ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь.


Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1644.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Курганская область, Далматовский район, г. Далматово, Советская ул., д. 194

Координаты: 56.257624, 62.940027
Проезд:180 км от Екатеринбурга в сторону Шадринска, 190 км от Кургана с сторону Екатеринбурга. От вокзала ст. Далматово пешком, примерное расстояние 700 м





Сортировка:

Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид с запада<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
26 июня 2022
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юлия Шлентова
29 августа 2021
Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид от моста через Исеть<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид от моста через Исеть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
16 апреля 2021
Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид со стадиона<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид со стадиона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
16 апреля 2021
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Ivan Loginov
8 июля 2017
Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид с моста через р. Исеть<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид с моста через р. Исеть
artysta343
27 июля 2014
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юрий Артемин
10 марта 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юрий Артемин
10 марта 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юрий Артемин
10 марта 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юлия Шлентова
8 января 2012
Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид на главные монастырские ворота с площади<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид на главные монастырские ворота с площади
Victor
10 августа 2008
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 октября 2009
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 октября 2009
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Бусыгин Б.А.
23 августа 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, Забор и западные ворота монастыря<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Забор и западные ворота монастыря
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
8 июня 2019
Далматовский Успенский мужской монастырь, Юго-западная башня<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юго-западная башня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
8 июня 2019
Далматовский Успенский мужской монастырь, Юго-восточная башня имеет значительный наклон<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юго-восточная башня имеет значительный наклон
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
8 июня 2019
Далматовский Успенский мужской монастырь, Монастырская гостиница<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Монастырская гостиница
artysta343
23 апреля 2017
Далматовский Успенский мужской монастырь, Место обретения мощей св. Далмата Исетского<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Место обретения мощей св. Далмата Исетского
artysta343
27 июля 2014
Далматовский Успенский мужской монастырь, восточные ворота и Успенский собор<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
восточные ворота и Успенский собор
Дмитрий Кожихов
24 августа 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, стена, северо-восточный угол<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
стена, северо-восточный угол
Дмитрий Кожихов
24 августа 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, внутренний двор, вид на юго-восточную башню<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
внутренний двор, вид на юго-восточную башню
Дмитрий Кожихов
24 августа 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, внутренний двор, вид на юго-западную башню<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
внутренний двор, вид на юго-западную башню
Дмитрий Кожихов
24 августа 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, территория монастыря более 40 тысяч кв. метров<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
территория монастыря более 40 тысяч кв. метров
уксянкаЕ956УХ150
6 июля 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, помещение купели<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
помещение купели
vlad637
5 июля 2013
Далматовский Успенский мужской монастырь, святой источник<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
святой источник
vlad637
1 сентября 2012
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
vlad637
1 сентября 2012
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юлия Шлентова
8 января 2012
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юлия Шлентова
8 января 2012
Далматовский Успенский мужской монастырь, Испольование внутренней стены  для сушки белья<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Испольование внутренней стены для сушки белья
Юлия Шлентова
8 января 2012
Далматовский Успенский мужской монастырь, , Далматово, Далматовский район, Курганская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 октября 2009
Далматовский Успенский мужской монастырь, Святой источник прп. Далмата, над источником возведена купальня		      <br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Святой источник прп. Далмата, над источником возведена купальня
Victor
17 февраля 2008
Далматовский Успенский мужской монастырь, Стены монастыря<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Стены монастыря
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Южная стена, заброшенная часть.<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Южная стена, заброшенная часть.
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Юго-западная башня<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юго-западная башня
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Монастырская стена - вид изнутри монастыря<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Монастырская стена - вид изнутри монастыря
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Южная стена монастыря, юго-восточная башня. Справа виден бывший гостевой домик.<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Южная стена монастыря, юго-восточная башня. Справа виден бывший гостевой домик.
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Южная стена монастыря<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Южная стена монастыря
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид на монастырь с западной стороны. Городская котельная до сих пор действует на территории монастыря<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид на монастырь с западной стороны. Городская котельная до сих пор действует на территории монастыря
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Юго-западная башня<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юго-западная башня
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Юго-восточная башня<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Юго-восточная башня
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, Восточные ворота<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Восточные ворота
Bliss_
3 января 2007
Далматовский Успенский мужской монастырь, 1931 год<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
1931 год
Алексей Кротов
1 июля 1931
Далматовский Успенский мужской монастырь, Ориентировочная датировка: 1914-1917 гг.<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Ориентировочная датировка: 1914-1917 гг.
Алексей Кротов
1 июля 1916
Далматовский Успенский мужской монастырь, С.М.Прокудин-Горский, Вид с колокольни монастыря, 1912 http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/colorpg_13.html<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
С.М.Прокудин-Горский, Вид с колокольни монастыря, 1912 http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/PG/colorpg_13.html
Минченко Оксана
1 июля 1912
Далматовский Успенский мужской монастырь, С почтовой открытки 1909 года<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
С почтовой открытки 1909 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1909
Далматовский Успенский мужской монастырь, http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_10999/viewer/<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
http://нэб.рф/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_10999/viewer/
Андрей Агафонов
1902
Далматовский Успенский мужской монастырь, Вид от р. Исети. 1912, фотография Прокудина-Горского С сайта http://www.ps-spb2008.narod.ru/ur_dalmatov1.htm<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Вид от р. Исети. 1912, фотография Прокудина-Горского С сайта http://www.ps-spb2008.narod.ru/ur_dalmatov1.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
Далматовский Успенский мужской монастырь, Фото 1937 года П.Кукарина. Северные святые ворота и гостиные кельи. "Далматовский краеведческий музей"<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Фото 1937 года П.Кукарина. Северные святые ворота и гостиные кельи. "Далматовский краеведческий музей"
Дмитрий Дроздецкий
Далматовский Успенский мужской монастырь, Дореволюционное фото с сайта Шадринской епархии<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Дореволюционное фото с сайта Шадринской епархии
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Далматовский Успенский мужской монастырь, Скорбященский храм в монастыре. Фото нач. ХХ века.<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Скорбященский храм в монастыре. Фото нач. ХХ века.
Алексей Кротов
Далматовский Успенский мужской монастырь, Во время праздника в 2015 году<br>, Далматово, Далматовский район, Курганская область
Во время праздника в 2015 году
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 июня 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сычугов Михаил
 
Сычугов Михаил  23 февраля 2007

Монастырь основан в 1644 году на высоком левом берегу реки Исеть в месте впадения в неё реки Течи. Монастырь не раз сжигали дотла кочевники, пока в 1713-24 гг. не были возведены каменные стены с двумя высокими башнями. Неприступная крепость многое выдержала за свою долгую историю. В 1762 году в Зауралье произошло крестьянское восстание, вошедшее в историю России под названием «Дубинщина». Восставшие осадили Далматовский монастырь, полностью отрезав его от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска деблокировали крепость. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга.

Так и стояла неприступная твердыня до 1917 года, на страх врагам, на радость добропорядочным жителям. Однако, как известно, нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. После революции на территории монастыря сначала разместили сельскохозяйственную коммуну, затем завод по изготовлению молочных бутылок. Это привело к его разграблению и почти полному разрушению. И сейчас потрескавшиеся крепостные стены со сломанными зубцами, обветшавшие башни, церкви со снесенными куполами являются зримыми памятником трагической истории России. Впрочем, монастырь снова действует, отремонтирована надвратная церковь и часть крепостной стены, но работ по восстановлению здесь ещё на многие десятилетия.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2007

Далматовский Успенский Исетский монастырь, 3 класса, общежительный, в заштатном городе Далматове, Шадринского уезда, Пермской губернии, на берегу реки Исети. Основан в 1644 году иноком Невьяжского (Тобольское епископство) монастыря (ныне упраздненного) Далматом (в мире — Тобольский казак Дмитрий Мокринский). В то время место, занимаемое ныне монастырем, принадлежало Тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и, опасаясь возникновения там обители, решился напасть на пришельца и погубить его; но явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила ему причинять обиду отшельнику, и он, устрашенный этим чудесным видением, смиренно пришел к Далмату и отвел ему часть своей земли для обители (вероятно, тогда же оставил там свои шишак и кольчугу, доселе хранящиеся в монастыре).

В XVII веке монастырь не раз подвергался опустошению и разрушению от калмыков (в 1651 году) и башкир (в 1662 и 1664 годах) и снова, по милости Божией, восстанавливался трудами его настоятелей. Впоследствии монастырь был окружен стеною и укреплен настолько, что при геройской защите братии в состоянии был во время Пугачева выдержать трехдневную осаду бунтовщиков.

В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившиеся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие ее пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы — двухклассная и одноклассная.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Титов П.Н.  30 января 2015

Ансамбль Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря имеет особое значение для Зауралья. Как и многие другие объекты культурного наследия религиозного назначения, он имеет богатую историю становления и, к сожалению, разрушения. Становление Монастырь берет свое начало в 1644 году, когда монах Далмат на высоком левом берегу реки Исети выкопал себе пещеру, ставшую вскоре приютом для других верующих. Постепенно обитель обросла деревянными постройками, постоянно уничтожаемыми пожарами. После очередного пожара в 1704 году было решено строить каменную Успенскую церковь. В это время роль монастыря как форпоста на южных рубежах Российского государства была уже вполне очевидна. Одновременно со строительством Успенского собора, завершившегося в 1719 году, за счет государственных средств было начато строительство каменной монастырской стены с башнями, продолжавшееся около 50 лет. В основном облик монастыря сформировался к середине XVIII века. Монастырские постройки окружила крепость в форме шестиугольника с широкими стенами, завершенными зубцами. На северо-западном и северо-восточном углах были построены бастионы, а юго-западный и юго-восточные углы завершали две башни. Центром архитектурного ансамбля являлся Успенский собор, имевший придельную Дмитриевскую церковь. Еще одна церковь находилась над восточными святыми воротами. Внутри ограды были построены игуменская и братские кельи, многочисленные хозяйственные постройки. В строительстве монастыря проявились лучшие черты архитектурного стиля, получившего название «уральское барокко». Эта архитектурная традиция повлияла на весь историко-архитектурный облик Далматово и его округу. К середине XVIII века монастырь был центром духовного просвещения и образования и одним из ведущих экономических центров восточной части Российской империи. Монастырю принадлежали значительные земельные владения с крестьянами, хозяйственные заимки, а также железоделательный завод, на месте которого впоследствии был основан город Каменск-Уральский. Строительство монастыря продолжалось и в XIX веке.

Самой заметной постройкой стала церковь «Всех Скорбящих Радосте», возведенная около усыпальницы Далмата. Тогда же к южным стенам были пристроены кирпичные кельи, а к западным – помещение, в котором размещалось уездное духовное училище. Из стен этого училища вышло множество выдающихся личностей: будущий настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме, известный ученый и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин); изобретатель радио А.С. Попов; учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности и красноречия А.Ф. Мерзляков; профессор, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, организатор Томского университета В.М. Флоринский; известный зауральский краевед, просветитель, археолог и писатель А.Н. Зырянов; писатель, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов. Разрушение В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а в зданиях монастыря располагались краеведческий музей, народный дом, драмтеатр. В годы Великой Отечественной войны помещения были приспособлены под госпиталь. Сразу после окончания войны на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 года монастырь является памятником местного, а с 1974 года – республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам. С 1989 года начался процесс вывода завода с территории монастыря, завершившийся в 1994 году, когда монастырь полностью был передан в пользование Курганскому епархиальному управлению. С этого времени начался долгий процесс восстановления православной святыни.

Степень утрат историко-культурной ценности и степень сохранности этих объектов различна. Утрачены главы и перекрытия Успенского собора, колокольня и северное крыльцо для входа в верхнюю церковь, собор из двухэтажного переделан в четырех-этажный, при этом были уничтожены его своды. Не сохранились завершения на башнях. Утрачено венчающее Скорбященскую церковь пятиглавие, упрощена форма ее крыши, здание превращено в двухэтажное. При сооружении фундамента заводского цеха разобраны на кирпич северо-западный бастион и часть стены, а также зубцы с северо-восточной и юго-восточной стен. К юго-западным и западным кельям возведены двухэтажные пристрои, а внутренняя планировка, перекрытия, кровля утрачены. На всех объектах не осталось лестничных маршей и крыш, заложены или устроены новые дверные и оконные проемы. Для нужд производства была разрушена значительная часть стены рядом с северными воротами и сделан проезд. С этой же целью демонтирован контрфорс на юго-восточной башне, что привело к ее прогрессирующему отклонению от вертикали. Но далматовская «падающая башня», к сожалению, не предмет для гордости. Особо надо отметить утрату исторически сложившейся планировки и ландшафта территории монастыря, возникновение многих диссонирующих объектов, закрывающих собой виды на древнюю архитектуру. Возрождение Сегодня ансамбль Далматовского монастыря – объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс монастыря сохранил свои основные доминанты: Успенский собор – первую каменную постройку в Зауралье, церковь «Всех Скорбящих Радосте», юго-западную и юго-восточную башни, северо-восточный бастион в составе монастырских стен, надвратную церковь у северных ворот. Сохранились также кельи, пристроенные с юга и запада к крепостной стене. За 20 лет, прошедших с момента начала возвращения монастыря епархии, стараниями подвижников сделано немало на пути восстановления былого величия памятника. Не осталось в стороне и государство. Уже в первые годы восстановление монастыря шло при участии средств Министерства культуры РФ.

С 2001 года регион участвует в федеральной целевой программе «Культура России», в результате чего на памятнике проводятся систематические ремонтно-реставрационные работы. За это время освоено около 27 миллионов рублей: восстановлена надвратная церковь – первый (и, к сожалению, не самый удачный) пример комплексной реставрации монастырского объекта; отреставрирована крыша северных келий, и сегодня оба эти объекта используются монастырем. Участками ведется реставрация монастырских стен, восстанавливаются утраченные элементы. Проводится поэтапная комплексная реставрация церкви «Всех Скорбящих Радосте». Именно на этот объект, менее всего пострадавший в период индустриального прошлого, был направлен основной объем денежных средств по федеральной программе. В этом году завершены работы по восстановлению пятиглавия церкви, освоено 6,9 млн. руб. Реставрационные работы проводятся и за счет средств монастыря. Так были восстановлены игуменские кельи и часть братских келий, часовня, находящаяся напротив северных ворот, проводится работа по благоустройству. Благодаря поддержке администраций Далматовского района, города Далматово и при участии местных предприятий территория монастыря постепенно освобождается от поздних диссонирующих построек.

С 2008 года полномочия по государственной охране Далматовского монастыря возложены на Управление культуры Курганской области. В этот же год специалистами управления было проведено полное обследование всех монастырских объектов, благодаря чему стали известны проценты утрат каждого объекта, появилась возможность прогнозировать затраты и планировать работы. В первую очередь управлением разработан проект зон охраны памятника, совместно с администрацией г. Далматово на условиях софинансирования.

В настоящее время проект проходит процедуру согласования. Сегодня на площади в 4,7 га территории, занимаемой монастырем, проживают постоянно или временно 20–30 человек. Конечно, есть движение паломников, туристов, есть прихожане, однако об эффективности использования объекта пока говорить не приходится. Будущее монастыря – в использовании всех потенциальных возможностей, включая существование на базе монастыря образовательного комплекса, производства предметов религиозного назначения, народных промыслов, Юго-западные кельи и башню, постройки духовного училища можно приспособить для размещения муниципального историко-краеведческого музея, что позволит освободить и передать епархии в пользование здание Николаевского храма, ныне занимаемое музеем и также являющееся объектом федерального значения. Это решение приведет и к увеличению площадей музея, и к восстановлению лежащих в руинах исторических построек, и к возможности вкладывать в реставрационные работы средства местного бюджета. Однако возможности использования некоторых объектов можно будет оценить только после проведения инженерных исследований.

Наиболее сложной является ситуация с Успенским собором. Сегодня нет полной уверенности в возможности восстановления утраченных сводов без опасности разрушения здания в ходе снятия межэтажных перекрытий. В настоящее время ремонтно-реставрационные работы финансируются, прежде всего, из федерального бюджета. Средства выделяются Министерством культуры РФ на основе заявок, формируемых регионами. Ежегодный организационно-финансовый план реализации программы утверждается министром культуры после благословения патриарха, поскольку именно в финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата происходит пообъектное распределение средств программы.

Сайт Епархии


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 марта 2017

Преподобный Далмат, основавший Успенский Далматовский монастырь, был дворянином, на протяжении десятилетий до монашеского пострига несшим военную службу. Мы не знаем, как его отец, Иван Мокринский, выходец из Рязанского края, оказался в Сибири, но в 1594 году, когда родился его старший сын Дмитрий, он значился казачьим атаманом в Берёзове. В 1628 году семья Мокринских (мать святого была крещёной татаркой, из чего можно заключить, что отец его на ней женился уже в Сибири) перебрался в Тобольск; около шести лет Дмитрий Мокринский служил в Вагайском острожке; в 1636 году вернулся в Тобольск. К тому времени он давно уже обзавелся собственным семейством. Его сын, архимандрит Исаак, писал, о тогдашней жизни своего батюшки: "Не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа к церкви". Последняя фраза этого свидетельства важна - она показывает, что будущий подвижник, исправно неся свою светскую службу и с усердием занимаясь домостроительством, тем не менее несколько томился жизнью в миру и душой всегда устремлялся к Богу.

Тут требовалось какое-то событие, чтобы устремления эти реализовались. По-видимому, таким событием стала смерть жены - во всяком случае, вскоре после этого Дмитрий Мокринский оказался в Невьянске, в тамошнем Богоявленском монастыре, где его постригли в монашество с именем Далмат. Было святому в ту пору пятьдесят лет. В этой обители преподобный не слишком задержался - в 1644 году, когда братия захотела его избрать в строители (настоятельская должность), он, желавший отшельнических подвигов, покинул монастырь и ушёл на юг. Ушёл налегке, взяв с собой лишь икону Успения Божией Матери. Путь монах Далмат одолел неблизкий - около 250-ти километров, - прежде чем ископал себе пещерку на левом берегу Исети, у впадения в неё речки Течи, где и предался неусыпной молитве. Тогда это была граница русского мира. Сама земля, на которой поселился святой Далмат, принадлежала ясачному татарину Илигею. Тот поначалу всячески досаждал подвижнику, опасаясь, что вслед за ним придут другие русские, даже порывался убить его, однако после вразумления, полученного во время явления ему Божией Матери, отношение к преподобному изменил, подарил ему землю под устройство нового монастыря и даже снабдил его шлемом и кольчугой - предметами нелишними в этих местах, случилось это в 1646 году. Вскоре к Далмату стали собираться ученики, и на берегу Исети появилась новая обитель с деревянной Успенской часовней. Спустя пять лет произошла трагедия. В 1651 году святой основатель монастыря некоторое время был в отлучке по делам, а когда вернулся, то на месте обители обнаружил лишь пепелище. Выяснилось, что приходили калмыки, сожгли монастырские постройки, несколько иноков убили, а остальных увели в плен. Сохранилась лишь икона Успения Божией Матери, целой и невредимой обнаруженная среди головешек. С тех пор образ этот почитался чудотворным.

С ещё большим усердием принялся преподобный восстанавливать монастырь. Объявился у него и прекрасный помощник - его сын, постриженный в монашество с именем Исаак. Возвели деревянную Успенскую церковь, кельи, подсобные постройки, завели строгий устав. Настолько строгий, что в 1664 году последовал донос на то, что в обители не отмечают именины царя Алексея Михайловича и членов царской семьи. На все обвинения преподобный с достоинством отвечал, что в дни постов в монастыре служатся лишь молебны о здравии, "царские" же празднования отмечаются после Светлой недели. В 1666 году в обители учредили игуменство - первым официальным настоятелем стал сын Далмата Исаак. Преподобный прожил невероятно долгую жизнь, он мирно почил в 1697 году, 103-х лет от роду, и был погребён в алтаре Успенского храма, в кирпичном склепе. В начале ХVIII века в монастыре развернулось каменное строительство. В 1707-1720 годах к западу от деревянной церкви воздвигли грандиозный Успенский собор - невидимый до того не только в Далматове, но и за его пределами. Начиная строительство, ориентировались на возведённый двадцатью годами раньше Софийский собор в Тобольске, однако в ходе работ проект изменялся, и в результате вырос огромный двухэтажный храм - с четырёхстолпной двусветной нижней и бесстолпной верхней церквами (сочетание, вообще говоря, уникальное), с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. Стилистически это было сооружение многосоставное, оно вобрало в себя черты и украинского зодчества, и нарышкинского барокко, и древнерусской архитектуры. Чуть позже монастырь окружили каменными стенами с тремя башнями.

Славен был Далматовский монастырь в ХVIII столетии - в нём работали многие талантливые иконописцы, имелась достойнейшая библиотека, действовали певческая школа и славяно-латинская семинария. В ХIХ - начале ХХ века строительство продолжилось. В 1871-1881 годах над погребением преподобного Далмата возвели храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", исполненный в духе модной тогда эклектики; в 1917 году во имя апостола Иоанна Богослова освятили надвратную церковь. После Октябрьской революции власти превратили обитель в "музейный монастырь", упразднённый в 1928 году - тогда же были совершены последние богослужения в Скорбященском храме. Многие реликвии, в том числе чудотворная икона Успения Божией Матери, оказались утрачены; доспехи, подаренные татарином Илигеем преподобному Далмату, передали в Свердловск, на музейное хранение. В стенах бывшей обители разместилась сельскохозяйственная коммуна. С водворением в 1945 году в бывшем монастыре Молмашзавода был обезображен надстройкой Успенский собор, в нём уничтожили могилу архимандрита Исаака; в Скорбященском храме, в усыпальнице святого Далмата, устроили гальваническое производство...

В 1992 году монастырь был возрождён, с тех пор он постепенно восстанавливается; основные богослужения совершаются в Скорбященском храме, где в 1994 году состоялось обретение мощей преподобного Далмата - ныне это главная святыня Далматовской обители.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №192, 2016 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 февраля 2025

Далматовский Успенский мужской монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру – тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель.

В то время это место принадлежало тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и опасаясь появления там монастыря, решился напасть на пришельца и погубить его. Явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила причинять обиду отшельнику, так что тот, устрашенный этим чудесным явлением, смиренно пришел к Далмату и даровал во владение для будущего монастыря всю Приисетскую вотчину, став первым благотворителем вновь устрояемой обители. Тогда же, по монастырскому преданию, Илигей подарил Далмату в знак уважения свои шишак и кольчугу, хранившиеся в монастыре как святыня до закрытия обители в начале ХХ в.

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 г.г.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 г.г. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 г.г. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е. Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.

Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 г.г. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 г.г. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя свт. Стефана, еп. Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой прп. Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.

Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях.

Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова А.Ф. Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д. Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н. Зырянов.

После революции в начале 1920-х г.г. монастырь превращен в музей, в конце 1920-х г.г. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П. Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. 

В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 г.г. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса.

В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

«ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ». Энциклопедия. http://www.zdravrussia.ru/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 февраля 2025

«…Одним из первых в Зауралье был основан в 1644 г. Далматовский Успенский монастырь, впоследствии ставший крупнейшим монастырем края. Так, уже к середине XVIII в. ему принадлежало село, 7 деревень, 2158 душ крестьян.

Далматовский монастырь явился одним из главных оплотов самодержавной власти в Сибири. Он сыграл значительную роль и в подавлении крестьянских выступлений (монастырские стены были свидетелями крестьянского восстания 1762-1764 гг., названного историками "Дубинщиной", и Крестьянской войны 1773-1775), и в обороне восточных рубежей России, и в выполнении ряда идейно-политических функций. Далматовскому монастырю, в частности, отводилось определенное место как в административно-управленческом аппарате церкви (он контролировал деятельность церквей и монастырей Далматовского заказа и управлял ими), так и в системе духовного просвещения края (в начале XVIII в. монастырем была открыта школа, которая готовила грамотных священников для всего Исетского края, при ней велось также обучение грамоте и нерусского населения).

Наряду с этим монастырская цитадель использовалась и в качестве тюремного застенка, стала карательным орудием в борьбе не только с противниками церкви, но также с политическими и уголовными преступниками. Немалая роль отводилась Далматовскому монастырю и в искоренении зауральского раскола.

К истории Далматовского Успенского монастыря исследователи обращались неоднократно. Среди дореволюционных работ, посвященных этой проблеме, особое место занимают труды Г.С. Плотникова, получившие достаточно высокую и положительную оценку у историков уже в XIX - начале ХХ в. Следует отметить, что эти труды не потеряли своего значения и для современного исследователя, так в распоряжении Г.С. Плотникова, с 1816 г. занимавшего должность учителя, а потом инспектора училища при Далматовском монастыре, находились материалы, не сохранившиеся до наших дней.

Еще до публикации своей основной книги "Описание Мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшим приписным к нему женского Введенского монастыря" Г.С. Плотниковым была проведена большая работа по систематизации сведений, содержащихся в архивных документах, и предпринимались попытки изложить историю монастыря. Среди источников, использованных им, упоминается "копия с записи архимандрита Исаака об основании Далматовского монастыря". Судя по всему, она была единственным документом, содержавшим биографические сведения об основателе монастыря старце Далмате (в миру - Дмитрий Иванович Мокренский). Этими сведениями в пересказе Г.С. Плотникова пользовались и все последующие историки. Эта копия, хранящаяся в настоящее время в Синодальном собрании ГИМ под № 843, была сделана в последней четверти XVIII в. далматовским игуменом Адамом. Поскольку заглавие у рукописи отсутствует, предлагаем условно назвать ее "Известием об основании Далматовского монастыря". 

Записи в конце синодального списка "Известия" дают основание предполагать, что копия Адама была в свою очередь переписана с копии, сделанной при архимандрите Иакинфе (в 1763-1777 гг. занимал эту должность в Далматовском монастыре). Автором подлинника Г.С. Плотников, также основываясь на записях в конце рукописи, называет архимандрита Исаака. Судя по тексту "Известия", архимандрит Исаак (в миру Иван Дмитриевич Мокренский), сын старца Далмата, живший в монастыре с 1650 г. и занимавший здесь с 1666 г. (с перерывами) должность игумена, действительно был автором этого сочинения. Исаак оставил заметный след в истории монастыря: при нем началось строительство каменных стен и построек, расширились земельные владения, увеличилась монастырская библиотека.

Архимандритом Исаак стал в 1702 г. и находился в этом сане до смерти в 1724 г. Таким образом, если принимать во внимание запись в конце копии, позволившую Г.С. Плотникову считать автором произведения Исаака, то "Известие" было написано им (а скорее всего продиктовано, о чем свидетельствует слово "читал", поставленное Исааком после его слов, заключавших текст "Известия": "Успенския обители Далматова монастыря архимандрит Исаак во уверение сего писания, дабы без сомнения было, пометил своею многогрешной рукою: "читал") между 1702 и 1724 гг. Ниже мы попытаемся еще более локализовать датировку памятника.

Условно "Известие" можно разделить на две части: в первой содержится подробный рассказ о Далмате и об основании им монастыря; во второй перечисляются по годам переписи монастырских земель. Казалось бы, такой переход от подробного повествования об основании монастыря к беглому перечислению переписей нелогичен. Но, с другой стороны, при рассмотрении данного сочинения в контексте конкретно-исторической обстановки видна взаимосвязь обеих частей произведения, цель которого обоснование и подтверждение прав монастыря на земельные владения.

Как известно, одним из основных средств приобретения земельных владений монастырями в Сибири был захват земель у нерусского населения. Позднее этот захват они пытались узаконить путем получения соответствующих документов на уже имевшиеся вотчины. Не был исключением в этом отношении и Далматовский монастырь. Земли, на которых поселился в 1644 г. Далмат, принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов "ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным". Илигей трижды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений, поэтому, на первый взгляд, не совсем ясно, каким образом основателю монастыря удалось одержать победу в борьбе с ним.

Не имея на эти земельные угодья юридических прав, далматовские старцы пытались представить дело как добровольное пожалование и найти соответствующие мотивы, побудившие к этому бывшего владельца земель. Поэтому в "Известии" и появляется версия о родстве Далмата с Илигеем, которая уже в литературе XIX в. подается как лишь неоспоримый факт, хотя из текста "Известия" видно, что это уловка Далмата. Одновременно рождается легенда о божественном прозрении татарского мурзы, также охотно используемая в дореволюционных исследованиях.

А.А. Дмитриев высказал предположение, что Далмат купил эти земли у Илигея. Однако вряд ли у Далмата были такие средства. Скорее всего он договорился с Илигеем об аренде угодий за более высокую плату, чем Королевы и Шипицыны. В "Известии" после сообщения о том, что весной 1645 г. Илигей отдал Далмату свою вотчину, идет фраза: "А от русских людей он же, Илигей татарин, приезжав, оборонял, и оброк с них брал". Ясно, что под "русскими людьми" здесь подразумеваются бывшие арендаторы Королевы и Шипицыны, которые, по версии "Известия", неоднократно натравливали Илигея на незваных переселенцев. А в последней части фразы речь идет о Далмате и его сподвижниках.

Как долго продолжалась выплата оброка и как старцам удалось. стать безраздельными хозяевами угодий на р. Исеть, источники не сообщают. Далматовские старцы поспешили предать забвению этот факт из первоначальной истории монастыря. Ни в одной челобитной на имя царя, ни в одном документе, касающемся монастырского землевладения, о нем не упоминается. Вероятно, это связано с царскими указами 1644, 1648 и 1662 гг., в которых "государь указал: в Софийской дом и во всех Сибирских городах в монастыри руским служилым и никаким людем, татаром и остяком, никаких угодий вкладу давати и продавать не велено, ни которыми делы, чтоб Сибирский архиепископ и в Сибирских городех в монастырех архимандриты и игумены и строители с братиею никакими землями без нашего Великого Государя указа не владели. В случае нарушения установленного порядка указ предписывал полученные монастырями земли "имать безповоротно безденежно", а отдавшим земли полагалось "чинить жестокое наказание". Иногда это указание действительно выполнялось.

Поэтому неудивительно, что далматовские старцы упорно, на протяжении многих лет добивались юридического подтверждения своих прав на эти земли. В 1651 г. они обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе боярину Василию Борисовичу Шереметеву "около своей пустыни о пустой земле и об рыбних ловлях и о всяких угодьях". B том же году на Белое Городище (так называлось место, где поселился Далмат) был послан сын боярский Павел Яковлевич Шульгин для "досмотру" указанных земель и описания границ владений монастыря , вслед за этой переписью в "Известии" перечислены переписи монастырских владений, произведенные в 1655(1656) г. сыном боярским Воином Дементьевым, в 1662 г. - письменным головой Кириллом Дохтуровым и в 1682-1683 гг. стольником Львом Поскочиным, причем в них неоднократно подчеркивалась неизменность размеров вотчины - "по тем же межам и урочищам".

Таким образом, вторая часть "Известия" уже была составлена в форме правового подтверждения монастырского землевладения. По какому же поводу могло быть написано "Известие"?

В 1708 г. в результате пожара сильно пострадали монастырские владения, в том числе частично сгорел архив: погибли выписки из переписных книг Л. Поскочина, И. Спешнева, переписанные книги В. Дементьева, данная Сибирским приказом закладная на р. Течу, список со сказок, "что поступились тюменские татары на Течу реку", и другие документы. Возможно, что из-за утраты этих документов и во избежание недоразумений при очередной переписи 1711 г. архимандритом Исааком и было составлено "Известие об основании Далматовского монастыря".

Анализ содержания памятника позволяет прийти к выводу, что "Известие" относится к жанру исторической повести. Вместе с тем оно испытало на себе и сильное влияние агиографического канона. С одной стороны, это было обусловлено как родом деятельности, так и кругом чтения автора произведения. Так, в распоряжении архимандрита Исаака находились монастырское книжное собрание и личная библиотека. В начале XVIII в. в книгохранительнице монастыря находилось несколько десятков книг и рукописей, подавляющее большинство которых составляла литература богослужебная и житийная. То же мы наблюдаем и в составе келейной библиотеки архимандрита Исаака, в которой следует особо выделить книгу "О чудесах пресвятыя богородицы"; оказавшую определенное влияние на текст "Известия".

С другой стороны, житийная окраска памятника объясняется также традиционной для того времени оценкой исторических явлений с точки зрения провиденциализма. Но если реализация общего замысла произведения, состоящего, как уже говорилось, в обосновании законности появления и существования Далматовского монастыря именно на этих землях, достигается в первой его части с помощью чисто средневековой апелляции к "промыслу Божьему", то использование "земных" доказательств владельческих прав монастыря-феодала на окрестные земли во второй части "Известия" показывает нам его автора как человека трезво и рационально мыслящего, который прекрасно понимал, что в новых исторических условиях одних чудес явно недостаточно.

Вместе с копией "Известия" в Синодальном собрании ГИМ хранится еще один документ, интересный тем, что также содержит свое образный очерк истории Далматовского монастыря. Это копия, сделанная игуменом Адамом с челобитной на имя царей Ивана и Петра, составленной игуменом Исааком и келарем Никоном, в которой содержалась просьба о денежном пожаловании на монастырские строения. Челобитная не датирована, поэтому время ее написания (1684-1696) можно определить следующим образом: нижняя грань - дата, упоминаемая в тексте челобитной последней (1664), верхняя - дата смерти царя Ивана (1696).

Впрочем, в документе есть место, косвенным образом позволяющее уточнить время написания челобитной. В ней говорится, что в 1684 г. цари Иван и Петр пожаловали далматовской братии "на строение церкви в девич монастырь и на книги, и на церковную утварь, и на колокола 100 рублей". Но этих денег для строительства церкви оказалось недостаточно: далматовские старцы смогли только заготовить лес, а на строительство средств уже не хватило. Поэтому они и обратились к царям с просьбой о денежном пожаловании. Вряд ли заготовка леса продолжалась длительное время. Следовательно, челобитная скорее всего была составлена в 1685-1686 гг. Подборка фактов в челобитной и их интерпретация также, как и в "Известии", определяются целью создания. Акцент в этом документе делается на бедствиях и трудностях, которые испытывал монастырь едва ли не с момента своего основания.

Следует отметить, что еще в 1886 r. Н.И. Тихомировым было опубликовано "Дело (1679 г.), производившееся в Сибирском приказе по челобитью игумена Далматовского Успенского монастыря в Пермской губернии Исаака с братиею о даче всепомоществования деньгами и церковными вещами на построение церкви", начинавшееся челобитной. Рассматриваемая нами челобитная в основном повторяет челобитную 1679 г. с той лишь разницей, что последняя составлена на имя царя Федора Алексеевича, не содержит сведений из жизни монастыря после 1679 г. и помимо просьбы о пожаловании денег включает просьбу о книгах, красках на "поновление" икон и другую утварь. Изложенные в 1679 г. факты почти дословно совпадают в обеих челобитных. Таким образом, можно сделать вывод, что историческая часть челобитных далматовских монахов была достаточно устойчивой и переписывалась из челобитной в челобитную с добавлением лишь фактов последнего времени.

Интересно отметить, что к челобитной 1679 г. прилагалась "роспись... что в монастыре том нужда церковных потреб и книг", в которой перечислялись необходимые книги и утварь. Эту роспись составил и собственноручно подписал бывший игумен, занимавший в 1679 г. должность келаря монастыря, Афанасий (в миру - Алексей Артемьевич Любимов-Творогов), известный впоследствии церковный деятель, писатель и книжник Афанасий Колмогорский. Как известно, Афанасий начал свою литературную деятельность еще в Далматовском монастыре. Следовательно, он мог быть автором или принимал участие в сочинении челобитной, послужившей образцом для всех последующих.

Естественно, что все исторические факты, изложенные в челобитных, не принимались в Москве на веру и перепроверялись через Тобольских воевод. Об этом свидетельствует документ в деле, опубликованном Н.И. Тихомировым, составленный по отпискам тобольских воевод И.А. Хилкова и А.А. Голицына. Так, в частности, в отписках подтверждались факты разорения монастыря башкирами в 1662, 1663 и 1664 гг. О помощи же со стороны монастыря отряду Д. Полуектова тобольские воеводы умалчивали…»

Источник: И.Л. Манькова Неопубликованные материалы по истории Далматовского успенского монастыря



Комментарии и обсуждение


Самое лучшее место во всем мире!!! Спасибо за все! Прекрасная обстановка в монастыре. Великолепная братия в монастыре. Хорошая гостиница. Замечательная трапезная. Монастырь, в котором душа одновременно наслаждается великолепием старины и успокаивается и отдыхает от обычных забот. превосходный источник. Все сделано от души, не ради денег, а для успокоения человеческих сердец. Монахи, которые помогут каждому, но очень строгие, мудрые и справедливые. Хочется отметить, что проживание в гостинице не ограничивается денежными рамками, т.е. кто сколько может дать, тот дает. Приезжайте в Далматовский Успенский мужской монастырь. Рекомендую послушать песню Петра Старцева - Посвящение Далматво. Песня, в которой описывается весь монастырь в целом.
19 января 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.