В 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан, пребывавший в то время в Киеве, благословил основать в Орше православный монастырь. Землю, на которой предполагалось построить обитель, предоставил православный магнат Богдан Стеткевич-Завирский. На его же имя была выдана и королевская разрешительная грамота. Спустя несколько лет на окраине Орши, при устье речки Кутеинки, вырос монастырь. Местность была лесистой, и поэтому недостатка в строительных материалах не ощущалось. Из дерева возводили кельи, тын, служебные помещения. Даже соборный храм монастыря, освящённый в 1635 году митрополитом Петром Могилой, был рубленым. Вот уже более ста лет не существует этот уникальный памятник деревянного зодчества - в 1891 году Богоявленский собор Кутеинского монастыря сгорел от удара молнии, - но до сих пор можно встретить упоминания о нём в литературе, посвящённой архитектуре Белоруссии. От былого ансамбля Оршанского монастыря осталась Свято-Духовская церковь - прекрасный образчик белорусского барокко. Её ярусный фасад, декорированный арками, напоминает фасад Свято-Никольского храма Могилёва (конечно, в сильно уменьшенном виде).
Значение Кутеинского монастыря в ХVII веке было огромным. С самого начала его опекали православные братства - Могилёвское и Оршанское, - а руководил его обустройством иеромонах (впоследствии игумен) Иоиль (Труцевич), один из активнейших членов Могилёвского братства. Жизнь обители вообще очень тесно переплеталась с жизнью братств. Главной её миссией являлось духовное просвещение, помощь православному населению Орши и её окрестностей, постоянно терпевшему притеснения со стороны католиков и униатов. Славные страницы истории Кутеинского монастыря связаны с деятельностью в его стенах типографии. Она начала свою работу в 1630-е годы, а руководил ею на первых порах приглашённый из Киева мастер Спиридон Соболь. Первой книгой, выпущенной в Кутейно, стало "Брашно духовное". Оно вышло в 1630 году. За ним последовал "Букварь, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати" (1631), известный также как "Кутеинский Букварь". Всего в монастырской типографии было напечатано более двадцати различных книг, сослуживших добрую службу белорусскому народу. В обители трудились прекрасные гравёры, украшавшие книги оргинальными заставками и иллюстрациями на библейские темы и отдельно. Таким образом, духовным просвещением охватывалась не только грамотная часть населения, но также и не знавшие грамоты.
Увы, процветание Кутеинской обители было недолгим. Год от года давление на неё всё более усиливалось, а с началом в 1654 русско-польской войны положение монахов и членов здешнего православного братства сделалось совсем незавидным. Поляки небезосновательно подозревали их в "пророссийских" настроениях, и просветительская деятельность монастыря находилась под неусыпным - и неприязненным - наблюдением правительства. Положение Оршанской обители всё более ухудшалось, и в 1655 году значительная часть её насельников перебралась в Великороссию, в основанный Патриархом Никоном Валдайский Иверский монастырь. С собою монахи увезли и типографское оборудование: Патриарх желал наладить в новом монастыре издание духовных книг. Кутеинскую обитель ждал упадок. Хотя монашеская жизнь здесь сохранялась, но более никогда монастырю не выпало играть столь важной роли, какую играла она на протяжении минувших двадцати лет. Воины - русско-польская, длившаяся до 1667 года, и Северная (1700-1721) - нанесли монастырю серьёзный ущерб, и в конце ХVIII века его отнесли к заштатным. Отечественная война 1812 года ещё более усугубила бедственное положение обители: французские солдаты варварски ограбили её. Лишь небольшую часть ценностей монахи успели спрятать, когда узнали о приближении армии Наполеона.
В начале ХХ столетия последовало краткое возрождение Кутеинского ионастыря. Прибывший из Киева игумен Валентин ввёл здесь общежительный устав по образцу устава Ионинского монастыря и развернул активную хозяйственную деятельность. К 1917 году обитель вполне окрепла, число братии достигло шестидесяти человек, но после революции всё опять пошло прахом. Монахов из Кутейно изгнали, а вместо них в древних стенах разместилась воинская часть. "Приспосабливая" монастырь под свои нужды, военные изувечили его до неузнаваемости. среди самых скорбных потерь того времени - монастырский некрополь. От него остались лишь отдельные надгробные памятники. В 1990 году при Свято-Духовском храме была зарегистрирована православная община, а в 1992 году здесь возобновилась монашеская жизнь. Сейчас обитель вновь является украшением и гордостью Орши.
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск № 85, ООО "Де Агостини", 2010