Не так уж много существует монастырских ансамблей, которые были бы выстроены в единой стилистике. Обыкновенно монастыри отстраивались постепенно, век за веком, благодаря чему в их облике присутствует, как правило, известная эклектичность. Не то с Зосимовой пустынью. Она возводилась на рубеже ХIХ-ХХ веков, и весь облик её ярко иллюстрирует "псевдорусские течения" в отечественном зодчестве.
Первый каменный храм, освящённый в честь Смоленской иконы Божией Матери, появился в Зосимовой пустыни в 1889 году. Он был перестроен из каменной часовни над могилой схимонаха Зосимы и лишь условно мог считаться удобным для совершения богослужений. Обстоятельства позволили приступить к постройке нового собора лишь в 1894 году. 1 мая архимандрит Павел (Глебов) заложил первый камень в фундамент будущего сооружения. Собор поставили на том же месте, что и прежний, - то есть над могилой старца Зосимы. Освящение соборного храма состоялось летом 1900 года. Средний храм освятили 8 июля, в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный придел - 9 июля, во имя Архангела Рафаила и прочих Сил Небесных, южный - во имя преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. Ради торжественного события Зосимову пустынь посетил в эти дни митрополит Московский Владимир (Богоявленский; будущий митрополит Киевский, священномученик). Он и совершил освящение главного престола соборного храма. Для монастыря освящение каменного собора стало настоящим праздником, да и не только для монастыря. "Стечение народа было многочисленное, - сообщал об этом событии cвященномученик Серафим (Чичагов). - Кроме окрестных жителей было намало приезжих из Москвы, Александрова, Киржача и Сергиевского Посада. Ясная и тёплая погода вполне благоприятствовала торжеству". "Общая площадь постройки, - описывал всё тот же Серафим, Смоленский собор, - 157 квадратных сажен (сажень - 2,16 метра), длина 14 сажен, ширина 11 сажен, высота с крестом 12 сажен, кровля четырёхскатная. Кроме средней главы имеются ещё четыре: над западным, северным и южным входами и над алтарём - все с золочеными крестами. Пол храма и ступени папертей мозаичные".
В советское время в храме находился клуб воинской части. Это сохранило его от совершенного разрушения, но в тоже время нанесло ему невосполнимые утраты: были уничтожены настенные росписи, частично повреждён мозаичный пол. После закрытия Зосимовской пустыни в 1923 году бесследно сгинули многие её святыни - в том числе Смоленская икона Божией Матери ХIV века. Но с возрождением монастыря Божия Матерь утешила братию другим Своим Смоленским образом. А вскоре были обретены и мощи Зосимовских старцев - преподобных Германа и Алексия, а также её основателя, преподобного Зосимы. Все они хранились до закрытия пустыни в соборном храме. Долгое время они находились здесь, являясь своего рода залогом сначала первого (в последней трети ХIХ века), а затем и второго - уже в наши дни - возрождения пустыни. Сейчас в Зосимовой пустыни есть Смоленский образ Пресвятой Богородицы. В отличие от исчезнувшей после революции иконы, нынешняя "Зосимовская Смоленская" довольно больше утраченной, но находится она на том же месте, что и прежний образ, "в соборе в главной части с правой стороны". Икона почитается в монастыре как чудотворная. По утверждению специалистов, написана она на рубеже ХVIII-ХIХ веков. Конечно, это не ХIV век, и всё же...
Вообще, в отношении старинных икон обитель небогата. Но есть здесь нечто более важное, чем старые иконы. Это новообретённые мощи преподобных Германа и Алексия Зосимовских. И если останки старца Германа покоились в монастыре, под спудом в Соловецком приделе Смоленского храма, то прп. Алексия погребли вдалеке от родной пустыни. В 1928 году почившего старца похоронили на Кукуевском кладбище Сергиева Посада, а в 1956 году останки его, в связи с ликвидацией Кукуевского кладбища, перенесли на Северное кладбище (тоже в Сергиевом Посаде). Вот здесь-то в 1994 году и состоялось обретение мощей старца. Теперь мощи преподобных Германа и Алексия пребывают в Смоленском соборе Зосимовой пустыни, в общей раке.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №90, ООО "Де Агостини", 2020