«…Церковь Преображения построена по указу и благословлению святейшего патриарха Московского и всея Руси Филарета в дворцовом селе Даниловском на старом дворовом месте в 1626 году. Вскоре, по грамоте царя Михаила Романова: «в селе Даниловском к новой церкви к Преображению Спасову» было отведено место под мужской монастырь, строителем которого стал весьма деятельный старец Сергий Булычев. Сергий, как сказано в челобитной грамоте к патриарху Филарету, «от дворян и детей боярских разных городов», был «духовен и крепкожителен, хмельного ничего не пил, и монастырское строение было ему за обычай».
Управлявший монастырем до 1632 года, он был заменен (по ложному доносу) Рождественского монастыря черным попом Симеоном, которому строителя Сергия «велено было счесть по приходным и расходным книгам и выслать из монастыря вон». Однако вскоре, после разбора дела у патриарха, Сергий был возвращен в обитель. Будучи уже далеко не молодым, он отказался от «строительства» и ушел на покой, оставив управление старцу Антонию Жареному (умершего в 1636 году). Еще 1631 году Сергий, «ради своей немощи... дал вкладу» на помин своей души в монастырь в размере 23 рублей. Сумма по тем временам значительная.
Первоначальный вид Преображенской церкви известен из описи монастыря, сделанной в 1631 году писцом Яковым Кондыревым и подьячим Василием Архиповым.
Храм был деревянным, двухэтажным и имел два придела. Верхний этаж занимала церковь Михаила Малеина, по имени святого, тезоименитого царю Михаилу Федоровичу. В нем находились «образ Преображения Спасово на золоте», престол, царские врата и деисусный ряд икон по числу двунадесятых праздников. Кроме этого, здесь же была чтимая икона святого Макария Желтоводского: «да в той же церкви преподобного отца нашего Михаила Малеина, образ Макария Желтоводского, в киоте на золоте».
Особую значимость для вкладчиков и благотворителей монастыря имела икона Казанской Богородицы, обретенная «чудесным образом» в Даниловском вероятно незадолго до того, как появился сам храм. Образу Богородицы была посвящена нижняя часть церкви: «Да в том храме внизу церковь во имя Пречистыя Богородицы Казанския, в киоте; у ней (так в тексте – прим. автор) прикладу сорок девять крестов золоченых и незолоченых, да пятеры сережки, две гривенки… образ Пречистой Богородицы на золоте, образ местный Николы Чудотворца».
В 1640 году, когда монастырь был переведен в Колесникову пустынь, деревянный храм Преображения был оставлен на прежнем месте. В царской грамоте в село Даниловское Сытного Дворца векошнику Федору Бохину предписывалось «из Преображенского монастыря церковь теплую со всем церковным строением и кельи и ограду и житницу с хлебом и всякое церковное строение... в Троецкий монастырь перевести села Даниловского и нашего двора место совсем очистить. А больше б холодные церкви и часовни переносить не велел и велел строителю тот Троицкой монастырь и церковь Преображение Спасово строить и ведать с братию». Пересена была в Троицкую Колесникову пустынь также икона Казанской Божьей Матери, чудом сохранившаяся после пожара 1639 года.
Как следует из грамоты царя Михаила Романова, церковь Преображения и монастырские кельи были построены «на полатном месте, где был наш старый дворец», вероятно существовавший здесь и в XVI веке. Но что это был за дворец и для чего он предназначался? Историкам известны путевые или загородные дворцы монархов в Коломенском, селе Воздвиженском под Москвой, в знаменитой Александрове слободе, служащие для отдыха и приема послов вне территории Кремля. В Даниловском такой «резиденции» монарха никогда не существовало. Однако, дворец у нас все-таки был, но не в качестве места пребывания великого государя, а как часть московского Государева двора, называемого Сытным. Основным предназначением Сытного Дворца было изготовление хмельных напитков, меда и восковых свечей для царского обихода.
Вместе с Кормовым, Житенным, Хлебенным двором, Сытный двор обеспечивал столовыми запасами, и разного рода хмельным питьем (в том числе водкой) царское застолье. Собственно сытный двор находился в Москве на территории Кремля, а в дворцовых селах и волостях жили сытники, стряпчие, ключники занимавшиеся заготовкой, сбором и хранением меда и хмельных напитков.
О том, чем занимался Сытный дворец, мы узнаем из книги русского историка Ивана Егоровича Забелина (1820 -1908) «Домашний быт русских царей в XVI-XVII веке»: «Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода, приготовлял и сохранял в особенности меды и свое имя получил еще в древние времена, т.к. сытою обозначался самый первоначальный способ приготовления медового питья, которое состояло из воды, насыщенной медом. Сырой мед доставлялся в царский обиход… при значительном количестве воска, почему сытный дворец заведовал также и изготовлением восковых свечей для церковных потребностей, и для хоромного освещения. Главный или в собственном значении Сытный дворец размещен был в подклетных палатах, погребах и ледниках, находившимся под всем зданием Теремного Дворца, под полатами приемными и набережными, около церкви Спаса на Бору, так что этот собственно церковный двор обыкновенно именовался Сытным дворцом».
«Спасо-Преображенский храм, некогда очень чтимый Великокняжеский монастырь, богомолие великих князей и великих княгинь, теперь в XVI и XVII вв. становиться приходским храмом всех служителей внутренних отделений Дворца, именно дворов Сытного, Кормового и Хлебенного. Сюда приходили молиться ключники, стряпчие, сытники, повара и другие приспешники, для которых церковная служба начиналась ранее обыкновенно, – чтоб справясь, шли всяк на свой приспех», – продолжает далее историк, описывая Государев двор.
Такой же церковный двор и палаты с погребами, судя по царским грамотам, находились и в Даниловском селе (во второй половине XVI в). Около и вокруг Преображенской церкви издавна существовал «Царев посад», запустевший после многих «невзгод» Смутного времени и частично возобновленный с постройкой монастыря. Храм был главным в этом посаде и, как Спасо-Преображенская церковь в московском Кремле, служил для государева богомолья.
Старинные даниловские храмы Преображенский, Усекновения Иоанна Предтечи, а также Казанской Богородицы на протяжении XVII столетия неоднократно уничтожались в огне пожаров, пока в 1681 году по благословлению патриарха Иоакима «велено было в дворцовом селе Даниловском на старом церковном месте построить одну церковь во имя Преображения Спасова». Она продолжала существовать на окраине села в продолжении всего следующего XVIII-го столетия, а уже в 1806 году на средства прихожан была построена новая каменная церковь Преображения с тремя престолами.
Главный престол храма был посвящен Преображению Господню, в правом приделе находился престол Казанской иконы Божьей Матери, в левом – престол Святителя Иоанна Милостивого. На месте алтаря деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи, одного из старинных храмов Данилова, с северной стороны церкви, была сооружена каменная часовня, существовавшая здесь до середины XX века.
Храм имел следующие чтимые святыни: Святой напрестольный крест с мощами 4-х угодников Божьих. Икона Неопалимой Купины, местная, находящаяся в главном храме. В городских крестных ходах считалась как особо чтимая. Икона Казанской Божьей Матери, местная. Икона находилась в правом приделе храма и почиталась особым молебном каждое воскресение. Икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости)…»
По материалам статьи Е. Королева «Утраченные храмы города Данилова» на сайте: Утраченные храмы города Данилова (wedge.ru)