С 60-х гг. XIX в. сельцо Головино с 11 дворами принадлежало супруге штаб-ротмистра Варваре Ильиничне Головиной-Батюшковой († 5 дек. 1880), отличавшейся благочестием и радушным странноприимством. Ее дочь - известная духовная писательница Софья Николаевна Слепцова (урожд. Батюшкова). Головина подавала прошение митр. Московскому св. Филарету (Дроздову) об устроении в имении домовой церкви, но святитель не благословил ее намерение; в усадьбе стояла лишь часовня прп. Сергия Радонежского. В 1869 г. Головино посетил гос. крестьянин с. Нов. Келец Скопинского у. Рязанской губ. Иродион Иванович Гулин (по некоторым сведениям, мон. Михаил или схим. Николай?), почитавшийся юродивым старцем-странником. По его просьбе в нач. дек. 1869 г. Головина приютила в своем имении девиц М. М. Стрельникову (из Тульской губ.), Е. Я. Муравьёву (Муравлёву) (из Тамбовской губ.) и чуть позже Е. К. Репкину (из Харьковской губ.). Затем в обитель поступила и бывш. супруга Гулина, в 1887 г. принявшая постриг в рясофор. Сестры поселились в имении на 1-м этаже деревянного флигеля. С 9 дек. того же года в уединенной хижине усадебного парка проживал и сам Гулин. Начальницей девиц считалась Стрельникова.
Вскоре после личной встречи Головиной с новым Московским митрополитом - св. Иннокентием (Вениаминовым) на 2-м этаже флигеля была устроена и 17 февр. 1872 г. свящ. Никанором Румянцевым освящена домовая ц. во имя Всемилостивого Спаса (в честь чтимой иконы дома Головиных). Верхняя доска престола Спасского храма была изготовлена из кипарисового ящика, в к-ром Гулин и первые сестры принесли в Головино Казанскую икону, написанную ок. 1860-1862 гг. худож. А. В. Васильевым. Сам образ поставили в Спасском храме за левым клиросом. Первоначально богослужения совершали священники с. Аксиньина, к приходу к-рого была приписана домовая церковь, а иногда и иеромонахи московских обителей. После отъезда на родину и кончины Гулина († 25 июня 1872) проживавшие в Головине сестры (7 чел.) стали молиться об офиц. устроении общежительного мон-ря.
В 70-х гг. XIX в. с. Головино и общину при нем часто посещали клирик Данилова московского монастыря иеродиак. Серафим († 28 дек. 1883) и московский купец Н. И. Сидоров. По совету иеродиак. Серафима 21 дек. 1876 г. Сидоров выкупил у Головиной 7 дес. 1400 кв. саж. земли с различными угодьями, построив на ней корпус богадельни (на 20 чел.), а после кончины помещицы 6 февр. 1881 г. приобрел и оставшуюся часть села с пустошью Быково, лесом, господским домом и хозяйственными постройками. В мае 1881 г. Сидоров обратился с ходатайством к митр. Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову) об офиц. учреждении жен. общины. Купец обязался пожертвовать сестрам все имение с 57 дес. земли, постройками и хозяйством. Высочайшим повелением (9 мая 1881) и определением Синода от 4 сент. 1882 г. в с. Головине учреждалась Казанская женская община «с тем, чтобы она никогда не производила книжных сборов для усиления своих средств и не испрашивала каких-либо пособий из казны». Указом Синода от 7 марта 1886 г. община была переименована в Казанский Головинский общежительный мон-рь, 27 июля того же года состоялось торжественное открытие обители.
К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева), ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.
Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» (Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь.
1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева, клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ.
В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов).
Вместо обветшавшей деревянной колокольни (1882) в ознаменование 25-летия обители по проекту архит. А. А. Латкова в К. м. была возведена новая, 3-ярусная колокольня (1911-1913) высотой 25 саж.- по количеству лет, прошедших с момента основания обители. К 10-м гг. XX в. в К. м. были также построены деревянные 2-этажный флигель со Спасской ц. и с 6 кельями; 2-этажный корпус (длина 7 саж. и 1 аршин, ширина 7 саж.) с покоями настоятельницы на нижнем этаже и 5 сестринскими кельями - на верхнем; одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 7 кельями; др. одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 6 кельями; трапезная, «хлебенная», житница, службы. За оградой К. м. находились 2 дома - для священника и диакона, просфорнические кельи, 3 гостиницы, скотный двор и дом для рабочих. В обители и за оградой были разбиты фруктовый сад, парк с липовыми и березовыми аллеями, цветники, выкопаны пруд и неск. колодцев, в 1885 г. устроено монастырское кладбище.
В иконостасе Казанского храма, слева от царских врат, находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери (ок. 1860-1862; высота 11/4 аршина, ширина 141/2 вершка), принесенная в обитель Гулиным и первыми насельницами. В 1882 г. на средства купца Сидорова образ был украшен позолоченной серебряной ризой (84-й пробы) и венцом с драгоценными камнями. 8 июля (в день празд. Казанской иконе Божией Матери) и 27 июля (в день открытия обители) в К. м. совершались крестные ходы с этой иконой.
Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине)В Троицком храме хранились несколько икон, подаренных Сидоровым. Справа от царских врат находился Нерукотворный образ Спасителя, украшенный сребропозлащенной ризой с эмалью работы фабриканта А. А. Овчинникова. В алтаре хранился др. Нерукотворный образ Спасителя на кипарисовой доске (высота 3 вершка, ширина 21/2 вершка) в сребропозлащенной ризе с эмалью. Другой храмовый образ, Св. Троицы (высота 93/4 вершка), основатель К. м. подарил сестрам в 1887 г., к освящению монастырского собора. Эту икону обрамляла чеканная сребропозлащенная риза со стихами на лицевой стороне: «Авраам мужей триех странных приемлет,/ Поклонся к земле, ноги их объемлет / И пречестне их в дому своем учреждает./ Бог его Сый в сих благословляет,/ Сарре сказуя сына родити,/ Смеющейся же ей рече сему быти».
В правом приделе Троицкого собора находилась чтимая Черниговская икона Божией Матери - маленький «снимок» с чудотворного образа из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. По преданию, эту икону подарил супруге благотворителя обители купчихе М. П. Киселёвой (1844-1885) иером. прп. Варнава (Меркулов) На иконе имелась серебряная пластина с памятной надписью о чудесном событии в жизни купчихи: в ночь на 30 июня 1882 г. по молитвам перед этим образом Киселёва выжила во время крушения поезда Москва-Крым. В том же году Киселёва украсила икону сребропозлащенной ризой с эмалью в венце.
В Троицком соборе «в особом столике, устроенном в форме аналогия» под стеклом хранилось 3 серебряных позолоченных креста с частицами мощей. В 1872 г. В. Головина пожертвовала общине крест, на оборотной стороне которого имелась надпись с перечислением вложенных святынь - частиц Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы и пояса Богородицы, мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Матфея, Луки, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Никифора К-польского, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, сщмч. Василия Амасийского, мучеников Андрея Стратилата и Агафоника, преподобных Макария Великого, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Макария Калязинского. В др. кресте имелись частицы мощей святителей Варсонофия и Гурия Казанских, преподобных Анастасия Диакона и Никодима Просфорника. В 1888 г. старец московского Златоустовского монастыря иеросхим. Иоанн пожертвовал в К. м. серебряный позолоченный крест на стальной цепочке с частицами мощей ап. Андрея, митр. Московского свт. Филиппа (Колычева), кн. Михаила Черниговского, прп. Ефрема Новоторжского и др. В том же столике под стеклом хранился и серебряный складень (1732) с образом Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с частицами Ее ризы, мощей преподобных Моисея Угрина, Марка Гробокопателя, Илии Муромца и Иоанна Многострадального.
У трапезной Троицкого собора находилась могила почитаемого сестрами духовника старца иеросхим. Иоанна. Рядом с Магдалининским приделом собора в особой усыпальнице была погребена купчиха Киселёва.
После 1917 г. сестры обители зарегистрировались как сельскохозяйственная земледельческая артель. Согласно отчету от 17 февр. 1922 г., отправленному благочинным прот. А. Терновским архиеп. Крутицкому Никандру (Феноменову), богослужения в Троицком храме К. м. совершали прот. Виктор Румянцев, сщмч. Василий Алексеевич Лихарёв и диак. Николай Куров, относящиеся «ревностно к возложенным на них обязанностям» (Соловьев М., свящ. 2010. С. 187). К 1925 г. сельскохозяйственная земледельческая артель была упразднена, в монастырских корпусах устроен санаторий. Сестры, проживавшие в с. Головине, трудились в санатории посудомойками, уборщицами и т. д. В 20-х гг. по приглашению настоятельницы в К. м. проживал архим. московского Чудова мон-ря прмч. Амвросий (Астахов), совершавший богослужения в Казанской ц. вместе с монастырским свящ. Василием Лихарёвым. В 1928 г. у общины были конфискованы дом церковнослужителей, земля; богослужения дозволялось совершать только в Казанском храме. После окончательной ликвидации общины в 30-х гг. архим. Амвросий служил в храмах сел Ховрина и Аксиньина, принял мученическую кончину на Бутовском полигоне.
Колокольня Головинского мон-ря. 1911–1913 гг. Архит. А. А. Латков. Фотография. 2012 г.4 мая 1929 г. собрание рабочих местных фабрик и жителей с. Головина постановило ходатайствовать перед центральными властями о закрытии Казанского храма. 21 июня того же года свящ. Василий был вызван в ОГПУ в Москву и арестован. Постановлением особого совещания Коллегии ОГПУ от 16 авг. 1929 г. священнику в течение 3 лет было запрещено проживать в Москве и Московской обл., и он поселился в Туле. В июле 1932 г. свящ. Василий вернулся в Головино, поселился в домике с несколькими престарелыми монахинями, служил в соседней Знаменской ц. с. Аксиньина, 15 нояб. 1937 г. был арестован по обвинению в антисоветской агитации и вскоре расстрелян.
С кон. 20-х гг. изгнанные из общины сестры селились в ближайших селах или в Москве, многие подвергались гонениям. Среди пострадавших насельниц К. м.- послушница Марфа Иванова (см.: прмц. Михаила (Иванова)), к-рая в 20-х гг. проживала в с. Головине и работала посудомойкой в санатории, затем жила в Москве и Подмосковье, приняла постриг, окормлялась у архим. Амвросия (Астахова), 26-27 авг. 1937 г. была арестована и 11 окт. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Послушница прмц. Татиана (Грибкова) к 1930 г. поселилась в родном с. Щукине близ Москвы, зарабатывала на жизнь стеганием одеял. 9 авг. 1937 г. она была арестована, заключена в Новинскую тюрьму в Москве, 10 сент. тройкой при УНКВД по Московской обл. обвинена в «антисоветской агитации, клевете на вождей партии и правительства», 14 сент. того же года расстреляна на Бутовском полигоне. Мон. Анастасия (Зубкова Анастасия Ильинична; 1882-17.02.1938) также была расстреляна на Бутовском полигоне. Послушница Александра Ивановна Тюрина с 1925 г. проживала в Москве, работала швеей, 28 дек. 1930 г. была арестована, обвинена в «антисоветской агитации», приговорена к 3 годам ссылки в Северный край. Послушница З. Л. Лыса переехала в Киев, в 1932-1933 гг. была репрессирована.
Чтимую Казанскую икону Божией Матери монахини сохранили и перенесли в Знаменскую ц. с. Аксиньина. При этом храме, к-рый не закрывался в советское время, проживали насельницы и священнослужители мон-ря.
После 1930 г. здания К. м. были переданы рабочим ткацкой фабрики им. Петра Алексеева, Спасская ц. переоборудована под общежитие, Троицкий собор перестроен в 4-этажный жилой дом. В 70-х гг. XX в. все храмы и корпуса были снесены, монастырскую территорию застроили многоквартирными домами. К 1970 г. были уничтожены и остатки монастырского кладбища, где находились могилы акад. живописи К. В. Лемоха, его жены и внука, а также клириков и жертвователей мон-ря. На месте кладбища выстроены 5- и 7-этажные жилые дома и психиатрический диспансер Головинского р-на. Рядом было основано новое Головинское кладбище.
Колокольня К. м., в 1992 г. приписанная к приходу Знаменского храма в Аксиньине, охраняется государством как памятник архитектуры. В колокольне обустроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, освященная в авг. 1997 г. викарием Московской епархии архиеп. Истринским Арсением (Епифановым) в сослужении благочинного Всехсвятского церковного окр. прот. С. Пристая и настоятеля Знаменского храма в Аксиньине прот. И. Мазова. По субботам священники Аксиньинского храма совершают в часовне водосвятные молебны с акафистом и панихиды.
https://www.pravenc.ru/text/1319830.html