История строительства
Идея строительства нового храма в Нижнем Тагиле храма принадлежит директору НТМК Сергею Константиновичу Носову.
Проектирование храма велось в Екатеринбурге фирмой ООО «Терем». Автором проекта стал Виктор Симиненко, заслуженный архитектор России.
Приступая к проектированию Нижнетагильского Сергиевского храма, архитектор искал опору в тагильской архитектурной истории. Храм спроектирован по мотивам архитектуры храма-усыпальницы Демидовых в городском районе Выя, построенной в середине XIX века и существовавшей до первой трети XX века. Другим прототипом стал тагильский Александро-Невский собор строится на Старой Гальянке(1862), в основе объемно-планировочной композиции имеюший «образцовый» проект создателя храма Христа Спасителя. Т.е. архитектурный облик храма Сергия Радонежского соединяет в себе черты классицизма и традиции храмовой архитектуры конца XIX - начала XX вв.
Проект был утвержден в 2000 году и в этом же году началось строительство храма.Строительство храма осуществило крупнейшее предприятие Нижнего Тагила – «Тагилстрой», а финансировал работы – Нижне-Тагильский металлургический комбинат.
Иконостас храма был создан в Вятских кустарных мастерских городе Кирове в 2002 г.
Новый храм был окончен в 2004г. и освящен 22 октября этого же года.
Описание храма
Общая его высота составляет 36 метров, и он вмещает в себя до 800 человек.
Храм представляет собой пятиглавую пирамидальную композицию, создаваемую за счет разноуровнего расположения куполов. Имеет вид «корабля, продолговато устроенного, на восток обращенного, от обеих сторон к востоку притворы имеющего» . С западной стороны к основному объему храма пристроен притвор, завершающийся квадратной в плане колокольней, увенчанной куполом, аналогичным главному куполу храма, имеющим эллиптическое очертание. При входе – западный фасад, согласно христианским архитектурным канонам снаружи устроена паперть, традиционно имеющая верхнюю площадку и крыльцо.
Северный и южный фасады также акцентированы вратами, оформленными двухколонными портиками. Восточная часть завершается полукруглой апсидой, равной по высоте основному объему здания.
Храм имеет 5 куполов - центральный и четыре, расположенные по углам основного объема здания, расположены башенки–звонницы с легкими, крытыми поталью и от этого буквально «звенящими» маковками. Шестым куполом храма является купол колокольни, форма которого отвечает форме центрального купола. В пяти куполах, венчающих храм (исключая центральный), расположены 11 колоколов, созданных из сложного сплава меди, серебра и т.п. весом от 6 кг до 1,5 тонн, которые дают полную гамму звуков.
Автором эскизов и одним из непосредственных исполнителей росписей храма стал заслуженный художник России Владимир Павлов.Одной из значительных работ стали росписи сводов галерей, Аванзала и Белого зала храма Христа Спасителя, выполненные в соавторстве с Анной Павловой, также заслуженным художником России и с группой мастеров.