Печальная судьба разрушения и забвения постигла женский Крестовоздвиженский монастырь. Женская обитель возникла еще в ту пору, когда крепость Саратов стояла на левом берегу Волги. Впервые о ней упоминается в грамоте царя Алексея Михайловича от 13 октября 1661 года. В ту пору условия жизни в монастыре были крайне тяжелыми. Средства от казны поступали не регулярно, поэтому инокиням приходилось больше надеяться на подаяния. С переводом в 1674 году Саратова на правый берег монастырь оказался почти в центре быстро растущего города.
В июне 1722 года проездом в Астрахань Саратов посетил Петр I. Так как главный Троицкий собор был на ремонте, царь был на литургии и молебне в монастырской Крестовоздвиженской церкви. Потом посетил он и игуменью Пелагею. Узнав от нее о бедственном положении монастыря, Петр распорядился увеличить казенное содержание.
Ночью 8 июня 1738 года пожар уничтожил весь город. Сгорела и деревянная Крестовоздвиженская церковь , все монастырские постройки. И на следующий год на средства капитана Василия Яковлевича Суровцева и пожертвования горожан, по благословению астраханского епископа Иллариона, всего за одно лето был построен каменный монастырский храм. Его освятили в 1740 году в честь Воздвиженья Креста Господня с приделом во имя пророка Илии и мученицы Параскевы Пятницы.
Благодаря постепенному росту пожертвований монастырю вскоре удалось возвести несколько каменных келий и хозяйственных построек. Однако последующие годы, принесшие пожары, голод, нашествие крестьянских отрядов Пугачева, значительно ухудшили положение обители. Насельниц из-за бедности становится все меньше, прекращается прием послушниц. В 1777 году Крестовоздвиженский монастырь становится заштатным. Спустя еще 13 лет женский монастырь упраздняется, а храм его становится приходским.
Проходит время, в 1828 году учреждается Саратовская епархия. Возникает необходимость восстановления женской обители. И указом Синода от 30 ноября 1829 года Крестовоздвиженский монастырь был восстановлен как второклассный – со штатом 15 монахинь и 17 послушниц под управлением игумений и казначеи. Все они разместились в старых зданиях XVIII века. Начался новый этап в жизни обители.
Благодаря щедрым пожертвованиям монастырь к концу века значительно вырос. Вот краткий перечень пожертвованных сюда ценностей. Здесь и напрестольное Евангелие в сребропозлащенном окладе, украшенное драгоценными камнями весом около 30 фунтов, - дар императрицы Елизаветы Петровны, напрестольные кресты, дарохранительницы, Евангелия, иконы – все в сребропозлащенных окладах, украшенные камнями и жемчугом, старопечатные книги и драгоценные лампады. Чтился в монастыре деревянный крест с распятием, подаренный воеводой Беклемишевым, что встречал Петра I в 1722 году. В монастыре под этим крестом Беклемишев и был похоронен. Поступали в обитель вклады большими денежными суммами и ценными бумагами.
В 1902 году по проекту известного (своими более поздними работами) архитектора Ю. Терликова в монастыре была выстроена Владимирская Никольская церковь. Была она огромной, многосаженной. Высилась над волжским откосом шлемами куполов. Собор и колокольня Никольской церкви выстроены в стиле византийской архитектуры: полуциркульные линии арок, проемов, карнизов, глав, спаренные колонки с полуциркульными же капителями, щедрые россыпи сухариков, ступенчатые паруса… Но при всем этом была она очень естественной, понятной, саратовской.
С началом Первой мировой войны в Саратов хлынул поток раненых. Под руководством игуменьи Антонии в стенах монастыря был развернут госпиталь. Только за первое полугодие 1915 года в нем была оказана помощь 536 раненым. Городской комитет попечения о раненых воинах отмечал образцовый порядок в монастырском лазарете, хороший уход сестер-монахинь и отличный стол. Игуменья Антония регулярно проводила сбор и отправку на фронт продуктов и вещей. Когда возникла опасность отравления солдат на фронте газами, которые стал применять противник, она организовала в монастыре изготовление противогазовых масок. И надо сказать, полевые командиры не раз присылали матушке Антонии слова глубокой благодарности.
Накануне Октябрьской революции в Крестовоздвиженском монастыре состояло – монахинь 17, в том числе игуменья и казначея, послушниц – 16, схимонахинь – 7, нештатных монахинь – 41, нештатных послушниц – 333.
В 1918 году обитель потеряла свои земельные угодья. Свертывалась работа мастерских и школы. Часть послушниц ушла в мир. Оставшиеся стремились как-то продержаться, даже пытались именовать себя трудовым коллективом. Игуменья Антония организовала общину верующих при Крестовоздвиженском храме, обращалась за помощью в губисполком и другие инстанции. Но тщетно. 5 апреля 1919 года у монастыря отобрали древнюю Крестовоздвиженскую церковь под предлогом хранения в ней ценностей, изъятых из городских церквей как музейных редкостей. В начале 1922 года женский монастырь был ликвидирован, а последняя Никольская церковь закрыта, а в скором времени взорвана.
В наши дни о женской обители напоминает лишь одиноко стоящая недалеко от набережной Волги кирпичная арка в псевдорусском стиле. Это остатки Святых ворот – немногое из того, что уцелело от некогда стоявшего на этом месте комплекса Владимирской Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря. Без этого ансамбля "столица Поволжья" существует, к сожалению, вот уже более полувека…
http://elsso.ru/cont/cul/110.html