История Смоленской Зосимовой пустыни удивительна. Краткий расцвет, пережитый ею в конце ХIХ - начале ХХ веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Её питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь ещё в ХVII столетии. В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда - ещё иеромонахом Серафимом (Чичаговым). Обитель переживала в то время период становления, остро нуждалась в жертвователях, и, несомненно, труд Серафима немало послужил к расширению её известности. Да и сегодня для многих знакомство с монастырём начинается именно с этой книги, выдержавшей в последующие годы несколько переизданий. В сущности, о ранней истории Зосимовой пустыни в наши дни известно не более того, что рассказано в ней. Вот отрывки из той книги: "Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удалённая от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединённой, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекликиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, - он остался уже здесь навсегда".
Шли годы, вокруг старца собралась братия - правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), - появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Её стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня. После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют глуховатые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, автор книги, Серафим (Чичагов) даже упоминает имя одного из тогдашних её строителей - иеромонаха Иоакима, - но в печально известном 1764 году её закрыли вновь, а часовню и всё небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского. И это бы ещё полбеды, но в дальнейшем пустынку ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине ХIХ веке сведения о схимонахе Зосиме, так описывал это скорбный период: "Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня... стекалось много народу... и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришёл к владельцу этой пустыни господину Тимонову (также недовольному многолюдными паломничествами к могиле старца Зосимы - так как богомольцы вытаптывали всю траву кругом и тем самым лишали помещика покоса) и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перести их в церковь села Слотино... Часовню же господин Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми... Говорят, это было в 1798 году". Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки. Часовня, столь опрометчиво превращённая Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда - как пишет Симеон Ермолаев - "поклониться святому месту".
В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И. Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землёй, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на неё, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре. В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она "жертвует три десятины, с произрастающим на оной земле еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень". Намерение своё госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре её примеру последовали и другие владельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли. Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии. Сам он к моменту начала серьёзных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге - Порфирий). Трудами Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, "постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивого в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!" Действительно, было и такое... Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привёл даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освящённый в честь святыни, некогда принесённой пустынножителем на это место, - Смоленской иконы Божией Матери.
В 1890 году Д. М. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии. Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределённым, а её материальное положение - малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя. Будучи в 1891 году назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Павел (Глебов) близко к сердцу принял бедственное положение Зосимовой пустыни и всеми силами стремился исправить его. "Объезжая все обители, подчинённые Лавре, - писал Серафим (Чичагов), - он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвёл сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинён, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою промерзали тонкие стёкла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своём почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители". Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма.
За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия. Наконец, в 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число её увеличилось до ста человек, монастырь приобрёл прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества - преподобные Амвросий, Анатолий, Исаакий, Иосиф, Варсонофий и др. В описании Зосимовой пустыни, составленном всё тем же священномучеником Серафимом (издание 1913 года), сказано: "Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 человек послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным - иеромонах Мелхиседек..." Это был цвет Зосимовского старчества, притянувшего к себе среди десятков тысяч паломников будущих преподобномучеников, митрополитов, епископов, царственных особ. Со всех сторон потянулись сюда мирские люди, ища молитвы, покаяния, совета и утешения. В эти годы в монастыре получали духовное окормление члены Императорского Дома, высшие сановники государства, иерархи Церкви. В Зосимову стекались сотни и тысячи богомольцев со всей необъятной России. Пустынь стала одним из духовных центров русского Православия того времени.
В 1897 году настоятелем обители был назначен отец Герман. Владыка Арсений, хорошо знавший его именно в период настоятельства здесь, писал: "В основу своей деятельности положил о. Герман такое правило: внешнее созидание монастыря направить так, чтобы оно способствовало внутреннему устроению братии. Исходя из этого, он покупает вокруг участки земли, дабы предупредить появление вблизи обители дач и поселков, с той же целью не проводит шоссе к станции, отводит вдаль проезжую дорогу, спасая иноков от шума и столкновения с мирскими людьми; делает в разных местах загородки, ворота, преграждая, с одной стороны, выход братии из обители, а с другой, вход в неё посторонним лицам; устраивает корпуса со множеством помещений, давая возможность каждому брату жить в отдельной келии и удобно подвизаться. Обеспечивает братию пищей, одеждой, топливом и всем необходимым, дабы материальные лишения не повергали их в скорби и не нарушали бы духовного равновесия. Благоукрашает храмы, равно как и всю обитель, и тем возвышает дух ее насельников, укрепляет любовь, привязанность их к своему монастырю". Главное же, он "насадил духовное окормление братии". 29 июля 1916 года игумен Герман принял постриг в схиму. 17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказал, что при его жизни обитель не закроют.
А тучи уже сгущались. Прекратили своё существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали её в один день - на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия ушла кто-куда. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырём, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьёв). В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более "прочному" постояльцу - воинской части (с 1925 г.). Монастырские корпуса переоборудовали под жильё для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно ушёл в прошлое.
В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. Новая история Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни отмечена с 15 марта 1992 года с указа епископа (ныне митрополита) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нём монашеской жизни. 2 апреля 1992 года назначенный первый настоятель обители, игумен Порфирий (Клименко) подаёт заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане. Началось возрождение монастыря. Через год настоятелем обители назначается архимандрит Нил (Сычёв), ныне епископ Муромский и Вязниковский. Именно с его именем связано начало подлинного возрождения и активная реставрационная деятельность. В 1994 году обитель встречала высокого гостя: её посетил Святейший Патриарх Алексий II. В настоящее время настоятелем и духовником святой обители является священноигумен Серафим (Семилетов). Он продолжает дело своих предшественников по возрождению монастыря в былом величии.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №90, ООО "Де Агостини", 2020