Мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому святителю Иннокентию (Вениаминову), который писал об этом в епархиальном отчете Священному Синоду в декабре 1862 года. Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (Осколков). В докладной записке от 27 июня 1893 года митрополиту Палладию Санкт-Петербургскому, иеромонах Алексий испрашивал благословения на создание обители и предложил четкий план действия, а на следующий день направил письмо сходного содержания обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву. Изначально, прибыв в неизведанный край, он избрал для строительства монастыря Петропавловское озеро, но место это оказалось непригодным для обители. Только в 1895 году о. Алексий нашел подходящую точку в Южно-Уссурийском крае между железнодорожной станцией Шмаковка и телеграфной станции Тихменево. Впервые известно о твердом решении о. Алексия избрать новое место под монастырь из его докладной записки от 16 июля 1895 года военному генерал-губернатору Приамурского края С. М. Духовскому, где он пишет: "...Наплыв переселенцев в Южно-Уссурийский край, лучшие его климатические условия, лучшие качества угодий, большое удобство путей сообщения - указует наискорейшую надобность в устроении монастыря именно в Южно-Уссурийском крае, откуда его влияние живительно благотворное христианское, нравственно и умно-просветительное - успешнее могло бы проникнуть в соседния Манжурию и Корею...".
После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение: пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска (ныне Уссурийск), а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческого гостеприимства и потому еще, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды все более и более увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте и уже летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает первое свое прошение об удалении его с этого тяжелого послушания. После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом котого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским, или Уссурийским, стал с почтением называться "Новым Валаамом".
Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самаго древняго подвижничества святых отцев церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иркутскаго Иннокентия, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.
Храм Уссурийскаго Свято-Троицкаго Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: 3 частицами Животворящаго древа Креста Господня, 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Святой Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. По стенам храма были размещены иконы писанные на Афоне и Валааме, а также имелся ряд редких икон - точная копия с чудотворной Курской-Коренной иконы "Знамения Пресвятой Богородицы", копия с иконы "Умиление", перед которой молился преподобный Серафим, точная копия Тихвинской иконы Божией Матери, древняя икона Святой Троицы, присланная в дар от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, икона святого Исидора Юрьевскаго - от праведного Иоанна Кронштадтского. Большой деревянный Крест-Голгофа был сооружен на монастырские средства в память о государе императоре Александре III.
За свою недолгую дореволюционную историю обитель оказала огромное влияние на духовно-нравственную, хозяйственную, культурную жизнь Приморья. С первых дней существования монастырь доставлял великое утешение соседнему населению - в то время самая ближайшая церковь отстояла от монастыря в 80 верстах; громадный район оставался без служб. Видя безвыходное положение населения, обитель, несмотря на свои скудные средства, открыла у себя больницу с аптекой и школу с общежитием. Медицинская помощь каждому оказывалась безмездно, лекарства же давались по низкой цене, а для бедных - бесплатно. Из единственной в епархии монастырской лавочки, существовавшй с весны 1901 года, ежегодно расходились тысячи брошюр и листовок религиозно-нравственнаго и патриотическаго содержания. С самаго начала поселения своего крестьяне этого края становились прихожанами монастыря и обращались к нему в самых разнообразных нуждах. В монастыре размещались глазные отряды Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. В 1902 году Южно-Уссурийский край впервые посетила страшная болезнь - холера, появившаяся в соседнем с монастырем селе Тихменево, но благодаря монастырскому санитарному отряду болезнь скоро прекратилась.
К 1913 году хозяйство обители состояло из храма в честь святителя Иннокентия Иркутскаго; часовни в честь Казанской иконы Божией Матери и в память восшествия на Всероссийский престол государя императора Николая Александровича, первого благодетеля обители; дома под братские келлии, канцелярию, библиотеку, кухню; книжной лавочки; больницы; хлебопекарни-просфорной с келлиями; трех домов для мастерских с келлиями; дома для рабочих; трапезной; кухни; трех гостиниц для богомольцев; школы со спальнями и переплетной мастерской; дома для приходящих в церковь крестьян ближайших к селений; амбара; 2-х скотных дворов с домами при них; фруктового сада; пасеки; кладбища; свечного завода; рыбо-засольного сарая; маслобойни; сушильни для зерна; кузнечно-слесарной мастерской с домом при ней; бани и прачечной; двух фанз для работающих в монастыре корейцев и китайцев, где они жили применительно к своим нравам и обычаям; оленьей фермы; лесного участка, отделенного в собственность монастырю в 1901 году.
Осквернение и закрытие
После начала революционной смуты в 1917 году Шмаковская обитель некоторое время продолжала существовать, находясь вне пределов богоборческой власти. Впервые монастырь подвергся разорению в июле-августе 1918 года в связи с отступлением войск Красной армии, вытеснявшихся с юга Приморья. Подавляющая часть братии покинула монастырь, опасаясь беззаконной расправы. Оставшийся в обители для охраны храма монах Павлин и другой монах на монастырской лесной даче были зверски убиты красноармейцами. Святыни храмов были кощунственно осквернены, все ценное - разграблено солдатами и некоторыми враждебно-настроенными крестьянами из соседних деревень. Были сожжены деревянная Иннокентиевская церковь, хлебный амбар, монастырская лавка, игуменский корпус. После ухода красных в сентябре 1918 года возвратились игумен Сергий с братией и начали восстанавливать обитель.
О последнем периоде жизни монастыря сохранилось мало сведений, но он просуществовал до утверждения в крае власти большевиков. Свое большое хозяйство здесь смогли сохранить и содержать на хорошем уровне. Признав хозяйство Уссурийского мужского монастыря культурным и опытным и по существу колхозом, губком все имущество изъял и передал его 23 апреля 1923 года в ведение Приморского земельного управления. В октябре 1924 года монастырь был закрыт под предлогом перевода туда сельскохозяйственного техникума. В таких условиях настоятель с большинством братии приняли решение покинуть обитель. Впоследствии территория, на которой располагалась обитель, была передана Дальневосточному военному округу.
После падения безбожного режима и распада СССР, в год столетия монастыря патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил указ Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 февраля 1995 года: "Возобновить монашескую жизнь в Свято-Троицком мужском монастыре в п. Горные Ключи Владивостокской епархии." 14 марта 1996 года был издан указ президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий" по которому церковные здания и имущество должны быть переданы первоначальному владельцу. Но и по сей день большая часть территории монастыря занята Шмаковским военным санаторием, в бывшем храме в честь Иверской иконы Божией Матери до сих пор находится клуб, купол с крестом с него снят.
Руководство ДВО, отказываясь сдать занимаемую землю, в официальных ответах утверждает что "... из документов Центрального Архива РА и ВМФ (ф-33892, ф-33892с, ф-40253с) доподлинно известно, что под видом Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря в конце прошлого века была создана разведывательная школа, которой руководил офицер Генерального штаба Русской Армии полковник А. Осколков. Строительство и жизнедеятельность монастыря финансировалась исключительно из средств Генерального штаба России, через канцелярию Главного священника Русской Армии, т.е. изначально "монастырь" строился как военный объект и оставался таковым до 1921 года". Из вышеприведенного видно, что ссылки на данные о существовании разведшколы делаются без преведения полной информации об архивном документе (фонд, опись, дело, лист). После того как монастырский Духовный Совет послал официальный запрос в Российский Государственный военно-исторический архив (РГВИА), был получен ответ следующего содержания: "В ответ на Ваш запрос сообщаем, что сведений о создании в конце 19 в. под видом Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря разведывательной школы в архиве не имеется. Полковник Осколков в списках офицеров Генерального штаба за интересующий Вас период не значится". Так, на сегодняшний день легенда о "разведшколе" не имеет документального подтверждения.
Обитель постепенно растет и продолжает надеяться на возвращение своих земель. Возобновленный монастырь располагается в здании бывшего дальнего скотного двора. Ныне действующий храм в честь Преображения Господня строился на пожертвования купца-чаеторговца И. Чистякова как церковь-часовня в память воинов, убиенных во время Отечественной войны 1812 года, но по причине событий 1917 года храм достроить и освятить не успели. Несколько десятилетий он был смотровой башней в санатории. На нынешней территории монастыря находятся два здания. В двухэтажном здании находится административный корпус - здесь располагаются келлии настоятеля и наместника, канцелярия, библиотека, братская трапезная. Второе здание - одноэтажное, где расположены келии насельников.
https://drevo-info.ru/articles/11906.html