокиня Магдалина (Мария Стрельникова) - одна из тех девушек, которая когда-то навестила старца Николая в усадьбе Головиных. Своего расцвета монастырь достиг при следующей игуменье Олимпиаде, которая управляла обителью с 1893 года. При неё на средства монахини Рафаилы (Акилины Смирновой, бывшей в миру богатой промышленницей) возвели больничный корпус с храмом во имя святой мученицы Акилины. К началу ХХ века монастырь обзавелся большим хозяйством. Монахини разводили домашний скот, трудились в саду и на огороде, несли послушание в монастырской больнице и богадельне. Кроме того, при обители была иконописная мастерская и школа рукоделия, которая славилась на всю страну. Золотошвейные работы монахинь поражали своим мастерством и изяществом. На международной выставке в Париже в 1900 году они были удостоены высшей награды - Гран-при. В 1906 году здесь появилась каменная ограда со святыми вратами, а в 1913-м - новая колокольня, возведённая по проекту архитектора Александра Латкова, автора многих построек Троице-Сергиевой Лавры. Перед революцией в монастыре жили 150 сестёр и послушниц.

После прихода к власти большевиков монахини организовали на территории монастыря рабочую артель, но в 1923 году она была распущена, а церковные ценности конфискованы. В 1929-м обитель и вовсе закрыли, а через два года у верующих отобрали и последний действующий храм. "Непрофильные" монастырские постройки отдали под общежитие тонкосуконной фабрики им. Петра Алексеева. В соборе большевики открыли клуб, в склепе устроили склад зерна, а кладбище просто перепахали. Но почитаемую Казанскую икону Божией Матери удалось спасти - её перенесли в Знаменский храм села Аксиньина. Священники Головинского монастыря архимандрит Амфросий (Астахов) и протоирей Василий Лихарев были репрессированы и расстреляны.

Когда на эти земли пришла Москва, ветхие постройки снесли, монастырский двор зачистили, и на пустом месте построили квартал безликих бетонных многоэтажек. Чудом уцелела лишь колокольня... Несколько лет назад благодаря стараниям настоятеля храма иконы Божией Матери "Знамение" в Аксиньине священника Владимира Герасимова и прихожан колокольню отреставрировали, а на первом этаже открыли часовню. В декабре 2012 года, через восемьдесят с лишним лет после разорения монастыря, на колокольне зазвучали колокола - над округой вновь поплыл малиновый звон.

Из журнала "Православный Паломник". Выпуск №11, ноябрь 2014 г /Фёдор Дядичев. "Головинская Свеча/.



Комментарии и обсуждение


На сегодняшний день колокольня Казанского женского монастыря является действующей. Двери колокольни открыты для посетителей ежедневно, в определённые часы. В субботу проходит служба с исповедью, причастием, читается акафист Казанской Божией Матери. Также в храме во время больших праздников совершается Крестный ход. Храм не умер, он жив и рад принять всех желающих.

2 августа 2024.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.