Храм - смысловой центр всей Вардзии и хронологически то место, откуда всё началоь. Именно с этого места пещеры потом расползлись во все стороны. В центре крепоти они вырезали место высотой 10 локтей, - писал Румлю после похода 1551 года, - и устроили церковь с четырьмя обширными помещениями и длинным притвором. Стены изнутри и снаружи расписали золотом и лазурью и ликами идолов. Во втором помещении устроили престол и поставили золотую икону, украшенную драгоценными камнями. Вместо обоих глаз этому бездушному лику вставили два блестящих лала.
Сейчас сам храм находится как бы в глубине скалы, а снаружи видны только арки притвора. Этот притвор в прошлом был больше, но впоследствии частично обрушился. Сам храм - это большой зал с закруглением (апсидой) в восточной части. Алтарная часть слегка приподнята, а под алтарем имеется потайной ход вниз, в секретное помещение, где предположительно хранили храмовую утварь и одеяния. Все стены храма сложены из камня, и только апсида вырублена в скале. В храм имеется несколько входов. Западный прорублен, чтобы получился проход к роднику.
Основная культурная ценность этого храма в его фресках, которые созданы в 1184 и 1185 годах. Осознайте, что это год похода князя Игоря на половцев или же год гибели клана Тайра в Японии. В алтарной нише изображены Богоматерь с архангелами, ниже изображены 12 первосвященников со свитками в руках. На своде храма изображены евангелические сюжеты: Благовещанье, Рождество, поврежденные Сретенье и Крещение, на северном своде - Преображение и Воскрешение Лазаря. На южной стороне - поврежденная сцена Входа в Иерусалим. На западной стене храма три сцены: Вознесение, Сошествие Святого Духа и Успение Богородицы.
Самое интересное с исторической точки зрения - это изображения ктиторов (основателей храма), которые всегда помещаются на северной стене. Здесь мы имеем портрет царя Гиоргия и царицы Тамары. Это один из трех её портретов, еще один - в монастыре Кинцвиси и третий в монастыре Бетания.
По материалам сайта "Грузия для всех"