Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году.
Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.
Из памятников древности, перешедших из Аграфениной пустыни, обращают на себя внимание: 1) Потир с следующей надписью: « сделан потыр к Покрову Богородице в Ографенину пустыну при игумение Александре ромадановской 1645 году июня 8 дня.» 2) Крест восьмиконечный с надписью: « лета 1643 февраля в 1 день положила сей крест уезду Переславля резанского в церковь Покрова пресвятой Богородицы « двчья мстря » агрепинины пустыни вкладчица старица Пелагея Русиновская посестрия Данилова по своих родителех и по своей души». 3) Крест с частицами св. мощей и 4) Евангелие, относящееся к тому же XVII столетию. Из икон, перенесенных из Аграфениной пустыни, достойны внимания: икона Покрова пресвятой Богородицы и икона пресв. Богородицы Смоленской, которые, как видно из монастырской записи, существовали уже в начале XVII столетия.
Земли за монастырем значится близ монастыря 46 десятин, в том числе под монастырскими зданиями 3 десятины 1570 сажен, в Рязанском уезде при селе Аграфениной пустыни 68 десятин луговой, в Сапожковском уезде при селе Назарьеве 131 десятина.
По штату в монастыре положены быть 1 игуменья, 1 казначея и 15 монахинь, число белиц не определено. В 1877 году в монастыре состояло монахинь с послушницами и белицами 104 человека. На содержание монастыря окладной суммы получается 334 руб. 86 к., из коих 263 руб. выдается на жалованье игуменье с сестрами, 60 руб. на жалованье священно-служителям и штатным служителям, 17 руб. 76 к. на ремонт зданий монастырских и на церковные потребы. Неприкосновенного капиталу в билетах в 1883 г. было 40083 рубля. С 15 октября 1877 г. открыт сиротовоспитательный приют на 10 девочек.
Истор. свед. о церквях и монастырях Ратшина стр. 463. Странник 1869 г. янв. (Несколько случаев дивной помощи Богоматери) священника г. Ишима Богоявленского собора Михаила Путинцева. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 2, стр. 298.
Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия. «Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшенное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора».
Первоначально же Покровский монастырь был основан в другом месте – в 14 километрах от Переславля Рязанского (совр. Рязани), в левобережье реки Оки. В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (совр. поселок Аграпустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины, матери последнего рязанского князя Ивана Ивановича. Она была дочерью князя Василия Бабичева-Друцкого. Первой же игуменией монастыря стала тоже Агриппина, но из боярского рязанского рода; она была дочерью боярина Феодора Глебова. Впервые Покровская обитель упоминается в жалованной грамоте 1 декабря 1506 года.
Некогда богатый, монастырь к началу XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель. К тому же к 1819 году внешние естественно-природные причины – весенние паводки – стали грозить полным разрушением как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви.
Положение дел было описано игуменьей с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места» и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную» с тем, чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам..., покоящимся на кладбище»; пашенную землю 39 десятин (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте».
24 июля 1819 года из Рязанской духовной консистории на имя игуменьи монастыря Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами был получен указ о перенесении Аграфенинского монастыря на Черную гору близ города Михайлова. По получении указа на новом месте начались строительные работы . Благочестивые жители г. Михайлова, трудясь во славу Божию, помогали перевозить на новое место келейные домики-срубы. Они считали особой честью поучаствовать в строительстве монастыря. На глазах вырастали домик за домиком, возводилась монастырская ограда, была построена колокольня высотой почти в 26 метров. Как уже упоминалось ранее, кладбищенская церковь Воскресения Христова была передана женской обители. Но храм оказался недостаточно вместительным, поэтому возникла необходимость в постройке нового.
Около 1820 года был заложен двухэтажный каменный храм. Высокий, светлый, заметный издали, он стал центром монастырской жизни. В 1830 году первым был освящен престол в нижнем этаже – в честь Софии, Премудрости Божией. Спустя два года, в нижнем храме, с правой стороны, был освящен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1836 году произошло освящение верхней церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1848 году – освящение в нижней церкви левого придела в честь святителя Николая Чудотворца. В 1866 году к храму были сделаны пристройки, а в 1879 году освящен новый придел – в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В этом приделе находилась соименная ему чудотворная икона, от которой происходило множество чудес и исцелений.
В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству.
Блаженная старица Евдокия поступила в Покровский монастырь в возрасте 20 лет и первые семь лет прожила в нем примерной послушницей. Затем Евдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, называемого юродством. Все течение жизни блаженной Евдокии явилось воплощением христианского подвига, выражающегося в любви к Богу, бескорыстном служении ближним, нестяжательности, безропотном терпении посланной Богом нелегкой болезни и многом другом. Блаженная Евдокия была великой молитвенницей, усердной постницей, обладала даром рассуждения, являлась примером обладания духа над телом.
В 20-х годах ХIХ века на Михайловской земле жил, подвизаясь подвигом юродства, блаженный иерей Феофилакт Авдеев. Это был великий угодник Божий, который по неизреченной любви ко Господу и своим ближним принес себя в жертву самолишения и невинно претерпел множество оскорблений. Блаженный иерей Феофилакт был уроженцем Тульской губернии. Однако почти вся его жизнь была связана с Черногорской обителью, которую он очень любил, и потому нередко подолгу останавливался в ней, назидая сестер примером своей высокой духовно-нравственной жизни.
Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 1920-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго – до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник.
К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли. Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником. Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна. Ныне монастырь продолжает возрождаться.
http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2475:2012-05-15-15-31-25&catid=23:mon&Itemid=9