ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь.


Болдино. Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1530.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
215720, Дорогобужский район, п/о Полибино, с. Болдино

Координаты: 54.92766, 33.521097
Проезд: На трассе Р134 Дорогобуж-Вязьма указатель на монастырь. Дорога для легковых автомобилей может представлять затруднения. При проезде от Дорогобужа на Вязьму дорога после монастыря грунтовая, указателей нет, на развилке легко сбиться и попасть на левую дорогу, идущую в Игнатково. Места невероятно хоро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На трассе Р134 Дорогобуж-Вязьма указатель на монастырь. Дорога для легковых автомобилей может представлять затруднения. При проезде от Дорогобужа на Вязьму дорога после монастыря грунтовая, указателей нет, на развилке легко сбиться и попасть на левую дорогу, идущую в Игнатково. Места невероятно хороши - идеальный ландшафт для велопутешествия.
Поворот с М1 от Сафоново в сторону Дорогобужа. Перед дорогобужем повороачивайте налево на окружную дорогу на указателе Ельня. Потом еще раз налево на Верхнеднепровский. Далее двигайтесь по Старой Смоленской дороге до указателя на Болдино. Хорошим ориентировм Вам будут служить трубы Дорогобужского завода азотных удобрений. После проезда насыпи завода и до переезда через Днепр дорога плохая и надо быть осторожным. Около монастыря есть парковка.




План Троицкого Герасимо-Болдинского  монастыря, Болдино
Собор Троицы Живоначальной 
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь Тихона Задонского Часовня  Колокольня Настоятельский корпус Настоятельский корпус Западные ворота Стены и башни ограды (XVIII в.) Стены и башни ограды (XVIII в.) Казначейский дом
Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной
2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
3. Церковь прп.Тихона Задонского
4. Часовня
5. Колокольня (1585-1592 гг., восстановлена в 1987 г.)
6. Надкладезная часовня

Утраченные храмы монастыря:
Собор Троицы Живоначальной
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Другие постройки монастыря:
7. Настоятельский корпус (новый, 2000-2002 гг.)
8. Братский корпус (1995 г.)
9. Казначейский дом
10. Бывший настоятельский корпус (2-я пол. XIX в., восстановлен в 1993 г.)
11. Палата привратника (1993 г.)
12. Святые ворота (2-я пол. XIX в.)
13. Стены и башни ограды (XVIII в.)
14. Западные ворота
15. Восточные ворота
16. Монастырские постройки
17. Некрополь
18. Новая колокольня
19. Новый корпус
20. Колодец
21. Памятник Герасиму Болдинскому

Подворья монастыря:


План составлен В.Д.Курковым



Сортировка:

Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Памятник прп. Герасиму Болдинскому на территории обители.<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Памятник прп. Герасиму Болдинскому на территории обители.
Алексей Кротов
7 мая 2017
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Наталья Лапина
27 февраля 2022
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2018
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Алексей Кротов
19 января 2014
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Гонев-Занудских
28 сентября 2008
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 сентября 2008
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, вид через озеро на южную стену, слева направо: Введенская церковь, строящийся Троицкий собор, часовня, церковь Тихона Задонского<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
вид через озеро на южную стену, слева направо: Введенская церковь, строящийся Троицкий собор, часовня, церковь Тихона Задонского
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Вадим кр
11 сентября 2016
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Алексей Кротов
19 января 2014
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 сентября 2008
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
3 мая 2024
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
3 мая 2024
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
МОРПЕХ879
3 мая 2024
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Святые врата<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Святые врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
14 мая 2023
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Наталья Лапина
27 февраля 2022
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Казначейский дом<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Казначейский дом
oldboy
23 февраля 2018
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2018
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2018
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 февраля 2018
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Вадим кр
11 сентября 2016
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Вадим кр
11 сентября 2016
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Вид с северо-запада<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Вид с северо-запада
Сергей Меркулов
31 мая 2015
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Алексей Кротов
19 января 2014
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Алексей Кротов
19 января 2014
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Сергей Чернов
14 ноября 2011
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Гонев-Занудских
28 сентября 2008
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Ворота<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Ворота
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
26 сентября 2008
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, юго-западная башня 
<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
юго-западная башня
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, юго-западный угол<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
юго-западный угол
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, на дальнем плане часовня и церковь Тихона Задонского<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
на дальнем плане часовня и церковь Тихона Задонского
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, на дальнем плане строящийся Троицкий собор<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
на дальнем плане строящийся Троицкий собор
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Носиков С.П.
3 июня 2007
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, немецкое фото<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
немецкое фото
Вадим кр
16 июня 1942
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Общий вид. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Общий вид. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 января 1942
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Общий вид. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Общий вид. Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 января 1942
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, фото Погодина М.И.<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
фото Погодина М.И.
Вадим кр
16 июня 1929
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, Фото монастыря в 1893 году. Из собрания: Дорогобужского краеведческого музея и сайта: dorogobuzh.museum67.ru/<br>, Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Фото монастыря в 1893 году. Из собрания: Дорогобужского краеведческого музея и сайта: dorogobuzh.museum67.ru/
Алексей Кротов
1893
Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, , Болдино, Дорогобужский район, Смоленская область
Александр Фурсов
20 октября 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 ноября 2009

Расположен в лесистой местности вблизи от старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, устроенного в пойме речки Болдинка. Основан в 1530 г. Герасимом - иноком Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Первой постройкой здесь была деревянная Троицкая церковь с Сергиевским приделом, освященная в 1530 г. В 1580-90-е гг. созданы главные каменные сооружения монастыря. Доминантой нового ансамбля стал Троицкий собор в центре вытянутой прямоугольной территории. К юго-западу от него расположилась трапезная палата с церковью Введения. Колокольню возвели посредине площадки, ограниченной с востока собором, а с юга - трапезной палатой. В приходо-расходных книгах монастыря за 1592 г. несколько раз упоминается имя церковного мастера Терентия. Был связан с монастырем и знаменитый "государев мастер" Федор Конь - строитель Смоленской крепости. В 1594 и 1606 гг. он и его пасынок делали крупные денежные вклады в монастырь. Вследствие польско-шведской интервенции монастырь с 1611 по 1655 г. занимали иезуиты. В 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нем уже не велись. В 1770-е гг. построена кирпичная ограда монастыря взамен существовавшей ранее деревянной. В нач. 19 в. монастырь был разграблен частями наполеоновской армии, превратившими его помещения в тюрьму для русских солдат, а Троицкий собор - в конюшню.

На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня"). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов - кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли - одновременно с местной общиной верующих - уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год).

Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо - в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа - квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.

Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще.

Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой.

Дом настоятеля. Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 февраля 2011

Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Вадим кр
 
Вадим кр  7 апреля 2016

Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом конце XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой "удар" по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков.

Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 годы XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал "Житие преподобного Герасима".

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

В городе Дорогобуже Болдинский монастырь имеет свое подворье, где возведен небольшой деревянный храм, ведет работу по открытию Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.

По материалам сайта http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/193-boldinskiy-monastir


Вадим кр
 
Вадим кр  11 апреля 2016

Святой Герасим Болдинский, основатель монастыря, поселился неподалеку от этих мест в 1528 г. К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 г. он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме в братии было 127 человек. Основатель монастыря, успев вдохнуть жизнь еще в 3 обители, умер Е 1554 г. (66 лет) и был похоронен в созданной им Сергиевской церкви.

В конце XVII ст. монастырь был уже богат и знаменит, отстроил редчайший в провинции ансамбль зданий XVI в. В обители работал даже кирпичный завод для собственных нужд. История сохранила и имена монастырских зодчих. Самый знаменитый из них - Федор Конь, строитель городовой стены Смоленска и крепости Белого города в Москве.

В 1611 г. монастырь был захвачен и разорен поляками. Более того, обитель они отдали иезуитам - из «духовного плена» она освобождена была только в 1655 г. В 1812 г., ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат.

В конце XIX в. монастырь потихоньку ветшал. Сил немногочисленной братии, которой в нач. XX в. управлял уже игумен, не хватало для поддержания в порядке огромных средневековых храмов. Шатровая Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения.

В монастыре было три храма. В приделе св. апостолов Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в кон. XVI в. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп кн. Долгоруковых. Монастырю принадлежала Алексеевская часовня, выстроенная в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев.

14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников.

Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г.

По материалам сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=smolensk&page=19


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 июля 2020

В далёком 1528 году в окрестности города Дорогобужа пришёл преподобный Герасим Болдинский, ученик другого великого русского святого - преподобного Даниила Переславского. Было тогда подвижнику 39 лет. Места для пустынножительства он выбрал "непростые". Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно "пошатнулось" в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая. Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, - один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: "Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою..."

Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё "скучнее". Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах - по большей части, от местных жителей, не желавших принимать "чужака". Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки святой основал Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, - отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, - однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек. Немало! К началу ХVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец - его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, - он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце ХVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои "предварительные" записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, - с просьбой "правильно" написать житийный текст. Заказ был выполнен.

В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы... Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство - до конца ХVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение - известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.

Благоденствие кончилось с началом русской Смуты. Именно по старой Смоленской дороге пробирались в Россию войска самозванца и отряды польско-литовских захватчиков. В 1617 году Дорогобужский край и вовсе официально отошёл к Польше - польское владычество продлилось до 1654 года. Все эти годы в Болдинском монастыре, переданном Смоленскому иезуитскому коллегиуму, хозяйничали иезуиты. Сразу же по изгнании поляков в обители возродилась монашеская жизнь. Правда, сам монастырь, переживший "польский сюжет", заметно обеднел. Государь Алексей Михайлович не оставил его в беде - в 1660 году последовали новые вклады. В дальнейшем периоды относительного спокойствия и благополучия сменялись временами нового упадка и новых несчастий - последние, как правило, вызывались войнами и внутренними реформами, на которые особенно щедр оказался ХVIII века. Случались и "местные нестроения". Так, в 1720-е годы в обители пребывали "на прокормлении" отставные солдаты, с которыми отношения у братии не складывались. Указ Святейшего Синода от 29 ноября 1727 года сообщает о том, что игумен Флавиан "бил смертным боем" и выгнал из монастыря солдата Ивана Евстратова, требовавшего денег. "Зеркальной" ситуацией можно назвать событие 1755 года, когда "Смоленской шляхты ротмистр Станкевич, да ротмистр Арсеньев и жена его... Троицкаго Болдина игумена Исайю били и увечили бесчеловечно", за что были отлучены от причастия. Подлинное бедствие Болдину монастырю принесла секуляризационная реформа 1764 года, лишившая его всех владений. По её результатам богатейшую в прошлом обитель отнесли к III классу. Митрополит Московский Платон (Левшин), заехавший в монастырь по дороге из Москвы в Киев, писал в 1804 году: "Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою... Но живущих в нем число скудное", - желая "лучшего сему святому месту устройства". Интересно, пожелал ли того же древней обители император Александр I, посетивший её в 1808 году?

Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям. При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены - в обители присматривать за хозяйством остался один монах Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком, что доказывает следующее документальное свидетельство: "Один из офицеров с отрядом солдат отправился в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: "Vivat Napoleon", а монах смелым голосом ответил: "Виват Александр". За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: "Vivat Napoleon", а монах вторично ответил: "Виват Александр", за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом нагнали целый монастырь пленных русских воинов и иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили..." Передовой отряд преследовавшей оккупантов армии М. Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю 25 октября. Монастырь был абсолютно пуст - здесь отряд переночевал, а на следующий день вновь погнался за французами. Братия вернулась в обитель, и в ней сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь, заполняемая монашескими трудами.

Последняя четверть ХIХ века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины, последовавшей в 1900 году. Человек высокой монашеской жизни, рачительный хозяин, книжник, отец Андрей всё время находился в неустанных трудах. Он умел "привлекать средства" - так, например, в 1885 году московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков пожертвовал в обитель, где был погребён его отец, три тысячи рублей. При архимандрите Андрее появилась каменная часовня на месте первой кельи преподобного Герасима; подвергся реконструкции Троицкий собор (с обновлением живописи); серьёзного ремонта дождались почти все монастырские постройки, к тому времени обветшавшие; обитель приобрела точные копии двух рукописей Жития в 1893 году. Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель - в условиях жёсткого давления новых властей - сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила.

Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь - Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже - детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре - так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета "Правда" писала: "Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам..." Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу "Гигант". Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви - сыроваренный завод, в часовне - сепаратор. Новая жизнь началась!

Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война - по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами. Немецкий гарнизон в Болдине был уничтожен партизанами 29 января 1942 года. В период существования партизанской республики с центром в Дорогобуже (с 15 февраля по 8 июня 1942 года) в монастырских стенах находились мастерские по ремонту техники. Кончилось всё катастрофой. Оккупанты жестоко отомстили обители - отступая в 1943 году, они варварски взорвали архитектурный комплекс: при этом исчезли с лица земли все основные строения обители. Казалось бы, история знаменитой обители на этом прекратилась. Но нет! В 1963 году всё тот же Пётр Дмитриевич Барановский начал работы по консервации руин, а потом - и по восстановлению зданий. Благо, сохранились все выполненные в 1910 - 20-е годы под его руководством фотографии, рисунки и чертежи, а также результаты обмеров. С 1970-х годов восстановительными работами руководил ближайший ученик Петра Дмитриевича Александр Михайлович Пономарёв. Результаты этих подвижнических трудов сегодня может увидеть любой паломник, посетивший Болдинский монастырь.

В мае 1990 года в Тихоновском храме состоялось первое богослужение, а в январе 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить Герасимо-Болдинский монастырь. Его настоятелем назначили игумена (ныне архимандрита) Антония (Мезенцева).

Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №109, ООО "Де Агостини", 2011


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 июля 2024

Особая роль монастырей – духовных, культурных, образовательных центров своего времени – во многом обусловлена личностями тех, кто создавал их. С такой личности началась и история Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря, основанного в 1530 году. В 1528 году из Переславля-Залесского к Дорогобужу пришёл монах, который впоследствии стал преподобным Герасимом Болдинским, – ученик и духовный сын преподобного Даниила Переславского, духовника великого князя Московского Василия III. К тому времени Герасим провёл рядом с наставником более 20 лет и прошёл хорошую школу послушания, в том числе и помогая в обустройстве основанного преподобным Даниилом Троицкого монастыря.

Дорогобужские земли в начале XVI века были неспокойными: здесь жили разбойники, которые немало досаждали искавшему уединения монаху. И подвиг святого заключался не только в пустынножительстве – преподобный Герасим молился за своих «лихих соседей», своим словом и жизнью стараясь исправить их. Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно "пошатнулось" в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая.

Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, - один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: "Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою..." Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё "скучнее". Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах - по большей части, от местных жителей, не желавших принимать "чужака". Жизнь в этих местах была полна опасностей. Помимо диких животных и ядовитых змей, много житейских неприятностей преподобному Герасиму доставляли разбойники, массово промышлявшие в дремучих лесах. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников.

Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести этих людей к покаянию. В построенной им лесной келье, рядом с разбойниками, он прожил около двух лет. Душегубы несколько раз нападали на преподобного, избивали его, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил. По преданию, после очередного разорения у преподобного Герасима появился необычный сторож–ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Не подпускал к келии ворон и диких зверей, искавших у жилища преподобного, чем бы поживиться. По особому видению преподобный Герасим перешел к юго–востоку от первоначального места, на поляну, где у источника рос многовековой дуб, и рядом протекала речка Болдинка. Однако с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись, велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент к нему прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приемах у великого князя Василия III, посланник низко поклонился ему, и, испросив благословение, поцеловал руку. Испуганный наместник с почетом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил.

Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили келии и небольшую часовню для общих молитв. Видя, что количество последователей увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (ст. ст.) 1530 года храм освятили, положив начало Свято–Троицкому Болдину общежительному монастырю. Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, а спал очень мало.

Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки возник Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, - отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, - однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек.

К началу ХVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец - его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, - он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце ХVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои "предварительные" записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, - с просьбой "правильно" написать житийный текст. Заказ был выполнен.

В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы... Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство - до конца ХVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение - известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.

Благоденствие кончилось с началом русской Смуты. Именно по старой Смоленской дороге пробирались в Россию войска самозванца и отряды польско-литовских захватчиков. В 1617 году Дорогобужский край и вовсе официально отошёл к Польше - польское владычество продлилось до 1654 года. Все эти годы в Болдинском монастыре, переданном Смоленскому иезуитскому коллегиуму, хозяйничали иезуиты. Сразу же по изгнании поляков в обители возродилась монашеская жизнь. Правда, сам монастырь, переживший "польский сюжет", заметно обеднел. Государь Алексей Михайлович не оставил его в беде - в 1660 году последовали новые вклады. В дальнейшем периоды относительного спокойствия и благополучия сменялись временами нового упадка и новых несчастий - последние, как правило, вызывались войнами и внутренними реформами, на которые особенно щедр оказался ХVIII века.

Случались и "местные нестроения". Так, в 1720-е годы в обители пребывали "на прокормлении" отставные солдаты, с которыми отношения у братии не складывались. Указ Святейшего Синода от 29 ноября 1727 года сообщает о том, что игумен Флавиан "бил смертным боем" и выгнал из монастыря солдата Ивана Евстратова, требовавшего денег. "Зеркальной" ситуацией можно назвать событие 1755 года, когда "Смоленской шляхты ротмистр Станкевич, да ротмистр Арсеньев и жена его... Троицкаго Болдина игумена Исайю били и увечили бесчеловечно", за что были отлучены от причастия.

К 1744 г. монастырь владел 36 дес. пашенной и 85 дес. поросшей лесом земли, а также мельницами: на р. Болдинке в дер. Коровники, на р. Костре в с. Чёботове, на р. Великой в дер. Кашино, на р. Озеречне в дер. Бузанове, на р. Скоже близ Дорогобужа. Подлинное бедствие Болдину монастырю принесла екатерининская секуляризационная реформа 1764 года, лишившая его всех владений. По её результатам богатейшую в прошлом обитель отнесли к III классу. Митрополит Московский Платон (Левшин), заехавший в монастырь по дороге из Москвы в Киев, писал в 1804 году: "Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою... Но живущих в нем число скудное", - желая "лучшего сему святому месту устройства". Интересно, пожелал ли того же древней обители император Александр I, посетивший её в 1808 году? Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям.

При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены - в обители присматривать за хозяйством остался один монах Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком, что доказывает следующее документальное свидетельство: "Один из офицеров с отрядом солдат отправился в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: "Vivat Napoleon", а монах смелым голосом ответил: "Виват Александр". За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: "Vivat Napoleon", а монах вторично ответил: "Виват Александр", за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом нагнали целый монастырь пленных русских воинов и иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили..."

Передовой отряд преследовавшей оккупантов армии М. Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю 25 октября. Монастырь был абсолютно пуст - здесь отряд переночевал, а на следующий день вновь погнался за французами. Братия вернулась в обитель, и в ней сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь, заполняемая монашескими трудами.Последняя четверть ХIХ века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины, последовавшей в 1900 году. Человек высокой монашеской жизни, рачительный хозяин, книжник, отец Андрей всё время находился в неустанных трудах. Он умел "привлекать средства" - так, например, в 1885 году московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков пожертвовал в обитель, где был погребён его отец, три тысячи рублей.

При архимандрите Андрее появилась каменная часовня на месте первой кельи преподобного Герасима; подвергся реконструкции Троицкий собор (с обновлением живописи); серьёзного ремонта дождались почти все монастырские постройки, к тому времени обветшавшие; обитель приобрела точные копии двух рукописей Жития в 1893 году. Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель - в условиях жёсткого давления новых властей - сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек.

Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила. Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь - Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже - детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре - так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены.

В 1929 году газета "Правда" писала: "Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам..." Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу "Гигант" (затем - им. «Комсомольской правды»). Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви - сыроваренный завод, в часовне - сепаратор.

В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории монастыря, останки были выброшены из склепов и сожжены. Новая жизнь началась! Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война - по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами. Немецкий гарнизон в Болдине был уничтожен партизанами 29 января 1942 года. В период существования партизанской республики с центром в Дорогобуже (с 15 февраля по 8 июня 1942 года) в монастырских стенах находились мастерские по ремонту техники. Кончилось всё катастрофой. Оккупанты жестоко отомстили обители - отступая в 1943 году, они варварски взорвали архитектурный комплекс: при этом исчезли с лица земли все основные строения обители.

Казалось бы, история знаменитой обители на этом прекратилась. Но нет! В 1963 году всё тот же Пётр Дмитриевич Барановский начал работы по консервации руин, а потом - и по восстановлению зданий. Благо, сохранились все выполненные в 1910 - 20-е годы под его руководством фотографии, рисунки и чертежи, а также результаты обмеров. С 1970-х годов восстановительными работами руководил ближайший ученик Петра Дмитриевича Александр Михайлович Пономарёв. Результаты этих подвижнических трудов сегодня может увидеть любой паломник, посетивший Болдинский монастырь. В одном из монастырских зданий, организован небольшой исторический музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным.

В 1950-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. В 1989 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сюда пришел архимандрит Антоний (Мезенцов). Здесь была лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Сначала был отремонтирован маленький храм Тихвинской иконы Божией Матери, который сохранился лучше всех, там возобновились богослужения. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря состоялось первое богослужение.

31 января 1991 г. решением Священного Синода Болдинский монастырь был официально передан Русской Православной Церкви. Началось полноценное возрождение обители. В декабре 1997 года был торжественно освящен вновь отстроенный огромный двухэтажный Введенский храм. Восстанавливали все по чертежам Барановского. Потом были восстановлены настоятельский корпус, кельи. В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского.

Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года. Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

В рамках первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 июня 2011 года посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. Святейший Патриарх совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Кроме того, Предстоятель передал Свято-Троицкой Болдинской обители чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Эта икона долгое время являлась чтимой святыней монастыря и считалась утерянной после разрушения обители, а недавно была обнаружена в ризнице Свято-Успенского кафедрального собора города Смоленск. В память о своем первосвятительском посещении Болдинской обители Его Святейшество передал в дар монастырю икону Божией Матери "Знамение".

В заключение стоит упомянуть, о том, как были обретены мощи прп. Герасима Болдинского. Как известно, после кончины преподобного Герасима в 1554 году он был похоронен в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова. Из дошедших до нас письменных источников известно, что святые мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили, органично включив в пространство южного придела. Обретя ещё при жизни широкую известность и славу, после смерти преподобный стал почитаться как местночтимый святой. К месту его захоронения всегда стекались богомольцы.

В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения. С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря. Однако существовали сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима. Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.

При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке. Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр. К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря. В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора).

Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Панова и художник–реставратор по тканям и коже Наталья Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы. Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым. На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись мощи преподобного Герасима Болдинского. Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была изготовлена его руками. Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе.

О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было сообщено тогда ещё правящему архиерею епархии, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. «Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием», — ответил в ответном письме Владыка. Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.

С сайта: https://monasterium.ru/monastyri/svyato-troitskiy-boldin-muzhskoy-monastyr/ и с сайта: https://journal.smolensk-i.ru/284/03/Антон Савенок.Благословенные на подвиг души: православное монашество на Смоленской земле.



Комментарии и обсуждение


Видеосюжет о Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре на телеканале СОЮЗ http://www.tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at30808
22 ноября 2012, Т..

Правящий Архиерей Смоленской епархии - владыка Пантелеимон посетил Свято-Троицкий монастырь в Болдино. На территории обители состоялось освящение источника под вновь построенной колокольней. (22.01.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at32866)
10 июня 2013, Т..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.