ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Соликамск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной.


Собор. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи
Архитектурные стили:Узорочье, Уральский
Год постройки:Между 1684 и 1697.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Пермская область, г. Соликамск, ул. Набережная, 99

Координаты:59.650338, 56.771561




Добавить фотографию
Сортировка:


Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
вид с юго-запада, слева - основной объем Воскресенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
вид с юго-запада, справа на заднем плане - Богоявленская церковь
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
25 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Уникальная конструкция западного крыльца
artysta343
4 июня 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Изразцы декоративного пояска северного крыльца
artysta343
4 июня 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Соборная колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
28 мая 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
А.Токарев
28 мая 2012
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
наличники и жучковый орнамент фриза, южная апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
северное крыльцо, вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
колокольня, ярус звона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 марта 2011
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Соборная колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Антипин
28 мая 2016
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
1900—1930,Направление съемки:юг с https://pastvu.com/p/219329
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1930
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Артур 955
1 января 1911
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
фотоснимок сделан с дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1 июля 1910
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
На Соборной площади. Троицкий собор с сайта https://starcom68.livejournal.com/2516168.html
Вадим кр
16 июня 1910
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1910
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
С сайта http://numismat.su/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
С сайта http://numismat.su/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
С сайта http://numismat.su/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
С сайта http://numismat.su/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
С сайта http://humus.livejournal.com/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
??
Кафедральный собор Троицы Живоначальной - Соликамск - Соликамский район и г. Соликамск - Пермский край
Роман Наумов
8 июня 2019




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы,  26 января 2008

Троицкий собор (летний) - самое монументальное и живописное культовое сооружение города. Венец архитектурного ансамбля г. Соликамска. Каменный Свято-Троицкий летний собор был основан в 1684 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство его было начато на средства соликамских посадских людей, но денежная казна быстро истощилась. Горожане обратились с просьбой к царям Иоанну и Петру Алексеевичам оказать денежную помощь от государственной казны. По указу государеву 1688 г., пожаловано 200 рублей "из тамошних Усольских таможенных и кабацких доходов".. В память об этом, в южной стене храма был сделан изразец с двуглавым орлом а позднее в кладку под карнизом на западном склоне была вставлена выложенная из кирпича корона.

В 1689 году был освящен Иоанно-Предтеченский придел, в 1697 году - и основной храм во имя Святой Троицы. Во время городских пожаров 1711, 1741, 1743 годов Троицкий собор горел и не раз ремонтировался. Ученые не исключают, что появление короны связано с одним из ремонтов и является следствием восстановительных работ на государственные средства. Собор пятиглавый, с двумя крыльцами на три схода с висячими гирьками. Первоначально имел три крыльца, но до нашего времени сохранились только два. Высокий кубический храм обстроили более низкими объемами-приделами (с севера - Иоанна Предтечи и с юга - Николая Чудотворца), полукруглыми апсидами и галереей с трех сторон. Его стены и наличники окон опоясывают многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток. Северное крыльцо, кроме резьбы, украшено также зеленым поясом из поливных керамических изразцов, на которых изображены символические птицы.

Внутреннее пространство перекрыто сомкнутыми сводами. Интерьерам свойственна лаконичность форм, четкость пропорций и линий. Важную роль играет освещение храма. Окна сгруппированы в верхнем ярусе с противоположной стороны от иконостаса. В соборе хранилась одна из реликвий города - икона Николая Чудотворца, подаренная Соликамску царем Иваном Грозным. "Визитная карточка" соликамских соборов — кресты над церковными главками, представляющие собой настоящие произведения искусства. Кресты эти сложены из тонких изогнутых прутьев, и в крестах можно увидеть целые картины Троицкий собор занимал главенствующее положение в городе, здесь проходили все важнейшие сходы, оглашались государственные указы, у его стен шумел вековой торг, сюда сходились улицы города и дальние дороги Прикамья. Престолы собора были освящены в честь Святой Троицы, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святителя Николая. В 1916 году стал центральным храмом новоучрежденного Соликамского викариатства Пермской епархии. В 1917 – 1918 гг. в нем служил священномученик епископ Соликамский Феофан. В 1929 г. собор был закрыт и передан музею. Во время Великой Отечественной войны в храме хранились фонды эвакуированных в Соликамск музеев центра страны. В настоящее время здесь размещаются экспозиции Соликамского краеведческого музея.

По материалам сайтов: www.ioann.i-perm.ru/city.php; www.map-solikamsk.ru/; www.allgrad.ru/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы,  26 января 2008

Соборная колокольня "на Платах" входит в состав Соликамского архитектурного ансамбля. Находится между Троицким и Крестовоздвиженским соборами. Высота ее от основания до креста 62 метра. Колокольный звон велся в 12 колоколов весом от 355 пудов до 20 фунтов. В Прикамье она является самым крупным столпообразным строением начала XVIII века. Прямых аналогов ей в русской архитектуре нет. Восьмигранная колокольня-звонница построена в 1713 году. Строительство колокольни велось из средств, отпущенных государством на строительство Троицкого собора. Она не раз страдала от пожаров. В 1848 году церковный староста Семен Патрушев за свой счет организовал реставрацию и раскраску колокольни по прежнему образцу.

В 1837 году главу над башней заменили высоким шпилем. Узорчатый восьмигранный столп со звонницей завершен тремя ярусами сложно профилированных кокошников, над которыми возносится стройный шпиль с главкой. Колокольня состоит из двух объемов - массивного, геометрически четкого куба и огромной, возвышающейся над ним восьмигранной башни. С одной стороны куб имеет три, а с другой стороны - четыре неполных этажа со сводчатыми помещениями. Колокольне свойственны несколько необычные конструктивные приемы. Ее поставили на двухэтажные каменные палаты с подклетами. Подклеты использовались для хранения товаров, в XIX веке они выполняли роль тюремных камер. Одно из помещений на первом этаже в 1723 году было отведено под цифирную школу. Верхние этажи занимали городские и уездные учреждения, переведенные из старых деревянных зданий.

Колокольня считается "падающей башней" (наряду с колокольней в Усолье, заводской башней в Невьянске, башней Сююмбеки в Казанском кремле и колокольней церкви Иоанна Предтечи в Ярославле) — отклонение достигает двух метров, хотя, если не знать об этом, увидеть его очень сложно. В 1943 году, во время сильной бури, шпиль колокольни обрушился. Через четырнадцать лет он был восстановлен работниками специальной научно-реставрационной мастерской. В конце 1930 годов здание соборной колокольни передано в ведение НКВД, позднее – другим учреждениям. В настоящее время здесь размещается отдел природы Соликамского краеведческого музея. В колокольне находилась резиденция епископа Соликамского Феофана, принявшего мученическую кончину в 1918 году и причисленного к лику святых. Памятник истории и архитектуры федерального значения.

По материалам сайтов: www.perm1.ru/; www.ikz.ru; www.ioann.i-perm.ru/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  23 февраля 2020

Свято-Троицкий летний собор занимает ведущее место в центральном архитектурном ансамбле Соликамска. Был заложен в 1684 году, по благословению Вятского епископа Ионы (Баранова), на средства соликамцев. Далее, по преданию, «как денежная казна истощилась, строители же других средств к окончанию предпринятой постройки храма не могли найти, то просили царей оказать денежное вспомоществование от казны». По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов».

По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба - двуглавого орла. А на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. Корона эта на белом поле здания была неприметна, и в 1849 году при поправке собора ее раскрасили, чтобы была виднее. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти.

Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный - во имя Святой Троицы - освящен 28 июня 1697 года, южный - во имя Иоанна Предтечи - освящен в 1689 году и западный - во имя святителя Николая - освящен 17 июля 1693 года. Даты закладки собора и окончательного освещения были выбиты на каменной доске, вставленной снаружи в алтарную стену, до нашего времени не сохранившейся.

В конце XVIII - первой половине XIX века Троицкий собор был сделан приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей. В 1916 году Троицкий собор стал кафедральным, в нем была открыта кафедра викарного епископа Соликамского. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. Троицкий собор оставался действующим до 1929 года. Попытки закрытия храма предпринимались и ранее этого времени. Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой не закрывать собор. Община верующих в то время при храме насчитывала чуть больше сорока человек. Письмо возымело свое действие, еще несколько лет шла церковная служба.

В 1929 году в Соликамске было организовано "Общество воинствующих безбожников". Его члены занимались травлей священников и прихожан и настоятельно рекомендовали властям закрыть в городе все церкви. 4 октября 1929 года решением Президиума Верхнекамского окрисполкома договор с группой верующих по использованию в качестве молитвенного здания Троицкого собора был расторгнут. В акте обследования указывалось на невыполнение верующими обязательств, неимение средств и отказ от ремонта здания. Собор закрыли, общину верующих распустили. Иконостас и настенную роспись уничтожили.

В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей и, по обращении его в райисполком, он получил Троицкий собор для размещения своих экспозиций. По воспоминаниям музейщиков того времени, в здании перед ними предстали «выбитые стекла, ободранные стены, замусоренный пол с наметенным на него снегом. Здание требовало простейшего ремонта. В кратчайший срок окна застеклили, стены оштукатурили и побелили». Кроме того, сложили печи, так как храм, рассчитанный на летнее богослужение, отопления не имел. Перепланировки внутреннего пространства здания не делали, первоначально используя его естественное деление.

Через год в бывшем соборе была открыта первая экспозиция, посвященная 500-летию Соликамска. В галерее-трапезной разместилась выставка по истории города из всех наличных на тот момент экспонатов, в главном кубе храма - выставка «За высокий урожай», по сути это была агитка об успехах использования в сельском хозяйстве калийных удобрений. Позднее, в 1932 году, выставка «За высокий урожай» была преобразована в «Калийный музей союзного значения». Художники-самоучки калийного комбината оформили стенды с фотографиями, диаграммами и схемами, сделали макеты оборудования. Для имитации шахты разобрали пол в углу трапезной и сделали спуск в подклет южного придела. При расширении пола подклета вскрыли свод склепа с захоронением купчихи П.И. Лапиной-Ентальцевой, из которого сделали экспонат, «для прекращения обывательских слухов о найденных нетленных мощах».

В 1938 году экспозицию в Троицком соборе закрыли, как «не отвечающую современным музейным требованиям». Был составлен проект музеефикации, с перепланировкой здания, продумана система освещения и отопления, было заказано современное по тем временам оборудование. В соборе предполагалось разместить экспозицию отдела соцстроительства. В главном кубе храма сделали два перекрытия, устроив три этажа. Но систему отопления смонтировать не успели - началась Великая Отечественная война.

Постановлением Горсовета от 16 августа 1941 года музей приостановил все работы, в штате его остались только директор и сторож. Собор превратился в склад эвакуированных ценностей четырнадцати музеев Советского Союза, в частности: Государственного музея архитектуры, Государственного Русского музея, Государственного музея культур Востока, Государственного театрального музея им. Бахрушина, Государственного музея керамики, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и других. После войны и в дальнейшем здание пустовало. В 1960-70-е годы была проведена его реставрация под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера. Убраны внутренние перекрытия, расчищены и восстановлены оконные проемы, обновлен декор фасадов.

В 1982 году здание Троицкого собора вновь передано Соликамскому краеведческому музею. С 1992 года в Троицком соборе размещается уникальная экспозиция - «Девятая Пятница», посвященная главному местному празднику Соликамска, берущему начало в XVI веке. Через один день показана целая историческая эпоха, представленная почти тысячью подлинных экспонатов. В экспозиции удачно сочетаются религиозное назначение здания и его современный светский характер. Представлена реконструкция крестного хода, устраивавшегося в день Девятой пятницы, и торговая ярмарка. На месте утраченного иконостаса размещается панно с художественной композицией фрагментов жизни города начала XX века (авторы - художники Лемеховы, Санкт-Петербург). В галерее-трапезной собора в 1992 году теми же художниками была построена выставка «История храма», в 1994 году расширенная до выставки «Соликамские храмы». В настоящее время из-за нехватки помещений, галерея-трапезная используется как выставочный зал отдела истории.

Несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым. В 2011 году власти Соликамска обращались в правительство РФ с просьбой не передавать Троицкий собор в церковную собственность, мотивируя это тем, что он является памятником истории и культуры федерального значения и Церковь не сможет обеспечить его реставрацию и сохранность.

Собор пятиглавый, имеет квадратную столпообразную форму с уступом на самом верху выше карнизов. Обведен с трех сторон галереей-трапезной, с четвертой - алтарными полукружиями, соединенными друг с другом. В среднем полукружии устроен алтарь главного храма, рядом с ним - алтари приделов, иконостасы которых выходят в галерею, соединенную с главным храмом входными дверьми и арками. Из главного храма древний иконостас перенесен был в начале XIX века в Соликамский мужской монастырь. В соборе вместо него в 1824 году был устроен новый на средства купчихи Прасковьи Ивановны Лапиной-Ентальцевой. По преданию, он представлял собой уменьшенную копию иконостаса Казанского собора в Петербурге. Иконостасы в приделах оставались без изменений, были двухъярусные с витыми колоннами.

Икон "старинной живописи" в Троицком соборе сохранялось две: Святой Троицы и Богоматери, обе в серебряных окладах. В храме находился также образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. Внутренне пространство собора перекрыто сводами, освещается множеством окон. Своды и стены были расписаны, но до нашего времени роспись не сохранилась. Иконостасы также утрачены. Остались только фотографии, сделанные в 1911 году соликамским фотографом Б.И. Чернавиным.

Архитектура храма сохранилась почти полностью. По определению архитектора Г.Д. Канторовича: «Главное в этом соборе - идея движения, взлета, застывшего в камне». Несмотря на то, что здание состоит из разных объемов, он производит впечатление единого целого, устремленного ввысь. Движение начинается от крылец, охватывающих холм, продолжается подъемом боковых приделов и завершается взлетом центрального куба со взметнувшимся пятиглавием. Богатое узорочье, украшающее стены, делает Троицкий собор неповторимым. Замечателен жучковый орнамент - «прорезная» кирпичная кладка в виде буквы «Ж», поставленной в один ряд. Этот орнамент стал своеобразной визитной карточкой памятников архитектуры Соликамска, он повторяется в карнизах храмов, в колоннах, в оформлении крылец.

Рельефно выступают на гладком фоне белых стен Троицкого собора наличники оконных проемов. Среди них нет одинаковых: колонки и кокошники их различны. Особо выделяется наличник центрального окна алтаря, в виде трехлопастной короны. Под этим окном расположен дверной арочный проем, обрамленный крупным валиком. Вход в подклетную часть алтаря - редкое явление в русском церковном зодчестве. Еще одной особенностью Троицкого собора, связывающей его архитектуру с деревянными постройками, является «бочка» с двускатной крышей на кровле апсиды. По свидетельству архитекторов, она не имеет себе подобных в русском зодчестве.

Замечательны по архитектуре теремные крыльца, ведущие в собор, увенчанные конусообразными шпилями и небольшими куполами. Они также украшены жучковым орнаментом, декоративными бочками, кувшинообразными опорными столбами и подвесными гирьками между сдвоенными арками. Подобная деталь характерна для московских храмов, только там гирьки тесаны из белого камня, а на Троицком соборе гончарной работы с зеленой глазурью. Украшение северного крыльца храма прекрасно дополняет тонкий пояс из ярко-зеленых поливных изразцов с рельефными изображениями павлинов, индюков, воронов. Западное крыльцо не знает аналогов в русской архитектуре XVII века. Его наружные столбы отличаются почти скульптурной отделкой. Устроенные на три схода крыльца подчеркивали центральное место собора в ансамбле города. Южное крыльцо утрачено еще в XIX веке, сейчас на его месте видна лишь дверь.

К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в кортом (в аренду). Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.

http://drevo-info.ru/articles/13675545.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  23 февраля 2020

Троицкий собор - наиболее значительный памятник церковной архитектуры конца XVII века, находящийся в городе в Соликамске на Урале. Недействующий памятник архитектуры федерального значения. Храм передан Соликамскому краеведческому музею в 1982 году, несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым.

По благословению Вятского епископа Ионы, он был заложен в 1684 году. Сооружали его на месте бывшей Троицкой деревянной церкви, незадолго до того сгоревшей. Деньги на строительство собирали всем миром. Провели кружечный сбор. Вклады делали все соликамцы – и богатые купцы, и зажиточные солевары, и даже нищие, хоть копеечку, да подали на общее дело. Сумма набралась немалая, да замысел оказался уж больно грандиозным. Через несколько лет строительство остановилось, средств не хватило. Попытался, было, староста соборный обратиться к соликамцам. А те уже поиздержались – вложили деньги в возведение своих приходских церквей. Приходы не хотели отставать от собора и начали строить тоже каменные храмы. Посовещавшись, на сходе горожане решили бить челом государям, чтобы они пожаловали деньги на завершение Троицкого собора.

По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году велено было взять 200 рублей казенных денег «из усольских таможенных и кабацких доходов». По тем временам сумма эта была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство. В 1697 году Троицкий собор был освящен. В память о царском пожертвовании в южную стену храма был вставлен изразец с изображением двуглавого орла. А на западном фасаде над окнами позднее выложили из кирпича императорскую корону. Теперь можно увидеть только корону, изразец был уничтожен в 1918 году как символ царской власти.

Архитектура храма сохранилась почти полностью, за исключением одного из крылец. Раньше их было три. Сейчас на месте южного крыльца видна лишь дверь. Все остальное – элементы деревянных построек, искусно воплощенные в кирпиче, кружево жучкового орнамента, подвесные гирьки и поливные изразцы можно и ныне наблюдать во всей полноте. Чего нельзя сказать о внутреннем убранстве храма. Иконостасы и настенная роспись не сохранились. Остались только фотографии, сделанные в 1911 году.

Первый, древнейший, иконостас Троицкого собора был размонтирован и передан в мужской монастырь. Вместо него, в 1824 году, устроен новый - на средства купчихи П.И. Лапиной-Ентальцевой. Он представлял собой уменьшенную копию иконостаса Казанского собора в Петербурге. Это то, что касается основного храма – Свято-Троицкого. Иконостасы приделов – Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца оставались без изменений. Икон старинной живописи в соборе было две: Святой Троицы и Богоматери. Обе хранились в серебряных окладах. Еще одна, пожалуй, самая известная икона хранилась в храме. Это образ святителя Николая Чудотворца, по преданию, пожалованный городу Иваном Грозным. Икона была в особом почтении у соликамцев и перед нею всегда горела неугасимая свеча.

Троицкий собор был центром духовной и общественной жизни города. В нем шла повседневная церковная служба, начинались крестные ходы, служились молебны. В нем приносили клятвы городские головы и бургомистры при вступлении в должность. Зачитывались царские указы, некоторые из них приводились в исполнение. Например, знаменитый указ Петра Первого о бритье бород был зачитан в храме после обедни и тут же исполнен – у выхода соликамцев ждали молодцы с ножницами. Таких горестных воплей, как в тот день, собор никогда не слышал.

Звучали в нём и крики радости. Один из старожилов рассказывал: «Как-то, перед Ильиным днем, гонец в Соль Камскую пожаловал. Да прямо в церковь соборную. Идет, народ толкает, всякий ему дорогу дает… Прямо в алтарь. Воеводу к себе позвал. У всех сердце так и позаныло… Воевода-то из алтаря нейдет. Обедня была на отходе. Ну, отпели Божию службу. Глядь – насередь церкви молебен. Сам воевода вышел на амвон да таково громко прочел, что шведскую рать царь Петр Алексеевич побил у Полтавы и прогнал, и что сам царь-государь здравствует. Уж какое веселье-то было! И в колокола звонят, и в пушки палят!!!». Этот рассказ приводит П.И. Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках». Он побывал в Соликамске в 1839 году. Заходил и в Троицкий собор, где, как он пишет, оказалось довольно сумрачно, горело несколько свечей, и стояла гулкая тишина.

В те годы город переживал глубокий упадок, потеряв значение крупного торгового центра. Сибирский путь прошел южнее, воеводство упразднено. Многие жители покинули Соликамск, ища более богатых мест. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к нему приписали Богоявленскую и Воскресенскую церкви. Но и тогда соликамцы находили средства на содержание своих храмов, делали вклады – кто значительные, кто небольшие. Можно назвать многие фамилии, и среди них – Лапины, Колесниковы, Мычелкины, Ксенофонтовы… Поколения сменялись, а вера оставалась. Приход в храм был жизненной необходимостью. И так продолжалось до 1929 года.

Собор закрыли, несмотря на просьбы прихожан, общину верующих распустили. Иконостас и настенную роспись уничтожили. Неизвестно, какая бы участь постигла храм. В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей и, по обращении в райисполком, он получил Троицкий собор для размещения своих экспозиций. Через год он уже показывал историю города к его 500-летию. В 1932 году в соборе открылся музей калийной промышленности. При устройстве макета шахты обнаружилось захоронение купчихи П.И. Лапиной-Ентальцевой. Открылась еще одна из сторон жизни собора – он был усыпальницей лучших людей города. Кто знает, чьи еще захоронения сокрыты в подклетах храма под его алтарями? Можно только предположить: купцы, городничие, воеводы. Пусть себе покоятся с миром. Калийный музей просуществовал в соборе до 1938 года. Тогда началось внутреннее переустройство храма. В главном, 18-метровой высоты, кубе сделали два перекрытия, получив при том три этажа. Предполагалось разместить новую экспозицию отдела социалистического строительства. С началом войны от замысла отказались.

Троицкий собор принял эвакуированные ценности музеев Москвы, Ленинграда, южных городов России. Так и хранились они в храме, спрятанные в ящики, тщательно закрытые и пронумерованные. И никто в Соликамске не знал, что рядом – сокровища Русского музея, акварели Лермонтова, театральные ценности музея Бахрушина. Все скрывали стены собора. Кончилась война, экспонаты вернулись в свои музеи, а Троицкий собор надолго опустел. В 1964 году в нем начались большие реставрационные работы, вернувшие храму его первозданный облик. Внутренне убранство, к сожалению, восстановить не удалось.

В 1982 году его вновь передали музею, и спустя несколько лет, были открыты новые экспозиции: «Девятая пятница» и «Храмы Соликамска», рассказывающие о прошлом города.

Собор - летний. Здание построено на высоком сводчатом подклете («рундуке»), который использовался как складские помещения. Конструкция здания в основном традиционная. Высокая центральная бесстолпная часть завершается пятью главами с одним световым и четырьмя глухими барабанами. Алтарь трехчастный, невысокий. Приделы ниже основного храма, имеет по одной главе. Храм имеет обширную обходную сводчатую галерею, по ширине равную храму с приделами. Своеобразие храму придают обширные крыльца, которых, вероятно, было три, но южное крыльцо не сохранилось. Ступени сохранившихся западного северного крылец выходят на склоны и как бы продолжают линию косогора. Центральное помещение освещается через центральный барабан и окна западного фасада, расположенные над галереей.

Храм в целом очень пропорционален. Ниэкие кровли приделов и алтарей не заслоняют центрального объёма. Изящные сдвоенные пилястры расчленяют его плоскости на три равные доли, заканчиваются эти плоскости ложными полукруглыми закомарами. Это традиционное решение подчеркивает устремленность здания вверх. Завершаются стены плоским постаментом, на котором собственно и стоят барабаны. Этот, не бросающийся в глаза, постамент придает зданию еще большую устремленность вверх. Декоративная обработка барабанов органично подчеркивает их легкость. Наличники окон, разнообразные по рисунку смотрятся яркими декоративными пятнами на фоне белых стен. Необычными являются небольшая палатка в виде бочки, расположенная над алтарём и вход в подклет со стороны алтаря.

Богато украшенные крыльца с лестницами связывают здание с окружающим ландшафтом. Северное крыльцо удивляет сочетанием шатровой кровли с перекрытием в виде массивного куба. В элементах оформления просматриваются черты деревянного зодчества, например, выполненные в кирпиче подобии деревянных балясин.Особенно украшают крыльцо двойные окна с висячими гирьками. Дополняют декоративный характер украшения из поливных полихромных изразцов, изображающих птиц. Они изготовлены в г. Орле на Каме. Главное, западное крыльцо храма не имеет аналогов в русской архитектуре. Оно очень широкое на массивных столбах, которые поддерживают низкий свод. Характерным для Соликамска является жучковый орнамент ажурного кирпичного фриза, который также применен в Сретенской церкви в Гороховце (1689 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор_(Соликамск)

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.