«…Особенно интересна церковь Благовещения с трапезной палатой. Она построена в 1530—1534 гг., как о том повествует храмозданная надпись на каменной плите, расположенной справа от входа в трапезную. Сооружение церкви Благовещения и трапезной вскоре после посещения монастыря великим князем Василием III и рождения у него сына заставляет предполагать, что строительство это было осуществлено в честь появления наследника. Видимо, она была возведена по распоряжению и на средства великого князя, как и одновременные ей «вкладные» храмы Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи в Кирилло-Белозерском монастыре, с первым из которых Благовещенская церковь имеет очень много общего.
Обширная трапезная на подклете и высокая изящная церковь, примыкающая к ее восточной стороне, образуют единое сооружение. Подобная композиция, строящаяся на противопоставлении горизонтального и вертикального объемов, весьма характерна для аналогичных построек XVI в. В Ферапонтове храм стоит не на продольной оси трапезной, а у ее длинной стороны, так же как в Кирилловском и Спасо-Прилуцком монастырях. Этот контраст усилен и двускатной крышей палаты, идущей в направлении север — юг, параллельно западному фасаду самого храма.
Благовещенская трапезная церковь принадлежит к редкой разновидности зданий, являющихся одновременно и звонницей. Такие постройки, но несколько более позднего времени, известны по Спасо-Каменному и Кирилло-Белозерскому монастырям. Вероятно, рассматриваемый памятник послужил для них прототипом. Это — стройный одноглавый храм кубической формы, разделенный на три этажа-яруса. Отсутствие алтарных апсид еще четче выявляет его кубичность, одновременно сближая здание с трапезной церковью Спасо-Прилуцкого монастыря. Высокий нижний ярус храма — перекрытое крестовым сводом подцерковье — использовался для хозяйственных нужд. Собственно храм занимал второй, основной этаж. Его квадратное в плане, бесстолпное помещение с сомкнутым сводом и распалубками по углам освещается четырьмя окнами, расположенными в восточной и южной стенах. Три дверных проема в западной стене (крайние — поздние) соединяют церковь с трапезной; внутристенная лестница в северо-западном углу ведет на колокольню.
Наиболее оригинален именно верхний ярус церкви, объединяющий колокольню с несколькими помещениями. Он образует сложный лабиринт различных камер, ходов и небольших комнат, группирующихся вокруг центра — высокого цилиндрического барабана, увенчанного ныне несколько вычурной главой XVIII в. Два помещения, вытянутые вдоль западной и частично северной стороны, были заняты некогда книгохранилищем и тайником; пять камер, соединенных узкими проходами с барабаном, открывались на восточном и южном фасаде арками. В проемах арок висели колокола, а барабан являлся великолепным резонатором.
Необычный ярус звона Благовещенской церкви находит прямые аналогии с верхним этажом-колокольней возведенного одновременно с ним храма Архангела Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря. Почти тождественны и другие архитектурные формы этих построек: членение фасадов на прясла, пилястры и карнизы, характер завершения в виде трех рядов килевидных кокошников (в Благовещенской церкви средний утрачен). Очевидно, их возводил один и тот же зодчий, которым, как предполагает С. С. Подъяпольский, был прославленный Григорий Борисов. Правда, ферапонтовский храм отличается от кирилловского исключительной легкостью и изяществом, подчеркнутой вытянутостью вверх всех своих форм, что слабее выражено в храме Архангела Гавриила.
Традиционнее и проще выглядит огромный объем трапезной палаты. Фасады ее оформлены лишь простыми лопатками, окна заключены в легкие обрамления с килевидными завершениями. Поставленная на высокий подклет, она кажется еще более значительной и монументальной. Основное ее помещение — большой квадратный зал с мощным столбом в центре, поддерживающим эффектные своды с распалубками. Зал прекрасно освещен: свет льется из окон, расположенных на западной, южной и частично северной стенах. Аналогичное решение имеет и палата подклетного этажа подсобно-хозяйственного назначения, которая находится под трапезным залом, только столб ее еще более массивен и, кроме того, она темная.
С севера к зданию прежде примыкала келарская палатка (сломана в XIX в.), остатки стен и сводов которой еще хорошо видны снаружи. С южной стороны трапезной находится двухъярусная паперть (перестроена в XVII-XVIII вв.); первоначально она имела открытую вверху арочную галерею с широкой лестницей, через которую был вход в палату…»
Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. - М., 1979.
РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск (rusarch.ru)