Расположен в центре поселка и определяет восточную сторону его главной площади. В средней части участка, близкого по форме к трапеции, расположена церковь, в северо-западном углу - дом Кокушкиной, восточную сторону занимает богадельня, в юго-западном углу — земское училище. Разрывы между зданиями заполнены оградой с воротами с трех сторон (кроме восточной). На площади перед храмом, по оси его западного фасада воздвигнута отдельно стоящая высокая колокольня. Первоначально на этом месте существовал женский Рождественский Знаменский монастырь с деревянным собором, по преданию, основанный в 15 в. и впервые упомянутый в 1712 г.; в 1741— 45 гг. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова возведено новое, каменное, здание собора Знамения. Одновременно были сооружены и другие монастырские постройки: корпус келий, колокольня и ограда. В 1764 г., после упразднения монастыря, Знаменская церковь стала приходской, в 1813 г. ее надстроили вторым этажом, где разместилась Троицкая церковь. В 1816-23 гг. была сооружена новая колокольня с часами, выполненными на средства местного купца К.В. Кокушкина. Возможно, авторство колокольни принадлежит работавшему в Шуе архит. Я. Маричелли. В 1-й пол. 19 в. сооружены дом А.В. Кокушкиной и новая ограда, в сер. 19 в. - женское земское училище, а в 1860 г. по заказу московского купца Прохорова вместо прежних келий возведен корпус богадельни. Вероятно, в нач. 20 в. западный, выходящий на площадь участок ограды перестроен. В 1965 г. проведен ремонт и частичная реставрация колокольни. Все здания кирпичные, оштукатуренные.
Комплекс занимает главенствующее положение в панораме Лежнева, особую градостроительную роль играет вертикаль колокольни. Вытянутые в линию перпендикулярно реке Знаменская церковь и колокольня композиционно перекликаются с расположенным к югу от них комплексом Казанской и Христорождественской церквей. Один из ярких сельских ансамблей, объединяющий культовые и гражданские здания в стиле классицизма. Церковь Знамения - интересный памятник, сочетающий архитектурные черты двух эпох: формы и декор нижнего храма развивают приемы зодчества 17 в., тогда как верхний храм и паперть имеют традиционную композицию и декорацию в стиле раннего классицизма.
Объем церкви четко членится на два этажа. В первом он представляет собой вытянутый по продольной оси храм с полукруглой апсидой в ширину основного объема и квадратной трапезной такой же ширины. У северного фасада трапезной расположен придел, удлиненная апсида которого примыкает к основному четверику. С севера и юга этот этаж окружен шестиколонными аркадами, поддерживающими гульбище верхнего этажа. С востока перед апсидой придела расположена полукруглая подпорная стенка с двумя арками. На нижнем храме и приделе стоит верхняя церковь. Основу ее композиции составляет двусветный четверик со срезанными углами, покрытый высокой четырехскатной кровлей и увенчанный пятью восьмигранными барабанами (центральный световой) с гранеными шатровыми кровлями и маленькими главками. С востока к верхнему четверику примыкает алтарный выступ (пониженный до уровня первого света) с крутой конусовидной кровлей, с запада - такой же высоты трапезная, покрытая двускатной кровлей с торцовой вальмой. Выносы кровли трапезной, опускающиеся ниже ее карниза, опираются на металлические столбики. Перед западным фасадом церкви - двухэтажный объем паперти с восьмискатной кровлей (по фронтонам над гранями) и необычным граненым "дутым" куполом в центре.
На фасадах нижней церкви окна с лучковыми перемычками заключены в простые наличники с треугольным завершением. По верху апсиды проходит карниз с пилой. Колонны аркад - тосканского ордера, с сильным выносом абак. Углы фасадов верхнего храма подчеркнуты тройными пилястрами в два яруса. Ярусы разделены карнизом, переходящим в венчающий на алтаре и трапезной. По верху четверика проходит трехчастный антаблемент с карнизом с сухариками. Прямоугольные окна первого света заключены в ниши, под ними - прямоугольные фартуки; окна второго света - в наличниках с развитым горизонтальным сандриком и фигурной доской внизу. Барабаны декорированы арочными нишками (в центральном - окна) и филенками в узких диагональных гранях. В нижнем этаже края фасадов паперти отмечены лопатками, в центре главного фасада - арочный вход в широком обрамлении такой же формы. Во втором этаже главный фасад трактован как портик из четырех тосканских полуколонн на импостах, в промежутках между которыми - крупные арочные окна в филенках с подоконными досками. Над венчающим карнизом паперти поднимаются треугольные фронтоны с зубчиками вдоль скатов.
Интерьер нижнего храма состоит из основного помещения и трапезной, перекрытых коробовыми сводами с распалубками над окнами и лотками с запада; придел и два небольших помещения паперти имеют коробовые своды; в ячейках галереи - крестовые своды, в апсиде - конха. Верхний храм перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом, трапезная - лотковым сводом; второй этаж паперти имеет плоское перекрытие. Клеевая роспись верхнего храма Троицы и трапезной - характерный пример монументальной живописи сер. 19 в. в духе классицизма с отголосками барокко в орнаменте. В своде основного объема ребра выделены широкими гризайльными полосами с изображениями херувимов и растительным орнаментом, в обрамлении которого написаны традиционные композиции: "Небесный Иерусалим" (восточная грань), "Се агнец Божий" (южная), "Вознесение" (западная), "Преображение" (северная); на стенах помещены евангельские сюжеты; в своде трапезной - "Величит душа моя Господа". Главный двухъярусный иконостас - сборный. К кон. 19 - нач. 20 в. относятся его царские врата и иконы нижнего яруса, витые колонки и килевидные завершения. В верхнем ярусе интересны иконы с веерообразными деталями в обрамлениях. Перенесенные сюда створки боковых врат выполнены в сер. 19 в.
Нижняя церковь Знамения расписана маслом на евангельские темы в кон. 19 в., живопись поновлена в сер. 20 в. Двухъярусный главный иконостас и одноярусный иконостас северного придела принадлежат периоду эклектики кон. 19 в. В церкви сохранилась деревянная скульптура 19 в. (изображения ангелов). Колокольня - монументальное сооружение в стиле позднего классицизма, одна из лучших в области. Четырехъярусная с верхним полуярусом, она завершена фигурной кровлей, над которой прежде возвышался стройный шпиль, а ныне - небольшая главка. Три нижних яруса восьмигранные, четвертый и полуярус с часами — круглые в плане. На углах восьмериков и в простенках четвертого яруса расположены спаренные полуколонны: внизу - мощные, тосканского ордера; в двух последующих ярусах - еще достаточно массивные, коринфские, в четвертом - также коринфские, но тонкие и вытянутые; полуярус лишен декора. Между парами колонн прорезаны проемы, прямоугольные в двух нижних ярусах (по сторонам света сквозные, а на диагональных гранях -ложные) и арочные - в третьем и четвертом ярусах звона. Своеобразны дополнительные проемы типа окон второго и третьего света в каждом ярусе. В нижнем они полуциркульные, во втором — полуциркульные и круглые над ними, в третьем - круглые, в четвертом - укороченные арочные. В полуярусе под куполом помещены четыре циферблата. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Внутри нижних трех ярусов колокольни (с плоскими перекрытиями) устроены винтовые лестницы, переходящие в маршевые.
Богадельня - скромное здание в формах позднего классицизма. Двухэтажный корпус, покрытый вальмовой кровлей, имеет в плане форму вытянутого прямоугольника с примыкающим с юго-запада под острым углом коротким крылом. В первом этаже в центре здания устроен сквозной арочный проезд. Со стороны реки фасад прорезан частыми прямоугольными окнами в обоих этажах, дворовый фасад имеет редкие проемы лишь во втором этаже. Фасады венчает плоский широкий фриз с карнизом. Внутри этажи имеют одинаковую планировку с тремя помещениями в северной части корпуса и одним большим - в южной. Внизу все помещения имеют плоские перекрытия, верхние перекрыты коробовыми сводами с распалубками над окнами.
Дом А.В. Кокушкиной - жилая постройка в стиле позднего классицизма. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей вытянут в глубь участка и стоит торцом к площади. С севера к его продольному фасаду примыкает деревянная лестничная клетка. Прямоугольные окна лишены наличников. По верху стен проходит гладкий фриз и карниз с уступом. Планы первого и второго этажей совпадают: в центре расположены сени, с западной стороны - большая комната, с восточной - меньшая и коридор вдоль северной стены. Сени перекрыты коробовым сводом, комнаты - парусными. Земское училище - небольшое учебное здание, сочетающее в фасадном декоре мотивы позднего классицизма и эклектики (фронтон). Вытянутый прямоугольный одноэтажный объем покрыт пологой двускатной кровлей. Западный торцовый фасад, выходящий на площадь, во всю ширину увенчан фигурным фронтоном. По верху стен протянута гладкая полоса фриза с карнизом. Окна прямоугольные, без наличников. Внутри здания единое помещение, перекрытое лотковым сводом.
Ограда - интересный образец сооружений подобного рода в стиле позднего классицизма. Северный и южный ее отрезки представляют собой невысокую кирпичную стенку, разделенную столбами на прясла, украшенные филенками. Более поздний (видимо нач. 20 в.) западный участок, выходящий на площадь, образован столбами-тумбами и низкими пряслами, верх которых забран штакетником. Двухпролетные западные ворота с плоской перемычкой проемов имеют столбы со ступенчатым верхом, ступенчатый фронтон над большим проемом и плавно изогнутый — над калиткой. Трехпролетные южные и северные ворота схожи по композиции: центральная арка проезда и две калитки по сторонам. По краям пилонов-опор расположены тосканские полуколонны (южные ворота) или пилястры (северные). Арку южных ворот венчает аттик, на который наложен треугольный фронтон.
Борисов, 1851, с. 167-173; Зверинский, 1892, с. 297, № 1126; Березин, Добронравов, 1898, с. 226-233. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 571-576