Один монументальный проект в необычном для Саратова "византийском" стиле повторился в городе три раза. А случилось это следующим образом. Зодчим "византийского проекта" выступил известный саратовский архитектор Юрий Николаевич Терликов. Он родился 13 сентября 1864 года в Москве, а уже через пять лет семья будущего архитектора переехала в Саратов. После окончания саратовского Первого реального училища, Юрий прошёл пятилетнее обучение в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В 1887 году его назначили младшим инженером строительного отделения Саратовского губернского правления. С 1900 года Терликов стал младшим архитектором, а в 1911 году получил должность губернского архитектора. Интересно, что одним из главных стилей, который преподавали в Санкт-Петербургском институте был византийский, так как именно он задумывался как государственная программа создания самобытной церковной архитектуры в противовес неоготическим католическим и протестантским церквям и другим сооружениям. Неудивительно, что именно его, гражданский инженер Терликов выбрал для своего первого крупного проекта.
В конце ХIХ века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала 100 000 рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре. Обитель эта появилась ещё в левобережном Саратове в ХVII веке. При переносе города на правый берег Волги (при планировке города), монастырь занял тогда довольно внушительное место на улице Покровской (ныне - Лермонтова). Главным храмом монастырского комплекса в последние годы его существования стала Николаевская церковь. Юрий Терликов разработал проект церкви в 1898 году. Заложена она была на месте бывшей церкви Параскевы Пятницы в мае 1899-го, а в мае 1903 года года открыта и освящена. После строительства Николаевская церковь стала архитектурной доминантой, хорошо обозреваемой с Волги. Она поражала своим размахом и высотой. В основе композиционного построения храма лежала традиционная схема - пятиглавие, с выделением центральной главы. Над главным входом располагалась колокольня. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. Стены декорировались "полосатой" кладкой, имитирующей средневековую византийскую. Внутри храм был высокий, светлый, с двухъярусными хорами. Позолоченный иконостас включал иконы выполненные в московской мастерской. Он вмещал тысячу человек одновременно. Стоимость церкви с иконостасом обошлось в 150 тыс. рублей. После революции храмы монастыря были закрыты.
Единственной действующей церковью оставалась Никольская, вплоть до её разрушения в 1936-м году. С восточной стороны между храмами и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Они - единственное, что сохранилось до наших дней от обители и храма, выстроенных по проектам этого зодчего. В 1990-м году (к 400-летнему юбилею Саратова) Святые ворота были отреставрированы, а в начале 2008 года в центальной арке появилась мозаика с изображением святителя Николая Чудотворца. Сегодня эти ворота являются неотъемлемым украшением улицы Лермонтова.
Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работал над проектами ещё двух церквей - в горной части Саратова и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне. Что касается Царицына (ныне Волгоград, а тогда уездный город Саратовской губернии), там было решено строить копию роскошного оренбургского Казанского собора. Ещё в 1899 году Юрий Терликов в составе группы купцов - членов подготовительно-попечительной комиссии, побывал в командировке в Оренбурге, где осмотрел и зарисовал местный собор, построенный по проекту архитектора Александра Ященко. По возвращении он адаптирует оренбургский проект для Царицына, сделав несколько изменений, и в 1901 году начинается строительство главного храма города. Оно закончится лишь после революции. Грандиозный храм сооружался на протяжении 17 лет (с 1901 по 1918 гг.) и стал одним из последних произведений византийского стиля в Российской империи. Освящённый в 1918 году, он будет взорван в марте 1932 года. Сегодня в Волгограде ведётся восстановление собора по старому проекту на новом месте - рядом с площадью Павших борцов. Снова перенесёмся в Саратов и поговорим о другом храме, что "на горах". На улице Большой Горной между Соборной и Гимназической (ныне Некрасова) в 1904 году был построен ещё один внушительных размеров храм по проекту того же Юрия Терликова. Он напоминал Николаевскую церковь женского Крестовоздвиженского монастыря. Главные отличия заключались в отсутствии колокольни, в разном количестве и частоте чередования окон центрального купола.
Строился храм на деньги Духосошественской церкви - главного храма Заовражья. Новый храм имел три престола: главный во имя святителя Николая чудотворца, в приделах - в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил и священномученика Игнатия Богоносца. Для того, чтобы не возникало путаницы с существовавшей Николаевско-Александрийской церковью-школой, новый храм как правило именовался с приставкой "новый" или "Ново-Никольский", в народном обиходе: "церковь на горах". Внутри был установлен иконостас из белого и голубого фарфора, аналог которого имелся только в Ново-Казанской церкви на Улешах. В послереволюционные годы храм передали обновленцам, а затем закрыли по причине малой востребованности. Фарфоровый иконостас был уничтожен, а здание в 1930-е годы полностью разрушено.
После Великой Отечественной войны на бывшей площади, где стоял храм, был благоустроен сквер, остатки фундамента церкви были заасфальтированы, а на месте алтаря воздвигли памятник Героям Краснодона. Получается, что ни один из саратовских храмов Терликова не пережил новой советской власти. Саратов в 1930-е годы лишился примеров византийского стиля в храмовой архитектуре. Однако в современное время произошло совершенно неординарное событие. По инициативе митрополита Саратовского и Вольского Лонгина для строительства нового храма в Заводском районе было решено взять дореволюционный проект Юрия Терликова. Были использованы архивные чертежи, на основе которых в тех же пропорциях составлен новый проект. Основная часть нового храма повторяет Никольскую церковь женского монастыря, а главный купол количеством окон Ново-Никольскую церковь "на горах". Из-за ограниченного земельного участка, колокольню возле церкви решили не строить. Звонницу с колоколами расположили в одной из глав храма.
Церковь освящена чином Великого Освящения храма митрополитом Саратовским и Вольским Лонгиным 9 июля 2020 года и получила посвящение в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В архитектуре новопостроенного храма присутствует та самая "византийская" кладка, кресты, полосы из кирпича, уложенного ребром. Таким образом, спустя почти сотню лет, в Саратов вновь вернулась византийская постройка, спроектированная когда-то одним из выдающихся саратовских архитекторов.
Из статьи: Алексей Кашанин "Юрий Терликов: большой стиль" (vzsar.ru) и сайта: https://zen.yandex.ru/media/zhabkin/hramy-v-vizantiiskom-stile-iuriia-terlikova