ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коровье. Церковь Собора Пресвятой Богородицы.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Собора Пресвятой Богородицы, Илии Пророка, Авраамия Галичского, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи
Год постройки:1797.
Архитектор:С.А. Воротилов
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская обл., Чухломский р-н, с. Коровье

Координаты:58.681126, 42.869137


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
29 октября 2020
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Сергей Подколзин
19 октября 2020
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Инга Томан
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Инга Томан
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Инга Томан
13 июня 2015
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Сохранившаяся фреска в алтаре
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Дверной замок
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
5 октября 2005
Церковь Собора Пресвятой Богородицы - Коровье - Чухломский район - Костромская область
Общий вид храма
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  21 января 2017

Соборо-Богородицкая, что в Верхней Пустыни (Коровье), зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1797 году тщанием прихожан, при помощи доброхотных дателей. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Престолов 4: а) в верхнем этаже: в честь Собора Божией Матери, б) в нижнем: св. прор. Илии и преп. Авраамия Городецкого чуд., в) святит. Николая Чуд. и г) св. Иоанна Предтечи. Местночтимые святыни церкви - иконы: Казанская Божией Матери и преп. Авраамия Городецкого чудотворца. Ранее на этом месте находился монастырь "Верхняя Пустынь" - одна из трех обителей, основанных преп. Авраамием Чухломским в окрестностях Чухломы в 14 веке. Монастырь просуществовал около четырехсот лет и был закрыт в 40-50-х гг. 18 века, а две его деревянные церкви Собора Богородицы и Ильи Пророка, сооруженные в 1730-х гг., обращены в приходские.

Расстояние от Костромы 167 в., от Чухломы 14 в. Ближайшие церкви: Троицкая, что в Федьковой Слободке в 5 вер. и Преображенская с. Серапихи в в 7 вер.

http://www.old-churches.ru/ch.htm


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  10 декабря 2021

Разоренный более полувека назад, сиротливо смотрит пустыми проемами дверей и окон на родное село Коровье некогда прекрасный и величественный храм Собора Божией Матери. Эту каменную двухэтажную церковь с оградой построили на свои деньги местные прихожане и богатые благотворители в далеком 1797 году на месте бывшего деревянного монастыря, основанного святым Авраамием Чухломским здесь, в Верхней Пустыни.

Храм построен по проекту талантливого архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741-1792 гг.) уроженца посада Большие Соли Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне поселок Некрасовское Ярославской области).

Для любознательных сообщаю, что, кроме Коровской, двухэтажных церквей в уезде было еще три: Троицкая в Федьковой слободе, Воскресенская в селе Муравьище и Воскресенская в селе Васьковки (ныне Антроповский район), остальные – одноэтажные.

После строительства каменной церкви прихожане, стремясь сохранить память о древнем монастыре, обнесли оградой небольшой холм на берегу реки Виги в 30 саженях от храма и на месте алтаря поставил и кованый железный крест. Увы, где дорогие предкам памятные знаки? Ничего нет.

Большинство старинных икон из бывшего монастыря раздали в окрестные деревенские часовни. После революции их закрыли, иконы возвратили в церковь, а все восемь часовен распилили на дрова. В настоящее время вместо 34 деревень бывшего прихода в Коровской округе осталось лишь 11, а почти двухтысячное население уменьшилось до 206 человек.

Естественно, сухая статистическая справка не в состоянии передать подлинную историю жизни одного из богатейших приходов Чухломского уезда. Без кропотливой работы в Костромском государственном архиве сложно воссоздать стройную картину повествования – и все же рискну.

Благодаря рукописи В.А. Зиновьева стал известен факт, что на одной из стен внутри церкви была надпись: «Сей храм в 1824 году посетили Государь-Император и Государыня-Императрица. Надпись сию соделал настоятель храма Тимофей». Представьте себе радость простого сельского священника, да и всех жителей округи, когда в небольшое село Коровье прибыл Александр I (получивший в народе имя «Благословенный») с супругой Елизаветой Алексеевной. В последние годы жизни император, победивший Наполеона, много путешествовал, в одной лишь религии находя утешение и облегчение душевных тревог. Осенью 1824 года чета Романовых совершила поездку на Урал, и возвращались они вместе с сопровождающей свитой по старинному торговому тракту из Вятки через Вологду в Санкт-Петербург. А проходил тракт через г. Кологрив, Галич, Буй, Шушкодом и дальше. Вот так село Коровье оказалось на пути царской семьи. Отстояв службу в церкви, они благоговейно приложились к местным святыням: подлинному деревянному посоху Святого Авраамия и старинному чудотворному образу Божией Матери.

В числе других достоинств храма необходимо отметить колокольный звон. Такого гармоничного, мощного и красивого, воистину «малинового» звона не было ни в одном приходе. Старожилы помнят наличие четырех колоколов на колокольне, но, думаю, до революции их было гораздо больше. А один, особый, состоял из сплава серебра с золотом. В ясный, тихий день благовест Коровского храма слышали чухломичи, а рассказала об этом Клавдия Николаевна Русина 1912 года рождения, недавно умершая.

2002 год – год юбилейный, 205 лет жизни храма разделены на два неравных периода. 143 года он действовал, а 62 стоит разоренный и забытый внуками и правнуками бывших прихожан. Официально церковь закрыли постановлением райисполкома №1416 в 1940 году, но люди утверждают – закрыли раньше, в 1936 году. Последним священником был Никанор Семенович Суворов, служивший с 1900 года. В 1934 году он венчал молодую чету Барашковых – Михаила Михайловича и Зою Николаевну (недавно ей исполнилось 90 лет), а осенью 1936 года, ночью, арестовали всю церковную двадцатку. В числе арестованных оказался и церковный староста Василий Лукьянович Соколов из деревни Лихачево. В деревне Скрипино взяли Анну Ивановну Гончарову и Анну Бычкову, в их домах произвели обыск, все перевернули вверх дном, но ничего крамольного не нашли. Одной Анне дали три года, другой – восемь лет.

Отца Никанора по старости лет и слабости здоровья не тронули. Каждое утро он, больной и полуслепой, лежа у окна – пел молитвы, а напротив в доме раскулаченных Барашковых поселился сельский Совет. Умер отец Никанор перед войной и похоронен у церкви.

Сын священника Иван Никанорович в 1918 году служил прапорщиком 270-го пехотного Украинского полка, сноха Анна Николаевна учила детей в церковно-приходской школе. Внуки Виталий, Всеволод и Валентина после смерти деда уехали в Буй, забрав с собой и бабушку Марию Ивановну.

После отца Никанора (в 1936-1939 г.г.) ходили по деревням, крестили детей и отпевали усопших братья Голубковы – «Витька да Митька», по прозвищу Красные попы. В престольные праздники, изрядно угостившись брагой, они частенько затевали драку и уважением у народа, судя по именам, совсем не пользовались. Недавно стало известно, что уроженца города Москвы Дмитрия Павловича Голубкова 1888 года рождения арестовали в селе Коровье 23 сентября 1937 года и решением «тройки» приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.

Но вернемся в дореволюционное время. На основании метрических книг, до 1854 года священником в храме был Дмитрий Парский, потом его зять Александр Антонович Соболев, в 1879 году переведенный в село Мироханово. Вместе с Соболевым служил и второй священник – Иоанн Никитич Арсеньев, умерший в 1864 году, потом Василий Михайлович Сперанский, в 1876 году переведенный в село Черемховец Муравьищенской волости, следом служили Георгий Стефанович Соколов и Николай Иванович Львов, а с 1900 года – отец Никанор.

В 1915 году в церковь прислали нового псаломщика Владимира Варфоломеевича Птицына из села Зашугомье Солигаличского уезда. В 20-е годы псаломщик умер, а его сын Петр Владимирович служил здесь дьячком, женившись на Елене Александровне Арсеньевой, дочери священника села Михайловское-Лесное.

В нашем музее есть замечательная фотография участников Всероссийской переписи населения 1926 года, где запечатлены Петр Владимирович Птицын, его сестра Мария, брат жены Птицына Василий Александрович Арсеньев и другие. Большинство из них – учителя и, что примечательно, многие – дети служителей культа.

Тогда, давно, под сводами Коровского храма стройно звучал церковный хор, в основном мужские и детские голоса. Ни одной фамилии регентов хора мы не знаем, но удалось установить, что на клиросе пели Никандр Васильевич Панов из деревни Аристово и Василий Михайлович Барашков из села Коровье, в 1937 году раскулаченный и высланный в Казахстан.

Летом службы в церкви совершались на втором этаже, зимой внизу; храм и кладбище опоясывала кованая ограда на каменном фундаменте и столбах. В 1961 году, когда потребовался кирпич для строительства фермы, недолго думая, ограду разобрали, а железные фрагменты увезли в Чухпому к средней школе на ул. Октября. В это же время руководитель хозяйства приказал своим трактористам старинные памятники с кладбища подвозить к ферме для укладки в фундамент. Волею судьбы теперь от фермы остался лишь этот злосчастный фундамент.

За свою долгую историю церковь не единожды горела. Последний раз пожар случился на Троицу в 1920 году, тогда же сгорело почти все село. После пожара новые лестницы на колокольню делал Андрей Андреевич Бахвалов из деревни Межуево, он же заказывал и привозил новый большой колокол. На праздник Воздвижения Креста Господня его подняли на колокольню.

Бабушка Андрея Андреевича Александра Геннадьевна Бахвалова умерла в 1901 году и похоронена недалеко от алтаря. Чугунный памятник на ее могиле, поставленный сыном и внуком, чудом сохранился до сих пор. Сын, тоже Андрей Андреевич, мастер Московского живописного цеха, восстанавливал настенные росписи после предыдущего пожара, а внук на свои деньги построил часовню в Межуеве и сделал гать – пять верст дороги по топкому лесу, именуемому Копытовкой. Многие мужики из окрестных деревень работали у младшего Бахвалова в Москве на строительном подряде, а также обучались каретному, бондарному и плотницкому делу.

Наступил 1940 год… По приказу свыше имущество храма увезли на лошадях в Чухлому и сдали на какой-то склад Сергей Константинович Иванов и Федор Николаевич Розанов. Книги из большой церковной библиотеки сбрасывали из окон второго этажа прямо в грязь, а потом окна церкви заколотили большими иконами. Руководил всеми действиями ярый коммунист, председатель сельсовета Александр Александрович Козлов из Ермакова. Видимо, местным жителям он крепко насолил, и однажды дом Козловых в Ермакове сгорел, поползли слухи об умышленном поджоге. Так ли это – неизвестно. Семья переехала в Лукино, где в это время жил другой активист – Михаил Александрович Окунев. Тот, войдя в роль, рекомендовал все церковные иконы побросать в реку. Думаю, часть икон действительно постигла такая участь, но кое-что унесли и местные жители.

Уже в начале войны А.А. Козлов заболел туберкулезом и, как утверждали старожилы, перед смертью страшно мучился. И тогда по просьбе жены в церкви открыли царские врата, чтобы душа поскорее покинула измученное тело, – таково поверье. После смерти на могиле бывшего председателя «благодарные односельчане» не захотели даже крест поставить, и от нее в скором времени не осталось следа.

В истории храма поставили последнюю точку, и он превратился в обыкновенный зерносклад. А сейчас на втором этаже гуляют ветер и непогода, великолепные настенные росписи еще в 70-е годы обезобразили неприличными словами и автографами костромские студенты, работавшие в совхозе «Луч». Упали несколько маковок над алтарной частью, а колокольня слегка наклонилась вперед.

И все-таки храм впечатляет, внимательный взгляд, скользя по настенной росписи, заметит, что каждого святого художник наделил индивидуальными чертами, а моделями, по всей видимости, послужили его благочестивые современники-земляки. Жаль, если потомки не увидят ни росписей, ни храма, благолепие которого в свое время поддерживали владельцы усадьбы Ивановское Николай Петрович Лермонтов, его сын Василий Николаевич, дочь вице-адмирала Сипягина Матрена Мартьяновна Слащова, ее внуки Вера и Геннадий Лермонтовы, а также владельцы усадьбы Чурилово Сергей Прохорович и Клеопатра Тимофеевна Костылевы, помещик из усадьбы Лапино Федор Андрианович Макаров и многие богатые крестьяне-отходники.

Более шестидесяти лет смотрит вдаль онемевшая колокольня и никто не говорит в селе: «Пойдемте быстрей к заутрене, сейчас Мухра зазвонит!». В 1935 году умер последний звонарь и сторож церкви Александр Михайлович Розанов из деревни Скрипино, по прозвищу Мухра. Волею судьбы и благотворители, и разорители храма покоятся на одном кладбище в родном селе, но...

«Гнев и боль разрывают душу, Да воздаст по заслугам Бог Всем, кто брался храмы рушить, Всем, кто свято их берег»...

Автор: Байкова Татьяна Николаевна, газета «Вперед», 2002 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  10 декабря 2021

В 1797 г. двухэтажное здание церкви было построено на средства прихожан на месте бывшего монастыря, основанного Авраамием Чухломским на берегу реки Вига. За долгие годы некогда великолепное строение утратило своё величие, но и сейчас оно поражает размерами, остатками живописи на стенах.

Около восьми десятилетий храм Собора Богородицы находился в запустении. В сентябре 2015 г. произошло знаменательное событие для села Коровье – впервые за многие десятилетия замечательный по своей архитектуре сельский храм, являвший до этого безотрадную картину запустения и разрушения, преобразился и повеселел. Разруха была побеждена созидательной энергией: взамен прохудившейся прежней кровли храм засверкал новой.

Первоначальная задача – предотвратить дальнейшее разрушение храма. Неравнодушные чухломские предприниматели, местные жители вносят посильный вклад средствами и строительными материалами. Также приветствуется помощь всех желающих помочь в этом благом деле.

Газета «Вперед», № 110 (12689) от 24.09.2015 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.