ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь.

Кутеинский монастырь


Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1623.
Адрес:
Республика Беларусь, Витебская область, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 77

Координаты: 54.492626, 30.414303





Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, , Орша, Оршанский район, Беларусь, Витебская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
27 февраля 2011
Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, , Орша, Оршанский район, Беларусь, Витебская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
27 февраля 2011
Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, Звонница<br>, Орша, Оршанский район, Беларусь, Витебская область
Звонница
Сергей Меркулов
9 мая 2024
Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, , Орша, Оршанский район, Беларусь, Витебская область
Алексей Кротов
28 апреля 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марий
 
Марий  3 октября 2014

Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно – юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь – в честь Рождества Христова – также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры.

В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910–1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь.

http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/9080


Вадим кр
 
Вадим кр  30 января 2017

Свято-Троицкий Богоявленский мужской монастырь был основан в пригороде г. Орша (Кутейно) в 1623 году. Первая постройка – деревянный Богоявленский собор. Пятикупольный собор с пятиярусным иконостасом был возведен в 2 этажа. Его стены украшали росписи на 38 библейских сюжетов. Следующая церковь монастыря – Святой Троицы тоже была деревянной.

Комплекс монастыря состоял из этих 2-х церквей, колокольни и хозяйственных построек. Монастырь стал духовно-просветительным центром. В нем была школа и артель художников-иконописцев. Известность получила и открытая при нем типография, где печатались духовные книги. Но позже ее перевели в Москву в Иверский монастырь, и значение Богоявленского монастыря как бы уменьшилось. В 1885 году деревянный Богоявленский собор сгорел в результате удара молнии. Под его фундаментом было обнаружено помещение 11 кв. м, много ниш и подземных переходов. Был обнаружен деревянный крест, укрепленный камнями. Сегодня эти проходы засыпаны.

В 1917 году монастырь закрыли, церковную утварь разворовали, колокольню и стены церкви разрушили, кельи монахов отдали под жилье, на территории монастыря устроили гараж. Возрождение монастыря началось в 1990 году. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм, переосвящен в Богоявленский. В монастырском здании устроена крестильная церковь.

http://www.guidebook.by/architecture/


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 июня 2017

Монастырский собор – Богоявленский - представлял собой четырехсрубное крестно-купольное строение, три сруба были пятигранной формы. А на входе располагалась открытая галерея. Интерьер храма был богат своими росписями. В 1639 году в храме были расписаны стены 38-ю разными композициями, также был вырезан из дерева иконостас. Тут же на стенах висели портреты семьи Стеткевич, как основателей этого монастыря. А возле алтаря поместили мощи святых. Под фундаментом храма находился еще один храм, подземный – храм Воскресения праведного Лазаря. В 1778 году Богоявленский собор переконструировали. Но в 1885 году сгорел, после чего больше не воссоздавался.

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно.

Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города.

http://happy-penza.ru/topic/3654-svjato-bogojavlenskii-kuteinskii-monastir-goro/


Марина Зуйкова  7 августа 2019

Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых.

В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м, на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

http://monasterium.by/monastyri-belorusskoy-pravoslavnoy-tserkvi/vitebskaya_eparkhiya/svyato-bogoyavlenskiy-kuteinskiy-muzhskoy-monastyr-g-orsha/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 апреля 2020

В 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан, пребывавший в то время в Киеве, благословил основать в Орше православный монастырь. Землю, на которой предполагалось построить обитель, предоставил православный магнат Богдан Стеткевич-Завирский. На его же имя была выдана и королевская разрешительная грамота. Спустя несколько лет на окраине Орши, при устье речки Кутеинки, вырос монастырь. Местность была лесистой, и поэтому недостатка в строительных материалах не ощущалось. Из дерева возводили кельи, тын, служебные помещения. Даже соборный храм монастыря, освящённый в 1635 году митрополитом Петром Могилой, был рубленым. Вот уже более ста лет не существует этот уникальный памятник деревянного зодчества - в 1891 году Богоявленский собор Кутеинского монастыря сгорел от удара молнии, - но до сих пор можно встретить упоминания о нём в литературе, посвящённой архитектуре Белоруссии. От былого ансамбля Оршанского монастыря осталась Свято-Духовская церковь - прекрасный образчик белорусского барокко. Её ярусный фасад, декорированный арками, напоминает фасад Свято-Никольского храма Могилёва (конечно, в сильно уменьшенном виде).

Значение Кутеинского монастыря в ХVII веке было огромным. С самого начала его опекали православные братства - Могилёвское и Оршанское, - а руководил его обустройством иеромонах (впоследствии игумен) Иоиль (Труцевич), один из активнейших членов Могилёвского братства. Жизнь обители вообще очень тесно переплеталась с жизнью братств. Главной её миссией являлось духовное просвещение, помощь православному населению Орши и её окрестностей, постоянно терпевшему притеснения со стороны католиков и униатов. Славные страницы истории Кутеинского монастыря связаны с деятельностью в его стенах типографии. Она начала свою работу в 1630-е годы, а руководил ею на первых порах приглашённый из Киева мастер Спиридон Соболь. Первой книгой, выпущенной в Кутейно, стало "Брашно духовное". Оно вышло в 1630 году. За ним последовал "Букварь, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати" (1631), известный также как "Кутеинский Букварь". Всего в монастырской типографии было напечатано более двадцати различных книг, сослуживших добрую службу белорусскому народу. В обители трудились прекрасные гравёры, украшавшие книги оргинальными заставками и иллюстрациями на библейские темы и отдельно. Таким образом, духовным просвещением охватывалась не только грамотная часть населения, но также и не знавшие грамоты.

Увы, процветание Кутеинской обители было недолгим. Год от года давление на неё всё более усиливалось, а с началом в 1654 русско-польской войны положение монахов и членов здешнего православного братства сделалось совсем незавидным. Поляки небезосновательно подозревали их в "пророссийских" настроениях, и просветительская деятельность монастыря находилась под неусыпным - и неприязненным - наблюдением правительства. Положение Оршанской обители всё более ухудшалось, и в 1655 году значительная часть её насельников перебралась в Великороссию, в основанный Патриархом Никоном Валдайский Иверский монастырь. С собою монахи увезли и типографское оборудование: Патриарх желал наладить в новом монастыре издание духовных книг. Кутеинскую обитель ждал упадок. Хотя монашеская жизнь здесь сохранялась, но более никогда монастырю не выпало играть столь важной роли, какую играла она на протяжении минувших двадцати лет. Воины - русско-польская, длившаяся до 1667 года, и Северная (1700-1721) - нанесли монастырю серьёзный ущерб, и в конце ХVIII века его отнесли к заштатным. Отечественная война 1812 года ещё более усугубила бедственное положение обители: французские солдаты варварски ограбили её. Лишь небольшую часть ценностей монахи успели спрятать, когда узнали о приближении армии Наполеона.

В начале ХХ столетия последовало краткое возрождение Кутеинского ионастыря. Прибывший из Киева игумен Валентин ввёл здесь общежительный устав по образцу устава Ионинского монастыря и развернул активную хозяйственную деятельность. К 1917 году обитель вполне окрепла, число братии достигло шестидесяти человек, но после революции всё опять пошло прахом. Монахов из Кутейно изгнали, а вместо них в древних стенах разместилась воинская часть. "Приспосабливая" монастырь под свои нужды, военные изувечили его до неузнаваемости. среди самых скорбных потерь того времени - монастырский некрополь. От него остались лишь отдельные надгробные памятники. В 1990 году при Свято-Духовском храме была зарегистрирована православная община, а в 1992 году здесь возобновилась монашеская жизнь. Сейчас обитель вновь является украшением и гордостью Орши.

Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск № 85, ООО "Де Агостини", 2010


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 июня 2024

В одном из живописнейших мест Орши, где река Кутеинка соединяется с течением Днепра, находится древняя православная обитель, Свято- Богоявленский Кутеинский общежительный мужской монастырь.

Как свидетельствует история, монастырь в XVII-XVIII вв. был оплотом православия и центром общежительного монашества во всей Белоруссии и Литве. Становление Кутеинского монастыря проходило в тяжелое для православия время, когда Орша входила в состав Речи Посполитой, власть которой находилась в руках римско-католической правящей элиты, враждебно относившейся к православию. После Брестской церковной унии 1596 г. в Могилеве, как и в других городах и селениях Белоруссии, началось закрытие православных церквей и монастырей и передача их католикам и униатам. Во всей округе не осталось ни одной, даже домовой церкви, где могли бы служить православные священники.

19 мая 1620 г. на приеме у Иерусалимского патриарха Феофана, находящегося в это время в Киеве, братство получило грамоту на основание монастыря с правом ставропигии. В связи с тем, что Могилевское братство потерпело неудачу в основании монастыря в Могилеве, Иоиль Труцевич, член Могилевского православного Богоявленского братства, известный православный деятель и просветитель и многочисленная братия православных обществ Орши и Могилева принимают решение основать православный мужской монастырь в пригороде Орши.

В 1623 г. члены православных братств Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутейно и село Поддубцы, находившиеся за городом, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и его женой, княгиней Еленой Соломерецкой, поэтому эта дата считается днём основания монастыря. Во главе монастыря стал иеромонах Иоиль (Труцевич), «муж ученый,благочестивый и опытный в управлении». От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Основную финансовую помощь строящемуся монастырю оказали фундаторы Богдан Стеткевич и его жена – княжна Елена Соломорецкая. На возведение, а впоследствии и на поддержание обители супруги передали монастырю деревни Норейково, Слободку и Черчицы. В начале монастырь был ставропигиальным (1623-1772) и до 1686 г. зависел от Константинопольского патриаршего престола.

Одним из первых в монастыре был построен трехпрестольный собор с главным алтарем во имя Богоявления Господня в традиции белорусского деревянного зодчества. Пятиглавый крестово-купольный храм вознесся над Днепром на сорокаметровую высоту. Стараниями резчиков по дереву церковь была украшена величественным шестиярусным резным, позолоченным иконостасом. Художники украсили деревянные стены храма многочисленными росписями, нижний уровень сюжетами из Ветхого и Нового Завета, верхний – подвигами святых. Перечень описания росписей соборного храма занимает четыре страницы.

Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного. Церковь, как свидетельствуют археологи, имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м, на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари.

29 нюня 1635 г. Киевский митрополит Петр (Могила) освятил главный престол храма. Во время освящения в алтаре были положены мощи святых: великомученика Артемия, великомученика и целителя Пантелеимона и преподобномученика Анастасия Персиянина.

В первой половине XVII в. недалеко от собора была построена деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа, которая впоследствии была сделана из камня. Длительное время этот храм был двухэтажным – на верхнем уровне был престол в честь Святого Андрея Первозванного, на нижнем – Рождества Христова. Стены церкви расписаны фресковой живописью художником Григорием. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы.

На территории монастыря располагались хозяйственные постройки: баня, амбары, погреб, ледник, прачечная, кучерская, кузница, странноприимная. Монастырь со всех сторон был обнесен оградой. Была она из кирпича, оштукатурена и имела высоту 2,5 м. Сверху была покрыта листовым железом. В ограде имелось четверо ворот: со стороны Днепра, с церковного двора, а также двое ворот с северной стороны. Над северными воротами (ближе к Днепру) возвышалась надвратная колокольня. В 1889 г. она построена из кирпича в три яруса. На территории также располагались больница и школа, где учились дети прихожан, а «на речке Кутеинке была мельница с каменной плотиною на два камня».

Расцвет обители приходится на 1640-е –1650-е гг. Слава об усердных ревнителях Православия разнеслась далеко за границами Великого Литовского княжества. Спасаясь от гонений, за монастырскими стенами находили защиту известные православные подвижники того времени: преподобномученик Афанасий Брестский и святитель Георгий Конисский.

С Афанасием Брестским связывают одно из первых свидетельств помощи от иконы Божией Матери «Оршанской», в 1638 г., давая благословение прп. Афанасию на поездку в Москву игумен Иоиль (Труцевич) по откровению от Божией Матери произносит слова из ирмоса канона прп. Иоанна Дамаскина: «Побеждаются естества уставы, в Тебе Дево Чистая…» и далее «нехай будетъ воля Божая съ тобою», дает лист до князя Трубецкого (Дiарiушъ с.55). Через это благословение прп. Афанасий благополучно совершает свое путешествие. Святой Афанасий впоследствии становится строгим защитником православия и свидетельствует свою любовь и веру мученической кончиной. Надгробная надпись свидетельствует: «Хто в сердцу имя Христово меть буде, Того Он в Царствии Своем не забуде». Святитель Георгий (Конисский) – призванный Богом к защите и распространению православной веры на Беларуси, деятельно и самоотверженно потрудился во славу Божию, его исповедническая и праведная жизнь оставила в белорусском народе светлую память.

К братии обители шли со своими обидами простые верующие, и находили здесь утешение и укрепление в вере. Объединив вокруг себя монастыри, получившие название «Кутеинские» (Оршанский Успенский. Барколабовский Вознесенский, Буйничский Святодуховский, Мстиславский Тупичевский, Бизюковский Крестовоздвиженский), а также приписные обители в Миорах, Лукомле и Соломеретичах, кутеинская обитель получает у современников статус Лавры. Кутеинский игумен считался главой всех белорусских монастырей как мужских, так и женских. Впечатленный увиденным, свт. Петр (Могила) писал: «На Белой Руси, там, под Оршей в Кутеинском монастыре, найдешь, по крайней мере, 200 человек братии, подражающих житию ангельскому».

Монастырь стал средоточием культурной жизни, при нём трудились искусные мастера: резчики по дереву, граверы, специалисты изразцового дела, чеканщики, иконописцы, книгопечатники. Была создана собственная иконописная мастерская, а также школы гравюры, объемной резьбы по дереву, гончарного производства. Иноки монастыря несли в белорусские земли просвещение, сохраняли духовные и культурные традиции восточнославянского церковно-прикладного искусства.

Кутеинская обитель — один из крупнейших средневековых культурно-просветительских центров Беларуси. При монастыре находилась известнейшая типография белорусского кирилличного книгопечатания, где первопечатник Спиридон Соболь издавал учебную, душеполезную и богослужебную литературу. Первые книги: «Брашно духовное» и «Молитвослов » увидели свет в 1630 г., а в 1631 г. был напечатан знаменитый «БУКВАРЬ» — «сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати». Всего было издано более 20 книг, значительными для того времени тиражами по 350-500 экземпляров, и некоторые из них признаны выдающимися образцами печатного искусства своего времени. Их с охотой заказывали Москва и Краков, Киев и Вильно.

Проявляя заботу о просвещении в предисловиях к изданиям игумен Иоиль Труцевич сердечно обращается к простому народу: «Прочее не негодуй молю любовный Читателю, яко излиха предложих слово, наипаче о общем отечествии нашем Небесном: ибо любовь того приведе мя на многословие» (Диоптра, 1651). И в другом месте: «… ни суетна ради прибытка, но общея нужды и ползы ради…всемъ, во православiи и во благочестiи церковномъ любезно усердствующимъ, во утешенiе, наслажденiе и спасенiе, в типографiи монастыря Кутейнскаго напечатавше, издахомъ». (Трифологион, 1647). При монастыре была также библиотека, имевшая сотни печатных томов и ценнейших рукописей.

Русско-польская война 1654-1667 гг. оказалось роковой для Кутеинской Богоявленской Лавры. В связи с военным положением патриарх Никон благословил братию и работавших при монастыре книгопечатников и ремесленников на переселение в вотчины Валдайского Иверского монастыря.

Из более чем 200 человек братии в монастыре осталось около 60. Ущерб, нанесенный Кутеинскому монастырю в результате вывоза в Россию всякой утвари, книг и типографского оборудования, по оценке игумена Мелетия (Чайковского), составил 30000 рублей. Значительно больший ущерб понес монастырь от потери профессионалов в деле просветительства, книгопечатания и художественных ремесел. Царь Алексей Михайлович, посетив монастырь в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий, мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат, продолжили свою деятельность в Оружейной палате московского Кремля. И хоть Лавра постепенно потеряла статус культурно-просветительского центра в регионе, но продолжала свидетельствовать о православии своей жизнью и молитвой .

Новый удар нанесен обители был в 1812 году. Все церкви и монастыри Орши подверглись варварскому разграблению. В Кутеинском монастыре представители «цивилизованной нации» разрушили престол в каменной церкви, содрали с икон серебряные оклады, ободрали массивные серебряные оклады с Евангелий. При отступлении забрали с собой драгоценную церковную утварь, все инструменты, экипажи, телеги, сбрую, буквально всю посуду… Лишь малая часть награбленного казаками было отбито у французов и возвращено монастырю. Обитель долго не могла оправиться от опустошения, и как бедная и не имеющая достаточных средств к существованию, сначала была переведена в разряд третьеклассных, а в 1842 г. стала заштатной и стала приписной к Оршанскому Покровскому мужскому монастырю.

Но жизнь в древнем Кутейно не остановилась. Немало сделал для возрождения обители архимандрит Агапит (Сахаров) (1865-1883), который привел монастырский комплекс в порядок и отремонтировал многие здания. В 1874 г. им было основано одноклассное училище, где образованные монахи обучали детей бедного населения Орши и окрестных деревень. Больные еще долго пользовались услугами существовавшей при монастыре аптеки, которой заведовал монах Израиль, имевший диплом фельдшера.

В связи со множеством старых деревьев находившихся около храма, во время грозы от удара молнии Богоявленский собор, простоявший 250 лет, сгорел 24 июня 1891 года, сохранилась только монастырская ризница.

В 1904 г., с целью активизации деятельности Кутеинской обители, из Киева прибыло несколько монахов во главе с игуменом Валентином (Коротенко). Новыми насельниками было «заведено образцовое лесное и полевое хозяйство, огородничество, пчеловодство, садоводство и обучение ремеслам: столярному, малярному, портняжеству и сапожничеству».

В 1918 г. монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольня и монастырские стены разрушены. На территории монастыря построены гаражи, келейный братский корпус приспособлен под жильё. В кельях монахов поселились работники городских предприятий. В 30-е годы на базе Богоявленского и Успенского монастырей было создано «Товарищество по совместной обработке земли», но у новых хозяев образцовое лесное и полевое хозяйства, огородничество, садоводство и пчеловодство вскоре пришли в полный упадок. Разрушались сами и растаскивались на кирпичи монастырские постройки. Под склад приспособили Свято-Троицкую церковь, где хранились удобрения, от испарений которых погибла фресковая живопись, а когда кровля церкви обвалилась, так и бросили ее в руинах.

История восстановления обители началось в 1990 года с регистрации православной общины. 14 декабря 1992 г. Синод Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви благословил возрождение жизни и деятельности Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. В 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм, где стали ежедневно совершаться богослужения. С 2013 г. Оршанская икона Божией Матери включена в официальный церковный календарь, день памяти 2 августа и 18 сентября по новому стилю и совпадает с днем памяти преподобномученика Афанасия Брестского. В 2014 г. в монастырь возвращается список иконы Оршанской Божией Матери, где она была явлена. Выходит факсимильное издание «Букваря» Спиридона Соболя 1631 г. Открывается памятный знак, посвященный букварю и духовно-просветительский центр «Вера». В 2017 г. построена надвратная колокольня. С 1995 г. мастера ремесленных мастерских «Кутейно» возродили резьбу по дереву и иконописание, которыми славилась обитель в XVII веке.

В планах восстановления Свято-Богоявленский собор с единственной на территории Беларуси подземной церковью святого Лазаря, братский корпус, хозяйственные постройки. В целях возрождения былой духовной славы Кутеинской обители, бывшей центром христианского просвещения, 16-18 сентября 2006 г. в Орше прошел I республиканский фестиваль «Беларусь Православная», а также четыре научно-практические конференции «Кутеинские чтения», посвященные возрождению Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря, которые показали, что оршанцам и гостям города не безразлична история обители. Все надеются, что как в старину, всем миром, древняя обитель будет полностью восстановлена.

С сайта: https://Кутеинский мужской монастырь г. Орши/История обители.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 июня 2024

Начало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра.

Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря.

История монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых.

В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м, на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

Недалеко от собора была построена деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный двухэтажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним – в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы. В 1885 г. церковь была украшена предалтарным плафоном с изображением Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем на руках и окруженной Ангелами. В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

При активном участии отца Иоиля в монастыре была открыта братская школа и собственная типография. В 1630 г. он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». В 1631 г. вышла книга, которая надолго стала главным пособием для начинающих учиться читать – «Букварь». Полное его название – «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631». Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Его труд продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами – по 200-350 экземпляров.

Кутеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская. Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники. Среди них упоминается известный мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

В 1655 г., в результате Русско-Польской войны, большинство братий уехало по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне. Во время войны 1812 г. разрушения, нанесенные монастырю французами, были огромными. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 г. стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.

После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия.

Есть основания полагать, что в 1939 г. здесь временно находились военнопленные польской армии. В 1941-1943 гг. со слов очевидцев на территории монастыря размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 г. от советских авиаударов была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.

В 1990 г. была зарегистрирована приходская община. С 1992 г. монастырь стал действующим. Государственную регистрацию получил 7 апреля 1993 г. При содействии государства в 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм. В начале 2010 г. в восточной части монастырского корпуса построена крещальня. 10 октября 2014 г. в обитель была перенесена местночтимая Оршанская икона Божьей Матери (день памяти 5/18 сентября и 20 июля/2 августа), временно находившаяся в Свято-Успенском женском монастыре города Орши.

10 октября октября 2014 г. на территории монастыря был открыт памятный знак в честь «Букваря» Спиридона Соболя. 

С сайта: Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, г. Орша Витебской епархии / Монастырский вестник (monasterium.ru)



Комментарии и обсуждение


Кутеинский Богоявленский монастырь, заштатный, близ города Орши, при овраге, где протекала река Кутеинка. Основан в 1623 году; приписан к Покровскому монастырю. При нем школа и иконописная.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

10 декабря 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

К монастырю приписан приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы (211000, Витебская область, Оршанский район, дер. Мошково). (информация с sppsobor.by)
9 июня 2014, Т..