ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сумский Посад. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.


Сумский Посад. Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца
Храмовый комплекс.  Утрачен.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Республики Карелия, Беломорский район, Сумский Посад

Координаты: 64.2425, 35.405556





Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, 1911. Фотограф Д.К. Соловьёв. Из фондов Мурманского областного краеведческого музея<br>, Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия
1911. Фотограф Д.К. Соловьёв. Из фондов Мурманского областного краеведческого музея
Александр Елисеев
19 июня 1911
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1880
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1856
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, Фото 1900-е гг. Альбом «Фотографические снимки с видами Сумского Посада и Соловецкого монастыря» http://andcvet.narod.ru/arxan/04/sam.html  <br>, Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия
Фото 1900-е гг. Альбом «Фотографические снимки с видами Сумского Посада и Соловецкого монастыря» http://andcvet.narod.ru/arxan/04/sam.html
Т.
??
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, Фото 1900-е гг. Альбом «Фотографические снимки с видами Сумского Посада и Соловецкого монастыря» http://andcvet.narod.ru/arxan/04/sam.html  <br>, Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия
Фото 1900-е гг. Альбом «Фотографические снимки с видами Сумского Посада и Соловецкого монастыря» http://andcvet.narod.ru/arxan/04/sam.html
Т.
??
Храмовый комплекс. Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, Фото 1900-е гг. Альбом «Фотографические снимки с видами Сумского Посада и Соловецкого монастыря» http://andcvet.narod.ru/arxan/04/sam.html  <br>, Сумский Посад, Беломорский район, Республика Карелия
Фото 1900-е гг. Альбом «Фотографические снимки с видами Сумского Посада и Соловецкого монастыря» http://andcvet.narod.ru/arxan/04/sam.html
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей и Маша Поповы
 
Сергей и Маша ПоповыАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 апреля 2013

Существующие в настоящее время в Суме церкви не первые, а построены вместо существовавших ветхих. Когда были построены первые церкви – неизвестно. Из грамоты Марфы Посадницы 1452 г. видно, что в Суме была тогда только часовня. Первое указание на существование церквей мы находим в грамоте царской 1553 года, где упоминается о 2 церквях – Успения Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца. По всей вероятности, эти церкви были построены вскоре же после дарования Сумы Соловецкому монастырю и его иждивением. Успенская церковь стояла с начала не на том месте, где стоит нынешняя каменная Успенская церковь, но за острогом, и только в 1583 г. перенесена в острог. Обе церкви были деревянные.

В марте 1689 г. сумляне били челом Солов. арх. Фирсу с братией, дозволить построить вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви новую каменную с приделом Соловецких чудотворцев. Архимандрит обратился к Холмогорскому apxиепископу Aфанасию, который и дал благословенную грамоту на постройку церкви без придела. К сожалению этой грамоты не сохранилось в церковном архиве; сохранилась только более поздняя – от 1693 года, в которой Афанасий, вследствии челобитной Сумскаго церковного приказчика Никифорка Пашина, дает благословенье и на построение придела. Время освящения этой церкви неизвестно. В 1748 г., должно быть, после капитального ремонта, она была освящена снова. Освящение совершал по благословению Преосвящен. Варсонофия Соловецкой архим. Геннадий, "с тутошними священниками и дьяконом". Наконец, в 1893 году после поправки, вызванной наклонением св. престола, церковь была освящена снова по благословению Преосвященного Никанора.

В 1758 г. архим. Геннадием была обновлена и придельная церковь во имя прп. Зосимы и Савватия. 5 марта 1765 г. сyмcкиe священники "съ причетники и прихожаны" донесли Преосвящ. Иоасафу, что имеющаяся в приходе шатровая деревянная церковь во имя Свят. Николая, существующая более 200 лет, пришла в ветхость и что прихожане просят дозволения построить новую церковь и "многие христолюбцы споможение чинить желаютъ". На это последовал указ Консистории от 6 Марта за № 372. Церковь была построена и в 1767 г. 15 октября освящена протопопом Кемского собора Василием Кочериным со священниками Сумского острога Иерофеем Калининым и Андреем Алексеевым и диаконом Матфеем Ерофеевым. Обращающий на себя внимание резной иконостас в сей церкви был сделан в 1779 г. Холмогорским крестьянином Ст. Петр. Скомороховым за 150 руб. асс. В 1889 г. на средства прихожан на церкви была сделана железная крыша вместо деревянной. Придел при Никольском храме во имя Св. муч. Параскевы был устроен в 1811 году, и 13 ноября того же года был дань из Консистории указ освятить храм к 26 числу. Благотворительность-ли частного лица воздвигла этот храм, или общее усердие прихожан к Св. Параскеве-Пятнице, почитаемой, кажется, народом за покровительницу труда и торговли, неизвестно.

В 1827 г., по просьбе причта, Консисторией была выдана книжка для сбора денег на постройку второго этажа в каменной церкви и в нем престола во имя Св. Иоанна Златоуста. По книжке было собрано 1060 руб.; кроме того Любимский купец Иван Милов желал пожертвовать 2000 руб.; но намерение построить церковь почему-то не осуществилось. Упомянутый Милов был усердным жертвователем для Сумских церквей; в церкви существует его капитал, в 500 рублей.

Кроме этой попытки известна еще одна построить церковь. Во время холеры 1848 г. некто Башмаков, из Сумских мещан, добившийся звания С.-Петербургского купца, был намерен устроить кладбищенскую церковь и богадельню. Хотя церкви он не построил, но все-таки он был благодетелем прихода в других отношениях. На его капитал – 10000 руб. асс., с прибавкой общественной суммы, основано в 1834 г. и содержится одноклассное училище М. Н. П. Он посылал ежегодно на бедных прихода 200 руб. В церкви есть две парчевых ризы, им пожертвованных.

Таким образом, в Сумском посаде два храма: каменный с двумя престолами: Успенским и Зосимо-Савватиевским, устроенный в 1693 г. на средства Соловецкой обители, и деревянный, также двухпрестольный в честь Николая Чудотв. и св. вкмч. Параскевы, устроенный в 1768 году на средства прихожан.

Утварью, ризницею и богослужебными книгами вполне достаточны; между иконами немало можно встретить весьма древних. Средствами к содержанию храмов служат: %% с капитала в 500 руб. (в двух билетах) и в 366 р. 76 к. по кн. сберег. кассы, суммы кружечно-кошелькового сбора (на 1895 г. 94 р. 90 к.), прибыль от продажи свечей (16 пуд. 18,5 ф. на 1029 р. 40 к.) и помощь от приходского попечительства, открытого в 1894 году.

Кроме приходских храмов, во всех четырех селениях имеется по одной часовне, из которых Ендогубская построена в 1622 г., а находящаяся при Сумской губе возобновлена была при архим. Геннадии. Время построения остальных двух часовень неизвестно. В Сумском посаде есть несколько крестов, пред которыми совершаются краткие литии во время крестного хода кругом посада в праздник Преполовения.

В часовне под Николаевским храмом почивают мощи прп. схимонаха Елисея Сумского, постриженника Соловецкого. Сведения о его жизни находятся в Соловецком Патерике. Дважды мощи эти были исследованы. В первый раз с этой целью в 1668 г. был прислан из Москвы стольник А. С. Хитрово; результатом этого было построение часовни над могилой святого. Вторичное расследование было в 1710 г. по распоряжению Холмогорского Архиепископа Рафаила, при Соловецком архимандрите Фирсе. Память этого святого совершается в Суме ежегодно 14 июня, в день пророка Елисея, и празднуется подобно храмовому празднику.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии,1896, часть III, стр. 137-140


Т.  17 апреля 2013

В 1553 году Государь царь Иоанн Васильевич жалует Соловецкому монастырю «волость Сумскую с приходскими церквями Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николая Чудотворца, а при ней земли с соляными варницами и со всеми угодьями». В Суме конца XVII века стояли две церкви. Деревянная Никольская построена в 1768 году, а каменная Успенская около 1693 года. Её фундамент сложен из огромных валунов. Толщина стен составляла от 1,5 до 2 метров.

Источник: март 2011, статья Татьяны Титовой на сайте "Поморский край"


Т.  14 ноября 2013

До 1930-х годов в селе стояли каменная Никольская церковь (1693 г.), деревянная Успенская (1768 г.) и деревянная шатровая колокольня. В 1990-е годы церковная община была воссоздана.

В старинном доме купцов Шуттиевых прихожане обустроили домовую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На пожертвования за несколько последних лет в селе построили храм в честь преподобного Елисея Сумского, соловецкого чудотворца. Это первый храм в честь этого святителя. Мощи святого Елисея покоились в Сумском Посаде с XVI века. Отправляясь в море на промысел, поморы испрашивали у чудотворца благословения и молитв, 27 июня отмечали день памяти преподобного. В июле 1929 года мощи преподобного были варварски вскрыты и переданы в фонд Карельского краеведческого музея, где и находились до 1990 года, когда были возвращены церкви. Сейчас мощи Елисея Сумского хранятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска.

Источник информации: Информационный портал "Страна.Ru"

Комплекс намогильных сооружений села Сумский Посад расположен на деревенском кладбище на расстоянии 1,5 км к северо-западу от поселения вниз по течению реки Сумы на ее левом берегу и включает пять намогильных столбиков с ориентацией захоронений 80 градусов к северу. Все столбики выполнены из тесин прямоугольного сечения с контурной резьбой, производной от балясин. Лицевая поверхность одного из столбиков дополнительно украшена резьбой из глухих кружков, а на другом - вырезаны буквы - "С.Р.Б." и "П.А.Ф.".

На всех столбиках сохранились двухскатные крыши: в трех случаях - с красным тесом (у одного - в виде треугольных, а у двух - трапециевидных зубьев); в двух случаях - с шеломом, имеющим резной гребень и еще в двух случаях - с причелинами без резьбы. На двух столбиках сохранились калеванные рамки, имитирующие киот для иконки и прибитые заводскими гвоздями.

Комплекс намогильных сооружений села Сумский Посад представляет историко-архитектурную ценность как микрокомплекс из нескольких сооружений некрокульта, сохранивших самобытные черты поморской культуры.

Источник информации: сайт "Архитектура Российского Севера"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.