Краснокирпичное здание явно старой постройки на храмовое не похоже. Может быть, на казармы Суздальского полка? Того самого, которым при начале военной карьеры командовал А.В. Суворов? Они сохранились рядом. Впрочем – вот круглые выступы на восточной стене. Безошибочно узнаются апсиды: здесь был алтарь. А еще и купола были.
Церковь появилась здесь, на берегу Старо-Ладожского канала, как тюремная. Сама местная тюрьма имеет давнюю историю, еще с XVIII в. А около 1825 г. через Новую Ладогу ехали сосланные декабристы. Здание бывшей тюрьмы еще цело, имея, кстати, интересную судьбу: его строил Петербургский архитектор Ф.И.Волков, работавший согласно школе классицизма. Правда, мэтр строил этот дом под «присутственные места», то есть как место работы чиновников. Тюремным он стал позже – а с 1871 г. рядом появилась домовая церковь, куда могли ходить молиться арестанты. Посвящение престола было выбрано в честь блгв. князя Александра не только потому, что здесь вообще хранили память о святом: он также был небесным покровителем императора Александра II.
Довольно много сведений сохранилось о благотворителе, чьими усилиями построена Александро-Невская. Это купец 1 (высшей) гильдии Тимофей Филиппович Луковицкий. Постройка храма (на который он, кстати, вместе с супругой Анной пожертвовал капитал 2000 рублей) была лишь одним из множества его благодеяний для горожан. Среди других: содержание местной богадельни (приюта); купец помогал не от случая к случаю, но полностью обеспечивал работу учреждения 27 лет; работа в «Попечительском о тюрьмах обществе» (Луковицкий был председателем его местного отделения), а это – не только, даже столько строительство церковных зданий, но постоянная забота о бытовых нуждах заключенных, медицинском обеспечении, их социализации по выходе из тюрьмы; обеспечить людям возможность встречаться с иереями, ходить на службы, также была частью этой работы.
Был благотворитель достаточно богат (торговал лесом), так что имел в Новой Ладоге два каменных дома – впрочем, один из них за половину стоимости позже продал для жительства причта другой церкви – свт. Николая. Понятно, что такой человек, взявшись за строительство, заботился о каждой мелочи, трудился истово, не глядя, что строит для заключенных. А может быть – особо старался именно поэтому. Вот какое описание убранства Александро-Невской оставил современник: «Внутри церковь светленькая и уютненькая: деревянный 2-х ярусный иконостас, выкрашенный белою масляною краскою и украшенный позолоченною резьбою, уставлен образами новейшей живописи, из которых некоторые представляют копии с образов Исаакиевского собора: за престолом во всю высоту стены находится образ Моление о чаше».
К сказанному можно добавить, что здесь была еще одна ценная икона–образ Христа над царскими вратами. Ее подарил приходу епископ Павел, который также освятил антиминс. Еще один известный в губернии человек, приложивший руку к созданию церкви – конечно, Александр Васильевич Мусселиус, архитектор, автор проекта. По нему были также возведены еще два храма – в селах Чернавино и Иссад. Оба они сейчас выглядят куда хуже Новоладожского – то есть у Александро-Невского хотя бы цела крыша… В своем первозданном виде храм имел шатровый купол, такую же колокольню. Согласно описанию из епархиального справочника, на восточной стене (снаружи) находился образ блгв. кн. Александра.
Среди прихожан были как арестанты – молиться их приводили на специально устроенные хоры, так жители окрестных домов. Что касается служителей, то Александро-Невский считался приписным к соборному, поэтому богослужения здесь совершались его священниками. Один из них при этом специально назначался для бесед с заключенными. После 1917 г. местная тюрьма сохранилась, однако, «контингент» здесь сменился на политических противников власти, а называлась она теперь по новой манере – Домзак, что значило «дом заключенных». Есть свидетельства современников, что на тюремном дворе шли расстрелы дезертиров, не желавших служить в Красной армии – показывают даже «расстрельную стену» с застрявшими там пулями.
Что же до Александро-Невской, ее, по терминологии тогдашних острых на язык журналистов, «сократили» в декабре 1924 г. Всю утварь, по словам журналиста большевистской газеты, вывезли «на вечное упокоение» в пока действовавший собор, включая, видимо, ценные иконы. А там, где было место молитвы, решили устроить клуб, «рассадник новой жизни». Но почему-то не устроили. По данным документов, здесь около десятка лет размещался пункт допризывной подготовки молодежи. Сохранились групповые фото этих курсантов на фоне закрытого храма. Согласно им: в 1928 г. здесь еще были купола, состояние здания было неплохим; а вот на фото 1930-х купола уже снесены.
Позже комплекс зданий бывшей тюрьмы заняла школа-интернат для глухонемых. Церковь отдали столярной мастерской – для этого ее перекрытиями разделили на два этажа. Постепенно узнать прежнее украшение города стало невозможно. С 1970-х здания бывшей тюрьмы занимали то телемастерская, то яхт-клуб, то вечерняя школа. Наконец, они ушли частникам, продолжая разрушаться.
Сейчас бывшая Александро-Невская принадлежит к Волховскому благочинию, то есть числится церковной собственностью. Кроме того – является одним из 4 «объектов культурного наследия» Новой Ладоги. Местные чиновники поясняют: это значит, что без федерального центра реставрировать что бы то ни было нельзя. А денег центр, конечно, не выделяет.
Есть ли планы на восстановление храма сказать, затруднительно. За последние годы ничего в судьбе здания не изменилось. Политика федерального центра здесь причиной или что-то еще? Вот сколь горькие слова сказал об этом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, служивший в единственном ныне действующем новоладожском храме – Рождества Богородицы 7 июля 2018 г.: «Сколько раньше было святынь в Новой Ладоге, какие набожные были жители, чуть ли не на каждой улице строили храм! А если сейчас пройти по городу, понятно, что вера куда-то испарилась. Нынешние жители Новой Ладоги практически неверующие. Здесь в храме стоит человек восемьдесят, это и есть все верующие…»
На городском кладбище все еще цела могила Тимофея Луковицкого – не разорена, но и не ухаживает за ней никто. Разрушается также когда-то подаренный им Церкви дом (еще один памятник федерального значения). А множество старинных зданий – шокируют приезжающих туристов полуразрушенным видом.
«Все находится в упадническом состоянии. А это наша история!» – восклицает одна из интернет-пользователей, побывавшая здесь. Вот именно. История. Была бы современность – храм, да весь город выглядели бы не так… Александро-Невский на набережной канала ждет не ремонта – а возрождения веры.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Краткая, но печальная история Невской церкви при Новоладожском тюремном замке» на сайте православной онлайн энциклопедии Православие.вики: https://pravoslavie.wiki/
Невская церковь в Новой Ладоге: ждёт возрождения веры
Комментарии и обсуждение
Изначально церковь построена как тюремная. Церковь двухэтажная, второй этаж временами использовался как тюремное помещение. После массового побега второй этаж был перестроен, окна во всей церкви практически пробиты заново в новые времена. Сейчас не используется. Рядом сохранились казармы Суздальского полка, которым в своё время командовал А.В. Суворов.
Добавлю одно замечание. В церкви А. Невского никогда не содержались арестанты. Второй этаж появился в советское время. До этого к западной стене примыкали хоры, на которых во время службы находились арестанты. Очевидно, В.Ш. напутал и написал, что там иногда содержались арестанты.
Источник: Новая Ладога, уездный город С-Пб губернии в современном его состоянии, Остров, 1891 год, стр. 19