БОРОК, ПУСТЫНЬ БОРКОВСКАЯ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКАЯ, 2-я пол. 18 2-я пол. 19 в.
Расположенная в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским. Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской. После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена "тщанием" астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы. В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой). В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах. В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную. На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек. Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана).
Юго-восточный угол участка фиксирует большое Г-образное здание братских келий, а в противоположном углу его композиционно уравновешивают расположенные там хозяйственные строения (конюшня, баня и жилой корпус) кон. 19 - нач. 20 в. В комплексе господствует наиболее крупное здание Троицкого собора, которое возвышается в южной части территории, вытянувшись параллельно ограде. В некотором отдалении, к северу от собора, находится Казанская церковь с колокольней - вертикальной доминантой. Небольшая прямоугольная площадь между храмами, ограниченная с запада настоятельским корпусом, является композиционным центром. На площадь ориентированы их главные, более нарядно украшенные фасады. Северные и главные западные въездные ворота утрачены. Комплекс интересен как образец монастырского строительства 18 в., сохраняющего формы предшествующего столетия.
Настоятельский корпус - двухэтажное узкое прямоугольное здание, сильно вытянутое по оси север-юг. Нижний кирпичный этаж оштукатурен, надстроенный верхний рублен из бревен и обшит тесом. Скромный декор сосредоточен на главном, восточном фасаде. В первом этаже он в известной степени близок убранству Казанской церкви: рустованные или украшенные крестообразными нишами лопатки на углах и против внутренних стен и широкий карниз простого профиля, состоящий из полок. Второй этаж - с дощатыми пилястрами на углах, скрывающими торцы бревен, простыми рамочными наличниками окон, широким фризом с накладными ромбами и карнизом. Центр главного фасада отмечало деревянное крыльцо на столбиках, поддерживающее балкон второго этажа. Планировка здания архаична: сени в центре разделяют его на две части - с большой палатой справа (в северной части корпуса) и двумя меньшими, поставленными одна за другой, - слева. Почти все окна палат выходят на главный фасад. Комнаты верхнего этажа связаны между собой коридором, идущим вдоль задней стены. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные. В сенях сохранилась лестница с балясинами.
Братские кельи - двухэтажное Г-образное в плане здание, сооруженное из кирпича и оштукатуренное. Простое фасадное убранство в духе позднего классицизма представлено междуэтажной тягой, венчающим карнизом, скромными рамочными наличниками верхних окон с лучковыми перемычками, которые объединены подоконной тягой со спусками под их угловыми частями. На западном торце четырехколонный портик поддерживает деревянную веранду второго этажа. Помещения с плоскими деревянными перекрытиями связаны между собой коридором, проходящим посредине здания.
Жилой корпус. Архитектурные формы кирпичного одноэтажного дома с деревянным мезонином характерны для периода эклектики. Объемная композиция прямоугольного в плане здания необычна благодаря продольному расположению мезонина, придающего зданию вид базиликальной постройки. Силуэт здания обогащают маленькие островерхие башенки: по углам кровли мезонина - на главном западном торцовом фасаде и на коньке кровли - на восточном. Остекленные веранды в средних частях протяженных боковых фасадов, подведенные под двускатную кровлю мезонина, относятся к советскому времени.
Оштукатуренные стены основного этажа отделены от мезонина профилированным карнизом. В противоположность остальным прямоугольным проемам, лишенным обрамлений, наличники окон мезонина на главном фасаде украшены глухой резьбой, особенно нарядной в их щипцовых завершениях; резьба здесь покрывает также угловые лопатки. Разорванный фронтон имеет в центре сердцевидную нишу с маленьким слуховым оконцем в позднем обрамлении.
Амвросий, 1813, ч. 3, с. 427-428, ч. 6, с. 603; И.С. (Способин), 1845, с. 13-14; Торжество.., 1854; Голышев, 1868; Он же, 1871; Зверинский, 1890, с. 103-104, № 84. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 644-648