Каменная, тридольная, двухэтажная церковь с колокольней стоит в историческом месте - посреди центральной площади Соборной, занимая островное положение в его структуре. Играет композиционную роль главной градостроительной доминанты Глухова. В современной градостроительной структуре храм отмечает место прежней Советской площади. Здесь происходили казацкие советы, на которых избирали гетманов Украины: в 1708 г. – Ивана Скоропадского, в 1727 г. – Даниила Апостола, в 1750 г. – Кирилла Розумовского. В этой же церкви в 1708 г. под давлением российского царя Петра І была провозглашена церковная анафема гетману Ивану Мазепе.
Каменная Николаевская церковь построена на месте одноименной деревянной, известной по документам с 1683 г. Вероятно, деревянная церковь сгорела во время пожара глуховской крепости в 1685 г. Контракт на строительство каменного храма заключили 8 февраля в 1693 г. мастер Матвей Ефимов и заказчик Василий Федорович Ялоцкий, который в течение 1678-1696 гг. занимал должность глуховского сотника. В контракте было указано, что образцом для Николаевской церкви должна быть Михайловская церковь в Глухове, построенная тем самым мастером М. Ефимовым в 1692 г. (Михайловская церковь не сохранилась, была разрушена после пожара в 1784 г.). Заказчик обусловил в контракте все – от общей композиции здания до мельчайших архитектурных подробностей. В частности, В. Ялоцкий потребовал, чтобы алтарь «квадрувався к копули». М. Ефимов был одновременно и архитектором-автором проекта, и подрядчиком-исполнителем работ. Он строил церковь со своего кирпича, известки и железа, со своей дворней (помощниками). Строительные материалы он доставлял своими средствами. За все это город ему платил 600 карбованцев «копейками» и 500 карбованцев «чехами», а также обеспечивал артель мастеров пищей на весь период работы – пять пудов сала, пять пудов соли и тому подобное.
Николаевскую церковь завершили строить и освятили в 1695 г. Первобытно она была тридольной, трехэтажной, с двухзаломным центральным верхом. Верх над алтарем и бабинец были глухими, декоративными. В течение всего XVIII ст. Николаевская церковь была, фактически, главным храмом города, поскольку Троицкий собор, который содержался рядом, в начале века был ветхим, деревянным, а с 1720 г. начали строить новый каменный собор, завершенный аж в 1806 г.
Вблизи Николаевской церкви, на церковном кладбище, хоронили выдающихся глуховцев. В 1760 г. здесь был похоронен генеральный хорунжий Николай Данилович Ханенко (1691-1760), автор знаменитых «Диариуша» и «Дневника». Его могила была разрушена в 1930-х г.г. и восстановлена в 1993 г.
В течение первой половины XVIII ст. Николаевскую церковь обстроили многочисленными притворами, ризницами, тамбурами, о чем свидетельствует ее изображение на плане Глухова в 1746 г. С тех времен сохранилась ризница, пристроенная к алтарю с южной стороны. До нашего времени сохранились и южный и северный притворы, пристроенные во время капитального ремонта церкви в 1811 г., когда ее крыши и бани были покрыты «белым железом». В 1871 г. по проекту местного архитектора А. Гросса к бабинцу с запада пристроили притвор, увенчанный высокой колокольней с ярусным верхом. При этом разобрали верх над бабинцом.
Иконостас Николаевской церкви вместо первобытного, что сгорел в пожаре в 1748 г., был создан в середине XVIII ст. Он был компактным, пятиярусным, нешироким, занимая ширину центрального компартимента церкви. Выполненный в переходных ренесансно-барокковых формах с пышной позолоченной резьбой полуколонок, карнизов, иконных рам и плоскостей между иконами. Мотивы резьбы – виноградная лоза с листьями, гроздьями и разнообразными цветами. В очертаниях царских врат, арки над ними повторяется традиционная для украинского иконостаса этих времен трехлопастная кривая. В целом композиция иконостаса является очень тектонической, с явным подчинением резьбы общей архитектурной композиции с ее четким членением гранеными полуколоннами, пилястрами и антаблементами. Иконы были выполнены во второй половине XVIII ст. в характерной для того времени стилистике. В 1864 г. несколько новых икон для этого иконостаса написал итальянский художник П. Нерушелли (Неруш), который в те времена (в течение 1864-1879 гг.) жил и работал в Глухове.
В 1930 г. Николаевская церковь была закрыта, преобразована на зернохранилище, а иконостас уничтожен. Рисунки в интерьере не сохранились. В 1976 г. институт Укрпроектреставрация разработал проект реставрации церкви. Реставрационные работы в основном завершены в 1992 г. Храм вернули религиозному обществу в 1991 г.
В размещении храма применен любимый в Украине принцип локализации важнейших общественных зданий таким образом, чтобы их можно было бы свободно осматривать со всех сторон. Этим предопределены основные особенности объемно пространственной композиции здания: равноценность всех фасадов, высотный принцип построения композиции, ярусность, скульптурная выразительность объемов. Учитывая это, здание воспринимается как храм-памятник.
Основные компартименты сгруппированы вдоль вехи восток-запад: алтарь пятистенный, размерами 6х 6,6 м; центральный объем (нава) – восьмигранный, размерами 10,4х8,75 м; бабинец 6x6 м и два участка западного притвора прямоугольные в плане. Композиционная структура здания воспроизводит традиционный для народной деревянной архитектуры тип тризрубного храма, центральный сруб которого решен в виде башнеподобного объема, открытого на всю высоту, к зениту верха. В образе здания преобладают вертикальные параметры: высота центрального верха от пола к зениту – 30 м. Николаевской церкви свойственны изысканные пропорции, совершенство форм, стройный силуэт, симметричная уравновешенность которого кое-где нарушена в результате пристройки колокольни. Вертикализм архитектурных форм подчеркивают широкие краеугольные лопатки, перехваченные полосами поребрика, и тонкие полуколонки на ребрах центрального светового восьмерика. Декор достаточно строг: окна, расположенные в два яруса, окаймленного упрощенными наличниками с фигурными разорванными сандриками; стены завершает багатообломный, едва раскрепованный карниз с полосой поребрика. Верх церкви очень изысканный и в то же время монументальный. По вертикали переход от нижнего объема к более узкому верхнему осуществлен с помощью пластично выгнутых крыш на каждом заломе. Верх увенчан глухими фонарями с барокковыми грушевидными маковками.
Западный притвор с колокольней решен в архитектурных формах, которые имитируют формы первобытных частей храма. Это – достаточно удачный образец стилизации, целиком органический в контексте архитектурной идеологии историзма. Первый ярус колокольни – четверня с двумя ярусами окон, оформленных наличниками с фигурными сандриками. Краеугольные лопатки повторяют оригинальные лопатки основного объема церкви. Второй ярус – четверня со срезанными углами и высокими арочными отверстиями звонов за сторонами мира. Ребра граней акцентируют тоненькие стилизованные полуколонки, что повторяют аналогичные элементы центрального подбанника. Венчание колокольни имитирует традиционный украинский тризаломный церковный верх. Северный и южный притворы низкие, прямоугольны в плане, с шестиколонными пристенными портиками тосканского ордера (колонны трехчетвертные), увенчанными треугольными фронтонами. Ризница с южной стороны алтаря имеет стремительную односкатную крышу. Эти пристройки целиком органические и композиционно согласованные с основным объемом, подчеркивая его большой масштаб.
Церковь каменная из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побеленная. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью.
Николаевская церковь является самым древним зданием Глухова. Это уникальный образец тридольного храма, одно из самых ярких архитектурных произведений стиля украинского возрождения конца XVII ст. К тому же это – единственный из многочисленных храмов, построенных выдающимся зодчим Матвеем Ефимовым, который сохранился до наших дней. С 1963 г. Николаевская церковь является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) с охранительным № 629.
http://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Dost-Gluhov.php