ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Светочева гора. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Светочева гора. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Алексия, митрополита Московского, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не позже 1817.
Архитектор:А.М. Паналев
Адрес:
Костромская область, Красносельский район, Светочева гора

Координаты: 57.443749, 41.340351
Проезд:От Костромы дорога на Волгореченск, после него поворот налево к Сидоровскому, у Сидоровского поворот направо до Светочевой горы.



Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Светочева гора, Красносельский район, Костромская область
ord
29 ноября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Светочева гора, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 сентября 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Светочева гора, Красносельский район, Костромская область
ord
29 ноября 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Светочева гора, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 сентября 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Светочева гора, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 сентября 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Светочева гора, Красносельский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
4 сентября 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  30 января 2013

Село Светочева (Лукоянова) Гора упоминается с нач. 17 в. как поместное владение Костромского дворянского рода Исаковых. С сер.17 в. в течение двух веков село находилось в совместном владении помещиков Исаковых и Грамотиных. Среди Исаковых особенно известен Пётр Васильевич Исаков (+1907 г.), - председатель Костромской уездной земской управы в 1868-1904 гг. (по его инициативе при губернской земской больнице было создано Благотворительное общество им. П.В.Исакова, оказывавшее различную помощь бедным); среди Грамотиных- Николай Фёдорович Грамотин (1786-1827), поэт, филолог, директор Костромских гимназий и народных училищ (в 1823 г. он опубликовал стихотворный перевод на современный русский язык с историческими замечаниями "Слова о полку Игореве", изучением которого занимался 15 лет). Похоронен Н.Ф.Грамотин в этом же селе, на кладбище при Казанской церкви.

Существующие ныне усадьбы возникли в нач.19 в. От этого времени сохранились фрагменты регулярных посадок в обоих парках, пруд, а также Казанская церковь 1817 г., стоявшая в селе за пределами основной территории комплекса. В усадьбе Грамотиных с нач. 19 в. существовал кирпичный господский дом. Обоим помещикам принадлежали многочисленные службы. В конце 19 в. усадьба Исаковых в качестве приданого за Марией Петровной Исаковой перешла к земскому исправнику Николаю Иосифовичу Перротте. Новый деревянный дом Перротте, выстроенный на месте старого исаковского дома в северной части территории, сохранился до настоящего времени. В 1910-е гг. Мария Петровна вторично вышла замуж за Ф.К.Минута, купившего у Н.П.Грамотина его усадьбу. Ф.К.Минут построил в объединённой усадьбе механическую мельницу, а в 1920-х гг. выстроил на месте каменного дома Грамотиных существующий деревянный одноэтажный. Позднее в обеих усадьбах были утрачены служебные и хозяйственные сооружения. Сам усадебный комплекс расположен на пологом склоне в центральной части села и занимает значительную по площади территорию, вытянутую с севера на юг. В южной части участка находилась усадьба Грамотиных, в северной- усадьба Перротте. Граница между ними в настоящее время не читается.

Церковь, композиционно не связанная с усадебным комплексом, расположена в нескольких десятках метров южнее, на площади, образованной пересечением двух сельских улиц. Относительно самой Казанской церкви, то она вполне характерна для своего времени, - построена из кирпича в стиле классицизма с отдельными барочными деталями в декоре фасадов. Строилась она на средства прихожан (основными ктиторами являлись помещики А.Ф.Грамотин и Н.Ф.Овцын) в 1817 г., сменив два предшествующих деревянных храма - 1689 г. и конца 18 века. Объёмная композиция здания данной церкви традиционна. Основной объём представляет собой купольную световую ротонду на кубическом четверике, обработанном на боковых фасадах четырёхколонными тосканскими портиками с деревянными оштукатуренными фронтонами. Ротонду венчает цилиндрический световой барабан с главкой. Апсида со скругленными в раскреповках восточными углами чуть уступает по ширине и высоте четверику храма, трапезная несколько шире.

Трёхъярусная колокольня состоит из убывающих по объёму кверху четвериков с высоким шпилем на цилиндрическом барабане. Интересной не типичной для этого времени особенностью здания является широкое крыльцо с лестницей, покрытое тесовой кровлей на кирпичных столбах, устроенное перед входом на западном фасаде. Обработка фасадов четверика храма, апсиды и трапезной высокими плоскими нишами, в которых размещены оконные проёмы, сочетаются с барочными по форме "ушастыми" наличниками на окнах ротонды, завершёнными вполне классицистическими профилированными сандриками. Ярусы колокольни, прорезанные высокими арочными проёмами, оформлены пилястровыми портиками. Ротонда храма, покоящаяся на парусах, перекрыта куполом, открывающимся в световое отверстие венчающего её барабана. Апсида перекрыта конхой с распалубками над окнами, трапезная- плоским потолком, опирающимся на два кирпичных столба.

По книге: "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр. 221-224.


Марина Зуйкова  29 сентября 2020

Характерная для своего времени церковь в стиле классицизма с отдельными барочными деталями в декоре фасадов. Построена из кирпича на средства прихожан (основными ктиторами являлись помещики А.Ф. Грамотин и Н.Ф. Овцын) в 1817 г., сменив два предшествующих деревянных храма — 1689 г. и кон. 18 в.

Объемная композиция здания традиционна и симметрична относительно продольной оси. Основной объем представляет собой купольную световую ротонду на кубическом четверике, обработанном на боковых фасадах четырехколонными тосканскими портиками с деревянными оштукатуренными фронтонами. Ротонду венчает цилиндрический световой барабан с главой. Апсида со скругленными в раскреповках восточными углами чуть уступает по ширине и высоте четверику храма, трапезная — несколько шире. Трехъярусная колокольня состоит из убывающих по объему кверху четвериков, покрытых пучинистой крышей с высоким шпилем на цилиндрическом барабане. Интересной, не типичной для этого времени особенностью здания является широкое крыльцо с лестницей, покрытое тесовой кровлей на кирпичных столбах, устроенное перед входом на западном фасаде.

Обработка фасадов четверика храма, апсиды и трапезной высокими плоскими нишами, в которых размещены оконные проемы, — прием широко распространенный в архитектуре классицизма — сочетается с барочными по форме “ушастыми” наличниками на окнах ротонды, завершенными однако вполне классицистическими профилированными сандриками. Барочные ассоциации вызывают также фигурные накладные панели, расположенные над квадратными нишами, имитирующими окна второго света четверика храма. Убранство фасадов дополняют широкие, с поясами сухариков, венчающие карнизы, обладающие несколько графичной моделировкой. Ярусы колокольни, прорезанные высокими арочными проемами, оформлены пилястровыми портиками.

Ротонда храма, покоящаяся на парусах, перекрыта куполом, открывающимся в световое отверстие венчающего ее барабана. Апсида перекрыта конхой с распалубками над окнами, трапезная — плоским потолком, опирающимся на два кирпичных столба.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 45-46; Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской археологической комиссии. СПб., 1909. С. 54; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 223-224.

http://svodokn.ru/object/101511588?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.