«…Расположенный на вершине холма, соборный комплекс являл собой важную архитектурную доминанту окружающей местности. Его можно было увидеть с любой из дорог, ведущих к Данилову. Ансамбль собора состоял из трех зданий: летней церкви Воскресения, зимней церкви Смоленской богоматери и отдельно находившейся от них колокольни. Храмы, а также колокольня находились друг за другом на Соборной площади современного Данилова.
На протяжении нескольких столетий площадь была центром села (а затем и города), впервые упоминаемое как дворцовое село Даниловское в царской грамоте 1586 года. Именно здесь, в этом «историческом центре» современного Данилова возникло сельцо или слободка и, соответственно, могла появиться церковь при ней. Вероятней всего, что в Данилове (селе) в этот период (с середины XVI века) существовал один или два небольших деревянных храма. Упоминаемое в грамоте царя Федора Иоанновича вместе с селами Давыдовское и Великое, Даниловское село располагалась вокруг нынешней Соборной площади и частично за рекой Пелендой. К селу «тянули» также упоминаемые в документах деревни Брагино, Иванники, Мутыкалово, Матвейково, Анфимово. В основной массе в небольшом селении, относящемся к Приказу Большого Дворца, жили крестьяне, работавшие на государевой пашне окрестных деревень. Другую часть жителей составляли «непашенные» крестьяне, занимающиеся мелким ремесленным трудом, и не обрабатывающие землю, а также «бобыли», кормившиеся случайной работой.
Главным храмом села была деревянная церковь Воскресения, названная в царской грамоте 1629 года «старой», следовательно, существовавшая на этом месте и в прошлом. Грамота царя Михаила Федоровича об отводе мест под кельи для устроения мужского монастыря говорит о старцах с братией, «живущих в селе Даниловском с мирскими людьми вместе» около «старого храма Воскресения Христова». Старцев (восемь человек) велено было от него «отвести и поставить кельи у нового храма Преображения на старом дворцовом месте». Живущие у «старого» Воскресенского храма старцы с братией – монахи, находившегося здесь, вероятно еще в XVI столетии мужского монастыря.
Что это был за монастырь и когда он появился, трудно сказать что-либо определенное, но, что этот сам храм был построен одним из первых, вероятней всего. В этой связи интересна вкладная грамота посадских людей села Даниловского Афанасия, Григория и Никиты Григорьевых, датированная 7065 годом (1538 от Р. Христова). (Правда, в тексте печатного источника зачеркнуто 0 и исправлено на «1», что переводится как 1657 год, однако, скорее всего, 1538 год здесь более подходит). Вот текст этой грамоты: «Се азъ Костромского уезду государева дворцового села Даниловского посадцкие люди Афанасий Григорьев да Никита Григорьев отдали есмя к Даниловской (слободе – прим.) на посаде, в новом посаде, против Преображенского монастыря дворовую свою и огородную купленную порожную землю, вкладу за четыре рубли по родителях своих, села же Даниловского, Живоначальной Троицы Колесниковы пустыни строителю Авраамию с братьею. {...} А отдали есмя ему строителю Авраамию с братьею ту свою дворовую и огородную землю в веки, а им строителю Авраамию с братьею за ту землю родителей наших в синодик написать и поминать как прочих. А на ту нашу дворовую и огородную землю нет ни кабал, ни купчих, ни в чем не заложена и не продана, опричь сей данной духовной памяти.
В том есмя ему строителю Авраамию с братьею и данную дали: а на то послуси – села Даниловского посадцкий человек таможенный дьячек Андрей Иванов. А данную писал села Даниловского посадский человек Мирошка Антонов сын лета 7065 июня в 28 день.
К сей данной Воскресенский поп Елисей вместо сына своего духовного Афанасия да сына Никиты руку приложил».
Точное место расположения «старого» Воскресенского храма XVI –XVII веков, упоминаемого в грамоте 1629 года определить трудно, как нет о нем никаких известий и в последующее время. Однако на Соборной площади всегда существовали свои храмы, так как это было место церковное и довольно древнее.
На рубеже XVIII-XIX столетий здесь находились каменная церковь Воскресения Христова с двумя приделами, а также церковь Одигитрии (Смоленской иконы Божьей матери). Об этом говорит «Топографическое описание Ярославской губернии», сделанное в Ярославле в 1797 году: «О городе Данилове… (л.76) В нем примечания достойных зданий не имеется, церквей три: 1-ая соборная Воскресения Христова с приделами Петра и Павла и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 2-ая деревянная Одигитрия Смоленская Богородицы с 4-мя приделами. 3-я деревянная же Преображения Господня».
Известно, что первой церковью в каменном исполнении в Данилове считается Смоленская, построенная в 1713 году. Но каменным обычно были главные храмы, считавшиеся соборными. Скорее всего, Смоленская (та, что стерта с лица земли) это и есть Воскресенская церковь, упоминаемая в топографическом описании, а также в царской грамоте 1629 года. В это же время, около нее существовала также деревянная Благовещенская церковь (она же Одигитрии), находившаяся примерно на месте нынешнего Дома Культуры.
В 1820 году, согласно выписям даниловского краеведа А. Шаховского из «2-ой соборной книги Достопамятностней отца Александра Ярославского», в Данилове начато строительство нового каменного собора: «Постройка летнего собора начата вместо обветшалой деревянной церкви 105 лет тому назад, а именно в 1820 году. Окончена его постройка 1827 г. усердием Н. Д. Поташина».
Новая каменная церковь вскоре (в 1839 году), была перестроена, получив посвящение Воскресению Словущего. В таком виде летний храм просуществовал до середины XX века, пока не был перестроен под ныне существующий Дом Культуры. Четверик украшали пять «луковичных» глав на высоких барабанах. Своды храма опирались на четыре мощных пилона. К основному объему с востока примыкала трехапсидная алтарная часть, с запада (там, где сейчас кинозал) – невысокая галерея – паперть.
По своей композиции Воскресенский храм был схож с Успенским собором ростовского кремля, построенным в XVI столетии. Главный престол был посвящен Христову Воскресению. В правом приделе был престол преподобного Ильи и великомученика Дмитрия Солунского, в левом – преподобного Симеона Столпника и Святого Николая Чудотворца. Воскресенскому собору принадлежала церковь Часовенная (существовала на месте нынешней Никольской). Она была построена в 1893 году, вместо деревянной церкви, находившейся возле Торговой площади. Алтарь храма был посвящен особо чтимой в Данилове иконе Святого Николая Чудотворца.
Монументальность объемов Воскресенского храма удачно контрастировали с небольшими формами теплой Смоленской церкви, располагавшейся на несколько десятков метров западнее. Церковь имела продольно-осевое расположение. Горизонтальное расположение основного объема подчеркивались низкой алтарной частью и длинной невысокой трапезной. Четверик венчали пять небольших глав на тонких барабанах.
Построенный в 1713 году (по данным краеведа Шаховского), храм во имя Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии) имел два придела. Главный престол был посвящен Смоленской иконе Божьей Матери, в правом приделе находился престол во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, в левом – святых Апостолов Петра и Павла.
В 1883 году трапезная палата церкви была переустроена для устройства при ней помещения для ризницы и церковного архива. С левой стороны Смоленской церкви находилась каменная шатровая часовня в честь Животворящего Креста господня (в настоящее время утрачена)…»
По материалам статьи Е. Королева «Утраченные храмы города Данилова» на сайте: Утраченные храмы города Данилова (wedge.ru)