«…Главным, парадным въездом в монастырь служили каменные ворота в западной, обращенной к дороге стене ограды, как обычно, называвшиеся Святыми, с двумя небольшими храмами над ними — Богоявления и Ферапонта. Это хорошо сохранившееся сооружение построено в 1649 г. Его композиция, объединяющая ворота с церквами, следует прежней традиции.
Нижний ярус с двумя арочными проездами различной величины и с кельей и сторожкой по сторонам типичен для таких построек. Мощные устои его арок на фасадах трактованы в виде граненых столбов с крупными базами и капителями. Гораздо своеобразнее выглядит верхний этаж, образованный двумя церквами. Его прямоугольный объем с небольшими оконными проемами завершен прямым карнизом и пологой четырехскатной кровлей, а не обычными для древнерусских храмов закомарами или кокошниками. По своим формам он скорее близок к гражданским, нежели к культовым зданиям, что явно свидетельствует о нарастании элементов светскости, так называемом процессе «обмирщения» в храмовом зодчестве Руси в XVII в.
Да и внутри объединенное помещение храмов было малоудобным для церковной службы. Узкое, вытянутое по оси север — юг, оно разделено поперечной подпружной аркой на две части, имеющие слегка пониженные, прямоугольные алтарные апсиды. Лишь два завершенных главками шатра на низких восьмериках говорят о том, что это храмы. Шатры, как это свойственно XVII столетию, имеют декоративный характер: они глухие и никак не связаны с внутренним пространством зданий. Да и поставлены они прямо на своды с помощью опорных арок и столбов.
Подобные, далекие от канонических архитектурных форм церкви представляли для середины XVII в. своеобразное новшество, идущее вразрез с официальной линией развития культового зодчества. Недаром патриархи всея Руси, начиная с Никона и вплоть до самого конца столетия, боролись с различными нововведениями, проникавшими в церковную архитектуру, предписывая «по чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить [храмы] о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить», причем «главы б были круглые, а не островерхие».
Живописны и нарядны фасады обеих церквей. Широкие лопатки делят их на две разновеликие части соответственно проездам ворот. Узкие длинные окна заключены в изящные вытянутые наличники с килевидным завершением, а вверху между ними расположены круглые проемы с обрамлением. Под карнизом идет широкая полоса из двух рядов своеобразного кирпичного орнамента с круглыми терракотовыми вставками. Она явно навеяна традиционным убранством более ранних храмов Белозерья, однако талантливый зодчий XVII в. создал на этой основе свой собственный декор…»
Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. - М., 1979.
РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск (rusarch.ru)