В далёком 1528 году в окрестности города Дорогобужа пришёл преподобный Герасим Болдинский, ученик другого великого русского святого - преподобного Даниила Переславского. Было тогда подвижнику 39 лет. Места для пустынножительства он выбрал "непростые". Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно "пошатнулось" в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая. Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, - один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: "Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою..."
Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё "скучнее". Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах - по большей части, от местных жителей, не желавших принимать "чужака". Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки святой основал Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, - отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, - однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек. Немало! К началу ХVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец - его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, - он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце ХVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои "предварительные" записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, - с просьбой "правильно" написать житийный текст. Заказ был выполнен.
В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы... Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство - до конца ХVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение - известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.
Благоденствие кончилось с началом русской Смуты. Именно по старой Смоленской дороге пробирались в Россию войска самозванца и отряды польско-литовских захватчиков. В 1617 году Дорогобужский край и вовсе официально отошёл к Польше - польское владычество продлилось до 1654 года. Все эти годы в Болдинском монастыре, переданном Смоленскому иезуитскому коллегиуму, хозяйничали иезуиты. Сразу же по изгнании поляков в обители возродилась монашеская жизнь. Правда, сам монастырь, переживший "польский сюжет", заметно обеднел. Государь Алексей Михайлович не оставил его в беде - в 1660 году последовали новые вклады. В дальнейшем периоды относительного спокойствия и благополучия сменялись временами нового упадка и новых несчастий - последние, как правило, вызывались войнами и внутренними реформами, на которые особенно щедр оказался ХVIII века. Случались и "местные нестроения". Так, в 1720-е годы в обители пребывали "на прокормлении" отставные солдаты, с которыми отношения у братии не складывались. Указ Святейшего Синода от 29 ноября 1727 года сообщает о том, что игумен Флавиан "бил смертным боем" и выгнал из монастыря солдата Ивана Евстратова, требовавшего денег. "Зеркальной" ситуацией можно назвать событие 1755 года, когда "Смоленской шляхты ротмистр Станкевич, да ротмистр Арсеньев и жена его... Троицкаго Болдина игумена Исайю били и увечили бесчеловечно", за что были отлучены от причастия. Подлинное бедствие Болдину монастырю принесла секуляризационная реформа 1764 года, лишившая его всех владений. По её результатам богатейшую в прошлом обитель отнесли к III классу. Митрополит Московский Платон (Левшин), заехавший в монастырь по дороге из Москвы в Киев, писал в 1804 году: "Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою... Но живущих в нем число скудное", - желая "лучшего сему святому месту устройства". Интересно, пожелал ли того же древней обители император Александр I, посетивший её в 1808 году?
Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям. При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены - в обители присматривать за хозяйством остался один монах Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком, что доказывает следующее документальное свидетельство: "Один из офицеров с отрядом солдат отправился в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: "Vivat Napoleon", а монах смелым голосом ответил: "Виват Александр". За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: "Vivat Napoleon", а монах вторично ответил: "Виват Александр", за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом нагнали целый монастырь пленных русских воинов и иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили..." Передовой отряд преследовавшей оккупантов армии М. Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю 25 октября. Монастырь был абсолютно пуст - здесь отряд переночевал, а на следующий день вновь погнался за французами. Братия вернулась в обитель, и в ней сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь, заполняемая монашескими трудами.
Последняя четверть ХIХ века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины, последовавшей в 1900 году. Человек высокой монашеской жизни, рачительный хозяин, книжник, отец Андрей всё время находился в неустанных трудах. Он умел "привлекать средства" - так, например, в 1885 году московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков пожертвовал в обитель, где был погребён его отец, три тысячи рублей. При архимандрите Андрее появилась каменная часовня на месте первой кельи преподобного Герасима; подвергся реконструкции Троицкий собор (с обновлением живописи); серьёзного ремонта дождались почти все монастырские постройки, к тому времени обветшавшие; обитель приобрела точные копии двух рукописей Жития в 1893 году. Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель - в условиях жёсткого давления новых властей - сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила.
Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь - Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже - детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре - так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета "Правда" писала: "Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам..." Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу "Гигант". Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви - сыроваренный завод, в часовне - сепаратор. Новая жизнь началась!
Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война - по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами. Немецкий гарнизон в Болдине был уничтожен партизанами 29 января 1942 года. В период существования партизанской республики с центром в Дорогобуже (с 15 февраля по 8 июня 1942 года) в монастырских стенах находились мастерские по ремонту техники. Кончилось всё катастрофой. Оккупанты жестоко отомстили обители - отступая в 1943 году, они варварски взорвали архитектурный комплекс: при этом исчезли с лица земли все основные строения обители. Казалось бы, история знаменитой обители на этом прекратилась. Но нет! В 1963 году всё тот же Пётр Дмитриевич Барановский начал работы по консервации руин, а потом - и по восстановлению зданий. Благо, сохранились все выполненные в 1910 - 20-е годы под его руководством фотографии, рисунки и чертежи, а также результаты обмеров. С 1970-х годов восстановительными работами руководил ближайший ученик Петра Дмитриевича Александр Михайлович Пономарёв. Результаты этих подвижнических трудов сегодня может увидеть любой паломник, посетивший Болдинский монастырь.
В мае 1990 года в Тихоновском храме состоялось первое богослужение, а в январе 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить Герасимо-Болдинский монастырь. Его настоятелем назначили игумена (ныне архимандрита) Антония (Мезенцева).
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №109, ООО "Де Агостини", 2011