Чолнская обитель — одна из самых значимых и наиболее древних святынь трубчевского края. Свое наименование «Чолнский» монастырь получил в память о челне, в котором, согласно преданию, явился образ Матери Божией, ныне известный как Чолнская Ее икона. На месте явления образа вначале была поставлена часовня, а спустя какое-то время устроилась и иноческая пустынь.
Есть данные, которые позволяют предположить, что основание Чолнской обители относится к XII веку. Вполне правдоподобно предположение, что в Трубчевском княжестве, где уже с 1185 года были свои удельные князья, существовал с древнейшего времени мужской монастырь, который, несомненно, был главным проводником христианской веры на Северщине среди язычников. Укрепления Чолнского монастыря, состоящие из земляного замка с тайным подземным ходом и высокого вала, остатки которых видны и в настоящее время, свидетельствуют о большой древности обители. Эти соображения подтверждаются древним сказанием, записанным в XIX веке архимандритом Чолнской обители Даниилом, где автор упоминает о существовании монастыря в виде пустыни еще в первой половине XIII века. А издание XVIII века «Месяцеслов московский» прямо утверждает, что Чолнский монастырь существовал уже в XII веке «как земляная постройка».
Исторические документы основание монастыря относят к более позднему времени и связывают его с именами князей Трубецких. Некоторые источники прямо указывают, что основателем этого монастыря был князь Александр Трубецкой, в иночестве Авраамий, живший в XVI веке. Достоверно известно, что Чолнская обитель основана не позднее XVI века, так как ее Рождественская церковь названа в числе двух храмов Трубчевского уезда, переживших польское нашествие и их владычество первой половины XVII века.
В документах 1660 года сохранилось описание внешнего вида обители того времени: «В Трубчевском уезде Чолнский монастырь на речке на Десенке. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки… Монастырь огорожен забором с трех сторон. В монастыре ворота святые створчатые. Перед воротами колокольня брусяная…» На колокольне имелось два колокола. Кроме келий, в числе монастырских построек указаны две житницы, в одной из которых размещалась винокурня.
В марте 1680 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель отправил царю Федору Алексеевичу челобитную, в которой содержалась просьба о пристанище в Великороссийской державе, «как-то при Брянску или Трубчевску», по случаю наступающих«безвремений военных». 19 мая 1680 года царской грамотой Чолнский монастырь был передан Киево-Печерской Лавре на время «воинских времен», чтобы переселить туда часть киево-печерских монахов, пока «монастырские отчины совершенно населятся и придут в первое свое достояние». Однако Чолнский монастырь, как и Свенский, оставался в подчинении Лавры и после того, как прошла тревога военного времени. Лавра продолжала владеть Чолнским монастырем более ста лет, пока указом Святейшего Синода от 20 апреля 1786 года он не был передан в ведомство Севской епархии.
Лаврская администрация была очень осмотрительна в выборе братии для монастыря, строго следило за соблюдением монастырского устава и нравственным поведением иноков. Наместники и братия назначались только из благонадежных и даровитых монахов. Чолнские насельники были достаточно образованны, долгое время обитель была главным и единственным центром просвещения на трубчевской земле. Кроме того, в Чолнском монастыре было хорошо развито ремесленное мастерство: резьба, переплет книг, швейное дело. Многие иноки достигали в своем деле совершенства. Известны имена мастеров: Исаакия Дерена, занимавшегося переплетением книг, Дорофея Семенко — швеца по профессии, Иосифа Клименко — резчика по дереву.
С древних времен при монастыре выращивали фруктовый сад. Из местных саженцев были выведены знаменитые сорта груш, которые назывались «трубчевские дули». Позднее они были отмечены высокой наградой на Парижской выставке.
Среди первых настоятелей Чолнского монастыря известны игумен Иона, строитель старец Маркелл, строитель Иов, строитель старец Савватий, игумен Нектарий (Рудницкий), строитель старец Измаил и другие. В числе насельников монастыря были иеромонах Клеопа, ученик старца Паисия (Величковского), установивший новый устав по афонскому образцу; схимонах Афанасий Площанский; бывший архиепископ Орловский и Севский Досифей (Ильин), выбравший после ухода на покой для проживания Чолнскую обитель.
Полный перечень известных исторических лиц, причастных к монастырю, весьма значителен. Некоторые из них похоронены на его территории.
До XVII столетия немногочисленные строения обители были деревянными, каменное строительство началось на рубеже XVII-XVIII веков.
Первым каменным зданием стал собор Рождества Христова (1718); в 1731 году была сооружена каменная церковь Антония и Феодосия Печерских и нижний этаж (подклет) трапезной, в 1733 году — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на основном этаже того же здания, а к 1741 г. была завершена вся трапезная. Большинство других каменных построек монастыря (колокольня, трапезная при соборе, братская поварня и ограда с башнями) возведено на рубеже XVIII-XIX веков при архимандрите Кесарии (Плюгине). В последующее время были сооружены лишь отдельные хозяйственные и жилые постройки. Для проживания монахов было построено пять двухэтажных корпусов, для приема богомольцев — двухэтажная гостиница.
Сложившийся к XIX веку архитектурный ансамбль монастыря представлял собой довольно сложный комплекс построек, окруженных по всему периметру кирпичной оградой. Основные сооружения — собор и трапезная с теплой церковью Введения — располагались в глубине территории, ближе к южной стене, обращенной к Десне, что создавало прекрасный вид на монастырь от реки. В центре территории монастыря находилась площадь, вокруг которой группировались небольшие постройки: братские кельи, жилые корпуса.
А затем наступило время попыток полностью уничтожить Православную Церковь. Сразу после революции имущество монастыря было объявлено собственностью государства. Монашеская братия вынужденно объединилась в трудовую общину, что позволило на несколько лет отодвинуть закрытие обители. В 1919 году на территории Чолнского монастыря была организована Некрасовская детская школа-колония, которой были переданы жилые и хозяйственные монастырские постройки, скот, земля, сельхозинвентарь. Но и монахам пока было дозволено остаться при монастыре, «вследствие имеющихся свободных помещений».
В июне 1921 года в Трубчевский уисполком поступает заявление от религиозных обществ Трубчевска с просьбой разрешить 12 июля принести в город Трубчевск Чолнской икону Божией Матери. В былые годы крестный ход с чудотворной иконой считался большим праздником. Местные власти, видимо, дали разрешение. И в результате, как рассказывают старожилы, разыгралась трагедия. Дорога от монастыря до Трубчевска буквально ожила в тот день. Большое количество богомольцев с молебнами шли с иконой Богородицы. На одной из трубчевских улиц один из ярых атеистов в упор из пистолета расстрелял икону. Весть об этом чудовищном поступке облетела весь Трубчевский уезд. Верующие собрались в городе и требовали возмездия. На колокольнях городских церквей «для успокоения народа» были поставлены пулеметы.
29 мая 1923 г. Трубчевский уисполком принял решение о закрытии Чолнского монастыря, сославшись на решение, принятое 28 мая съездом духовенства Трубчевского благочиннического округа. В подобных случаях ликвидации монастырей верующим для совершения богослужений порой оставляли один из храмов на правах приходского, однако Кветунскому религиозному обществу этого дозволено не было, «ввиду нахождения там детучреждений; выделение же церквей от детколонии путем установки изгороди не достигает цели, что было ранее доказано на практике». В это же время из опечатанных церквей, оставленных фактически без присмотра, шло активное расхищение монастырского архива и церковного имущества.
Селецкий церковный совет, видимо, пытаясь спасти положение, перекупал и хранил монастырское имущество. Архивные документы называют имена священника Грабилина Василия, бывшего звонаря Сенникова. Свидетельствуют, что член церковного Совета Сузиков Иван призывал народ не отдавать церковные колокола в Трубчевскую пожарную команду.
В прокуратуру Брянской губернии было направлено письмо из местной прокуратуры о том, что расхищение монастырского имущества «вызывает озлобление среди населения против Соввласти и грозит вызвать волнение». Ответными действиями прокуратуры был арест восьми человек, четверо из них были осуждены условно на три года. В декабре 1926 года дело о расхищении архива и имущества монастыря прекращено. Президиум губисполкома пояснил, что «хищение проводилось еще в первые годы революции, и установить сейчас виновников расхищения имущества не представляется возможным».
До наших дней сохранились в монастыре лишь два здания: надвратная колокольня и до неузнаваемости измененная перестройками трапезная с Введенской церковью. У входа по-прежнему стоят массивные кирпичные сводчатые врата, к ним примыкает часть стены с башней, бойницы которой напоминают о далеких военных временах.
Настоятель Покровского храма г. Трубчевска иеромонах Марк (Яковин). http://pocrov.ortox.ru/cholnskij-monostyr/