ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Прискоково. Церковь Рождества Христова.


Прискоково. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1825 и 1838.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Костромская область, Красносельский район, с. Прискоково

Координаты: 57.514264, 41.434722



Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Ярослав
12 августа 2010
Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
6 октября 2005
Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
17 сентября 2004
Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
17 сентября 2004
Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
7 сентября 2014
Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
7 сентября 2014
Церковь Рождества Христова, , Прискоково, Красносельский район, Костромская область
Игорь Стрельников
7 сентября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  28 января 2012

На карте костромской губернии село Прискоково – место замечательное, овеянное легендами и преданиями, пронизанное глубокой исторической памятью. Старинными владельцами его были бояре Годуновы. Так, в середине ХVI в оно принадлежало Годунову Ивану Ивановичу, затем Дмитрию Ивановичу, а после него Борису Федоровичу Годунову – «царю и великому князю всея Руси с 1598 по 1605 гг». В 1572 году Годуновы передали Прискоково Костромскому Ипатьевскому монастырю, в котором в 1613 году венчался на царство первый государь династии Романовых Михаил Федорович. Известно, что потомкам костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасителя юного Михаила от поляков, была дана земля в свободное пользование, даровано освобождение от тягл и налогов. В 1633 году с родины И. Сусанина д. Деревеньки его дочь Антонида, внуки Даниил и Константин переселились на пустошь Коробово, которую обжили-обстроили, их потомки и по сей день проживают в этом месте. В самом Коробове церкви до 1855 года не было и все они - «вольные коробовские хлебопашцы» - были прихожанами Христорождественской церкви ближайшего села Прискоково. Здесь на церковном кладбище нашли упокоение бренные останки и Антониды Ивановны и ее детей и других поколений рода Ивана Сусанина. За той же оградой лежат предки Ивана Васильевича Маянского.

Род Маянских во 2-й пол. Х1Х века был достаточно известен среди костромских жителей. Их знали как щедрых жертвователей, долгие годы подвизавшихся на стезе благотворительности в Костромском Попечительном комитете о бедных. Силу этому роду дал Иван Васильевич Маянский. Он родился ок. 1797 года в селе Прискоково Костромского уезда. Сам Иван Васильевич вышел из духовенства: отец его Василий Иванов, до 30-х годов ХIХ века служил дьяконом в Прискоковском храме, одноклирном. В Судиславском духовном правлении, в ведомстве которого был Христорождественский храм, Василий Иванов зарекомендовал себя как человек «трезвый и скромный», службу и катехизис «знающий», отличающийся «не худыми нравами», «порядочным житием». Кроме старшего сына Ивана, рожденного от первого брака, в семье его было еще четверо сыновей и три дочери от второй жены. Обе жены Василия Иванова умерли рано, оставив его попечению детей и домашнее хозяйство. Младшие сыновья пошли по стопам отца: Андрей с 1818 года устроился пономарем в церкви села Колышева Кинешемского уезда, Павел с 1828 года занял родительское место в церкви села Прискокова, Козьма и Полиевкт в начале 1820-х гг. поступили учиться в Костромское духовное училище. Старший сын вынужден был изменить семейной традиции, и в раннем, почти отроческом возрасте покинул родные места. Иван Васильевич ушел в губернский город.

В 1851 году И.В. Маянский Кавалерской Думой Всемилостивейше пожалован Кавалером Императорского Ордена Святой Анны 3 степени - за возведение его «иждивением в селе Прискокове Костромского уезда, вместо пришедшей в совершенную ветхость деревянной церкви, каменной церкви с колокольнею и снабжение оной утварью и ризницею»

Церковь в Прискокове Иван Васильевич поставил в 1838 году, т.е. тогда, когда только началась его купеческая карьера. В 1834 году отец Ивана Васильевича был уже за штатом, возрасте около 60 лет, здоровье уже не позволяло ему исполнять церковные обязанности. Долго ли прожил отец Ивана Васильевича? – не известно. Возможно, к 1838 году его уже не было в живых… Самому Ивану Васильевичу был отпущен долгий век. Он умер в Костроме, когда ему было 92 года. В построенной им церкви к двум старым престолам – Рождества Христова и Николы Угодника – был прибавлен третий во имя Иоанна Предтечи.

Известно так же, что Новомученик ХХ в. Острогский Павел Федорович, родился в 1877 в селе Прискокове Костромского уезда Ярославской губ. Окончил духовную семинарию в Костроме, посвящен в иерея. Служил в церквях Костромской губ., с 1921 — в церкви села Селищи. В 1924 и 1930 — привлекался к следствию «за антисоветскую агитацию», но не был осужден, дела прекращены. Благочинный костромских церквей; в начале 1930-х организовал нелегальную кассу взаимопомощи голодающему ссыльному духовенству. 8 октября 1934 арестован по групповому делу, 10 октября отправлен для дальнейшего следствия в Ивановскую тюрьму. 17 марта 1935 приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан и 22 марта отправлен в село Чу Чуйского района Алма-Атинской области. 22 ноября 1937 арестован, 12 декабря приговорен к ВМН и в тот же день расстрелян.

Теперешнее Прискоково не то, что было раньше. Одна только огромная церковь напоминает о былом величии этого села. Церковь была действующей до 50-х годов ХХ века. В 40-50-е годы в церкви служил священник Дмитрий Краснопевцев из д. Ильино. Церковь имела два крыла . В летней церкви вели службу от Пасхи до Покрова. Зимой же все церковные службы проходили в зимнем крыле (зимой отапливалось только оно). В храме была очень красивая роспись на стенах, куполах, множество икон. Колокольный звон с Прискоковской церкви слышен был далеко , даже за Волгой.

Церковь действовала до середины 1950-х годов. А случилось это следующим образом. К председателю сельсовета Петру Канидьевичу Абрамову зачастил секретарь исполкома райсовета Михаил Фролович Кондырев с требованиями: "Закрывайте церковь, а то уволю с работы". Петр Канидьевич отвечал ему на это: "Я не открывал, не мне и закрывать, а портфель забирайте, жалеть не буду". Тогда председатель исполкома нажал на председателя колхоза. Веселовский председатель С.Г. Куклин как-то собрал всех старушек и объявил: "Если узнаю кто ходит в церковь – отниму пенсии". И принесли ему напуганные старушки ключи от храма. Замолчала церковь, перестали звонить колокола. Нашлись «умельцы» и сняли их. Иконы со стен сняли, часть раскололи, погрузили на машину и увезли в Красное. Позднее в церковь села Прискоково другой председатель колхоза А.К. Ашальян поселил солдат, они обезобразили храм, сделав из него потом овощехранилище.

По материалам официального сайта прихода с корректурой грамматических ошибок. Автор статьи не указан. Библиографические источники не подписаны.


Марина Зуйкова  29 сентября 2020

Крупный сельский храм в стиле классицизма, отличающийся своеобразной объемной композицией и нарядным убранством фасадов. Церковь стоит на большой сельской площади у развилки дорог. Судя по надписи на стене трапезной (в ее северо-западном углу), церковь заложена в 1825 г. по заказу и на средства купца Ивана Васильева Маянского и “болярина” Николая Степановича Карцова, а освящена она была в 1832 г. К юго-западу от храма находится колодец с колесным приводом нач. 20 в.

К основному объему типа восьмерике четверике с востока примыкает суженный прямоугольный в плане алтарь, а с запада — слегка расширенная протяженная трапезная в пять осей окон. С запада продольная композиция замыкается трехъярусной колокольней, прежде венчавшейся шпилем на граненом куполе гуськового профиля.

Боковые фасады двусветного четверика украшены четырехколонными портиками, увенчанными треугольными фронтонами, выступающими на фоне гладкого аттикового яруса. Карнизы портика декорированы крупными двухступенчатыми консольками-мутулами. Восточная стена алтаря также украшена портиком из сдвоенных колонн по сторонам единственной оси окон. Проемы в интерколумниях (нижние вертикальные, верхние — близкие квадрату) лишены обрамлений. Стены невысокого восьмерика прорезаны полуциркульными окнами и завершены неполным антаблементом. В трапезной окна, аналогичные храмовым, также размещены в два света, а венчающий карниз аналогичен карнизу портиков. Арочные проемы двух нижних ярусов колокольни фланкированы двухколонными портиками с треугольными фронтонами, в нижнем ярусе приставным, а во втором — из полуколонн. В верхнем восьмигранном ярусе двухколонные портики декорируют глухие диагональные грани.

Внутри храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Углы при переходе от четверика к восьмерику закрыты тромпами. Перекрытия алтаря и трапезной плоские, в нижнем ярусе трапезной — крестовый свод. В восточной стене трапезной по сторонам дверного проема сделаны скругленные ниши, отмечающие алтари.

Масляная живопись на стенах и сводах церкви выполнена в 1911 г. в русском стиле и прописана в 1959 г. Свод храма, отделенный от стен штукатурным карнизом, разграничен полосами на восемь секторов. В диагональных написан орнамент в русском стиле, на основных гранях — сцены из жизни Христа после распятия : на восточном лотке — “Воскресение”, на южном — “Жены-мироносицы у гроба Господня”, на западной “Шествие в Эммаус”, а на северной — “Явление Христа Марии Магдалине”. На потолке трапезной в фигурной раме — “Новозаветная Троица”, в углах — святые пророки в рост. Цветовое решение росписи построено на сочетании бледно-розовых, темно-зеленых, терракотовых и белых тонов.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 41; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 71; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 217-219. Архивные источники: ГАКО. Ф. 712. Оп. 2. Ед. хр. 4.

http://svodokn.ru/object/101511579?open=true



Комментарии и обсуждение


В этом приходе жили потомки Ивана Сусанина - крестьяне «белопашцы», освобожденные от всех налогов и повинностей. У храма погребение дочери Ивана Сусанина.
16 сентября 2007.

Построена в 1838 году попечением костромского купца, почетного гражданина и кавалера Ивана Маянского.
28 марта 2011.

В этом храме до Великой Отечественной войны был священником мой дед - Василий Семенович Дивногорцев. Его судьба нам неизвестна. Бабушка Екатерина Григорьевна до своей кончины в начале 60-х годов жила в поповском доме.

20 сентября 2018.

Уточнение к последнему комментарию:Василий Семенович в феврале 1930 года был осужден за антисоветскую деятельность в 1919 году, получил 10 лет лагерей. В 1988 году реабилитирован (Книга памяти жертв политических репрессий" по Костромской обл.). Его судьба нам неизвестна. Может быть, у кого-нибудь есть о нем какая-то информация, прошу сообщить.

13 августа 2019.

о. Василий Дивногорцев отбывал срок в Ухто-Печорском ИТЛ (Коми АССР), куда прибыл 23.05.1930 из Костромского ИТУ. 07.07.1938 переведен в Северный железнодорожный ИТЛ. Пока это все. Но мне очень интересно, гду он учился, служил до ареста. Если интересуетесь, свяжитель в личке rogachev-mb@yandex.ru

Михаил Рогачев

27 ноября 2019.