ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Глухов. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Глухов. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1693 и 1695. Колокольня 1871.
Архитектор:М. Ефимов, А. Гросс (колокольня)
Адрес:
Украина, Сумская область, г. Глухов, пл. Соборная, д. 1

Координаты: 51.676323, 33.9095
Проезд:любым общественным транспортом следующий в Глухов и через Глухов, виходить на автостанции Глухов



Церковь Николая Чудотворца, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
vertuniya
4 января 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
7 июня 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
7 июня 2010
Церковь Николая Чудотворца, Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». - К.: Мистецтво, 1968 г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». - К.: Мистецтво, 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1968
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент интерьера. Источник: Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М., 1967 г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Фрагмент интерьера. Источник: Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М., 1967 г.
Елена Григорьева
1 июня 1967
Церковь Николая Чудотворца, Источник: «Памятники архитектуры УССР, находящиеся под государственной охраной: список». – К.: «Держбудвидав», 1956 г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Источник: «Памятники архитектуры УССР, находящиеся под государственной охраной: список». – К.: «Держбудвидав», 1956 г.
Елена Григорьева
1 июня 1956
Церковь Николая Чудотворца, Церковь слева. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Церковь слева. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
14 октября 1941
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер центральной части. Фото 1930-х г.г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Интерьер центральной части. Фото 1930-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Николая Чудотворца, Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Николая Чудотворца, Церковь Николая Чудотворца, 1980–1982 г.г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Церковь Николая Чудотворца, 1980–1982 г.г.
Сергей Ковров
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  9 декабря 2013

Николаевская церковь, 1693 г. Самое древнее сооружение города. Построена в стиле украинского барокко, кирпичная, оштукатуренная, трехчастная. Первоначально была увенчана тремя главами с двумя заломами.

В 1871 г. глава над приделом разобрана, и с западной стороны к нему пристроена трехъярусная колокольня, к боковым входам — тамбуры с шестиколонными портиками, покрытыми двускатной крышей, с южной стороны алтарной части — ризница с высокой односкатной крышей. Все три помещения церкви (центральный неф, восьмигранная апсида и прямоугольный притвор) соединены как срубы в деревянных церквах: по продольной оси восток — запад. Сооружение отличается величественным силуэтом масс, хотя его абсолютные размеры невелики. Это достигается исключительно архитектурными методами, так как каждая глава имеет несколько составных частей — восьмериков и восьмигранных срезанных пирамид, поставленных одна на другую, и чем выше, тем каждая составная часть уже и меньше.

Переход от широкого восьмерика к меньшему осуществляется при помощи свода в форме замкнутого срезанного пирамидального шатра, снаружи покрытого кровлей плавных очертаний. Увенчаны главы барочными грушевидными главками. Фасады церкви оформлены пилястрами, окна — наличниками с фигурными фронтончиками. Колокольня двухъярусная, нижний ярус двухэтажный, квадратный в плане, верхний — восьмерик с арочными проемами, завершена главой с двумя заломами. Углы подчеркнуты пилястрами, раскрепованиыми по карнизам, окна обрамлены наличниками с фигурными фронтончиками.

Памятник — пример архитектуры украинского барокко, созданного мастером М. Ефимовым.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.18-19, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 марта 2016

Старинная казацкая Николаевская церковь - древнейший архитектурный памятник города Глухова. В Гетманские времена на площади перед церковью проходили Казацкие рады, на которых решали различные государственные вопросы, а в самом храме проводились пышные церемонии посвящения в гетманы. Так в 1708 г. выбирали Ивана Скоропадского, в 1727 г. - Даниила Апостола, в 1750 г. - Кирилла Разумовского. В самой церкви находится всего одно погребение - это могила гетмана Правобережной Украины М. Ханенко.

Первоначально деревянная церковь Святого Николая, простояв несколько лет, сгорела во время пожара в Глуховском замке в 1685 г. Новую каменную церковь начали строить в 1693 г. "Государев мастер кладочного дела" Матвей Ефимов. Он был и архитектором, и автором проекта, и подрядчиком, в широком понимании этого термина. Спустя два года, в 1695 г. храм освятили, и на протяжении 18 века она была главным городским храмом. Сначала церковь Св. Николая была трехчастной - прямоугольный притвор (бабинец), основной объем самого храма, и восьмигранная апсида. Все эти части были совмещены, как срубы в украинских деревянных церквях, по продольной оси "восток-запад". В 1871 г. церковь подверглась "поновлению". К бабинцу (над которым разобрали верх), искусно пристроили дополнительный притвор, увенчанный двухъярусной колокольней, верх которой имитирует традиционную украинскую трехзаломную храмовую крышу.

В 1930 г. церковь закрыли, впоследствии под ее сводами устроили склад сельхозпродукции, что нанесло непоправимый ущерб росписям. В начале 1960-х гг. храм признали памятником архитектуры, разработали проект реставрации, которая завершилась в 1992 г. В этом же году церковь вернули религиозной общине. Ныне это действующий храм, подчинененный Конотопской Епархии УПЦ.

Из материала книги-путеводителя: Удовик С.Л. Восточная Украина, изд-во "Ваклер". г. Киев, 2007 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 декабря 2019

Николаевская церковь, построенная в 1693 году в стиле украинского барокко по заказу глуховского сотника Василия Яловецкого, расположена на обширной площади в центре города, поэтому хорошо обозревается со всех сторон. Храм Святителя Николая Мирликийского был главным общественным зданием как казацкой столицы, так и всей гетманской Украины. На площади перед храмом собирались казацкие рады. В самом храме происходили церемонии освящения на гетманство. Здесь молились все выдающиеся религиозные и государственные деятели того времени, приезжавшие в Глухов: святитель Димитрий - будущий митрополит Ростовский, архиепископ Феофан (Прокопович), император Пётр I. Упоминал глуховскую церковь и Тарас Шевченко в поэме "Иржавец".

Почти столетие Николаевский храм считался соборной церковью гетманской столицы, пока в городе не был возведён новый собор, освящённый в честь Пресвятой Троицы. В 1871 году храм святителя Николая Мирликийского был частью перестроен. Появился притвор, завершающийся 45-метровой колокольней. Двухъярусная колокольня стала представлять удачный образец стилизации. Стройным, лёгким силуэтом вновь после поновлений церковь устремилась ввысь. Изящные фасады здания оформлены оригинальными пилястрами, окна - совершенной формы, имеют наличники с небольшими разорванными фронтонами. Исключительно интересен и интерьер храма. Его формы плавно и мягко переходят одна в другую, создавая единое и цельное раскрытое в высоту пространство. Девять икон в позолоченных рамах, расположенных в верхней части иконостаса, были выполнены в 1864 году глуховским художником, итальянцем по происхождению П. Нерушем. После 1930 года храм более 40 лет не действовал, открыт он был только после реставрации, приуроченной к 300-летию освящения - в 1991 году.

Из книги: Глухов - забытая столица гетманской Украины. - Киiв. Вiдавництво "Украiна", 1992


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 сентября 2020

Нынешний храм свят. Николая самою готическою архитектурою своею показывает, что постройка его принадлежит концу 17 столетия. Стены храма расписаны масляными красками, с изображением святых; в куполе слова апостола: «звезда бо от звезды разнствует в славе; такожде и воскресение мертвых». Местные иконы под серебр. ризами; пред иконами 11 серебр. лампад. Евангелие в серебр. окладе подарено в 1684 г. гетманом Иваном Самуйловичем. Крест серебр. почти в аршин вышины, – дар Разумовского.

В Николаевском храме совершались молитвы при избрании двух гетманов, Даниила Апостола 1727 г. и графа Кирилла Григорьевича Разумовского в 1750 г. При избрании Апостола были киевский митрополит Варлаам, черниговский епископ Иродион Журавский и несколько архимандритов; при избрании Разумовского – были м. Тимофей с епископами черниговским и переяславским и с несколькими архимандритами. В том же храме, до освящения соборного, совершались и другие торжества.

Уездный город Глухов. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии". 1873 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  17 октября 2020

Каменная, тридольная, двухэтажная церковь с колокольней стоит в историческом месте - посреди центральной площади Соборной, занимая островное положение в его структуре. Играет композиционную роль главной градостроительной доминанты Глухова. В современной градостроительной структуре храм отмечает место прежней Советской площади. Здесь происходили казацкие советы, на которых избирали гетманов Украины: в 1708 г. – Ивана Скоропадского, в 1727 г. – Даниила Апостола, в 1750 г. – Кирилла Розумовского. В этой же церкви в 1708 г. под давлением российского царя Петра І была провозглашена церковная анафема гетману Ивану Мазепе.

Каменная Николаевская церковь построена на месте одноименной деревянной, известной по документам с 1683 г. Вероятно, деревянная церковь сгорела во время пожара глуховской крепости в 1685 г. Контракт на строительство каменного храма заключили 8 февраля в 1693 г. мастер Матвей Ефимов и заказчик Василий Федорович Ялоцкий, который в течение 1678-1696 гг. занимал должность глуховского сотника. В контракте было указано, что образцом для Николаевской церкви должна быть Михайловская церковь в Глухове, построенная тем самым мастером М. Ефимовым в 1692 г. (Михайловская церковь не сохранилась, была разрушена после пожара в 1784 г.). Заказчик обусловил в контракте все – от общей композиции здания до мельчайших архитектурных подробностей. В частности, В. Ялоцкий потребовал, чтобы алтарь «квадрувався к копули». М. Ефимов был одновременно и архитектором-автором проекта, и подрядчиком-исполнителем работ. Он строил церковь со своего кирпича, известки и железа, со своей дворней (помощниками). Строительные материалы он доставлял своими средствами. За все это город ему платил 600 карбованцев «копейками» и 500 карбованцев «чехами», а также обеспечивал артель мастеров пищей на весь период работы – пять пудов сала, пять пудов соли и тому подобное.

Николаевскую церковь завершили строить и освятили в 1695 г. Первобытно она была тридольной, трехэтажной, с двухзаломным центральным верхом. Верх над алтарем и бабинец были глухими, декоративными. В течение всего XVIII ст. Николаевская церковь была, фактически, главным храмом города, поскольку Троицкий собор, который содержался рядом, в начале века был ветхим, деревянным, а с 1720 г. начали строить новый каменный собор, завершенный аж в 1806 г.

Вблизи Николаевской церкви, на церковном кладбище, хоронили выдающихся глуховцев. В 1760 г. здесь был похоронен генеральный хорунжий Николай Данилович Ханенко (1691-1760), автор знаменитых «Диариуша» и «Дневника». Его могила была разрушена в 1930-х г.г. и восстановлена в 1993 г.

В течение первой половины XVIII ст. Николаевскую церковь обстроили многочисленными притворами, ризницами, тамбурами, о чем свидетельствует ее изображение на плане Глухова в 1746 г. С тех времен сохранилась ризница, пристроенная к алтарю с южной стороны. До нашего времени сохранились и южный и северный притворы, пристроенные во время капитального ремонта церкви в 1811 г., когда ее крыши и бани были покрыты «белым железом». В 1871 г. по проекту местного архитектора А. Гросса к бабинцу с запада пристроили притвор, увенчанный высокой колокольней с ярусным верхом. При этом разобрали верх над бабинцом.

Иконостас Николаевской церкви вместо первобытного, что сгорел в пожаре в 1748 г., был создан в середине XVIII ст. Он был компактным, пятиярусным, нешироким, занимая ширину центрального компартимента церкви. Выполненный в переходных ренесансно-барокковых формах с пышной позолоченной резьбой полуколонок, карнизов, иконных рам и плоскостей между иконами. Мотивы резьбы – виноградная лоза с листьями, гроздьями и разнообразными цветами. В очертаниях царских врат, арки над ними повторяется традиционная для украинского иконостаса этих времен трехлопастная кривая. В целом композиция иконостаса является очень тектонической, с явным подчинением резьбы общей архитектурной композиции с ее четким членением гранеными полуколоннами, пилястрами и антаблементами. Иконы были выполнены во второй половине XVIII ст. в характерной для того времени стилистике. В 1864 г. несколько новых икон для этого иконостаса написал итальянский художник П. Нерушелли (Неруш), который в те времена (в течение 1864-1879 гг.) жил и работал в Глухове.

В 1930 г. Николаевская церковь была закрыта, преобразована на зернохранилище, а иконостас уничтожен. Рисунки в интерьере не сохранились. В 1976 г. институт Укрпроектреставрация разработал проект реставрации церкви. Реставрационные работы в основном завершены в 1992 г. Храм вернули религиозному обществу в 1991 г.

В размещении храма применен любимый в Украине принцип локализации важнейших общественных зданий таким образом, чтобы их можно было бы свободно осматривать со всех сторон. Этим предопределены основные особенности объемно пространственной композиции здания: равноценность всех фасадов, высотный принцип построения композиции, ярусность, скульптурная выразительность объемов. Учитывая это, здание воспринимается как храм-памятник.

Основные компартименты сгруппированы вдоль вехи восток-запад: алтарь пятистенный, размерами 6х 6,6 м; центральный объем (нава) – восьмигранный, размерами 10,4х8,75 м; бабинец 6x6 м и два участка западного притвора прямоугольные в плане. Композиционная структура здания воспроизводит традиционный для народной деревянной архитектуры тип тризрубного храма, центральный сруб которого решен в виде башнеподобного объема, открытого на всю высоту, к зениту верха. В образе здания преобладают вертикальные параметры: высота центрального верха от пола к зениту – 30 м. Николаевской церкви свойственны изысканные пропорции, совершенство форм, стройный силуэт, симметричная уравновешенность которого кое-где нарушена в результате пристройки колокольни. Вертикализм архитектурных форм подчеркивают широкие краеугольные лопатки, перехваченные полосами поребрика, и тонкие полуколонки на ребрах центрального светового восьмерика. Декор достаточно строг: окна, расположенные в два яруса, окаймленного упрощенными наличниками с фигурными разорванными сандриками; стены завершает багатообломный, едва раскрепованный карниз с полосой поребрика. Верх церкви очень изысканный и в то же время монументальный. По вертикали переход от нижнего объема к более узкому верхнему осуществлен с помощью пластично выгнутых крыш на каждом заломе. Верх увенчан глухими фонарями с барокковыми грушевидными маковками.

Западный притвор с колокольней решен в архитектурных формах, которые имитируют формы первобытных частей храма. Это – достаточно удачный образец стилизации, целиком органический в контексте архитектурной идеологии историзма. Первый ярус колокольни – четверня с двумя ярусами окон, оформленных наличниками с фигурными сандриками. Краеугольные лопатки повторяют оригинальные лопатки основного объема церкви. Второй ярус – четверня со срезанными углами и высокими арочными отверстиями звонов за сторонами мира. Ребра граней акцентируют тоненькие стилизованные полуколонки, что повторяют аналогичные элементы центрального подбанника. Венчание колокольни имитирует традиционный украинский тризаломный церковный верх. Северный и южный притворы низкие, прямоугольны в плане, с шестиколонными пристенными портиками тосканского ордера (колонны трехчетвертные), увенчанными треугольными фронтонами. Ризница с южной стороны алтаря имеет стремительную односкатную крышу. Эти пристройки целиком органические и композиционно согласованные с основным объемом, подчеркивая его большой масштаб.

Церковь каменная из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побеленная. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью.

Николаевская церковь является самым древним зданием Глухова. Это уникальный образец тридольного храма, одно из самых ярких архитектурных произведений стиля украинского возрождения конца XVII ст. К тому же это – единственный из многочисленных храмов, построенных выдающимся зодчим Матвеем Ефимовым, который сохранился до наших дней. С 1963 г. Николаевская церковь является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) с охранительным № 629.

http://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Dost-Gluhov.php


Елена Григорьева
 

Сохранившаяся в Глухове церковь Николая (конец XVII в.) сейчас двухкупольная с колокольней на западном притворе, которая пристроена в XIX в. Это легко установить по кладке и характеру архитектурных деталей. Исследованием установлено, что в западной части здания находится подвал, план которого повторяет очертания восточной абсиды. Совершенно очевидно, что здание первоначально было трехкупольным: в центре возвышался главный объем, а с востока и запада к нему примыкали более низкие граненые объемы.

Этот памятник отличается грациозностью, изысканными пропорциями и стройным силуэтом. Углы здания оформлены такими же пилястрами, как в Стародубском Рождественском соборе. Исключительный интерес представляет интерьер. Переход к куполу выполнен здесь без обычных парусов. Формы постепенно переходят одна в другую, чем создается цельность внутреннего пространства – прием, заимствованный от деревянного зодчества.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Елена Григорьева
 

Глухов впервые упоминается в летописи в 1152 г., когда, борясь против киевских князей, Юрий Долгорукий привез с собой «всю Половецкую землю» в Мценске, а оттуда «на Глухов, ту и сташа». В XIII и XIV в.в. Глухов был отдельным княжеством – вассалом Новгорода-Северского, разделяя его судьбу. В 1648 г. он становится главным городом Глуховской казацкой сотни, Нежинского полка. В 1709 г., после измены Мазепы, в Глухов, ближе к границам России, была перенесена гетманская столица. С целью усиления централизаторской политики и контроля за деятельностью гетманского правительства в 1722 г. была создана Малороссийская коллегия, ограничивавшая и без того куцую автономию.

Сохранилось описание Глухова, сделанное московским паломником Лукьяновым, посетившим этот город в 1701 году. Он писал: «Город Глухов земляной, обруб дубовий, вельми крепок, а в нем жителей вельми богатых много панов; и строение в нем преузорочне, светлицы хорошия; палаты в нем полковника Стародубского Миклашевского – зело хороши; рядов (крамниць) много. Девичий монастырь предивен зело. Соборная церковь хороша… Другова вряд ли такова города сыскать лутше Киева строением».

От домов Малороссийской коллегии, построенных в 1768–1778 г.г. по проекту Андрея Квасова и монументального собора Троицы, что напоминал композицией гамалиевский, но имел большие размеры, ничего не сохранилось. Первый уничтожил пожар, а второй был разобран.

Лучшим произведением архитектуры в Глухове является Николаевская церковь, построенная в конце XVII века. Подобно деревянным тридильным церквям, у нее три восьмигранных помещения соединены по оси восток – запад и увенчаны тремя куполами, с двумя заломами в каждой. Даже горизонтальный поясок поребрика напоминает карнизик в тех деревянных церквях, в которых снято опасение (галерея). Храм отмечается величественным силуэтом масс, хотя его абсолютные размеры не так уж велики. Это достигнуто исключительно архитектурно-художественными средствами, потому что каждая баня имеет вид нескольких составных частей-восьмериков и восьмигранных срезанных пирамид, поставленных друг на друга, и чем выше, тем каждая составная часть уже и меньше. Переход от широкого восьмерика к меньшему с помощью своды в форме замкнутого срезанного пирамидального шатра снаружи оформляется кровлей мягких очертаний, что зрительно подготавливает логический переход к барочным грушевидным венчаниям бани. В живописном силуэте трех стройных ярусных башен-бань преобладают вертикальные членения, усиленные трехчетвертными колонками, которые придают грациозности выразительным и пропорциональным элементам бань, смело вздымающихся вверх. Гармония трех бань нарушилась тем, что в 1871 г. была снята баня над бабинцем и пристроены новые помещения с высокой колокольней.

В интерьере еще больше чувствуется талант мастера, который сумел придать ему просторный вид. Он залит светом и отмечается высотой. Главная сила влияния заключается в мастерстве организации пространства, в скупости и ясности художественных средств, которыми оперировал строитель. Стоя в центральной бане, зритель видит, как вокруг него стены образуют помещения в форме восьмигранной призмы, что через определенный отрезок становится уже и выше. Без заломов пространство такого высокого помещения было бы гнетущим, неприятным, ибо имел бы вид глубокого колодца. Заломы и являются тем художественным приемом, который позволяет зрительно увеличить размеры и особенно высоту помещения, сделать его живописным, избавиться от сухости и мрачности.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г., перевод с украинского


Елена Григорьева
 

Самое древнее в Глухове строение, возведенное в конце XVII в., - храм св. Николая. В плане три его помещения (центральный неф, восьмигранная апсида и прямоугольный притвор-бабинец) соединены как срубы в деревянных церквах: по продольной оси восток - запад. Каждое из них когда-то представляло собой башнеобразный объем с пространством, открытым снизу доверху. Бани-верхи снабжены заломами, их здесь по два. К сожалению, равновесие и гармония трехкупольного силуэта храма были нарушены в 1871 г., когда над притвором-бабинцем был снят купол и рядом пристроена, не гармонирующая с древним храмом новая, высокая колокольня.

При незначительных размерах Николаевский храм очень высок и строен. Башни (бани) как бы состоят из нескольких частей, и чем выше, тем объем каждого слагаемого уже и меньше. По вертикали переход от одного объема к другому осуществляет кровля мягких изогнутых очертаний на каждом заломе. Венчают купола барочные грушевидные главки. В заломах преобладают вертикали; тоненькие трехчетвертные колонки придают грациозность выразительным и строгим баням, стремительно взлетающим ввысь.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.