В 1998 г. у возрождаемого главного монастыря Санкт-Петербургской епархии - Александро-Невской Лавры - появился свой первый скит, расположенный близ д. Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу (земельный массив «Генетика»), месте, связанном памятью о первоученике Иисуса Христа святом Апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути из Скандинавии в Византийскую империю («Из варяг в греки»). По церковному преданию, Апостол Андрей, проповедуя слово Божие, двигался по этому пути и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Дальнейшая история Российского государства тесно связана с этой дорогой, ратными и торговыми делами. Агафонов луг находится на сухопутном пути примерно на одинаковом расстоянии между двумя бывшими охраняемыми стоянками, а затем крепостями Ниеншанц и Орешек, водный путь между которыми проходил по Неве. Сухопутный путь от места впадения р. Охта в Неву шел через возникшие позднее деревни Кудрово, Новосергиевку, Колтуши, Агафонов луг вдоль Черной речки и далее по нынешней Морозовской дороге до Петрокрепости. Луг был очень удобен для остановок в середине пути для кормления лошадей и отдыха, т.к. вокруг большого поля текли чистые родниковые речушки, питавшие реку Дегтярку. Видимо, на лугу постоянно располагались сторожевые посты, он исстари выкашивался и потому среди леса никогда не зарастал кустарником и деревьями. Богатый травостой обеспечивался в любое лето, потому что близкая от поверхности земли супесь уводит в плывун лишнюю влагу в дождливую погоду и хорошо пропускает к корням травы родниковую влагу от близких грунтовых вод.
Недалеко от дороги на лугу находится огромный древний валун. По рассказам местных старожилов, еще в начале прошлого века, приезжая косить сено, крестьяне прикладывались к этому камню, обязательно сажали на него детей, чтобы получить исцеление или зарядиться здоровьем и добрыми силами, так как от своих предков знали, что скрывает камень великую благодать, отдавая ее людям с чистым сердцем. «Камень, хранящий великий клад Божьей благодати», – так об этом поведала приезжавшая в 2003 г. в скит монахиня Варвара – уроженка этих мест.
Может быть, у этого камня в 1240 г. после разгрома шведского войска отдыхали дружинники св. кн. Александра Невского. И позднее здесь неоднократно проходили идущие на врага новгородские дружины, а в октябре 1702 г. – войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского владычества. В годы Великой Отечественной войны путь получил название «Дорога смерти» или «Дорога скорби». По ней 19 сентября 1941 г. шли тысячи солдат для взятия плацдарма на левом берегу Невы (легендарного «Невского пятачка»), чтобы больше уже никогда не вернуться. Не менее 250 тысяч воинов пало в сентябре 1941 – январе 1943 гг. на «Невском пятачке», и их самоотверженная гибель стала одной из самых трагических страниц войны. На территории Всеволожского района (единственного неоккупированного фашистами в кольце блокады) добывалось топливо и выращивались овощи для осажденного города, здесь размещались госпитали и эвакопункты, располагались аэродромы и дальнобойная артиллерия. В конце 1942 г. в районе Агафонова луга формировались и готовились войсковые подразделения, форсировавшие вскоре Неву и прорвавшие 18 января 1943 г. кольцо смертельной блокады в ходе операции «Искра». И штаб этой операции также находился в лесу поблизости от места скита.
Скит возник на базе крестьянского хозяйства «Краеугольный камень», созданного 27 июня 1994 г. Главой хозяйства был Владимир Михайлович Елгин, его заместителем – Иван Владимирович Елгин. Узнав историческую и духовную значимость места, отведенного под хозяйство, его глава доложил обо всем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну. 19 сентября 1995 г. Владыка благословил установление поклонного креста, утвердил проекты часовни и звонницы (составленные архитектором И.Я. Холяковым) и высказал предвидение о создании в перспективе на этом месте скита святого Апостола Андрея Первозванного. Утверждая проект часовни, митрополит сказал: «Наконец-то и на «Дороге смерти» появятся православные кресты…»
Группа энтузиастов начала обустраивать территорию и готовить основу для будущего строительства. 5 июня 1996 г. у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест, освященный настоятелем церкви св. Иоанна Кронштадтского в пос. Колтуши о. Сергием Тарасовым. В течение двух лет В.М. Елгин со своими единомышленниками обустраивал территорию, а в июне 1998 г. обратился к архим. Назарию с просьбой о принятии послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. 17 июня начальник Всеволожского РСУ А.Д. Чистяков выделил строительный вагончик, в него в этот же день на Агафоновом лугу по благословению наместника Лавры поселился В.М. Елгин. 6 июля о. Назарий известил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о том, что к нему обратились В.Д. Чистяков и В.М. Елгин с просьбой о «кураторстве» строительства часовни, которое берет на себя Всеволожское РСУ, и предложением об устройстве на этом месте скита Лавры. На следующий день Владыка поставил резолюцию: «Благословляется принять послушником Владимира Елгина, контролировать строительство часовни и других объектов и оформить дарственную на землю».
В начале июля 1998 г. В. Елгин был зачислен послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. С этого времени он занялся созданием скита под руководством и контролем архимандрита Назария. Архитектором и инженером-строителем стал Андрей Павлович Зайцев. 1 августа 1998 г. наместник Лавры издал распоряжение № 23-С, в котором приказал образовать скит в честь святого Апостола Андрея Первозванного, назначить ответственным за организацию и ведение строительных работ В.М. Елгина, а также составить и утвердить положение о ските. 18 октября архимандрит утвердил подготовленное положение.
К осени 1998 г. были построены две деревянные келии. Летом 1999 г. состоялась закладка часовни святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а к осени следующего года были окончены основные работы по ее возведению, освящен и водружен крест. Часовню срубили из калиброванных бревен в традициях северного деревянного зодчества. 6 апреля 1999 г. В.М. Елгин был пострижен о. Назарием в рясофор с наречением именем в честь св. преподобного Зосимы Соловецкого. 28 апреля 2000 г. инок Зосима принял постриг в мантию в Свято-Троицком соборе Лавры с наречением именем в честь прп. Серафима Саровского, а 1 мая архимандрит Назарий утвердил монаха Серафима в должности строителя скита.
Через несколько месяцев митрополит Владимир благословил освятить строящуюся часовню по чину церкви. 22 января 2001 г. архим. Назарий утвердил проект пристройки к часовне алтарной части с преобразованием ее в церковь, а также проект возведения вместо планировавшейся раньше звонницы колокольни с трапезной и библиотекой (автор проектов А.П. Зайцев). К этому времени был выкопан колодец, устроены некоторые хозяйственные постройки, начато оборудование монастырской пасеки с целью производства меда для братии и воска для свечей. 22 февраля 2001 г. наместник Лавры представил митрополиту рапорт о делах в ските, на котором 26 марта Владыка написал: «Читал с интересом и радостью. Сердечно благодарю монаха Серафима (Елгина) за труды и за предпринятый подвиг по созданию скита Александро-Невской Лавры. Призываю Божие благословение на дальнейшие труды».
28 июня 2001 г. о. Назарий обратился к главе администрации района с просьбой предоставить хозяйству около 5 гектаров леса, которые составят основу медосбора, и 3 апреля 2002 г. участок лесного фонда площадью 2,5 га передали в аренду монаху Серафиму (Елгину) на 5 лет, а дальнейшем этот договор был переоформлен на Лавру, и срок аренды продлен до 49 лет. Постепенно развивалось подсобное сельскохозяйственное производство: начато разведение гусей, кур, кроликов, выращивание картофеля. 13 сентября 2002 г. было завершено оформление факта дарения Лавре здания церкви с подворными постройками и земельного участка крестьянского хозяйства. 8 апреля 2003 г. архим. Назарий благословил начало проектных работ братского корпуса, бани, привратницкой, архиерейского дома, дома паломников, мастерской и двухкомнатного дома для скита (23 апреля 2004 г. форэскизы этих строений были согласованы с районным Комитетом по архитектуре и градостроительству). 15 октября 2003 г. было подписано постановление администрации Всеволожского района № 3877 о разрешении Лавре строительных работ по возведению православного скита, таким образом, его строительство получило полное юридическое обоснование. Осенью 2003 г. началось возведение деревянной колокольни с постоянным звоном, переносящим в вечность память о трагических событиях войны и блокады.
27 декабря 2003 г. церковь свв. Зосимы и Савватия была освящена иерейским чином, и в этот же день архим. Назарий и духовенство Лавры отслужили первую Божественную литургию и совершили крестный ход. Началось регулярное еженедельное совершение служб. 21 августа 2004 г. в день памяти свв. Зосимы и Савватия архим. Назарий возглавил праздничное богослужение в скитском храме. В это время продолжалось возведение колокольни, братского корпуса, овощехранилища и ворот с оградой.
Создаваемый скит будет достойным престолом для ушедших в вечность и для ищущих пути ко спасению, ярким факелом молитвенной памяти о погибших воинах и «Краеугольным камнем» для спасения каждого с любовью и верой приходящих к нему. В скиту будет круглосуточное чтение псалтыри о всех ушедших в вечность, в том числе и о незахороненных по христианскому обычаю. Из многих святых мест и монастырей, в том числе из Иерусалима, со св. Горы Афон, с Кипра уже привезены паломниками благословения, иконы, земля, лампадное масло, свечи, фотографии, открытки. Количество людей, которым Господь открыл пути участия в строительстве скита или молитвенного посещения его, растет. Люди идут сюда с вопросами, раздумьями, за советами, в поисках ключей к спасению своих душ. Пока они размышляют здесь сами со своей совестью, озаряемые светом Божьей благодати. Но появятся в скиту монахи-старцы, и тогда поток людской многократно возрастет.
М.В. Шкаровский, http://spbda.ru/publications/