Монастырь преподобного Неофита Затворника, на Кипре, один из наиболее древних и значительных православных монастырей на острове; расположен в 9 км от Пафоса, на высоте 415 м над уровнем моря. Основан прп. Неофитом Затворником. Древняя история мон-ря известна благодаря Житию его основателя, а также трудам самого прп. Неофита, составившего, в частности, устав обители (1177). Место, на котором возник мон-рь, первоначально служило прп. Неофиту для уединенной молитвы. 24 июня 1159 г. он начал работы по устройству в пещере горы своего затвора - Енклистры, который получил трехчастную структуру. В него входили келья, алтарь и наос церкви. 14 сентября 1160 г. работы были завершены. В глубине кельи прп. Неофит приготовил себе могилу. Свое убежище Неофит посвятил Животворящему Кресту, в честь которого освятил также престол церкви.
По настоянию Василия Киннамоса, епископа Кипра (1166-1190), Неофит стал принимать в своем скиту монахов, постепенно вокруг него образовалась община и сформировался мон-рь. Датой основания мон-ря принято считать 1170 г. В соответствии с предписаниями прп. Неофита мон-рю надлежало оставаться малонаселенным, число монахов не должно было превышать 15-18 чел. В связи с увеличением количества насельников и реорганизацией монастырской жизни потребовалось расширить Енклистру, соответственно к ней были добавлены трапезная (со стороны кельи) и нартекс. Это произошло не позднее 1183 г.
Слава прп. Неофита привлекала в мон-рь большое число паломников. Для того чтобы сохранить уединенный уклад жизни, преподобный задумал устроить новый Верхний затвор, или «Новый Сион», и вырубил пещеру в скале над церковью Святого Креста. Однако в процессе устройства прохода, соединявшего Нижний и Верхний затворы, скала обрушилась. Это произошло 24 января 1197 г., прп. Неофит не пострадал, но увидел в своем чудесном спасении Божий знак. Преподобный умер, вероятно, в 1215 г., незадолго до этого, в 1214 г. написал новую редакцию монастырского устава - «Уставное завещание» («Τυπικ? Διαθ?κη»).
После смерти прп. Неофита мон-рь был преобразован в общежительный, система отдельных затворов перестала существовать. Сведения о жизни мон-ря в период венецианского господства (1489-1571) немногочисленны. В конце XV в. в монастыре наблюдается оживление монашеской жизни. В 1503 г. по инициативе монаха Неофита отремонтирован комплекс Нижнего затвора, поновлена его древняя (XII в.) роспись. В это же время, видимо, выстроен и украшен росписями новый кафоликон мон-ря - купольная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. В 1523 г. мон-рь посетил Иеремия I, патриарх К-польский, и провел здесь 7 дней. Во время османского владычества монахи были изгнаны, имущество мон-ря было конфисковано (1585), он пришел в полное запустение. Положение изменилось при настоятеле Леонтии, благодаря усилиям которого в 1611 г. обитель перешла в ведение епископа Кипра, а в 1631 г. получила ряд привилегий от Кирилла Лукариса, патриарха К-польского. В частности, изменился статус настоятеля мон-ря Неофита, он стал главным среди настоятелей всех кипрских мон-рей. Однако положение мон-ря все равно оставалось тяжелым: в середине XVII в. обитель вынуждена была продать Франции все сохранявшиеся в ней древние рукописи.
В 1735 г. рус. путешественник В. Г. Григорович-Барский, проведя в мон-ре 3 дня, сообщил, что на тот момент в нем в 10 каменных кельях проживали 2 или 3 монаха, что история основания обители была забыта, а мощи прп. Неофита почивали под спудом. Возрождение обители произошло при игумене Афанасии (настоятель с 1746). При нем 28 сентября 1756 г. могила прп. Неофита была открыта, мощи святого обретены нетленными и, видимо, тогда же перенесены в главную монастырскую церковь. При настоятеле Иоанникии в 1779 г. отреставрирован кафоликон мон-ря. Тем не менее в конце XIX в. обитель находилась в плачевном состоянии.
Росписи Енклистры
После устройства Нижнего затвора прп. Неофитом келья преподобного и алтарь пещерного храма были расписаны. На северной стене кельи сохранилась надпись, в которой сообщается имя мастера, исполнившего росписи, и дата: Феодор Апсевд, 1183 г. Согласно надписи 1503 г., стенопись в наосе церкви Святого Креста относится к чуть более позднему времени, она создана в 1196 г., т. е. все еще при жизни прп. Неофита. Отдельные сцены всех трех частей Нижнего затвора переписаны в 1503 г., во время реставрации, предпринятой монахом Неофитом.
Келья представляет собой маленькую комнату, в плане приближенную к трапеции. На своде в медальонах помещены полуфигуры четырех пророков, сохранилось изображение одного из них - пророка Даниила (юный), три других, возможно, - Давид, Иеремия или Иезекииль, Исаия. На восточной стене - святые воины Феодор Стратилат, Димитрий Солунский, Прокопий (?), все изображения плохой сохранности. На южной стене над входом в келью - композиция «Распятие», справа от нее - образ Андрея, Христа ради юродивого. Напротив, на северной стене - Христос на престоле с предстоящими Богородицей, святым Иоанном Предтечей и припадающим прп. Неофитом, справа - образы святых врачей Космы и Пантелеимона; парное св. Косме изображение св. Дамиана находилось в восточной части кельи. Три стены небольшой погребальной камеры прп. Неофита в северном углу кельи украшены изображениями: в нише - Богоматерь на престоле с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом, слева на стене - «Распятие», справа в нише - «Сошествие во ад». Обращение к теме Страстей Господних в росписи, очевидно, не было случайным. На особый интерес к этой теме указывает сам факт посвящения престола пещерного храма Святому Кресту, а также присутствие в нем (в наосе) реликвии - частицы Животворящего Креста.
Алтарная часть занимает промежуточное положение между кельей и наосом; соединена с первой через проем двери и отделена от второго пространства деревянным иконостасом. Вост. стена вимы имеет закругленную форму, образует апсиду с двумя пробитыми в ней окнами, одно из них оригинальное. Росписи здесь находятся в значительно лучшем состоянии. В верхней части апсиды, фактически на восточном склоне свода, помещена сцена «Вознесение Христа». Из-за неровности стены она имеет асимметричную композицию. Напротив, на западном склоне, находится «Вознесение прп. Неофита на небо». Преподобный представлен стоящим, со сложенными на груди руками, между архангелами Михаилом и Гавриилом, которые держат его за плечи и как будто возносят его невесомое тело на небо. Крылья архангелов соединены за спиной прп. Неофита, создавая эффект того, что они принадлежат фигуре святого. Эта уникальная композиция не имеет аналогий в византийском искусстве.
Под изображением «Вознесения Христа» написаны фигуры четырех отцов Церкви и Божией Матери Оранты. Ее фигура поставлена фронтально, развернута лицом к зрителю, в то время как фигуры святителей со свитками в руках (святитель Иоанн Златоуст - слева, свт. Василий Великий, Епифаний, епископ Кипрский, свт. Николай Чудотворец - справа от Богородицы) обращены к Ней. Оригинальной является не только сама композиция, но и положение в ней Божией Матери, Ее фигура помещена в центре, непосредственно над престолом, на месте, которое традиционно занимает образ Христа.
На северной стене вимы над дверью, ведущей в келью, - ростовой образ Христа Еммануила, благословляющего правой рукой и в левой держащего свернутый свиток. По сторонам от Него сцена «Благовещение», разделенная на две части. Архангел Гавриил изображен парящим, слева от Еммануила, а Богоматерь, сидящая на престоле, - справа. Такое положение фигур в сцене «Благовещение» необычно, традиционно оно зеркальное. На западной стороне свода - крупный медальон с образом Христа Пантократора (фреска 1503 г.), возможно, находится на месте аналогичного древнего, но не сохранившегося изображения. Он фланкирован меньшими медальонами с образами Божией Матери и святого Иоанна Крестителя, образующими вместе с Христом композицию «Деисус». Под ним на изгибе западной стены представлены фронтально в рост преподобные Ефрем Сирин, Кириак Отшельник, Герасим, Феодор Освященный, Пахомий Великий, Иларий, Евфимий.
Наос церкви Святого Креста имеет в плане очертания, приближенные к трапеции. В северо-восточном углу во внешней стене есть ниша, в которой предположительно хранилась реликвия Святого Креста. Росписи наоса, первоначально выполненные в 1196 г., поновлены в 1503 г. Запись об этом находится в юго-западном углу наоса. Заново были написаны сцены «Гостеприимство Авраама» (южная стена), две первые композиции Страстного цикла, а именно: «Тайная вечеря» и «Омовение ног», а также нижний правый угол сцены «Моление о чаше», левый нижний угол сцены «Предательство Иуды» и группа апостолов в сцене «Вознесение» с южной стороны. В верхней зоне, на своде криволинейных очертаний, понятом художниками как купол, - сцена «Вознесение Господне»; ее иконография близка аналогичной сцене в виме. Половина композиции утрачена, от авторской живописи сохранилось 6 фигур, остальная часть изображения поновлена в начале XVI в. На своде, над нишей реликвария, между «Распятием» и «Несением креста» представлены 4 пророка: Моисей, Давид, Исаия в рост (вместе на одной панели), под ними - поясной образ пророка Иеремии.
Бо?льшую часть росписи наоса занимает Страстной цикл, размещенный в среднем регистре. Он начинается в юго-западном углу и разворачивается по всему периметру наоса, включает 11 сцен: «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Моление о чаше» (редкое изображение в византийском искусстве), «Предательство Иуды», «Пилат, умывающий руки», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Оплакивание» (фрагмент), «Воскресение» (Сошествие во ад), «Не прикасайся ко мне». Сцены «Несение креста» и «Распятие» составляют единую композицию и находятся в непосредственной близости от ниши реликвария, образуя с ней и с изображением святых равноапостольных Константина и Елены в нижнем ярусе росписи внешней стены храма единую смысловую группу. Все служат прославлению искупительной Жертвы Христа и главного орудия Его страстей. Необычной является нумерация сцен Страстного цикла с использованием букв греческого алфавита (некоторые номера сохранились). Предположительно, прототипом для цикла послужили миниатюры одного из византийских кодексов.
В нижнем ярусе на южной стене - обновленная в начале XVI в. сцена «Гостеприимство Авраама» и имитация мраморировки; на западной стене - фриз с изображением 12 преподобных (святые Антоний Великий, Арсений, Евфимий, Аммон Нитрийский, Андроник, Даниил аскет, Феодосий Великий, Иоанн Лествичник, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Паисий, Стефан Новый), представленных в рост, фронтально, в монашеских рясах, со свитком в левой руке и крестом в правой (за исключением преподобных Онуфрия и Макария, изображенных обнаженными). Святой Стефан представлен ближе всего к иконостасу - слева от него, чуть ниже общего уровня фриза преподобных и несколько крупнее остальных фигур. В левой руке в соответствии с традиционной иконографией он держит свиток и икону Божией Матери с Младенцем, в данном случае выбран извод Божией Матери Гликофилусы.
Справа от иконостаса - образ тронного Христа и предстоящих Ему епископов (видны фрагменты святительских одежд, идентификация изображений невозможна). Далее ряд святителей переходит на восточную стену; здесь две фигуры: одна плохой сохранности, не идентифицируется, вторая - святителя Григория Богослова. Справа от свт. Григория - ниша крестообразной формы, очевидно вмещавшая реликвию Животворящего Креста. По сторонам от ниши - изображения архангелов Михаила и Гавриила в стихарях и с белыми орарями на плечах, с кадильницами (утрачены) и золочеными пиксидами в руках. За ними следуют фигуры неизвестного святителя, святых равноапостольных Константина и Елены по сторонам от креста и другого неизвестного святителя.
По манере исполнения все древние росписи Нижнего затвора мон-ря св. Неофита можно разделить на две группы. К первой относятся росписи алтаря и кельи; согласно надписи, они исполнены мастером Феодором Апсевдом (1183). Стилистически они могут быть отнесены к ориентированному на классические образцы искусству второй половины-конца XII в., близкому к столичному кругу. Вторая группа, фрески наоса (1197), представляет более упрощенный, суровый, условно «монастырский» вариант того же типа искусства. В целом росписи мон-ря св. Неофита образуют единую стилистическую группу с византийскими памятниками конца XII в. на Кипре; в частности, они близки к фрескам церкви Панагии Аракос близ Лагудеры (1192).
Помимо основного пространства Нижнего затвора древние росписи сохранились в трапезной (около 1220-1230 - первыйй слой, около 1500 - второй слой), в помещении агиостериона (под наосом церкви Святого Креста), в помещении Верхнего затвора и в пещере святого Иоанна Крестителя; во всех трех пространствах стенопись, видимо, исполнена в 1197 г.
Кафоликон монастыря
Главный монастырский храм посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы и представляет собой купольную базилику. Центральный и два боковых нефа базилики отделены друг от друга рядами столбов с коринфскими капителями, на которые опираются полукруглые арки. Точное время сооружения храма неизвестно, предположительно это произошло в начале XVI в. Вероятно, тогда же он был украшен росписями. Возможно, заказчиком росписи кафоликона был монах Неофит († 1512), заказчик поновления росписи Нижнего затвора, упомянутый в памятной надписи 1503 г. в церкви Святого Креста. Главные темы стенописи кафоликона связаны с богородичным посвящением церкви; они находят иконографические параллели в палеологовском искусстве конца XIII - XIV в. В южном нефе сохранилось несколько сцен протоевангельского цикла, среди которых «Жертвоприношение Иоакима и Анны», «Отвержение даров», «Молитва Иоакима». В северном нефе - цикл «Акафист Пресвятой Богородице» (25 сцен); в нем отсутствует разделение эпизодов рамами, сюжеты следуют один за другим, подобно изображениям на свитке. В конхе алтарной апсиды - фигура тронной Богоматери с Младенцем с двумя архангелами, в так называемом иконографическом типе «Богоматерь Кипрская» (фигура Христа и верхняя часть фигуры Богородицы отсутствуют). Под ней - «Причащение апостолов» и фигуры святителей в крещатых фелонях, со свитками в руках, многочисленные однофигурные изображения святых.
Живописная поверхность фресок кафоликона сохранилась недостаточно хорошо, поэтому оценить их стиль и художественные достоинства затруднительно. Однако в целом, видимо, мастера росписи ориентировались на македонское искусство палеологовского времени, например росписи Мистры. Стилистически фрески обнаруживают сходство с живописью итало-критской школы XVI в. и могут быть отнесены к раннему XVI в. Деревянный резной иконостас главной церкви датируется 1544 г. Он включает местный, праздничный и деисусный чины. Сохранилось 16 из 17 икон Деисуса. На основании надписи на обороте иконы Христа Пантократора из местного ряда все иконы приписываются мастеру Иосифу Хурису.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/2565034.html?ysclid=mcxfe7joto927048358