Церковь Николая Чудотворца с приделом Донской иконы Божией Матери в селе Ромашково была построена по проекту архитектора П. Т. Завьялова в 1867 году. Поставленный на возвышенности каменный храм с колокольней стал с тех пор украшением живописных окрестностей реки Чаченки. В конце ХVI века Ромашково было вотчиной Ксении Ивановны, впоследствии инокини Марфы - матери первого царя из династии Романовых. С селом Ромашково были связаны судьбы первого предстоятеля Православной церкви в Чехословакии митрополита Елевфия (Воронцова) и художника Казимира Малевича. Первая деревянная церковь в Ромашково упоминается в переписных книгах начала ХVII века (1627 г.). К 1727 году она пришла в ветхость, и по прошению местного священника Михаила Митрофанова Синодальный казённый приказ дозволил строить в Ромашково новую церковь. Этот деревянный храм не сохранился, но на его месте был установлен впоследствии кирпичный столп, который можно увидеть среди могил в восточной части кладбища.
В 1860-1867 гг. на основании прошения священника Василия Архангельского, по благословению митрополита Московского и Крутицкого Филарета, по проекту архитектора московской удельной конторы Петра Тимофеевича Завьялова строился этот прекрасный храм в псевдорусском стиле. Ромашковская святыня была построена на средства М. Ф. Филиппова, крестьянина П. Павлова и других прихожан. Содействовал благому делу местный священник Павел Андреевич Добронравов (1823-1911). Хорошо сохранившийся надгробный памятник этому священнику находится у алтаря Никольского храма. На средства купца М. Ф. Филиппова были изготовлены и установлены высокий резной иконостас, каменная с решёткой церковная ограда, а также отлит колокол-благовестник. 20 августа 1888 года Никольский храм посетили два родных брата царя Александра III великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович Романовы. Великого князя Сергея Александровича сопровождала его супруга - великая княгиня Елизавета Фёдоровна (частица её святых мощей является одной из святынь Никольского храма).
Место, где возвышается ныне Никольская церковь, отмечалась многими известными людьми, которые бывали в Ромашково и его окрестностях. Среди них князь Михаил Михайлович Голицын, адьютант великого князя Сергея Александровича М. П. Степанов, священник, прозаик, педагог и публицист Иоанн Ильич Соловьёв (1854-1917), и даже дочь Сталина Светлана Аллилуева. В Ромашково у церкви она мечтала найти последний приют. Вот что писала Светлана Иосифовна в 1963 году: "Вечернее солнце золотит лес, траву. Этот лес - небольшой оазис между Одинцовым, Барвихой и Ромашково... Здесь моя Родина. Здесь, не в городе, не в Кремле, которого не переношу... а здесь. И когда умру, пусть меня здесь и в землю положат, в Ромашково, на кладбище возле станции, на горке - там просторно, всё вокруг видно, поля кругом, небо... И церковь на горке, старая, хорошая - правда, она не работает и обветшала". Желание дочери Сталина быть похороненой у Никольской церкви в Ромашково не исполнилось - она умерла в эмиграции в американском доме престарелых. Зато прах знаменитого художника Казимира Севериновича Малевича действительно был предан земле (21 мая 1935 г.) в этих краях - на опушке рощи и могучего дуба примерно в этих краях - на опушке рощи у могучего дуба примерно в двух километрах от Никольской церкви. С этими подмосковными местами жизнь художника была связана на протяжении 18 лет. В соседней Немчиновке жила вторая жена Малевича Софья Михайловна Рафалович. Она скончалась в 1925 году и была похоронена у Никольской церкви в Ромашково. Сам художник умер 10 лет спустя. Урну с прахом Малевича по завещанию поместили в условленном месте у дуба. Во время Великой Отечественной войны место захоронения было утеряно, и дочь художника Уна Казимировна Уриман, устанавливая новый памятник над могилой матери, символически указала на нём также имя отца. Таким образом, Малевич оказался "погребённым" у Никольской церкви в Ромашково.
В этом селе в 1892 году родился выдающийся русский архирей ХХ века митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий (в миру Вениамин Александрович Воронцов). Будущий исповедник и владыка был сыном священника Никольской церкви села Ромашково протоиерея Александра Михайловича Воронцова. В выборе дела жизни Вениамин Воронцов пошёл по стопам отца. В 1912 году он окончил Московскую Духовную семинарию, а незадолго до революции - Духовную академию. В 1916 году отец Вениамин был рукоположен в сан священника и стал служить в Москве в Покровской церкви Марфо-Мариинской женской общины, основательницей которой была великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1943 году отец Вениамин принял монашеский постриг с именем Елевферий, а затем был возведён в епископский сан. Владыка Елевферий был послан в Чехословакию, чтобы возглавить экзархат РПЦ. В 1951 году на основе экзархата была создана поместная Православная церковь, которая существует и в настоящее время.
В Православной церкви Чешских земель и Словакии до сих пор хранят память об одном из своих основателей-исповеднике и архипастыре Елевферии (Воронцове). На родине митрополита Елевферия в эти же годы наступил период церковного запустения. Ещё в 1940 году Никольская церковь в Ромашково была закрыта, а церковная утварь расхищена, иконостасы - уничтожены. В 1941-1954 гг. в церковных помещениях располагались склад и мельница, а с 1955 года, вплоть до нового возрождения, которое настало в 1990 году, под сводами ромашковской святыни хранили плёнки студии "Диафильм" и Центральной студии документальных фильмов. Картина заброшенного в послевоенные годы храма контрастировала с описанием набожности местных крестьян, которой ещё в недалёком прошлом восхищался публицист и священник Илья Ильич Соловьев до революционных потрясении. В номере журнала "Русское обозрение" за 1898 год он описал своё паломничество из Москвы во Владимирскую женскую общину при сельце Филимонки Подольского уезда. На обратном пешем пути священник остановился в селе Ромашково и был поражён не только гостеприимством местных крестьян, которые охотно дали путнику ночлег и ужин, но и их глубокой религиозностью. Соловьев стал свидетелем, как глава простого деревенского семейства накануне раннего утреннего покоса долго молился в углу избы, перечисляя имена святых и усердно клядя земные поклоны. Ревность селянина заставила священника восклицать: "Как жива и крепка, значит, в нашем народе вера православная! Как хороши наши деревни в духовном отношении!"
Светские хозяева, пользовавшиеся церковным зданием в советское время, оставили его с многочисленными повреждениями кровли и перекрытий, глубокими трещинами в своде южной стены Донского придела, возникшими в связи с удалением кованых стяг, с пробоиной в северной стене Никольского придела, учинённой для лифтового устройства, множеством выбоин в кирпичной кладке под массивные металлические балки стеллажей. Была утрачена живопись и штукатурный слой в Донском приделе, большая часть оконных рам была прогнившей, во многих местах снаружи храма штукатурка отсутствовала, убранство, паникадило и иконостасы были демонтированы и уничтожены. Ещё осенью 1989 года (26 октября) в селе Ромашково Одинцовского района по инициативе группы православных был возобновлён приход Свято-Никольской церкви. 14 февраля 1990 года указом упраляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия священнослужителем храма был назначен Алексий Бабурин.
31 марта 1990 года совершено освящение Никольского храма в селе Ромашково. В 2000-е годы росписи интерьеров храма, в том числе изготовление резного иконостаса, выполнялись квалицифированными специалистами-резчиками и иконописцами артели "Палехская палитра" и ИП "Муратов". Особые заслуги по изготовлению резного иконостаса принадлежат Ивану Владимировичу Муратову.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Никольская церковь в Ромашково/ и www. romashkovo.prihod.ru/История храма/