ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи.


Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи
Церковь. Не действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:не позже 1682.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10

Координаты: 57.258376, 39.152674





Сортировка:

Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Altaets
14 апреля 2021
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
12 февраля 2019
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Андреева Ирина
5 августа 2016
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
12 февраля 2015
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, Восточная сторона церкви.<br>, Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Восточная сторона церкви.
Лидия Басманова
26 марта 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
iд Стефан
17 мая 2011
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
iд Стефан
17 мая 2011
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Илья Смирнов
23 сентября 2007
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
4 мая 2003
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Алексей Кротов
29 августа 2021
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Андреева Ирина
5 августа 2016
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
24 ноября 2012
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
екатерина
19 июля 2009
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, Звонница с церковью Иоанна Предтечи<br>, Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Звонница с церковью Иоанна Предтечи
JuNe
15 июля 2005
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Андреева Ирина
5 августа 2016
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Андреева Ирина
5 августа 2016
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
10 октября 2010
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, , Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
10 октября 2010
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, Колокольня с северо-запада.  Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»<br>, Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Колокольня с северо-запада. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»
Т.
Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи, Колокольня  с востока. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»<br>, Борисоглебский, Борисоглебский район, Ярославская область
Колокольня с востока. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»
Т.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 августа 2014

"...Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года.

Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы "обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом".

К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в "подцерковье", размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века.

Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось "десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом - десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом - четыре пуда, в десятом - один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол "вылит в 1758 году на сумму монастырскую". До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.

На северной торцовой стене правая половина арки заложена при строительстве. Здесь, в северо-западном углу сооружения, проходит шахта для механизма часов - в старину были "на той колокольне часы боевые". Слева от арок на западном фасаде расположена круглая ниша, где размещался циферблат. Часы были соединены с колоколами системой тросов, таким образом, это здание являлось не просто звонницей, а часозвоней, довольно сложным по тем временам архитектурным сооружением. Старинные часы исчезли в конце XIX - начале XX века.

С северной стороны звонницы в 80-х годах XVII века было пристроено массивное нарядное крыльцо, четыре пилона которого поддерживают верхний этаж галереи с окнами, украшенными орнаментом из профилированного кирпича. Под килевидными наличниками идет пояс ниш-ширинок многоцветными поливными изразцами. Ими же декорированы столбы крыльца. Арки с висячими гирьками украшают лестничные всходы. На северной стене крыльца в неглубокой нише расположена фреска "Вход в Иерусалим". В маленькой нише между арками звонницы можно заметить следы небольшой фрески с изображением Иоанна Предтечи. Вполне возможно, что крыльцо было выстроено уже после возведения звонницы и явно другими мастерами. Декоративное оформление собственно звонницы отличается некоторой суховатостью. Кирпичный декор крыльца, напротив, очень сочный, рельефный, пластически выразительный. Массивное, пышно украшенное крыльцо не связано единством замысла с более скромным по декору объемом звонницы. Отсутствует здесь и композиционная связь. Общий для звонницы и крыльца декоративный элемент - поясок поребрика, проходящий на разных уровнях: на звоннице он выше и как бы уходит под пристроенные стены крыльца. Огромное крыльцо утяжелило устремленную вверх звонницу, "приковало" ее к земле..."

Отрывок из книги В.Т. Кривоносова "Борисоглебский монастырь. Архитектурный ансамбль", издательство "Северный паломник", 2007 г., стр. 47-50.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 октября 2018

Первое упоминание о Борисоглебских колоколах появляются в монастырских летописях 1566 года, когда царь Иван Грозный пожаловал Борисо-Глебской обители колокол в 138 пудов. Этот колокол был самым большим на звоннице, покуда в 1758 году "на сумму монастырскую" не был отлит колокол в 261 пуд. Колокольный набор на звоннице менялся: случалось, колокола разбивались, их переливали на новые. Так, в 1817 году колокол Ивана Грозного дал трещину и "по неспособности его ко звону" был перелит с прибавкой новой меди.

К началу ХХ века на звоннице находилось 9 колоколов, из них самым большим оставался колокол в 261 пуд. В 1913 году борисоглебские крестьяне обратились к настоятелю монастыря архимандриту Власию с просьбой разрешить им сбор средств для отливки нового колокола, "который бы своими размерами и звуком соответствовал духу и величию обители". Собирали деньги всем миром, немалую сумму внесли санкт-петербургские купцы Александр Иванович Улыбин и Василий Иванович Черепенников, а также архимандрит Власий. Колокол весом 606 пудов отливался в Ярославле на заводе купцов Оловянишниковых. Его торжественное поднятие состоялось 13 октября 1913 года. Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Беллавин).

После революции начались реквизиции церковных ценностей. Снимали и колокола. В Борисоглебский монастырь представители треста "Рудметаллторг" прибыли для этого в октябре 1929 года. Старожилы вспоминали, что за несколько дней до снятия колоколов монастырские ворота закрыли, приставив к ним вооружённую охрану. Сброшенные на землю колокола разбивали "для приведения лома в транспортабельное состояние". К концу 1930-х годов в России погибло 99% колоколов. Перестали работать колоколитейные заводы, были утрачены знания и навыки звонарей.

Первый звон колоколов после почти шестидесятилетнего перерыва борисоглебцы услышали в августе 1988 года. Тогда на звонницу подняли 18 старинных колоколов, собранных работниками Борисоглебского филиала Ростовского музея по сёлам и деревням района. Звон этих колоколов сопровождал первую службу во вновь открывшемся в 1989 году Борисоглебском соборе и провожал первый Иринарховский крестный ход в 1997 году. После снятия этих колоколов со звонницы в январе 2009 года их переместили в запасники Ростовского музея. К Пасхе 2009 года на звонницу обители подняли десять новых колоколов, отлитых в г. Тутаеве (быв. Романово-Борисоглебск) на заводе мастера Николая Шувалова. Самый большой колокол весит 5200 кг. Этот набор является даром монастырю московских предпринимателей и меценатов братьев Ананьевых в память 645-летия Борисоглебской обители. Теперь в утренней тиши разносятся по Борисоглебу тихие звуки благовеста. "Здесь колокол и тишина - два путника, несущих крест. Не страх земной из недр огня, а дар, полученный с небес!" В июне 2009 года на звоннице был восстановлен и часозвон. А в 2010-м в нише между арочными пролётами верхнего яруса иконописец Елена Лавриненко заново написала фреску "Иоанн Креситель - Ангел пустыни".

Из книги "Под большими лаврами". Издательство Борисо-Глебского монастырского музея, 2016 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 июля 2024

Архитектура звонницы Ростовского Борисоглебского монастыря дошла до нас почта в своем первоначальном виде. Пожалуй, после знаменитой ростовской соборной звонницы это второй по значению памятник подобного рода в Ростове и его окрестностях. Что, конечно, не случайно, ибо Борисоглебский монастырь в XVII - середине XVIII вв. являлся самым богатым и большим монастырем указанного региона.

В литературе рассматриваемая звонница описывалась неоднократно. Правда, долгое время не было ясности, какова точная дата ее строительства. В качестве такой даты называли и 1680 г., и 1682 г., и 1690 г. Анализ письменных источников и архитектурных форм данного сооружения позволил, наконец, утверждать, что оно было возведено именно в 1690 г. Но тогда рассматриваемый памятник является последней по времени звонницей палатного типа в Ростове-Ярославской епархии XVII в. Ранее были построены ростовская соборная звонница (около 1682 г., около 1688 г.), звонница Ярославского Толгского монастыря (1682 - 1685 гг.), звонница Угличского Воскресенского монастыря (1680-е г.).

Видимо, не случайно то, что все эти звонницы возникли в период правления ростовского митрополита Ионы (1652 - 1690 гг.). Надо полагать, упомянутая ростовская звонница - ее первоначальная трехпролетная часть - (около 1682 г.) - в силу своего особого статуса (она находилась в центре тогдашней епархии) стала образцом для всех остальных названных памятников, в том числе и для звонницы Борисоглебского монастыря.

Рассмотрим более внимательно, что она унаследовала от ростовской звонницы, а что - от других памятников.

Основной объем звонницы представляет собой прямоугольное в плане, вытянутое по оси север-юг трехъярусное сооружение, перекрытое двускатной кровлей и увенчанное тремя барабанами с главками. Первый ярус имел хозяйственное назначение. Во втором располагалась церковь Собор Иоанна Предтечи. В третьем - ярус звона, своеобразие конструкции которого заключается в том, что с восточной стороны он имеет три пролета, а с западной, обращенной к парадному монастырскому двору, - только два. Данное различие конструкции этих противоположных фасадов возникло потому, что северо-западный угол яруса звона изначально был отведен для устройства особой камеры, в которой находился механизм колоколенных часов.

К основному объему колокольни с востока примыкает пониженный двухъярусный прямоугольный в плане алтарь Предтеченской церкви, а с севера - массивное двухъярусное богато украшенное крыльцо.

В соответствии с внутренней конструкцией, фасады звонницы расчленены горизонтальными декоративными тягами на три яруса; углы оформлены лопатками, а оконные проемы - богатыми наличниками с килевидными завершениями. В целом композиция основного объема памятника восходит к упомянутой ростовской звоннице. От нее же унаследован и прямоугольный в плане алтарь. Однако ростовская звонница никогда не имела часов и какого-либо устройства для них, нет у нее особого крыльца. Иная у нее и внутренняя конструкция. Объем ростовской звонницы, расположенный ниже яруса звона, не имеет деления на этажи, напротив - он расчленен двумя внутренними продольными стенами на три очень высоких колодцеобразных помещения, среднее из которых предназначалось для церкви Входа в Иерусалим.

Своим делением на ярусы Борисоглебская звонница ближе к упоминавшимися звонницам Угличского Воскресенского и Толгского монастырей. Отличается Борисоглебская звонница от ростовской и формой покрытия. Вместо позакомарного покрытия у нее изначально была устроена обыкновенная двускатная кровля. Если у ростовской звонницы в подражании с рядом стоящему древнему Успенскому собору (нач. XVI в.) окна не имеют никакого декоративного оформления, то наличники Борисоглебской звонницы типичны для архитектуры конца XVII в.

Следует отметить, что трехпролетную конструкцию яруса звона имеет большинство известных звонниц палатного типа XVII в. Таковы звонница московского Симонова монастыря (ХVI, XVII в.), звонница Свирского Троицкого монастыря (между 1647 и 1674 гг.), звонница московского Успенского собора “Иван Великий” (рубеж 60 - 70-х гг. XVII в.), упомянутые ростовская, угличская и толгская звонницы и звонница 1691 г. суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Ни одна из указанных звонниц Ростово-Ярославской епархии не имеет особой камеры в ярусе звона для колоколенных часов. Ближайшей аналогией такой камеры Борисоглебской звонницы является камера для часов упомянутой звонницы московского Симонова монастыря. Возможно, именно она и послужила образцом в данном отношении для рассматриваемого памятника.

Но почему мастера и заказчики этого сооружения прибегли к столь далеко расположенному образцу, тем более что при устройстве упомянутой камеры пришлось существенно трансформировать стаявшую уже привычной конструкцию трехпролетного яруса звона? Очевидно, ответ заключается в следующем.

Такие важнейшие монастыри Ростова и его окрестностей, как Авраамиев, Белогостицкий, Троице-Варницкий, Спасский, а также архиерейский двор обладали к концу XVII в., а некоторые из них и раньше, башенными часами. На исходе средневековья иметь такие часы стало престижным для большинства более или менее значительных монастырей. Данная тенденция и привела к возникновению часов на звоннице Борисоглебского монастыря.

Каково же происхождение крыльца борисоглебской звонницы?

Еще В.С. Баниге правильно установил, что крыльцо подобной конструкции существовало у Митрополичьих хором Ростовского архиерейского двора (Ростовского кремля), и указал на сходство этого крыльца с крыльцами Митрополичьих палат в Ярославле и “трапезной Белогостицкого монастыря”. Поскольку же крыльцо Митрополичьих хором (50 - 60-е гг. XVII в.) является самым ранним подобным сооружением в Ростово-Ярославской епархии, то можно утверждать, что оно, как и многие другие формы ансамбля Ростовского архиерейского двора, стало образцом для целого ряда аналогичных монументальных крылец различных сооружений Ростово-Ярославской епархии. К ним относятся крыльцо комплекса ц. Георгия (1683 - после 1685 гг.) Белогостицкого монастыря, крыльцо Митрополичьих палат в Ярославле (1680-е гг.), крыльцо рассматриваемой звонницы и, наконец, крыльцо (1695 г.) трапезной палаты того же Борисоглебского монастыря.

Особо следует остановиться на совершенно неизученном интерьере церкви Собор Иоанна Предтечи, располагавшейся во втором ярусе звонницы.

Рассматриваемый интерьер лишился всего своего церковного убранства, видимо, в конце 20 - начале З0-х гг. XX в. Основные же архитектурные формы интерьера сохранили свой первоначальный облик.

Собственно храм представляет собой прямоугольное в плане (10,51 Х 5,63 м), вытянутое по оси север - юг помещение, перекрытое лотковым сводом. Расстояние от уровня первоначального пола до шелыга этого свода составляет 7,2 м. Большие арочные оконные проемы расположены в южной и западной стенах. В церковь ведет единственный вход, устроенный в ее северной стене.

Благодаря тому, что высота помещения значительно превосходит его ширину, интерьер в целом выглядит довольно высоким. Весьма важную роль в образе интерьера играют кажущиеся огромными оконные проемы, заливающие внутреннее пространство церкви ровным интенсивным светом.

В основных своих элементах интерьер алтаря повторяет в уменьшенном виде вышеописанные формы интерьера собственно храма. Внутренние размеры прямоугольного в плане, вытянутого по оси север - юг алтаря - 6,92 Х 4,57 м. Шелыга лоткового свода отстоит от пола на 4,25 м. Широкие оконные проемы, устроенные в южной и восточной стенах, хорошо освещают алтарное пространство. Поскольку лотковый свод расположен довольно низко, то над упомянутыми окнами устроены распалубки. В стенах алтаря имеются многочисленные ниши, предназначающиеся как для ритуальных целей, так и для хранения церковной утвари.

Характерной чертой рассматриваемого интерьера является то, что алтарь полностью зрительно изолирован каменной стеной от помещения для молящихся. Изначально последнее с алтарем соединяли два невысоких проема, средний из которых предназначался для царских врат, второй (ныне заложен) - для северных врат иконостаса.

Рассматриваемый интерьер принадлежит к вполне определенному и пока малоизученному типу храмового интерьера.

Данному типу интерьера присущи прямоугольное в плане, бесстолпное, вытянутое по оси север - юг, перекрытое лишенным светового барабана коробовым или лотковым сводом пространство собственно храма и зрительно изолированный от него прямоугольный в плане или трехапсидный алтарь. По всей видимости, такой тип интерьера был выработан к середине XVI в., в основном, при строительстве монастырских трапезных церквей. Во всяком случае, уже интерьер Успенской трапезной церкви (1552 - 1557 гг.) Соловецкого монастыря обладает всеми основными чертами этого типа. В последующем происходит как бы отделение церкви с интерьером указанного типа от трапезной палаты. В XVII в. церкви с подобными интерьерами распространились не только в монастырском, но и в посадском строительстве. Такова, например, московская церковь Рождества Богородицы (1649 - 1652 гг.) в Путинках. Разумеется, для более полного раскрытия истории происхождения и бытования данного типа церковного интерьера необходимо специальное исследование.

Теперь попытаемся определить, каково было первоначальное или близкое к первоначальному убранство рассматриваемого интерьера, и, в частности, облик его иконостаса.

Для крепления конструкции последнего в процессе строительства церкви в местах соединения боковых стен с восточной ее стеной были устроены специальные вертикальные пазы, весьма характерные для архитектуры того времени.

Паз в северной стене расположен на высоте 174 см от современного уровня пола. Высота паза - 255 см, ширина - 15 см, глубина - 16 см. Паз южной стены находится на высоте 178 см от уровня того же пола. Высота паза - 258 ом, ширина - 19 см, глубина - 31 см.

Иконостас Предтеченской церкви в наиболее ранних из известных “Книгах описных Ростовского Борисоглебского монастыря 1748 г.”. (Далее - Опись 1748 г.) представлен следующим образом: “Над царскими дверьми деисус в тябле, образ Всемилостивого Спаса и Богородичен, и Предтечев с протчими дватцеть одна икона, писаны на красках”. Как видим, по своему типу иконостас церкви был весьма традиционным, даже архаичным. Он имел тябловую конструкцию и состоял из одного деисусного чина, включавшего в себя 21 икону, которые были лишены каких-либо украшений, и местных икон (см. ниже).

Казалось бы, установить примерную высоту икон вместе с тяблами этого деисуса несложно, достаточно знать высоту упомянутых пазов. Однако простые расчеты показали, что фигурирующий в Описи 1748 г. деисус, видимо, имел высоту значительно меньшую, чем высота предназначенных для установки иконостаса пазов. В самом деле, если принять, что центральная икона Спаса была примерно в два раза шире остальных икон деисуса, то примерная ширина этих последних равнялась 47 - 48 см. Если деисус был полнофигурным, то высота икон могла превосходить их ширину лишь в 2 - 3 раза, а если поясным, то и того меньше. Значит, иконы деисуса в высоту имели самое большее 144 см.

Высота тябла рассматриваемого иконостаса вряд ли превосходила 15 - 20 см. Так, например, дошедшие до нас тябла иконостаса Церкви Иоанна Богослова (1687 г.) близ Ростова имеют высоту 16 см.

Если иконы рассматриваемого деисуса крепились без верхнего тябла, то вместе с нижним тяблом этот деисус в высоту составлял около 160 см или несколько меньше. Высота же упомянутых пазов равнялась 255 и 258 см (см. выше). Получается, что зодчие церкви устроили пазы в расчете на более высокий и, видимо, многоярусный иконостас. Но этот замысел не был осуществлен, по крайней мере, в первые шесть десятилетий существования Предтеченской церкви.

Для сравнения: в церкви Входа в Иерусалим, расположенной в первом ярусе знаменитой ростовской соборной звонницы (около 1682 г., около 1688 г.), высота пазов для крепления иконостаса составляет 288 см, что, как видим, лишь немного превосходит высоту соответствующих пазов Предтеченской церкви. И в пазах Входоиерусалимской церкви изначально крепился иконостас, состоявший из трех ярусов: праздничного, деисусного и пророческого.

Для максимально полной характеристики местного ряда иконостаса Предтеченской церкви ниже приведем без изъятий выдержку из Описи 1748 г. с описанием этого ряда: “В церкви Божия милосердия царския двери, на тех дверях образ Благовещения Пресвятые Богородицы и евангелисты писаны на красках. Сень и образы Троицы и Тайныя вечери и столпцы деревянныя, на столпцах и на сени писаны Спасов образ со ангелы и протчими святыми на красках.

По правую сторону царских дверей образ Всемилостивого Спаса в молении Преподобных Сергий и Никон писан на красках; Образ Собор Иоанна Предтечи писан на красках, венец и цата серебряные позолочены; Образ Благоверных князей Бориса и Глеба писан на красках ветхой; Образ преподобного отца Герасима и жена Иордания писан на красках, новой.

По левую сторону царских дверей образ Пресвятая Богородицы Одигитрия писан на красках.

На северных дверях архидиакон Стефан писан на красках; Образ Иоанна Богослова писан на красках, ветхой; Образ преподобного Сергия Радонежского чюдотворца, писан на красках. А те местные образы все в киотах деревянных, киоты обиты жестью. У тех местных образов пелены холщовые писаны красками, в том числе у Богородичного образа пелена выбойчатая, бумажная. Перед теми ж образами пять лампад жестяных с кистями нитяными”.

Как видим, иконы не только деисусного, но и местного ряда иконостаса были очень скупо украшены. Живопись икон не скрывали обычные для богатых церквей дорогие металлические оклады и другие украшения. Аскетизм оформления интерьера собственно храма подчеркивало и то, что на других его стенах, не имевших росписи, судя по той же Описи 1748 г., вообще отсутствовали какие-либо предметы церковного убранства. А это, в свою очередь, необычайно усиливало художественный эффект, производимый иконостасом. В белостенном, очень хорошо освещенном пространстве этот иконостас отличался исключительной выразительностью.

Характерной чертой данного иконостаса являлось то, что, судя по расположению дверного проема, алтарные царские врата находились не строго посредине местного ряда, а с некоторым смещением к северу, то есть этот местный ряд был асимметричным.

Все сказанное позволяет выполнить схематическую графическую реконструкцию рассмотренного иконостаса. Подстать убранству собственно храма очень небогатым было оформление алтаря. Оно включало в себя, кроме обычных богослужебных предметов, всего четыре иконы. Упомянутая архаичность иконостаса, а также зафиксированная Описью 1748 г. ветхость отдельных элементов оформления интерьера Предтеченской церкви позволяют считать, что это оформление близко к первоначальному, то есть относится, в основном, к 1690 г. - времени освящения храма.

Итак, в результате настоящего исследования с большей или меньшей определенностью выяснилось происхождение основных архитектурных форм рассмотренного памятника, а также он предстал перед нами не только в качестве звонницы, но и как храм.

Источник: Мельник А.Г. О звоннице Борисоглебского монастыря. В кн.: Колокола и колокольни Ростова Великого. Сообщения Ростовского музея. Вып. VII. Ярославль, 1995. С. 215–226. http://www.rusarch.ru/melnik15.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.