Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" села Фёдоровское была выстроена в 1768 году в усадьбе князей Шаховских её тогдашним владельцем Петром Алексеевичем Шаховским. Скорбященский храм построен в эпоху, когда архитектура России переживала перелом - в 1760-х годах на смену барокко, которое достигло своего апогея, приходил новый архитектурный стиль, названный впоследствии классицизмом.
Храм в Фёдоровском - в полной мере дитя своей эпохи. Она ещё очень близка культуре барокко. Более того, её безвестный мастер использовал приёмы, характерные не столько для великорусского, сколько для украинского барокко. Правда, в настоящее время украинские симпатии зодчего Скорбященского храма не столько очевидны. Церковь претерпела утраты и изменения. К 1970-м годам он мало напоминал не только первоначальную постройку, но и то здание, которое сложилось к 1917 году. До 1634 года село Фёдоровское находилось в государевой казне, а затем было продано окольничему Василию Ивановичу Стрешневу. Поселение тогда было небольшим, в четыре двора. 30 марта 1658 года он перепродаёт село с другими стрешневскими вотчинами, Андреевское и Белая Колпь с тянувшимися к ним деревнями князю Степану Никитичу Шаховскому. С тех пор на двести лет Фёдоровское становится владением князей рода Шаховских. При сыновьях Иване и Тимофее, в 1699 году, была выстроена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Через девять лет уже следующий наследник князь Алексей Иванович Шаховской возводит рядом с Владимирским храмом церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Наиболее интересной постройкой усадьбы искусствоведами признаётся, конечно же, каменный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость", сооружённый в 1760-х годах силами крепостных по заказу П.А. Шаховского, сохранившегося до сего времени. Имя зодчего, создавшего проект, остаётся неизвестным. Предполагается, что изначальная церковь имела четырёхлепестковую структуру. У таких храмов план образован полукружиями, примыкающими с севера, юга, запада и востока к сторонам квадрата в центре. Примечательно, что один из приделов был освящён во имя Николая Угодника, повторяя посвящение предыдущего фёдоровского храма.
В середине ХIХ века Фёдоровское перешло к Эйлерам, после женитьбы Александра Александровича Эйлера на Надежде Васильчиковой. При Эйлерах вместо старой и, видимо, обветшавшей колокольни усадебного храма возвели новую, сохранившуюся до наших дней. Её построили в 1894 году по проекту московского архитектора Сергея Константиновича Родионова. Заказчиком колокольни выступил сын Эйлера, тоже Александр Александрович, предводитель дворянства Волоколамского уезда. Фёдоровское принадлежало Эйлерам до революции. Последний владелец усадьбы Фёдоровское А.А. Эйлер покинул родовое имение в 1918 году. Скорбященская церковь же продолжала действовать примерно до конца тридцатых годов. Правда, богослужения совершались с перерывами. Последним настоятелем Скорбященской церкви был священномученик Димитрий Розанов, растрелянный на Бутовском полигоне. До 1970-х годов церковный комплекс сохранялся в относительном благополучии. По крайней мере, храм не был разрушен. Однако сорок лет назад здесь зачем-то были уничтожены алтарь, оба придела, трапезная. От первоначальной постройки осталась только центральная часть здания. Оказался утраченным и иконостас. В 1997 году церковь была передана Церкви и здесь вскоре было создано хозяйственное подворье московского Богородице-Рождественского монастыря. В течение нескольких лет, до 2003 года, здесь проводились масштабные реставрационно-востановительные работы: заново отстроили алтарную часть, боковые приделы, трапезную с переходом к колокольне. Заново была перекрыта и кровля церкви.
В 2004-2005 годах было завершено строительство ограды вокруг подворья и окончены работы по проведению электричества, были настелены полы, установлен иконостас в приделе Святителя Николая Чудотворца, а в Пасхальную ночь 2005 года было проведено богослужение в этом приделе. Ну, а теперь пришло время рассмотреть архитектуру и интерьер этого храма.
Кирпичная с белокаменными деталями Скорбященская церковь изначально должна была радовать прихожан сочетанием красного и белого цвета её стен. Лишь в ХIХ веке её оштукатурили. При развитой декоративной системе позднего русского барокко типологически храм восходит к центрическим ярусным сооружениям конца ХVII - начала ХVIII веков. Эволюция типа сказалась в характерных для барокко усложнении и расчленённости объёма, а также в отсутствии подклета. Несомненна преемственная связь памятника с упразднённым собором Крестовоздвиженского монастыря в Москве. Высокий двусветный неравногранный восьмерик храма составляет композиционное ядро сооружения с лепестковым планом. Перекрытый сомкнутым сводом параболического очертания с металлическими воздушными связями, он завершён массивным барабаном, который воспринимается самостоятельным ярусом. К широким граням центрального столпа изначально примыкали пониженные равновеликие помещения алтаря и приделов в форме трифолиев. Каждый из них первоначально увенчивался глухим барабаном на гранёном трибуне. Западный трифолий был разобран в 1882 году, уступив место трапезной. Устроенные в ХIХ веке центральная глава и конические покрытия боковых компартиментов сообщали зданию черты украинского барокко, которые оно явно сохраняло до 1970-х годов.
Основным элементом сдержанной наружной декорации памятника служат парные пилястры на углах и оконные наличники двух типов. Очень хороши пышные резные капители на барабане и тонко профилированные ордерные детали из тёсаного камня. Рядом с храмом находится связанная с ним трапезной стройная колокольня в четыре яруса, выстроенная взамен прежней по проекту С.К. Родионова в 1894 году. Повторяющая стилистику храма, она изобилует деталями, для которых характерны гипертрофированность и обобщённая трактовка форм. Одной из самых узнаваемых конструктивных частей Скорбященского храма является восьмигранный, световой барабан. Он имеет характерную черту украшений эпохи барокко - пилястры. Оконные проёмы заложены через один. Восьмерик имеет четыре окна - на юго-восточной, юго-западной, северо-восточной и северо-западной гранях.
Следует сказать, что стороны восьмерика не равновелики. Окна расположены на четырёх меньших гранях. Эта особенность обусловлена изначальной четырёхлепестковой структурой храма, когда к большим граням примыкали приделы, имевшие высокие кровли, которые перекрывали значительную часть стен восьмерика по большим граням и, таким образом, "отменяли" возможность устройства оконных проёмов. Окна Скорбященской церкви украшены наличниками, завершёнными фронтонами. Ещё одним украшением храма служат капители пилястр. Капители здесь сделаны из белого камня. Они двухчастные. Верхняя часть восходит к капителям ионического ордера, нижняя часть украшена орнаментом в виде цветочных гирлянд. Вход в храм находится со стороны колокольни. Между колокольней и следующей за ней трапезной частью - внушительных размеров проём, в котором вписана деревянная дверь. Верхняя - арочная - часть проёма застеклена. Вдоль северо-западной части стены трапезной располагается церковная лавка. В трапезной четыре окна, по два на южной и северной стенах. Здесь же установлены Распятие и канон. Восточная стена трапезной примыкает к основному объёму церкви, между частями храма - открытый арочный портал. Стены и своды действующей части Скорбященской церкви оштукатурены. Фресковой живописи на них нет. Между алтарём действующего придела и пространством для молящихся - алтарная преграда. На ней размещены репродукции известнейших икон христианского мира. На дверях диаконника и жертвенника живописные изображения архангелов. Правее алтарной преграды продольный помост для хора. В настоящее время службы ведутся в восстановленном правом приделе храма, освящённом во имя Николая Чудотворца. Главный Скорбященский придел и левый придел в честь Василия Херсонского находятся на ремонте и закрыты для посещения.
Из журнала "Православные храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №177, 2016 г.