4 ноября 2018 г. клириком Воскресенского собора г. Тутаева (Романов-Борисоглебска) иереем Павлом Ивановым в полуразрушенном храме Казанской иконы Божией Матери села Петропавловское на Быковых горах был совершен водосвятный молебен, на который собрались и прихожане собора, и жители окрестных деревень.
Село Петропавловское на Быковых горах расположено на крутом правом берегу Волги на границе Тутаевского и Ярославского районов (вблизи находится деревня Брянцево). До революции это была территория Романово-Борисоглебского уезда и благочиния. В 1801 году в селе был построен каменный храм в честь Казанской иконы Матери Божией…
Престол в честь Казанской иконы Матери Божией находился в летней церкви. В теплой церкви были освящены два придела – во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в честь Федоровской иконы Матери Божией. Из названия села (Петропавловское) возникает предположение, что здесь некогда был отдельный храм с престолом апостолов Петра и Павла, скорее всего, деревянный. Каменный храм, как правило, вбирает в себя посвящения престолов бытовавших на этой территории более древних сооружений.
Казанский храм соответствует стилю, господствующему в культуре и архитектуре той эпохи «классицизму», но с незначительными отзвуками предшествующего стиля «барокко» в оформлении наличников окон. В провинциальной архитектуре очень часто стили как бы «запаздывали». Имя архитектора, по проекту которого строился храм, неизвестно. Но, задавшись целью, исследователи могли бы найти его в архивах. Храм небольшой, гармоничный по пропорциям, в старину бы его назвали «ладным», строился, видимо, одновременно с колокольней.
Композиция размещения архитектурных объемов традиционная для православных храмов, часто называемая «кораблем»: по одной оси - колокольня, теплая церковь (трапезная), летняя церковь, алтарь. Вход в теплый храм осуществлялся через колокольню, она трехъярусная. Далее небольшой объем теплого храма, как и положено, с невысокими сводами для удобства отопления, очевидно, что здесь по правую и левую сторону были устроены приделы апостолов Петра и Павла и иконы Матери Божией Федоровской. Однако кажется странным, что престол первоверховных апостолов Петра и Павла, память которых совершается летом 12 июля/н.ст., находился в теплой части храма. Входить в летнюю церковь можно как через теплый храм, так и через боковые входы в летнюю церковь. Летний храм высокий пятиглавый, в два света (т.е. два ряда окон), бесстолпный, с открывающимся во внутренний объем световым барабаном центрального купола.
В 1964 году храм был закрыт.
На сводах когда-то были росписи, ныне почерневшие и почти осыпавшиеся. С большим трудом просматриваются изображение Спасителя, восседающего на престоле, в окружении херувимов и серафимов, и, кажется, сюжеты из Христологического цикла или избранные Двунадесятые праздники. На восточной стене крепился иконостас, также выполненный в стиле классицизма. От иконостаса сохранились лишь отдельные детали, зависшие в недосягаемой для варваров высоте, и то изрядно поврежденные. Алтарь одноапсидный. В интерьере утрачено все церковное убранство.
Состояние храма аварийное, на колокольне утрачена маковица, в теплой части храма полностью разрушены своды... Несмотря на столь значительные разрушения, все-таки, со стороны возникает ощущение крепости стен храма и колокольни. Сохранился замечательный наружный архитектурный декор, портики, наличники окон, и т.д. Удивительно, но даже в таком изувеченном виде просматривается былая красота храма в честь Казанской иконы Матери Божией.
Статья Светланы Семеновой «Заступнице усердная: Казанский храм в Петропавловском на Быковых горах» на официальном сайте Рыбинской епархии: https://rybeparhia.ru/
Заступнице усердная: Казанский храм в Петропавловском на Быковых горах | Рыбинская епархия, новости, раздел: Новости приходов и монастырей
Комментарии и обсуждение
Священники: Василий Андреевич, (1777)-1795; Матвей Васильевич, 1795-(1805), (1793) — дьячок; Флоринский Иоанн Петрович, (1847); Волков Капитон Викторович, (1856-1878), (1878-1879) — сверхштатный; Архангельский Василий, 1880-1884; Фиолетов Павел Клавдиевич, 1884-1904; Виноградов Дмитрий Павлович, 1904-(1909). Среди других: Василий Федорович, дьячок, ранее 1753; Григорий Иванович, дьячок, (1761); Стефан Григорьевич, дьякон, (1782)-1811; Иоанн Стефанович , дьячок, 1790-1811, дьякон, 1811-1814, дьякон на дьяческой вакансии, 1814-(1837); Василий Васильевич, пономарь, 1795-(1817); Писаревский Аникита Тимофеевич, пономарь, 1825-1827; Николай Петрович, 1827-1833; Иван Петрович, дьячок, (1835); Успенский Виктор Васильевич, пономарь, (1843-1872); Ушаков Петр Аврамович, дьячок, (1847-1856); Орлов Михаил Александрович, дьячок-исп. об. псаломщика, 1858-1908; Понгильский Иван, псаломщик, с 1908.
Указаны годы их служения; в скобках - год упоминания.
X392.pdf