ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Данилов. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь


Данилов. Церковь Преображения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Преображения Господня, Иоанна Милостивого, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1798 и 1804.
Год утраты:1957 (разобрана)
Адрес:
Ярославская область, Даниловский район, г. Данилов

Координаты: 58.189673, 40.167823



Церковь Преображения Господня, Вид на церковь с востока<br>, Данилов, Даниловский район, Ярославская область
Вид на церковь с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
1911
Церковь Преображения Господня, Вид на Преображенский храм с юго-востока, фото 1930-х гг.<br>, Данилов, Даниловский район, Ярославская область
Вид на Преображенский храм с юго-востока, фото 1930-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Церковь Преображения Господня, Фото 1900-1914 гг.<br>, Данилов, Даниловский район, Ярославская область
Фото 1900-1914 гг.
Алексей Кротов
Церковь Преображения Господня, , Данилов, Даниловский район, Ярославская область
yozik
7 мая 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Преображенская бесприходная, каменная, вся теплая, прочная, с З-мя престолами: Преображения Господня, Казанской Матери и Святителя Иоанна Милостивого, построена на средства горожан в 1806 г. Чтимыя святыни: 1) Святый напрестольный крест с мощами 4-хъ святых угодников Божиих: Созонта, Каллистрата и др. 2) икона Неопалимой Купины, местная, в главном храме, носится в городских крестных ходах, как особо чтимая; 3) икона Казанская, местная, в правом приделе, почитается особым молебном каждое воскресенье; 4) икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости.

Рядом с церковью каменная часовня, построена в одно время с церковью на месте алтаря церкви Предтеченской. Был здесь монастырь закрытый в 1640 г. До монастыря на месте церкви стоял дворец, устроенный московским Св. князем Даниилом Александровичем (в 1303 г.) и сожженный вместе с Даниловом поляками. Найденная на месте дворца св. Казанская икона Б. Матери послужила причиною устройства сначала Преображенской церкви, а затем и монастыря мужского. Против алтаря церкви участок земли в 326 кв. сажени; против южного входа в церковь другой в 30 кв. с., на последнем построена церковная сторожка, деревянная.

Церковного капитала в билетах 1395 руб. Прихожан при Преображенской церкви нет. Причта — священник и псаломщик. Казенного жалованья причту 392 руб. Неприкосновенного причтового капитала 5999 р. (по данным на 1908 г.).


Т.  30 ноября 2012

Возникновение пустыни в окрестностях села Даниловского (сейчас – город Данилов) связано с именем старца Капитона, получившего в 1634 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Романова пустошь Колесникову.

Именно здесь, в Колясниках (село Троицкое в Колясниках (не сохранилось)), зародилось особое религиозное учение, образовавшее впоследствии особый вид раскола – беспоповщину, именуемую «Капитоновщиной». И именно отсюда разошлось учение Капитона по всей стране и стало предшественником реформ патриарха Никона. После бегства из пустыни Капитона и его последователей в 1639 году недавно открытая обитель пришла в сильное запустение и находилась на грани закрытия. Однако в 1640 году в пустынь Святой Троицы переводятся монахи упраздненного Преображенского мужского монастыря, располагавшегося в селе Даниловском, и жизнь монастыря вновь активизировалась.

Обитель процветала за счет множества паломников, стекающихся из окрестных деревень к Явленной и Чудотворной иконе Божьей Матери. Троице-Колясниковская пустынь, расположенная в непосредственной близости от села Даниловского, была довольно хорошо благоустроена, и благодаря вкладам и пожертвованиям отдельных частных лиц, ко времени своего закрытия имела немало ценных предметов церковной утвари, серебряных крестов, икон. В Ярославском музее-заповеднике сохранился уникальный Синодик Троицкой обители начала XVII века с красочными миниатюрами, имеющий большую историческую и художественную ценность.

Немногим больше века была жизнь Троицкого монастыря - в 1764 году Колясниковская пустынь была упразднена. Церкви стали приходскими, а на монастырских землях расположилось село Троицкое.

В XIX - XX веках в Колясниках существовал большой церковный поселок, включавший в себя кроме двух храмов, дом для священнослужителей и церковно-приходскую школу. До настоящего времени ни монастырские постройки, ни гражданские не сохранились.

На месте бывшей обители и села 9 октября 2008 года установлен памятный крест.

Источник: сайт "Данилов край" http://danilov-krai.wedge.ru/page/place--69.html


Анонимный участник  27 сентября 2017

Преображенская церковь в Данилове

Согласно Книге Достопамятностей Воскресенского собора Преображенская церковь строилась с 1798 по 1804 гг., что подтверждается и иными свидетельствами. Так в тексте «Топографических описаний» 1797 года упоминается деревянная церковь Преображения Господня, а «Топографические описания Ярославской губернии» 1803 года уже свидетельствуют о «каменной, вновь выстроенной, приходской церкви во имя Преображения Господня с двумя приделами – Казанской Пресвятой Богородицы и Иоанна Милостивого. Примечательно, что «Сведения о монастырях и храмах Ярославской епархии» 1908 г. указывают на дату строительства церкви как на 1806 год.

Храм имел обычную для своего времени продольно-осевую композицию объемов. Над высоким четвериком поднимались пять глав на граненых барабанах. Северный и южный фасады летнего храма были оформлены классическими портиками с треугольными фронтонами. Поставленная на взгорье, Преображенская церковь играла важную роль в организации городской пространственной среды, служила вертикальной доминантой ее северной части.

Рядом с церковью находилась часовня, устроенная на месте алтаря старого храма Преображения, построенного еще в 1681 году и разобранного в конце 1790-х гг. из-за ветхости.

Согласно Книге Достопамятностей, до 1840 года Преображенская церковь не имела печей, в нее ходили одни девицы и потому слыла она в народе девичьей церковью. Служба в ней происходила редко и по воскресным дням, церковь находилась в ведении Воскресенского собора.

Во время городского пожара в июне 1895 года церковь Преображенская церковь сильно пострадала. Вот как описан этот случай в Книге Достопамятностей: «особенно потерпела снаружи много повреждения первая - Преображенская, все пять глав, как и с колокольни, спали и крыши обгорели, отчего и церковь трапезная, придельная понесла от бывшего в оной деревянного накатника порчу обоих иконостасов, но престолы и жертвенники, равно как и вся утварь Церкви – спасены».

Храм Преображения разрушен в 1957 году.

С сайта http://даниловский-край.ярославль.рф/page/build--167.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 июля 2024

«…Церковь Преображения построена по указу и благословлению святейшего патриарха Московского и всея Руси Филарета в дворцовом селе Даниловском на старом дворовом месте в 1626 году. Вскоре, по грамоте царя Михаила Романова: «в селе Даниловском к новой церкви к Преображению Спасову» было отведено место под мужской монастырь, строителем которого стал весьма деятельный старец Сергий Булычев. Сергий, как сказано в челобитной грамоте к патриарху Филарету, «от дворян и детей боярских разных городов», был «духовен и крепкожителен, хмельного ничего не пил, и монастырское строение было ему за обычай».

Управлявший монастырем до 1632 года, он был заменен (по ложному доносу) Рождественского монастыря черным попом Симеоном, которому строителя Сергия «велено было счесть по приходным и расходным книгам и выслать из монастыря вон». Однако вскоре, после разбора дела у патриарха, Сергий был возвращен в обитель. Будучи уже далеко не молодым, он отказался от «строительства» и ушел на покой, оставив управление старцу Антонию Жареному (умершего в 1636 году). Еще 1631 году Сергий, «ради своей немощи... дал вкладу» на помин своей души в монастырь в размере 23 рублей. Сумма по тем временам значительная.

Первоначальный вид Преображенской церкви известен из описи монастыря, сделанной в 1631 году писцом Яковым Кондыревым и подьячим Василием Архиповым.

Храм был деревянным, двухэтажным и имел два придела. Верхний этаж занимала церковь Михаила Малеина, по имени святого, тезоименитого царю Михаилу Федоровичу. В нем находились «образ Преображения Спасово на золоте», престол, царские врата и деисусный ряд икон по числу двунадесятых праздников. Кроме этого, здесь же была чтимая икона святого Макария Желтоводского: «да в той же церкви преподобного отца нашего Михаила Малеина, образ Макария Желтоводского, в киоте на золоте».

Особую значимость для вкладчиков и благотворителей монастыря имела икона Казанской Богородицы, обретенная «чудесным образом» в Даниловском вероятно незадолго до того, как появился сам храм. Образу Богородицы была посвящена нижняя часть церкви: «Да в том храме внизу церковь во имя Пречистыя Богородицы Казанския, в киоте; у ней (так в тексте – прим. автор) прикладу сорок девять крестов золоченых и незолоченых, да пятеры сережки, две гривенки… образ Пречистой Богородицы на золоте, образ местный Николы Чудотворца».

В 1640 году, когда монастырь был переведен в Колесникову пустынь, деревянный храм Преображения был оставлен на прежнем месте. В царской грамоте в село Даниловское Сытного Дворца векошнику Федору Бохину предписывалось «из Преображенского монастыря церковь теплую со всем церковным строением и кельи и ограду и житницу с хлебом и всякое церковное строение... в Троецкий монастырь перевести села Даниловского и нашего двора место совсем очистить. А больше б холодные церкви и часовни переносить не велел и велел строителю тот Троицкой монастырь и церковь Преображение Спасово строить и ведать с братию». Пересена была в Троицкую Колесникову пустынь также икона Казанской Божьей Матери, чудом сохранившаяся после пожара 1639 года.

Как следует из грамоты царя Михаила Романова, церковь Преображения и монастырские кельи были построены «на полатном месте, где был наш старый дворец», вероятно существовавший здесь и в XVI веке. Но что это был за дворец и для чего он предназначался? Историкам известны путевые или загородные дворцы монархов в Коломенском, селе Воздвиженском под Москвой, в знаменитой Александрове слободе, служащие для отдыха и приема послов вне территории Кремля. В Даниловском такой «резиденции» монарха никогда не существовало. Однако, дворец у нас все-таки был, но не в качестве места пребывания великого государя, а как часть московского Государева двора, называемого Сытным. Основным предназначением Сытного Дворца было изготовление хмельных напитков, меда и восковых свечей для царского обихода.

Вместе с Кормовым, Житенным, Хлебенным двором, Сытный двор обеспечивал столовыми запасами, и разного рода хмельным питьем (в том числе водкой) царское застолье. Собственно сытный двор находился в Москве на территории Кремля, а в дворцовых селах и волостях жили сытники, стряпчие, ключники занимавшиеся заготовкой, сбором и хранением меда и хмельных напитков.

О том, чем занимался Сытный дворец, мы узнаем из книги русского историка Ивана Егоровича Забелина (1820 -1908) «Домашний быт русских царей в XVI-XVII веке»: «Сытный дворец заведовал хмельным питьем всякого рода, приготовлял и сохранял в особенности меды и свое имя получил еще в древние времена, т.к. сытою обозначался самый первоначальный способ приготовления медового питья, которое состояло из воды, насыщенной медом. Сырой мед доставлялся в царский обиход… при значительном количестве воска, почему сытный дворец заведовал также и изготовлением восковых свечей для церковных потребностей, и для хоромного освещения. Главный или в собственном значении Сытный дворец размещен был в подклетных палатах, погребах и ледниках, находившимся под всем зданием Теремного Дворца, под полатами приемными и набережными, около церкви Спаса на Бору, так что этот собственно церковный двор обыкновенно именовался Сытным дворцом».

«Спасо-Преображенский храм, некогда очень чтимый Великокняжеский монастырь, богомолие великих князей и великих княгинь, теперь в XVI и XVII вв. становиться приходским храмом всех служителей внутренних отделений Дворца, именно дворов Сытного, Кормового и Хлебенного. Сюда приходили молиться ключники, стряпчие, сытники, повара и другие приспешники, для которых церковная служба начиналась ранее обыкновенно, – чтоб справясь, шли всяк на свой приспех», – продолжает далее историк, описывая Государев двор.

Такой же церковный двор и палаты с погребами, судя по царским грамотам, находились и в Даниловском селе (во второй половине XVI в). Около и вокруг Преображенской церкви издавна существовал «Царев посад», запустевший после многих «невзгод» Смутного времени и частично возобновленный с постройкой монастыря. Храм был главным в этом посаде и, как Спасо-Преображенская церковь в московском Кремле, служил для государева богомолья.

Старинные даниловские храмы Преображенский, Усекновения Иоанна Предтечи, а также Казанской Богородицы на протяжении XVII столетия неоднократно уничтожались в огне пожаров, пока в 1681 году по благословлению патриарха Иоакима «велено было в дворцовом селе Даниловском на старом церковном месте построить одну церковь во имя Преображения Спасова». Она продолжала существовать на окраине села в продолжении всего следующего XVIII-го столетия, а уже в 1806 году на средства прихожан была построена новая каменная церковь Преображения с тремя престолами.

Главный престол храма был посвящен Преображению Господню, в правом приделе находился престол Казанской иконы Божьей Матери, в левом – престол Святителя Иоанна Милостивого. На месте алтаря деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи, одного из старинных храмов Данилова, с северной стороны церкви, была сооружена каменная часовня, существовавшая здесь до середины XX века.

Храм имел следующие чтимые святыни: Святой напрестольный крест с мощами 4-х угодников Божьих. Икона Неопалимой Купины, местная, находящаяся в главном храме. В городских крестных ходах считалась как особо чтимая. Икона Казанской Божьей Матери, местная. Икона находилась в правом приделе храма и почиталась особым молебном каждое воскресение. Икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радости)…»

По материалам статьи Е. Королева «Утраченные храмы города Данилова» на сайте: Утраченные храмы города Данилова (wedge.ru)



Комментарии и обсуждение


Церкви уже более полувека как нет, на ее месте стоит поклонный крест, выходящий из камня из фундамента церкви с надписью об основании здесь св. Даниилом Московским города Данилова.
5 февраля 2010.

Добавленные мной фото взяты с сайта "Даниловский край" и ВК-группы "ДАНИЛОВ".

3 октября 2017, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Егор Малышев.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.