Благовещенский собор Сольвычегодска - "дитя" знаменитого рода промышленников и купцов Строгановых. Замысел постройки исходил от родоначальника династии Аники (Иоанникия), но возводили его на семейные средства все ближайшие родственники старшего Строганова. Выполненная в 1584 году храмозданная фресковая запись, бегущая витиеватой строчкой по внутренней части стен собора, гласит: "Лета от основания мира 7092, от Рождества по плоти Бога Слова 1584, индикта 12, месяца июля в 9 день освящён бысть храм соборный каменный Благовещения Пресвятыя Богородицы и Присно Девы Марии у Соливычегодской на посаде... А ставили сей храм своею казною Иоанникий, Фёдоров сын, Строганов, и его дети Яков, Григорий и Симеон, и его внучата Максим, Яковлев сын, да Андрей и Пётр, Симеоновы дети, Строгановы, и по себе на память и на поминок ныне и впредь". Эти примечательные слова отметили завершающий шаг долгих, упорных и дорогостоящих строительных работ семейства, которому суждено было стать знаменитым. Начиналось же всё на четверть века раньше...
Время сохранило до наших дней уникальный предмет, свидетельствующий о рождении собора - подобными предметами может похвастаться редкий храм в России. В Сольвычегодском историко-художественном музее находится одна из святынь Строгановского собора: икона ХVI века "Благовещение Пресвятой Богородицы". На обороте образа читается запись, выведенная полууставным письмом: "Образ церковной Благовещения Пресвятыя Богородицы и Николы Чюдотворца и Козьмы и Дамьяна у Соли у Вычегодцкие на посаде соборнова храма. Благословение архиепископа Никандра Ростовского, а поставление в дом Аникея Федорова сына Строганова началной образ. Лета 7066 (1558)". Считается, что именно этим образом благословил Анику Строганова архиепископ Ростовский Никандр в 1558 году на строительство Благовещенского собора в Сольвычегодске. Благословение именно ростовского архирея неслучайно: в ХVI столетии территории низовий Вычегды, в пределах Устюжских земель, подчинялись церковной власти владык Ростова Великого.
Закладка храма состоялась в 1560 году. Об этом свидетельствует всё та же храмозданная надпись: "Лета от сотворения мира 7068, от Рождества же по плоти Бога Слова 1560 индикта 3 месяца основан сей храм соборный каменной Благовещения Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии и с приделы у Соливычегодской на посаде при благоверном государе царе Иоанне Васильевиче всея России и при великом господине Макарие митрополите московском и всея России и при архиепископе Никандре ростовском". Строительство огромного собора велось Строгановыми с большим размахом и под их непосредственным наблюдением. При этом к работам они привлекли мастеров и ремесленников самых различных профессий. Для производства кирпича в городе было создано несколько кирпичных заводов. Для подвозки по реке Вычегде больших глыб белого строительного камня проектировались специальные речные суда. Для ковки железных оконных решёток и дверей приглашались искуссные кузнецы, а для золочения куполов и крестов на них - золотильщики. Иконы, предназначавшиеся для украшения нового храма, писали вызванные из Москвы царские живописцы: Прокопий Чирин, Истома Савин, Назарий Истомин. Работа буквально кипела, её мощное движение замирало только зимой, когда завершался очередной строительный сезон; с наступлением весеннего тепла строительная площадка вновь оживала. Десятки - увы безымянных! - мастеров трудились над созданием собора. Самое обидное, что историческая память не сохранила имён главных творцов - архитекторов, благодаря творческим усилиям которых и возник этот замечательный памятник древнерусской архитектуры Севера. Можно лишь предполагать, что они были из Ростова Великого.
Окончательно собор Сольвычегодска заблистал во всём своём великолепии в 1600 году, когда завершили его роспись. Храмозданная запись свидетельствует: "Лета от сотворения мира 7108, от Рождества же по плоти Бога Слова 1600, индикта 13, мая в 11 день, у Соливычегодской на посаде соборный храм каменный Благовещения Пресвятыя Богородицы начат подписывати внутри м с алтаря и с приделом Иоанна Богослова и с кружалы верхними около храма Благовещения Пресвятыя Богородицы настенным письмом московские иконники Федор Савин да Стефан Ярофеев со товарищи, и совершено того же лета августа в 29 день строением и повелением Никиты, Григорьева сына, Строганова". В 1613 году трёхтысячное войско пана Якова Яцкого "с товарищи, и русские воры-казаки" разграбило город. Пострадал и Благовещенский собор. Строгановы приложили все силы, чтобы восстановить былое великолепие храма. В 1630-х годах для собора выполнили новый пятиярусный иконостас, покрытый сложной золочёной резьбой. Его венчали двадцать девять сделанных из жести херувимов и серафимов, четырнадцать из которых были позолочены. Свой нынешний вид иконостас Благовещенского собора обрёл в 1690-е годы.
За свою долгую историю храм неоднократно менял свой облик, хотя все его достройки и перестройки никогда не искажали вид здания до неузнаваемости. Главы Благовещенского собора сооружены заново в ХVIII веке. В разное время перестройке подверглась южная галерея, был разобран пятишатровый придел. К северо-западному углу галереи некогда примыкала церковь-колокольня в честь Собора Богородицы, от которой сохранились два нижних яруса. Ныне существующая колокольня возводилась в 1819-1826 годах. Она появилась после опустошительного пожара 1819 года, сильно повредившего храм. К тому времени эпоха могущества Строгановых уже отошла в прошлое.
Во второй половине ХVIII века Сольвычегодск, оказавшийся в стороне от торговых путей, постепенно превратился в тихий провинциальный городок. Богатых покровителей Благовещенский собор не имел, и, чтобы его отремонтировать, пришлось продать в Москву много икон, золотых и серебряных окладов, жемчуга и драгоценных камней. А в 1830-х годах старообрядцы федосеевского согласия сумели провести сделку о списании якобы "ветхих" икон, в результате чего собор лишился большого числа старинных строгановских образов. Возможно, чуть улучшила положение собора Успенская церковь 1764 года постройки, приписанная к нему, а в конце ХVIII века бывшая обычной приходской, но точных сведений на этот счёт не имеется.
Современная история Благовещенского собора началась в 1919 году, когда главный храм рода Строгановых был превращён в музей. Благодаря подвижничеству замечательных учёных в это критическое для отечественной культуры время были сохранены многие художественные и культурные ценности. В этом ряду подвижников музейного дела необходимо упомянуть первого директора Сольвычегодского музея Ивана Ильича Томского. Благодаря целенаправленной и самоотверженной деятельности И. И. Томского было сохранено здание Благовещенского собора и собрания церковного искусства, имеющие мировое значение и по праву вписанные в золотые страницы истории культуры и искусства России.
По единогласной оценке специалистов, Благовещенский собор Сольвычегодска принадлежит к распространённому в ХVI веке типу городского храма крупных размеров. Собор - трёхапсидный и пятиглавый, поставлен на высокий подклет и окружён галереей с приделами. Толщу стен подчёркивают сильно выступающие наподобие контрфорсов лопатки. Они делят стены на обособленные прясла, завершённые большими полукружиями закомар, по которым первоначально шла кровля. пять венчающих здание световых глав с гранёными барабанами, согласно мнению историка искусства Г. Н. Бочарова, плохо соответствует общему стилю архитектуры собора: они появились в ХVIII веке, заменив прежние главы с цилиндрическими барабанами.
Своеобразие собора заключается в уникальности его пространственного построения. Объём собственно храма сильно развит по поперечной оси "север-юг". Узкие боковые фасады имеют только два прясла, а широкие восточный и западный - три, превосходя первые на одно деление. Подобная оригинальная композиция значительно отличается от традиционных объёмных построений храмов, кубических или вытянутых в продольном направлении. Она обусловлена новой внутренней структурой самого собора, его двустолпной конструкцией, которая и определила внешние формы. Окружает храм двухъярусная галерея. Её глухой и нерасчленённый нижний ярус лишь кое-где прорезан узкими небольшими оконцами. Вместе с другими помещениями подклета - палатками и тайниками - этот ярус служил в качестве кладовых для хранения многочисленных товаров, ценностей и казны Строгановых. Над ним расположена арочная галерея на столбах с парапетом из ширинок. Первоначально галерея была открытой, но в конце ХVI века её заложили и превратили в паперть. Огибая собор с трёх сторон, она прежде оканчивалась у восточных углов приделами: с севера - тремя тёплыми во имя святителя Николая, Алексия митрополита и Симеона Столпника: с юга - небольшим одноапсидным во имя Трёх Святителей.
Ещё один храм с тремя приделами: Феодора Сикеота, Рождества Богородицы и апостола Петра, возник несколько позднее (около 1646 года); он возвышался на юго-западном углу галереи, являясь самостоятельной приходской церковью для дворовых людей Строгановых. Массивные стены собора почти лишены декора, а тот, что имеется, - чрезвычайно скромен. Широкий узорный пояс отделяет прясла стен от закомар. Он состоит из двух рядов бегунца, разделённых поребриком, двойного пояска зубчиков внизу и прямоугольных нишек с валиком наверху. Высокие, вытянутые оконные проёмы собора обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Наличники - перспективные, выделяются на фоне стены за счёт нескольких утопающих один за другим рядов, выложенных профилированным кирпичом. Украшают наличники псевдодыньки, бусины и жгуты. Вероятно, облик наличников был определён обликом традиционных для московского зодчества порталов, в ХVI веке широко распространившихся по России. В каждой из трёх закомар западной стены собора, завершающих прясла, размещены живописные композиции. Левая - Рождество Богоматери, правая - Рождество Христово. В центральной закомаре изображён сидящий на троне Иисус Христос в окружении ангелов с рипидами. У подножия трона стоят Богородица и Иоанн Креститель. Левой рукой Христос придерживает открытое Евангелие, на страницах которого читается: "Аз есмь свет миру".
Особенно интересны в соборе фрески. Первоначальные росписи были созданы в 1600 году. Фрески несколько раз поновлялись в течение ХVIII-ХIХ веков, но их композиция не менялась. Обращает на себя времание и иконостас собора, созданный в 1630-е годы. Окончательный свой вид он приобрёл в конце ХVII века. Особо примечательны в иконостасе царские врата. Они украшены прорезными золочёными оловянными накладками с подцвеченным слюдой фоном. У юго-восточного столба собора, неподалёку от царских врат, находится архирейское моленное место (в ряде работ его называют ктиторским моленным местом Строгановых). По своим формам оно восходит к царскому тронному месту Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля. Здание имеет длину 36 метров, ширину - 32 метра, высоту - 30 метров. Колокольня классического стиля - это массивное и парадное сооружение, типичное для первой трети ХIХ века, состоит из двух мощных четырёхгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоко вздымающимся шпилем. К сожалению, шпиль погнулся от времени и ждёт своей реставрации.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №14, 2012 г.