ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Глухов. Церковь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенская церковь


Глухов. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1765.
Архитектор:А.В. Квасов
Адрес:
Украина, Сумская область, город Глухов, улица Спасская, д. 4.

Координаты: 51.675409, 33.913226
Проезд:любым общественным транспортом следующий в Глухов и через Глухов, виходить на автостанции Глухов



Церковь Спаса Преображения, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
vertuniya
4 января 2013
Церковь Спаса Преображения, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
vertuniya
4 января 2013
Церковь Спаса Преображения, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Aleissandre
21 августа 2010
Церковь Спаса Преображения, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Aleissandre
21 августа 2010
Церковь Спаса Преображения, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
7 июня 2010
Церковь Спаса Преображения, , Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
vertuniya
4 января 2013
Церковь Спаса Преображения, Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Спаса Преображения, Глухов. Спасо-Преображенская церковь 1910—1917,Направление съемки:восток.   с сайта https://pastvu.com/p/233338 <br>, Глухов, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Глухов. Спасо-Преображенская церковь 1910—1917,Направление съемки:восток. с сайта https://pastvu.com/p/233338
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
31 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 декабря 2010

Каменная однобанная церковь - одна из архитектурных доминант города. Построена в 1765 г. по проекту глуховского архитектора В.Квасова на месте деревянной "Заградской" церкви XVII в., находившейся в те времена за пределами городских укреплений. Образцом послужили Трехсвятительская церковь в Лемешах и Вознесенская церковь в Коропе. В советские времена была закрыта, однако в 1980-х гг. проведена реставрация, и в 1989 г. храм возвратили верующим. На стенах алтаря обнаружена уникальная роспись XVIII в. - фрагмент "Тайной вечери".

Источник информации - Путеводитель по Украине


Т.  9 декабря 2013

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1765 г. Несет на себе следы влияния творчества архитектора И.Г. Григоровича-Барского, повторяя по плану и по объемно-пространственному решению построенную им Трехсвятительскую церковь (1755 г.) в с. Лемеши. Церковь построена в переходном стиле от барокко к классицизму. Первоначально была тетраконхового типа, на месте западной апсиды в XIX в. пристроен обширный, прямоугольный в плане притвор. Кирпичная, оштукатуренная. Массы здания нарастают уступами.

За невысокими апсидами поднимается круто вверх четверик, увенчанный барочной главой на восьмерике барабана, перекрытого сомкнутым сводом. Перекрытия притвора плоские, апсиды — конховое. Фасады четверика, в пластичной обработке которых преобладают горизонтальные членения, имеют своеобразное треугольное завершение.

Декор восьмерика складывается из карниза сложного профиля и тоненьких полуколонок, которые фланкируют оконные проемы и подчеркивают углы восьмерика. Своеобразно организован интерьер церкви. Вокруг центрального помещения, крестообразного в плане, но с очень короткими ветвями, с трех сторон группируются небольшие низкие, полукруглые в плане апсиды и с четвертой — притвор.

Памятник имеет гармоничные пропорции и выразительный силуэт.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр.19, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Елена Григорьева
 

Недалеко от Николаевской церкви в 1765 г. в Глухове была построена небольшая Спасопреображенская церковь. Она, как и Николаевская, должна была символизировать возросшую роль ремесленников-мещан в жизни города. При скромных достатках они не могли соорудить большой храм, но хотели, чтобы он выделялся среди городской застройки.

Этой цели лучше всего соответствовал компактный в плане и башнеподобный в объеме храм. Выполняя волю заказчиков, мастер очень целесообразно организовал пространство. Поскольку все граждане, которые строили его, имели равное право на место во время молитвы и как можно ближе к алтарю, поэтому мастер вокруг центрального помещения, крещатого в плане, но с очень короткими раменами, добавляет еще небольшие апсиды со всех сторон. Их роль вспомогательная - увеличить полезную площадь. А чтобы придать ему величия, выделить его среди жилых домов, мастер развивает в высоту центральный объем, увенчанный ярусным верхом на широкой восьмигранной бане. Благодаря коротеньким раменам и апсидам-конхам массы храма нарастают уступами. При небольших размерах мастер сумел пропорциональным членением масс, их группировкой достичь поразительного величия и силы.

Интерьер тоже производит большое впечатление благодаря тому, что зрение охватывает весь храм сразу. Низенькие апсиды-конхи подчеркивают высоту единственной бани. Он пленяет просторностью, светлостью и стройной, торжественной красотой.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.


Елена Григорьева
 

Спасо-Преображенская церковь расположена в самом центре Глухова и является одним из главных архитектурных украшений города. Храм находится в центре внимания глуховчан и гостей города: все общегородские мероприятия (митинги к 9 Мая и Дня освобождения города, выпускные вечера и т. п) происходят на площади рядом с храмом. В частности, 1 сентября, в День города, церковь посетил народный депутат Украины, Почетный гражданин Глухова Андрей Деркач, который был поражен до сих пор неизвестным величием внутреннего интерьера.

Недавно на стенах старинного храма были обнаружены росписи, которых до сих пор современные жители города не видели.

«Обретение старинной росписи случайностью отнюдь не назовешь, – рассказывает настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Алексей Родионов. – Элементы росписи кое-где угадывались под побелкой, и на это многие обращали внимание. Молодой прихожанин храма Алексей Савицкий, взяв благословение у архиепископа Конотопского и Глуховского Луки, по собственной инициативе взялся за дело. Он уговорил приехать в Глухов директора «Укрреставрации» Инну Дорофиенко. На собственном авто привез самого влиятельного реставратора страны в наш храм. Инна Пантелеевна профессиональным взглядом сразу увидела интересную работу. Уже через месяц в церкви работала бригада реставраторов, которые и открыли росписи».

В ходе работы стало понятно, что церковь была расписана полностью. На стенах изображены сюжеты из Евангелия, в частности, в алтаре воссоздана «Тайная Вечеря». Выше угадывается фрагмент картины Успения Богоматери, под куполом – образы апостолов. По словам реставраторов, росписи в удовлетворительном состоянии. Пока о полной реставрации речь не идет, выполняются так называемые предпроектные работы. Только после официального заключения «Укрреставрации» можно будет говорить о необходимой финансовой поддержке для восстановления уникальных росписей.

«Это большая радость для всех нас, – отметил архиепископ Лука. - Спасо-Преображенский храм пережил на своем веку многое. Его начинали строить, когда Глухов был гетманской резиденцией, в которой жили очень богатые аристократы. Поэтому не исключено, что к росписи Спасо-Преображенской церкви был приглашен кто-то из известных столичных художников. Но уже сам факт сохранения росписей, которым более двух столетий, является свидетельством Божьей благодати».

В. Вечерский в своей книге «Памятники архитектуры и градостроительства Левобережной Украины» сообщает, что деревянная Спасо-Преображенская церковь Глухова, которая стояла за пределами общегородских укреплений и потому называлась «Заградскою», известная с конца XVII века. Строительство каменной церкви вместо деревянной, которая сгорела во время пожара 1748 года, было завершено в 1765 году на средства атамана Генеральной арматуры Григория Кологривого под наблюдением главного архитектора Глухова А.В. Квасова.

В начале XIX в. соорудили каменную многоярусную колокольню в стиле классицизма, а в 1867 году к церкви сделали пристройку с запада холодной церкви. В 1930 году необычайно красивая колокольня была разрушена.

Настоятель церкви протоиерей Алексей Родионов рассказывает, что, по воспоминаниям прихожан, в конце 1950-х годов в райкоме партии порекомендовали «срочно забелить богов, если верующие не хотят, чтобы церковь закрыли совсем». Так росписи середины XVIII в. исчезли под слоем извести. Однако храм в 1961 году все-таки закрыли, а потом даже собирались его снести. Все это время церковь использовали как склад.

В 1979 году один из наиболее искусно возведенных тетраконховых храмов Украины объявлен памятником архитектуры (ныне национального значения). С 1989 года Спасо-Преображенская церковь возвращена религиозной общине. Постепенно храм реставрировали, обустраивалась территория вокруг него.

Оксана Коваленко «В Спасо-Преображенской церкви Глухова обнаружены старинные росписи», 08.09.2008; «Православие в Украине»


Елена Григорьева
 

В 1765 г. на средства мещан города Глухова была сооружена Преображенская церковь, в которой также нашли выражение эстетические вкусы своего времени. Преображенский храм несет на себе следы влияния творчества архитектора Григоровича-Барского, повторяя по плану и по объемно-пространственной организации построенную им Троицкую церковь в Лемешах (1755). На свои скромные средства мещане не могли соорудить большого храма, но они желали, чтобы он не только был вместительным, но и выделялся среди городской застройки. Этим целям лучше всего отвечал компактный столпообразный по силуэту храм.

Чтобы придать Преображенской церкви торжественность и выделить ее силуэт, зодчий развивает в высоту центральный объем, увенчанный куполом на широком восьмерике. Массы здания нарастают уступами. Взгляд следует за линиями невысоких апсид-конх, затем четверика и поднимается круто вверх к его фронтонам, чтобы перейти к восьмерику барабана, увенчанному барочным красивой формы верхом. При сравнительно небольших истинных размерах храма мастер сумел пропорциональным членением масс, их неуклонным нарастанием кверху достигнуть поразительного величия. В церкви нет декоративного узорочья. В этом можно усмотреть отход от барочных приемов и появление форм классицизма.

Архитектор удивительно целесообразно организовал внутреннее пространство Преображенской церкви. При этом он проявил демократизм в понимании того, что все граждане, строившие церковь, имеют равное право на самые удобные и близкие к алтарю места во время молитвы. Поэтому вокруг центрального помещения, крестообразного в плане, но с чрезвычайно короткими ветвями, мастер группирует небольшие низкие апсиды-конхи. Их назначение - увеличить площадь храма. Интерьер церкви охватывается целиком одним взглядом. В нем все ясно и логично. Небольшие затемненные низенькие апсиды-конхи только подчеркивают просторность и высоту главного помещения. Своды коротких ветвей одновременно служат подпружными арками для купола. Интерьер пленяет своей стройной торжественной красотой и пронизанностью светом.

Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль».



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.