ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Глухов. Кафедральный собор Трёх Анастасий.

Анастасиевский кафедральный собор


Глухов. Кафедральный собор Трёх Анастасий
Собор. Действует.  
Архитектурный стиль:Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1884 и 1893.
Архитектор:А.Л. Гун
Адрес:
Украина, Сумская область, г. Глухов, ул. Спасская, д. 2.

Координаты: 51.6753, 33.911858
Проезд:любым общественным транспортом следующий в Глухов и через Глухов, виходить на автостанции Глухов



Сортировка:

Кафедральный собор Трёх Анастасий, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
7 июня 2010
Кафедральный собор Трёх Анастасий, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Aleissandre
21 августа 2010
Кафедральный собор Трёх Анастасий, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Aleissandre
21 августа 2010
Кафедральный собор Трёх Анастасий, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
7 июня 2010
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Купола собора<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Купола собора
Алексей Кротов
1 мая 2009
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Интерьер и убранство, 1970 г. Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Интерьер и убранство, 1970 г. Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1970
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Общий вид, 1970 г. Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Общий вид, 1970 г. Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: Искусство, 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1970
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Вид с юго-востока. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Вид с юго-востока. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 июня 1942
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Иконостас собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Иконостас собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
6 декабря 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Интерьер собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Интерьер собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 ноября 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Интерьер собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Интерьер собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 сентября 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Вид на абсиду собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Вид на абсиду собора. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 августа 1941
Кафедральный собор Трёх Анастасий, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1910
Кафедральный собор Трёх Анастасий, Панорама центральной площади Глухова с Трёх-Анастасиевской и Спасо-Преображенской (слева) церквями. Вид с крыши Троицкого собора, фото начала ХХ в.<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Панорама центральной площади Глухова с Трёх-Анастасиевской и Спасо-Преображенской (слева) церквями. Вид с крыши Троицкого собора, фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1901
Кафедральный собор Трёх Анастасий, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
vertuniya
4 января 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  9 декабря 2013

АНАСТАСЬЕВСКИЙ СОБОР, 1885—1886 гг.

Построен по проекту акад. архитектуры А. Л. Гуна в неовизантийском стиле. По архитектурно-пространственному решению напоминает Владимирский собор в Киеве. Кирпичный, оштукатуренный, на невысоком цоколе, квадратный в плане, с пятигранной апсидой, четырехстолпный, пятиглавый. Центральная часть перекрыта куполом на невысоком барабане, граненном снаружи, апсида — конхой, остальные части — полуциркульными сводами на подпружных арках. На углах размещены восьмигранные главы-колокольни с полуциркульными проемами. Все три входа — с тамбурами, в которые ведут широкие лестницы. Основной объем и завершения покрыты по сводам. В интерьере памятника — настенная орнаментальная и тематическая роспись, в которой принимали участие известные художники братья А. А. и П. А. Сведомские.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.18, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 февраля 2014

Трёх-Анастасиевский кафедральный собор — самая крупная церковь Глухова, кафедральный собор Конотопской и Глуховской епархии. История этой церкви началась с истории гетманши Анастасии Марковны Скоропадской. На месте деревянного храма основала одноэтажную каменную церковь и нарекла ее в честь трех Святых Анастасий, ибо не помнила в точности в память какой именно из трех ей было дано имя Анастасия. Так гласит предание.

Дальнейшая судьба была к церкви непреклонна. Два раза она горела и оба раза перестраивалась. В 1816 году в церкви добавился еще один этаж и пристройка рядом в виде колокольни. Позднее храм просто-напросто закрыли, но на этом не закончилось его развитие. Дальше все было вдвойне интересней. Началась эпоха возрождения. На деньги известного мецената Терещенко строится новая церковь в русско-византийском стиле, впоследствии ставшая родовой усыпальницей семьи.

Это церковь, которая сохранилась до наших дней - памятник архитектуры XIX века, пышность форм, изысканность и утонченность деталей – такой видится Трех-Анастасиевская церковь издалека. Вблизи – она еще краше. Нежно-голубые купола, прекрасные порталы в романо-византийском стиле, удлиненные арочные окна… Эта церковь — настоящее сокровище Глухова и одна из наиболее видных достопримечательностей. В храме находится фамильный склеп семьи Терещенко.

Информация с сайта города Глухова


Вадим кр
 
Вадим кр  5 марта 2019

Значительный интерес представляет Анастасиевский собор, построенный в 1893 г. по проекту академика архитектуры А.Гуна и архитектора В.Ганье каменных дел мастером К.Семендяевым.

Каменная пятиэтажная церковь стоит в историческом средместии, на территории Государственного историко-культурного заповедника, занимая островное положение посреди квартала, выходя восточным фасадом на пл. Рудченко. Массивный объем храма сыграл важную роль в завершении формирования ансамбля градостроительных доминант исторического средместия Глухова. После уничтожения в 1962 г. главного в городе Троицкого собора, Трех-Анастасиевская церковь осталась самой массивной архитектурной доминантой средместия, хорошо визуально воспринимается как во внутригородских пространствах, с улиц и площадей, так и во внешних панорамах, с заводи р. Есмань. Впервые Трех-Анастасиевская каменная церковь была построена в юго-восточном углу общегородской крепости на месте сгоревшей деревянной Воскресенской церкви в 1717 г. средством гетманши Анастасии Марковны Скоропадской по образцу Ильинской церкви – усыпальницы Богдана Хмельницкого в Суботови. Тридольный, безбанный, зального типа храм с граненой апсидой и колокольней над западным притвором стал домовым при гетманской резиденции, которая с 1710 г. расположилась в этом квартале.

Церковь пострадала от пожаров 1748 и 1784 гг. После последнего перестроения в 1816 г. приобрела классицистические черты: над навою появились декоративная сферическая баня без подбанника, пристроены колонные портики, новую двухъярусную колокольню над юго-западным углом. В целом, здание было небольшим и не играло заметной композиционной роли в застройке средместия. В первой трети XIX ст. парафию Трех-Анастасиевской церкви, как самую бедную в городе, присоединили к Троицкому собору, а церковь фактически закрыли. В 1846 г. глуховский купец Артем Яковлевич Терещенко внес на содержание храма 4 тысячи рублей и служба в нем возобновилась, а доброчинца избрали церковным старостой. Средством А.Я.Терещенко в 1861 г. на втором ярусе храма устроен дополнительный алтарь Воскресенья Христово, а в 1872 г. пристроен боковой алтарь св. мученика Артемия.

В 1884 г. черниговское губернское правление утвердило проект новой Трех-Анастасиевской церкви, автором которого был известен академик архитектуры из Санкт-Петербурга Андрей Леонтиевич Гунн. Новая церковь строилась с 1885 г. рядом со старой средством глуховских промышленников братьев Николая и Федора Терещенко. Николай Артемович подарил под храм большой участок собственной земли, а Федор Артемович в 1889 г. пожертвовал 60 тысяч рублей золотом. Благодаря хлопотам меценатов церковь построена достаточно быстро и освящена в 1893 г. Общая стоимость строительства составила 387 221 руб. и 33 копейки. 21 мая 1894 года братья Терещенко обратились к Святейшему Синоду с просьбой позволить снести старую гетманскую церковь «как оставшуюся вследствие своей ветхости без всякого употребления».

Чтобы определить последующую судьбу исторического здания, из Киева отправили профессоров Киевской духовной академии, известных историков Петра Лашкарева и Николая Ивановича Петрова. Они пришли к выводу, что «предназначенная к упразднению старая Трех-Анастасиевская церковь со стороны зодчества не представляет собой ничего особенно замечательного, и кроме сохранившихся известий о первоначальной постройке этой церкви женою гетмана Скоропадского Анастасиею, со зданием этой церкви соединяются только воспоминания об опустошительных пожарах в Глухове». Аналогичные выводы дала Императорская археологическая комиссия. Конечно, с теперешних позиций такие выводы кажутся некорректными, но в те времена критерии оценивания достопримечательностей были другими, чем теперь. Поэтому 2 января в 1895 г. вышел соответствующий указ Святейшего Синода. Старую церковь разобрали в течение 1895-1897 гг. и потом на ее месте долго стояла каплица, построенная на средства братьев Терещенко в эклектических архитектурных формах, близких к украинскому модерну, пока коммунисты в 1950-х гг. не развалили и ее.

В течение 1941-1943 гг. в результате боевых действий центральная баня храма была разрушена, ее отстроили после войны в немного измененных формах – высоту подбанника несколько уменьшили, а первобытный эллипсоидный купол заменили сплющенным сферическим. В 1983 г. ее ремонтировали. До ремонта центральную баню венчал первобытный «расцветший крест», выполненный по чертежам автора храма А.Л.Гуна для одного из боковых верхов. В 1983 г. все кресты заменили новыми, что по форме не отвечают православным – это католические так называемые кардинальские кресты.

Трех-Анастасиевская церковь решена в архитектурных формах неовизантийского стиля, что напоминает формы Владимирского собора в Киеве. Она кубическая, пятиэтажная, тринавовая, четырёхстолпная, крестовокупольная, с тремя гранеными внешне и цилиндровыми внутри апсидами. Под всей церковью есть невысокий нижний этаж, перекрытый системой крестовых сводов. Здесь был небольшой теплый храм, а также технические устройства парового отопления всего здания. Здесь же были предусмотрены места для захоронений основателей и членов их семьи. Крипта под теплой церковью является местом захоронения ведущих членов семьи Терещенко: Артем Яковлевич, похороненный в 1877 г., его жена Ефросиния Григорьевна (урожденная Стеслявская); Федор Артемович похоронен 1894 г.; Николай Артемович - в 1903 г. При советской власти склеп захоронения был ограблен, могильные плиты – разбитые. В настоящее время захоронения упорядочены и заново освящены.

Внешне нижний этаж с высоким развитым цоколем и прямоугольными окнами, через них восточные участки были обеспечены дневным светом. Разпланировочно-пространственная структура верхнего храма достаточно традиционна: четыре пилона с помощью полуциркульных подупругих арок, плоских пандативов и небольших переходных элементов в виде горизонтальных треугольников несут массивный 12-оконный световой подбанник, завершенный сферической баней. Рамена пространственного креста перекрыты цилиндровыми сводами, помещение в межраменах – крестовыми. Над ними поставлены сквозные арочные восьмерики, увенчанные куполами. Они выполняют функции колоколен и вместе с центральной баней создают впечатление пятибанного храма. Нетрадиционным моментом в планировочно-пространственной структуре здания является наличие обхода (деамбулатория) вокруг средней апсиды, а также изолированность от основного пространства храмного интерьера северо-западного и юго-западного участков, что создает крещатоцентричное внутреннее пространство. В первом из этих изолированных участков находится лестница на колокольню, во второй – крещальня. С обеих сторон средней апсиды есть крученая лестница, которая ведет на две восточных колокольни.

В решении фасадов доминируют вертикальные членения – лопатки, узкие вытянутые окна, полколонки, вертикальные профилируемые группы. Три входа акцентированы тамбурами-крыльцами с романо-византийскими перспективными порталами и треугольными щипцами. Главный пространственный крест обнаружен на всех фасадах пологими закомарами, что венчают средние прясла стен, а также арочными окнами, сгруппированными в виде трифориев. В боковых пряслах окна меньших размеров, скомпонованные в виде бифориев. Окна разделяют вертикальные импосты в виде изысканных романо-византийских полуколонок с кубическими резными капителями.

Церковь отличается пышностью, изысканностью и сохранностью интерьерного декора. М.А.Терещенко, желая украсить интерьер рисунками, сначала обратился к знаменитому российскому художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который расписал Владимирский собор в Киеве, однако тот отказался. Поэтому декоративные и сюжетные рисунки в интерьере выполненные в 1892-1893 гг. при личном участии и под руководством художников Владимирского собора братьев Александра Александровича и Павла Александровича Сведомских. Вместе с ними храм расписывали Василий Верещагин и Федор Журавлев. Программа росписей была заложена в архитектурном проекте А.Л.Гуна: растительные орнаменты неовизантийской стилистики в подбаннике, на подупругих арках и пилонах; звездное небо в бане, конхах, на цилиндровых сводах главного пространственного креста; на пандативах – Евангелисты в круглых медальонах; Евхаристия в средней апсиде; на стенах по периметру храма – изображение в полный рост фигур мучеников и святых. А.Л.Гун запроектировал также низкую предалтарную перегородку в византийских формах, с очень пышным орнаментом и восьмигранной синью над царскими вратами. Во время выполнения рисунков их программу несколько изменили. Так, в конхе средней апсиды изобразили Богородицу с младенцем Христом в окружении херувимов, в бане – Святую Троицу, на пандативах – Евангелисты, закомпонованные в треугольных плоскостях, а не в медальонах. Орнаменты выполнены с доминированием геометрических мотивов квадрата, круга, креста, меандра. Высокий уровень художественного единства придаёт интерьеру наличие золотого фона во всех орнаментах, а также в сюжетных и фигурных рисунках (звезды, нимбы, блики). В цветной гамме интерьера доминируют насыщенные темно-синие, зеленые, охровые краски. По стилистике эти рисунки тяготеют к рисункам Владимирского собора в Киеве, выполненными в то же время под руководством В.М.Васнецова и А.В.Прахова. Рисунки в бане датируется 1950 гг. Предалтарная перегородка из серого полируемого мрамора выполнена по проекту киевского иконописца Александра Ивановича Муравей, семейно связанного с Глуховом. Она выше и больше по масштабам той, которую запроектировал А.Л.Гун, с более скромным декором и трехлопастным завершением каждого прясла. Здесь есть только ряд местных икон. В интерьере сохранились также мраморные и деревянные резные киоты. На восточной подупругой арке на длинной цепи подвешено трехъярусное бронзовое паникадило тонкой художественной работы.

Здание возведено из местного кирпича на известково-песчаном растворе. Фундаменты кирпичные, углубляющие на 4 м поверхности. Стены побелены, внешне имеют светло-серый окрас. Входные двери деревянные, резные. Полы из квадратных плит серого мрамора.

В хранилище собора найдены редкие книги: "Евангелие учительное", 1606 г. издания, с тремя копиями гравюр А. Дюрера и "Апостол" (1695 г.) с 50 иллюстрациями украинского художника-гравера XVII в. Ильи. Значительную ценность представляют обнаруженные здесь же "Книгопролог" (1763 г.), "Сборник разных поучений" (1816 г.) и другие.

Трех-Анастасиевская церковь является выдающейся комплексной достопримечательностью архитектуры и монументального искусства времени историзма, местом захоронения выдающихся исторических деятелей семьи Терещенко. С 1979 г. является достопримечательностью архитектуры (в настоящее время – национального значения) под охранным № 1537.

https://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Sumy/Dost-Gluhov.php


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 декабря 2019

Значительный интерес представляет огромный Трёх-Анастасиевский собор, построенный в 1885-1893 годах по проекту петербургского академика архитектуры Андрея Леонтиевича Гуна и архитектора В. Ганье каменных дел мастером К. Семендяевым. Средства на строительство выделили сахарозаводчики, киевские промышленники, меценаты и общественные деятели Николай и Фёдор Терещенко, стал их родовой усыпальницей. По замыслу создателей, он должен был соперничать своей красотой с Владимирским собором в Киеве. При сравнении этих двух памятников архитектуры специалисты приходят к выводу, что Глуховский храм имеет более удачные пропорции, более стройный и чёткий силуэт. На нём отсутствует излишний декор. Высокопрофессонально решён интерьер глуховского памятника - наполненное светом объёмно-высотное, цельное пространство.

Стены храма украшают росписи, выполненные известными художниками того времени - братьями Александром и Павлом Сведомскими, Верещагиным, Журавлёвым. Картины "Тайная Вечеря" в главном алтаре, "Вход Господний в Иерусалим" на южной стороне и "Суд Пилата" на северной стороне выполнены художником Александром Сведомским. Западная часть алтаря и купол церкви расписаны художником Н. Пимоненко при участии Тузина и Росси. Иконостас сделан из белого итальянского мрамора по эскизу уроженца Глухова художником Александром Мурашко. Его оформили художники А. Верещагин и Ф. Журавлёв. Привлекают внимание выполненные на золочёном фоне фрески, а также многие иконы ХVIII и ХIХ веков. В хранилище Вознесенского собора было найдено собрание нотных произведений Д. Бортнянского под редакцией П. И. Чайковского и три фрагмента произведений М. Березовского в рукописных нотных сборниках. В этом же хранилище посчастливилось обнаружить и редкие книги: "Евангелие учительное", 1606 года издания, с тремя копиями гравюр А. Дюрера и "Апостол" (1695 г.) с 50-ю иллюстрациями украинского художника-гравёра ХVII века Ильи, книги: "Книгопролог" (1763 г.), "Сборник различных поучений" (1816 г.) и др. Ныне Свято Трёх-Анастасиевский собор, как и Никольский храм, созданные в разные эпохи, в разных стилях, являются неотъемлемыми основными доминантами, визитными карточками Глухова.

Из книги: В. И. Белашов "Глухов - забытая столица гетманской Украины". - Киiв. Вiдавництво "Украiна", 1992


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 октября 2020

Там, где ныне стоит церковь Анастасии, была деревянная церковь воскресения Христова. Добрая, умная и энергическая супруга гетмана Ивана Ильича Анастасия Марковна, по известию 1738 г. «милостиноподаянием превосхождаше супруга своего. Она строила больницы, в них же всяких чинов и родов немощнии храняхуся, им же повседеневно сама умывающи, чистыми срачицами одевающи, ядьми собою уготованными питающи, плястры ранам прилагающи, служаше». При домовой больнице гетманша построила каменный храм св. Анастасии, на том месте, где был храм воскресения Христова. Это было в 1717 г.

В царской грамоте от 7 июля 1718 г. читаем, что Иван Ильич, для новой построенной им церкви и для больницы отдает во владение приселок – Новую Греблю и мельницу, на содержание священника и больных. Государь утвердил это распоряжение. В 1722 г. «в день преполовения, по утрене церковь дворовая святых Анастасий згорела з всем», но скоро возобновлена. Грамотою императрицы Елисаветы от 13 июля 1743 г. утверждены за «церковию св. Анастасий» и ее больницею не только дары Скоропадского, но и пожертвования других лиц. Последний гетман писал: «при покойных антецессорах наших – до смерти капеляна войскового Моисея Богаевского (+ июн. 2 1742 г.) бывшие капеляни, по даче от них, имели во владении, по чину своего капелянства, состоящую в Старод. полку дер. Хомутовку». Гетман (29 авг. 1751 г.) предписал, дабы «Глуховской церкви св. Анастасии священник и капелян дому гетманскаго и войсковый капелян Корнилий Юзефович» также беспрепятственно владел Хомутовкою и ее угодьями.

По этим бумагам видим, что храм св. Анастасии сперва был домовым храмом гетманского дома и священник храма был домовым духовником гетманского дома. Чтобы дать более веса этому духовнику, ему дано название войскового или корпусного священника.

В храме св. Анастасии целы: евангелие м. п. 1703 г. с припискою: «подал до церкви Анастасиевской глуховский малоросс гетман Иоанн Скоропадский року Божого 1717». Другое евангелие львов. п. 1657 г. На первом листе его буквы: с. с. е. п. г. А. С-кая». Т. е. сие св. евангелие подарила гетманша Анастасия Скоропадская». Дарохранительница серебр. в 4 ф. с словами: «року Божого 1718».

Ныне причт получает 109 руб. 86 к.; из них 99 руб., из Глуховской думы. Эта плата за землю с лавками подаренную Скоропадскою и отшедшую к городу. – Вот что пишет племянник ее: «17 апр. (1830 г.) составил определение на церковь Анастасиевскую именем сестры Толстой, т. е. 6 комор а 7-й прикоморок, двор шинковый, пустый плец Иванцевский определены. С получаемаго дохода назначено в год жалованья: о. Моисею 30 руб. викарию 10 руб. на школу 20 р. на свечи, ладан и воск 15 руб., пономарю 6 руб., стряпчему 10 руб».

С течением времени храм Скоропадской изменен. Он был в один этаж, – ныне с двумя этажами. Второй этаж построен в 1816 г. Цел фасад 1816 г. с показанием нового этажа и с надписью: «по сему фасаду устроить церковь и колокольню каменныя на прежнем основании благословляется. Михаил архиепископ черниговский июня 9». Верхний храм освящен в честь воскресения Христова. С 1835 г. нижний храм – теплый.

Уездный город Глухов. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии". 1873 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 апреля 2023

Каменная церковь возведена в 1884-1893 г.г. по проекту архитектора А. Гуна за счет известных промышленников и меценатов братьев М. и Ф. Терещенко. Росписи в интерьере выполнены в 1892-1893 г.г. под руководством братьев А. и П. Сведомских, иконостас изготовлен по проекту А. Мурашко. В 1941-1943 г.г. разрушена центральная баня, форма которой во время восстановления изменена.

Здание расположено в историческом центре квартала, в котором в XVIII в. находилась гетманская резиденция, и является важной архитектурной доминантой.

Церковь-кубическая, крещато-баневая, трехнавовая, четырехстолпная, триапсидная. Под церковью есть полуподвал, перекрытый системой крещатых сводов. Храм решен в формах неовизантийского стиля. Основу объемно-пространственной структуры составляет пространственный крест с баней на подпружных арках и цилиндрическими сводами рамен. Помещения между раменами перекрыты крещатыми сводами. Над ними возвышаются четыре увенчанные банями сквозные арочные восьмерики, выполняющие функции колокольней. Нетрадиционным является обход вокруг средней апсиды и изолированность двух угловых западных компартиментов, в которых размещена лестничная клетка и крестильня.

В экстерьере использованы формы и декор, характерные для неовизантийского и неороманского направлений историзма: бифории и трифории, перспективные порталы, закомары, шпили, полуколонки с кубическими капителями и тому подобное.

Стены-кирпичные, потинькованные. Крыши и бани укрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалам. Сохранился декор интерьера: сюжетные и декоративные рисование, иконостас, киоты, бронзовое паникадило и тому подобное. В консе средней апсиды изображена Богородица со Христом в окружении Херувимов, в бане – св. Троица, в пандативах – евангелистов; на стенах – сцены из священной истории. На попружных арках, пилонах и в подбаннике – орнаментальные сюжеты неовизантийского стиля с преобладанием элементов меандра, круга, Креста. Целостности им придает золотой фон. В цветовой гамме преобладают насыщенные синие, зеленые и охристые краски.

Иконостас в виде невысокой одноярусной предвозвратной перегорожи из серого мрамора имеет трехлопастные завершения каждого прясла. Здесь поставлен лишь ряд наместных икон.

Трёх-Анастасиевская церковь в Глухове является самым совершенным образцом синтеза искусств эпохи историзма в Левобережной Украине.

В.В. Вечерский, «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.